Земельный налог

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
25.798
Репутация
11.175
Реакции
59.855
RUB
50
Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.


При установлении земельного налога местные власти определяют налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), а для налогоплательщиков-организаций - порядок уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть также определены для отдельных категорий налогоплательщиков:
  • налоговые льготы;
  • основания и порядок их применения;
  • размер не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Также своим решением они могут устанавливать или не устанавливать на своих территориях отчетные периоды по земельному налогу. В первом случае налогоплательщики-организации должны в течение года исчислять и уплачивать авансовые платежи по налогу. Во втором случае налог платят единовременно за весь год.

Земельный налог относится к местным. Его установление и ввод в действие относится к компетенции местных властей.

ФНС разъяснила порядок его уплаты по объектам, расположенным на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
В письме ФНС от 17 марта 2023 г. № БС-4-21/3145@ говорится, что если новые субъекты примут соответствующие законы, исчисление и уплата земельного налога начнутся с налогового периода 2024 года. За текущий, 2023 год налогоплательщикам присоединенных территорий платить налог не придется.

Кто платит земельный налог

Плательщики земельного налога – это фирмы, у которых есть определенные земельные участки, как правило, на праве собственности либо постоянного (бессрочного) пользования.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации за ним вещного права на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.

Не являются плательщиками земельного налога фирмы в отношении тех участков земли, которые:
  • или находятся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования;
  • или переданы им по договору аренды (то, что арендаторы не входят в состав плательщиков земельного налога, подтверждает ФНС в письме от 8 ноября 2023 г. № БС-3-21/14515@).
Согласно статье 45 Земельного кодекса прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком происходит в случаях если:
  • в принудительном порядке прекращено право пользования земельным наделом (при ненадлежащем использовании земельного участка, порче, неиспользовании земельного участка);
  • если землепользователь добровольно отказался от принадлежащего ему права на земельный участок, подав соответствующее заявление в орган государственной регистрации.
Обязанность уплачивать земельный налог прекращается со дня внесения в реестр записи о вещном праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Принудительное изъятие у собственника земельного участка является основанием для прекращения его налогообложения с даты госрегистрации прекращения права собственности на земельный участок, определяемой на основании сведений, поступивших от регистрирующего органа (Письма ФНС России от 13 июля 2022 г. № БС-4-21/8943@, от 12 июля 2022 г. № БС-4-21/8879@).

Обратите внимание: это правило действует и в случае принудительного изъятия у собственника иных объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Лица, которые освобождены от земельного налога, перечислены в статье 395 Налогового кодекса, например, это:
  • организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Объект обложения земельным налогом

Под обложение земельным налогом попадают участки, расположенные в пределах муниципального образования, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Не облагаются земельным налогом земельные участки:
  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ. То есть те, что находятся в федеральной собственности и заняты государственными природными заповедниками и национальными парками, зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, войска и воинские формирования, объектами организаций федеральной службы безопасности; органов госохраны и т.д.;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость земельных участков-объектов налогообложения (ст. 390 НК РФ). Ее определяют в соответствии с земельным законодательством РФ. Для установления такой стоимости проводят государственную кадастровую оценку земель.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ установлена периодичность проведения государственной кадастровой оценки. Очередная оценка будет проводиться в городах федерального значения по решению мэра через 2 года с года проведения последней оценки.

Такая периодичность применяется по земельным участкам с 1 января 2022 года.

В 2022 году была проведена внеочередная кадастровая оценка земельных участков.
Статья 391 НК РФ до 31 декабря 2023 года действует в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ, содержащей правило «заморозки» роста кадастровой стоимости. Оно устанавливало, что если с 1 января 2023 года кадастровая стоимость участка превышает значение на 1 января 2022 года, то налоговая база в 2023 году определяется как его кадастровая стоимость, применяемая на 1 января 2022 года. Исключение – увеличение кадастровой стоимости из-за изменения характеристик земельного участка (категории земель, разрешенного использования, площади и т.п.). В этом случае земельный налог исчисляется в общем порядке из кадастровой стоимости участка на 1 января 2023 года.

