Совкомфлот и санкции. Как компания потеряла половину прибыли в самый выгодный год для танкерного бизнеса? Анализ отчета

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
57.099
Репутация
64.070
Реакции
283.468
RUB
0
40% всех танкеров под санкциями, падающая прибыль. Почему компания не смогла воспользоваться рекордными ставками фрахта и что теперь делать инвесторам?









Продолжаем разбирать свежие отчёты по МСФО за 2024 год.
Недавно Совкомфлот представил годовой отчет, результаты которого оказались хуже ожиданий. Многие инвесторы рассчитывали на рост, а получили падение всех ключевых показателей.
❗ Падение прибыли, просевшие операционные показатели, нескончаемая волна санкций — все это привело компанию туда, где к сожалению, она сейчас находится.
Что происходит? Почему, несмотря на бешеные ставки фрахта, компания показывает такие слабые результаты и чего ждать в 2025 году? Давайте разбираться..

🩸Разбитые ожидания: почему отчётность Совкомфлота оказалась провальной?​


MDQwMGM1LmpwZWc.webp

Результаты компании за 2024 год:
  • 🔻 Выручка упала на 18,3%, до 172,5 млрд ₽
  • 🔻 Операционная прибыль рухнула на 54,9%, и теперь составляет 44 млрд ₽
  • 🔻 Скорр. чистая прибыль упала на 48,8%, до 43,3 млрд ₽
Достаточно сильное падение, даже относительно других компаний, которые сталкивались с схожими проблемами. Интересно ещё то, что в отчетность включены разовые списания в 6,9 млрд ₽, но даже если их убрать, фундаментальных проблем это не решает.
Тут надо понимать, что Совкомфлот — далеко не IT-компания, здесь нет истории про "временное падение с последующим скачком". Если прибыль падает, значит, операционная эффективность страдает.

🚧 Санкции, фрахт и конкуренция: почему риски только растут?​


NmUyYTA5LmpwZw.webp
Делает вывод Bloomberg
На первый взгляд, санкции против российских перевозчиков дали обратный эффект — фрахтовые ставки взлетели. Сейчас перевозка нефти обходится в 10,2$ за баррель против 7,2$ в начале 2024 года. Казалось бы, сильный позитив
❗Но тут есть свое но...
Рост фрахта — это не успех Совкомфлота, а временный эффект от дефицита судов. Очередной пакет санкций ударил по 54 танкерам компании — больше половины её танкерного флота, который должен был обеспечивать основную выручку.
Также не забываем про другие проблемы:
  • ⚠️ Мировые ставки на танкеры класса Aframax (основа флота Совкомфлота) начали снижаться. По сути, если тренд продолжится, доходность перевозок упадёт даже без отмены санкций.
  • ⚠️ Риски возвращения конкурентов. Если санкционное давление вдруг ослабнет (предпосылки есть), рынок мгновенно наводнится танкерами. Это может обрушить «премии», которые сейчас получает Совкомфлот, и вернёт его в жесткую конкуренцию с мировыми игроками.
Пока у рынка нет уверенности, сможет ли компания компенсировать потери от простаивающих судов. Понять мы это сможем, лишь после публикации отчетности за 1-й квартал 2025 года. А пока ждём

💼 Дивиденды и Долги. Почему инвесторы могут остаться с носом​


Zjc0MTYzLmpwZw.webp

Казалось бы, дивиденды — вот главный козырь Совкомфлота. Компания объявила базу в 46,2 млрд ₽, что эквивалентно 9,7 ₽ на акцию (≈10,1% доходности).
💡Но тут начинается самое интересное.
По словам менеджмента — итоговая рекомендация может быть ниже, поскольку будет учитывать "достаточность капитала" и санкционные риски.
💭 Перевожу на нормальный язык: Совкомфлот НЕ УВЕРЕН, что отдавать все деньги акционерам — хорошая идея.
Сейчас чистый долг компании составляет всего 3 млрд ₽, а на процентных разницах удалось заработать 5,8 млрд ₽. Но если выплатить 46,2 млрд ₽ дивидендами, — финансовая подушка исчезнет, и любое ухудшение рынка может резко обострить ситуацию
🤔 Вывод: всё хорошо, пока плохо у конкурентов. Но стоит лишь рынку вернуться к нормальному состоянию, как Совкомфлот может потерять значительную часть доходов. На мой взгляд, справедливая цена акций — 80-85₽ с учётом санкций и рисков 2025 года. Судя по «оптимизму» в геополитике, год может стать ещё сложнее






 

Похожие темы

  • Теги
    совкомфлот
  • Назад
    Сверху Снизу