С налогового периода 2024 года указанные положения Федерального закона от 26 марта 2022 г. № 67-ФЗ утрачивают силу. При исчислении и уплате земельного налога за 2024 год плательщики должны самостоятельно использовать в качестве налоговой базы кадастровую стоимость земельных участков, внесенную в ЕГРН, действующую на 1 января 2024 года.

Информация о кадастровой стоимости содержится в ЕГРН.

Фирмы сами определяют налоговую базу по налогу на землю, основываясь на данных из ЕГРН. Налоговики же получают эти сведения от органов, зарегистрировавших права на землю и осуществивших кадастровый учет.

Если земельный участок образован в течение календарного года, тогда налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Налоговую базу определяют отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Фирмы определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для расчета налоговой базы применяется стоимость, информация о которой внесена в ЕГРН. Дата начала ее использования в этих сведениях указана.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результате определения кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость определяется в отношении как вновь учтенных объектов недвижимости, так и в отношении ранее учтенных объектов недвижимости, если произошло изменение их количественных или качественных характеристик (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее - Закон № 135-ФЗ).

Другими словами, кадастровая стоимость земельных участков определяется в случаях:
  • образования нового земельного участка;
  • изменения площади земельного участка;
  • изменения вида разрешенного использования земельного участка;
  • перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
  • включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
Кадастровая стоимость земельных участков в перечисленных выше случаях определяется Росреестром.
В общем случае сведения о кадастровой стоимости используются с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Но в некоторых случаях – в особом порядке (ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ):
  • в случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости - с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку;
  • в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда - с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка​

В общем случае изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ).

То есть платить налог с новой налоговый базы нужно только со следующего налогового периода, за исключением двух случаев:
  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром при ведении государственного кадастра недвижимости;
  • при изменении кадастровой (реестровой) стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) - это ошибка, допущенная органом кадастрового учета при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ведущая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН.

Кадастровая (реестровая ошибка) - это воспроизведенная в ЕГРН ошибка в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином установленном порядке (ч. 1, 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной Росреестром, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка может быть изменена по решению специальной комиссии или по решению суда. Подобные изменения влекут за собой пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

С 11 августа 2020 года действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ.
Установлено правило о ретроспективном применении кадастровой стоимости объекта недвижимости в налогообложении. Если исправление ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, привело к ее уменьшению, то новое значение будет распространено на весь период со дня начала применения сведений о кадастровой стоимости.

В случае увеличения кадастровой стоимости ее новое значение будет применяться со следующего года.
А в случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из них – по закону об оценочной деятельности.

Если же кадастровая стоимость определена в размере ее рыночной оценки, применять ее следует «задним числом» - с 1 января года, в котором подано заявление и принято положительное решение (но не раньше даты регистрации объекта в кадастре).
С 1 января 2021 года заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, можно будет подать в течение 5 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.

С января 2021 года установлены два случая, когда нужно пересчитать земельный налог из-за корректировки кадастровой стоимости.
  1. Кадастровая стоимость объекта меняется вследствие того, что установлена его рыночная стоимость. Перерасчет налога производится задним числом за все периоды, в течение которых применялась изменяемая кадастровая стоимость (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
  2. Кадастровая стоимость меняется из-за изменения характеристик объекта. Алгоритм расчета следующий (п. 7.1 ст. 396 НК РФ):
  • за период с 1 января до даты изменения сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если изменение произошло после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
  • за период с даты изменения по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если изменение произошло 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.
Напомним: если земля принадлежит вам меньше года (например, несколько месяцев), то налог платится только за эти месяцы. Рассчитайте земельный налог за несколько месяцев с учетом коэффициента владения по формуле:

Сумма земельного налога за неполный год=Налоговая базаxСтавка налогаxКоличество месяцев, в течение которых участок был зарегистрирован на владельца / 12 месяцев

Как оспорить кадастровую стоимость участка​

Процедура установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости для юридического лица предполагает следующий порядок действий:
  • определить (оценить) размер рыночной стоимости земельного участка с привлечением профессиональных оценщиков. При этом рыночная стоимость земельного участка должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость;
  • оспорить кадастровую стоимость участка в досудебном порядке, что предусмотрено Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Обращение в комиссию возможно в течение пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости.
Срок рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости - один месяц с даты поступления заявления в комиссию.

Заметим, что обращение с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости в суд возможно в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный месячный срок.
По итогам рассмотрения административного искового заявления суд выносит решение, которое вступает в законную силу через месяц после вынесения решения.
Следует также помнить, что уточненную налоговую декларацию по земельному налогу в случае успешного оспаривания кадастровой стоимости земельного участка следует подавать не ранее момента внесения органом кадастрового учета новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Максимальное значение тарифа может быть от 0,3 (в частности, по землям сельскохозяйственного назначения) до 1,5 (по прочим землям) процента (п. 1 ст. 394 НК РФ).
Дифференциация налоговых ставок производится в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также от места нахождения объекта налогообложения.
Обратите внимание: рассчитывать земельный налог, когда участок включили в состав другого муниципального образования, где установлена другая ставка, нужно с использованием коэффициента. Он определяется отношением числа полных месяцев нахождения участка в границах муниципального образования к числу календарных месяцев в периоде. Такой коэффициент применяют, когда право собственности на участок возникает или прекращается в течение года (Письмо Минфина от 9 февраля 2023 г. № 03-05-04-02/10562).

Налоговые ставки по земельному налогу:

1) 0,3% в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом (ЖФ) и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к ЖФ и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКК, или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Для применения пониженной ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения необходимо, чтобы земельный участок:
  • относился к землям сельскохозяйственного назначения в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах;
  • использовался для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению.
В противном случае ставка устанавливается в пределах до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка (письмо Минфина России от 26 мая 2016 г. № 03-05-04-02/30117).

В отношении земельных участков, приобретенных для осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока, который начинает течь с даты госрегистрации права на участок.
Исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) по участкам под жилищное строительство производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Этот срок начинает течь с даты госрегистрации права на участок и вплоть до регистрации прав на построенный объект.

Обратите внимание: Федеральным законом от 31 июля 2023 г. изменен порядок применения повышающих коэффициентов по участкам, приобретенным для жилищного строительства

Изменения, действующие с 1 января 2024 года, таковы:
  1. Если налогоплательщик заключил договор о комплексном развитии застроенной территории, то повышающие коэффициенты "2" и "4" необходимо использовать при исчислении земельного налога с даты выдачи разрешения на строительство жилого дома (многоквартирного дома). Упомянутый договор заключается с победителем или участником торгов, а также с правообладателем участка либо объекта недвижимости в соответствии со ст. 68 Градостроительного кодекса РФ;
  2. В иных случаях, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство, установлено после государственной регистрации прав на эти участки, то повышающие коэффициенты применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о таком виде разрешенного использования.

Применение различных ставок налога в отношении одного и тогда же участка​

С 2024 года разрешено применение различных ставок налога в отношении одного и тогда же участка. Для этого организация должна подать уведомление со следующими сведениями:
  • наличие на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • площадь участка, занятая объектами недвижимости, которые не относятся к жилищному фонду.
Форму уведомления, порядок его заполнения и формат подачи утверждает ФНС России.
К уведомлению нужно приложить документы, подтверждающие наличие таких объектов и площадь упомянутой части участка.
Если организация не представит в инспекцию уведомление, она все равно может рассчитать налог по разным ставкам, поскольку налоговый орган должен получить сведения о наличии на участке объектов жилищного фонда в порядке межведомственного обмена от иных органов.

Ставка налога при нецелевом использовании земельных участков

Если земельный участок с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) используется в предпринимательской деятельности и предназначен для дальнейшей перепродажи, льготную ставку земельного налога применять нельзя (Письмо Минфина от 15 января 2020 г. № 03-05-06-02/1158).
Поэтому если участок для ИЖС используется в предпринимательской деятельности, земельный налог нужно платить по общей ставке – 1,5% (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Об использовании земельных участков для ИЖС в предпринимательской деятельности свидетельствуют:
  • наличие множественности земельных участков, принадлежащих одному лицу, основным видом деятельности которого является продажа недвижимости;
  • установление признаков коммерческого землепользования (для извлечения прибыли), в том числе создание на соответствующей территории инфраструктуры (построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки и т.п.), установление фактов дальнейшей реализации земельных участков, т.е. их использования налогоплательщиком в предпринимательской деятельности .
Таким образом, строительство на землях ИЖС домов и их последующая продажа в целом или по частям (в долях) и создание и эксплуатация на земельном участке коммерческого объекта (например, гостиницы), тоже может свидетельствовать об использовании земельного участка в предпринимательской деятельности.

Территориальные органы Росприроднадзора ежегодно до 1 марта сообщают в налоговые органы следующую информацию (п. 7.2 ст. 396 НК РФ):
  • о неиспользовании по целевому назначению (для сельскохозяйственного производства) земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения;
  • об использовании в предпринимательской деятельности (т. е. не по целевому назначению) земельного участка, предназначенного для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;
  • о выдаче предписания об устранении перечисленных нарушений, а также о фактах их устранения.
В отношении таких участков (независимо от вида их разрешенного использования) налог необходимо платить по ставке, предусмотренной для прочих земель (до 1,5 %). Согласно пункту 7.2 статьи 396 НК РФ такая ставка применяется со дня совершения правонарушения либо со дня его обнаружения проверяющими (если у проверяющих нет данных о дате совершения правонарушения) и до 1-го числа месяца, в котором уполномоченным органом установлен факт устранения нарушения.
Обратите внимание: с 1 января 2024 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года изменена дата начала уплаты земельного налога по повышенной ставке. По ставке для прочих земель (не свыше 1,5 %) налог нужно будет исчислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем совершения правонарушения или его обнаружения проверяющими (если точная дата совершения правонарушения неизвестна).

Штрафы за нецелевое использование земли​

За нецелевое использование земли фирму могут оштрафовать по статье 8.8 КоАП РФ. Пунктом 1 этой статьи установлены такие штрафы.
Если кадастровая стоимость земельного участка определена:
  • на граждан - от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена:
  • на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.
Пример. Два объекта на одном участке
Компания взяла участок земли в аренду на 49 лет ля эксплуатации гостиницы.
При проверке соблюдения компанией земельного законодательства прокурор установил, что фирма использует участок не по назначению - эксплуатации зданий с целью оказания гостиничных услуг.

В чем усмотрели нарушение?

Выяснилось, что на одном и том же участке, вместе с гостиницей, работает кафе. У него имеется отдельный вход, и заведение открыто для посещения неограниченного круга лиц.
Прокурор усмотрел в этом нецелевое использование земли и составил протокол по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Росреестр на основании этого протокола вынес постановление и назначил фирме штраф в размере 700 000 рублей.
Фирма не согласилась и обратилась в суд.

Суд не обнаружил состава правонарушения и отменил штраф. Ведь размещение кафе гостиницы не исключает использование земли в соответствии с ее целевым назначением. А питание было организовано в первую очередь для постояльцев гостиницы.
(Постановление АС Московского округа от 28 февраля 2019 г. № Ф05-941/2019).

Срок уплаты земельного налога​

Срок уплаты земельного налога устанавливают только федеральные власти. За региональными властями закреплено право устанавливать ставки и порядок перечисления налога.
с 1 января 2023 года для всех организаций установлен единый срок уплаты налога в составе единого налогового платежа. За истекший год организации должны уплатить земельный налог не позднее 28 февраля следующего года.
Сроки перечисления авансовых платежей – не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Сообщение об уплате налога​

Организациям самостоятельно рассчитывать, уплачивать налог и сдавать декларации нужно было в последний раз за 2019 год.
Начиная с отчетности за 2020 год плательщики земельного налога освобождены от сдачи отчетности по нему. Изменения, касающиеся отчетности по налогу, были внесены Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ.

По итогам 2020 года и далее налоговики самостоятельно рассылают компаниям сообщения об исчисленных суммах налогов. Сумму рассчитают исходя из сведений, имеющихся в госреестрах и у регистрирующих органов. Формы таких сообщений утвердила ФНС приказом от 5 июля 2019 года № ММВ-7-21/337@. В документах отражается объект, на который начислен налог, база, период и ставка по налогам, а также сумма к уплате.
Сообщения налоговики отправят после того, как истекут налоговый период и срок уплаты налога, то есть когда плательщик должен был исполнить обязанности по уплате налогов.

То есть, отправка сообщений не заменяет обязанности плательщика по самостоятельному расчету и уплате налога. Их цель - информирование плательщика о сумме налога за конкретный период для взыскания недоимки, если она будет обнаружена.

Обратите внимание, что Налоговый кодекс дает возможность фирмам в течение 20 дней с момента получения сообщения предоставить налоговикам документы, которые подтвердят, что вы правильно рассчитали уплаченный налог, применили льготу или обоснованно освобождены от налога. Пояснения подавайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 28 августа 2023 г. № ЕД-7-21/577@. Налоговикам придется рассмотреть пояснения и документы, а если найдутся основания, то и произвести перерасчет указанной в сообщении суммы.

Обратите внимание: в НК РФ есть еще одна норма. В соответствии с пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ налоговики не позднее 30 дней до уплаты налога обязаны уведомить плательщика налога о перерасчете обязательств по налогу. Если перерасчет увеличивает ранее уплаченную сумму налога, то он не выполняется. Однако эта норма неприменима к организациям, так как они не платят земельный налог на основании таких налоговых уведомлений, а рассчитывают его самостоятельно и уже потом сверяют правильность своих расчетов с данными из сообщений налоговиков об исчисленных налогах.

Компания может в любой момент запросить выписку из Единого госреестра налогоплательщиков, чтобы знать, какими сведениями руководствуются чиновники при расчете налогов. Об этом написали финансисты еще в письме от 19 июня 2019 года № 03-05-05-02/44672.

Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога

backgroundimages.png


Если инспекция не прислала сообщение о сумме налога​

Если вы не получили сообщение об исчисленном налоге, нужно направить в инспекцию сообщение о наличии объекта налогообложения (п. 2.2 ст. 23 НК РФ). Представляется оно однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим годом. К сообщению прилагаются копии документов, подтверждающих права на объекты.

Форма, формат и порядок заполнения сообщения о наличии у организации земельных участков утверждены приказом ФНС от 25 февраля 2020 г. № ЕД-7-21/124@. Приказом ФНС России от 18 июня 2021 г. № ЕД-7-21/574@ форма была скорректирована. Обновленную форму юрлица должны применять с 1 сентября 2022 года.
Направлять сообщение об объектах налогообложения не требуется, если не истекли сроки для направления организации сообщений об исчисленных налоговым органом суммах этих налогов.

Например, сообщение об исчисленной сумме налога за 2021 год должно было быть передано инспекцией не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты (1 марта 2022 года), то есть до 2 сентября 2022 года. То есть сообщение о наличии объектов, признаваемых объектами налогообложения, организация не должна направлять ранее 1 сентября 2022 года.

Как заполнить сообщение об объекте налогообложения​

Бланк сообщения состоит из титульного листа; листа с информацией о транспортных средствах и листа с информацией о земельных участках (поскольку форма предназначена не только для земельного, но и для транспортного налога).

На титульном листе указывают:
  • код налогового органа;
  • данные об организации;
  • номер контактного телефона;
  • код, отображающий способ получения результатов рассмотрения сообщения («1» — лично, «2» — по почте, «3» — через интернет с помощью оператора ЭДО).
При заполнении листа с информацией о земельных участках необходимо указать:
  • кадастровый номер земельного участка;
  • дату государственной регистрации в ЕГРН права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а при отсутствии такой даты — дату возникновения указанного права на земельный участок;
  • имеющуюся в ЕГРН дату государственной регистрации прекращения права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, а при отсутствии такой даты — дату прекращения указанного права на земельный участок (при наличии такой даты).
Сообщение можно заполнить рукописным способом чернилами черного цвета или на компьютере.

Не допускаются:
  • исправление ошибок с помощью корректирующего средства; двусторонняя печать документа на бумаге;
  • скрепление листов, приводящее к порче документов.

Порядок заявления о льготах​

За периоды до 2020 года льгота по земельному налогу отражалась в декларации. С 2020 года плательщики земельного налога - юрлица декларацию не заполняют, но подают в ИФНС заявления о льготах (приказ ФНС от 25 июля 2019 г. № ММВ-7-21/377@).

Со 2 июля 2021 г. для налогоплательщиков-организаций введен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами (п. 85 ст. 2, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 305-ФЗ).

Федеральным законом от 24 июня 2023 г. № 268-ФЗ освобождены от земельного налога участники свободной экономической зоны на территориях:
  • Республики Крым и города федерального значения Севастополя (п. 26 ст. 381 НК РФ);
  • ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (п. 29 ст. 381 НК РФ).
Льготы действуют с 24 июня 2023 года в отношении земельных участков, которые используются в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на соответствующих территориях. Освобождение по земельному налогу действует 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Приказом ФНС от 12 июля 2023 г. № ЕД-7-21/470@, вступившим в силу 22 августа 2023 года, определены коды льгот, которые необходимо указывать названным организациям при подаче в налоговый орган заявления о предоставлении льгот по земельному налогу:
  • для организаций, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения – код 3021197;
  • для организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей – код 3021199.

Порядок уплаты земельного налога

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ были введены единый налоговый платеж и единый налоговый счет.
По налогам, авансовым платежам и взносам, которые в данном месяце платят до подачи декларации (расчета) либо без декларации (расчета), перед их уплатой нужно подавать в налоговую инспекцию уведомление об исчисленных налогах.

Срок подачи уведомления о начисленных налогах - не позднее 25 числа месяца уплаты (срок может сдвинуться из-за выходных).
По земельному налогу декларация не сдается. Поэтому по налогу, подлежащему уплате по сроку 28 февраля, нужно подавать уведомление.
Обратите внимание: в 2023 году уведомление об исчисленных налогах можно было подавать в виде отдельных платежных поручений, которые направляются в банк (п. 14 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ). С 2024 года эта возможность отменена.

КБК по земельному налогу организаций применяются:
  • при перечислении налога в 2023 году с помощью отдельных платежных поручений и без уведомлений об исчисленных суммах налога;
  • при заполнении информации в уведомлениях об исчисленных суммах земельного налога.
Вот эти коды.

Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения:
  • 182 1 06 06031 03 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06031 03 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов:
  • 182 1 06 06032 04 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06032 04 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением:
  • 182 1 06 06032 11 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06032 11 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах внутригородских районов:
  • 182 1 06 06032 12 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06032 12 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов:
  • 182 1 06 06032 14 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06032 14 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах межселенных территорий:
  • 182 1 06 06033 05 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06033 05 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений:
  • 182 1 06 06033 10 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06033 10 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.
Земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений:
  • 182 1 06 06033 13 1000 110 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному);
  • 182 1 06 06033 13 3000 110 - суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу.

Как заполнить уведомление об исчисленном земельном налоге​

Уведомление состоит из двух частей. Титульный лист имеет стандартную для всех налоговых отчетов форму. Во вторую часть «Данные» включается информация о налогах.
Раздел Уведомления «Данные» состоит из нескольких однотипных частей (подразделов). Для одного налога, взноса, сбора - одна часть. Они все одинаковые, информация одна и та же:
  1. КПП, указанный в соответствующей налоговой декларации (расчете).
  2. Код по ОКТМО.
  3. Код бюджетной классификации.
  4. Сумма налога, авансовых платежей по налогу, сбора, страховых взносов.
  5. Отчетный (налоговый) период (код)/Номер месяца (квартала).
  6. Отчетный (календарный) год.
При заполнении уведомления по земельному налогу по строке 5 укажите:
  • в первой части поля - «34» (код года).
  • во второй части - порядковый номер квартала: «01», «02», «03», «04».
Например, если вы формируете уведомление в отношении платежа по итогам года, проставьте 34/04, даже если вы не платили квартальные авансовые платежи.
Различие будет только в сумме налога:
  • с авансами это будет сумма годового налога за вычетом уплаченных авансов;
  • без авансов – это будет сумма налога, подлежащего уплате за год.
В уведомлениях указывается только сумма, которую вы перечисляли в текущем году за предыдущий.
Все уплаченные авансы в предшествующем году по состоянию на 1 января следующего года попадают на ЕНС и числятся как переплата.
Имейте в виду, начисленные суммы будут числиться на ЕНС, пока инспекция не проведет свой расчет земельного налога для вашей организации.
Затем она сформирует для вас свое уведомление – об уплате налога, который вы должны заплатить в бюджет за год. Это случится в течение 6 месяцев после наступления срока уплаты налога.

После этого станет ясно, совпали ли ваши данные о начисленном налоге с данными инспекции, а сумма вашей обязанности по уплате налога закроется.
Есть несколько вариантов направления уведомления об исчисленной сумме земельного налога в случае, если фирма зарегистрирована в одном регионе, а приобрела участок в другом. Главное – не ошибиться с ОКТМО.

Организация может представить уведомление об исчисленной сумме налога в отношении земельного налога в ИФНС по месту учета:
  • либо в налоговый орган по месту нахождения организации;
  • либо в инспекцию, в которой организация поставлена на учет по месту нахождения обособленного подразделения;
  • либо в налоговый орган, в котором организация стоит на учете по месту нахождения земельного участка.
В поле «Код по ОКТМО» уведомления об исчисленной сумме налога указывается ОКТМО по местонахождению земельного участка.

Как заполнить платежное поручение по земельному налогу​

В платежном поручении по земельному налогу в 2023 году необходимо указывать нового получателя бюджетных средств, КБК и назначение платежа, а также по-новому заполнять коды ОКТМО и налоговый период.
Согласно приказу Минфина от 30 декабря 2022 г. № 191н, при уплате земельного налога возможны варианты:
  1. Через единый налоговый платеж – с подачей в инспекцию уведомления об исчисленных налогах
  2. В 2023 году - платежкой, которая заменяет налоговое уведомление (платежкой-уведомлением). В 2024 году остается только один вариант - с подачей уведомления об исчисленных налогах.
Направлять бюджетные средства нужно по реквизитам Казначейства России (ФНС России) , , независимо от юридического адреса плательщика.
Если вы платите земельный налог посредством единого налогового платежа с подачей уведомления, в платежном получении укажите:
  • номер и дату;
  • сумму цифрами и прописью;
  • реквизиты отправителя (свои банковские реквизиты);
  • в блоке полей получателя - реквизиты Казначейства России (ФНС России) ;
  • в поле 101 «Статус плательщика» - код 01:
  • код КБК 18201061201010000510:
  • в полях 105 - 109 - нули:
  • в поле «Назначение платежа» - Единый налоговый платеж.

 
  • Теги
    земельный налог налоговый кодекс
  • Сверху Снизу