Крупнейшая кредитная организация страны внедряет систему, которая сделает банковские карты фактически ненужными
Уже через 2–3 года для клиентов Сбербанка фактически отпадет необходимость в банковских картах. Крупнейшая кредитная организация в стране намерена внедрить два технологических решения — voice recognition (идентификация по голосу) и image recognition (идентификация по внешности). Об этом в эксклюзивном интервью (читайте в одном из ближайших номеров) «Известиям» рассказал глава Сбербанка Герман Греф.
На данный момент клиенты Сбербанка часто жалуются на то, что для полного сопровождения по карте они должны обращаться в отделение, где она была открыта. Глава Сбербанка Герман Греф объяснил, что технологические возможности для того, чтобы система была единой, есть, но тут играют роль вопросы безопасности.
— У нас сейчас рассматривается целый ряд подходов к вопросам безопасности. Например, такие как voice recognition (идентификация по голосу) и image recognition (идентификация по внешности). Эти решения, которые доводят точность идентификации до 99,9%, находятся в высокой степени готовности, — сообщил Герман Греф «Известиям».
Глава банка надеется, что в течение 2–3 лет кредитная организация сможет их внедрить.
— Это не только защита от мошенничества, но и удобство. Не нужно никуда ездить, не нужно документов, чтобы мы идентифицировали ваш голос для совершения любой операции. В нашей новой платформе «18+» заложен функционал идентификации клиентов по ладони. Мы сейчас всё больше и больше банкоматов закупаем с биометрией. Соответственно, как таковая карта, основная задача которой состоит в идентификации, уходит в прошлое. После внедрения платформы «18+», а оно планируется к 2018 году, частота использования карты как инструмента платежа начнет резко снижаться. Банкинг изменится драматически, — заявил глава Сбербанка.
Правда, как отметил Герман Греф, за рубежом эти технологии не будут работать. Вернее, будут, но только в сети Сбербанка.
— Я думаю, что постепенно и там будут уходить карты, но это не перспектива ближайших пяти лет, — подчеркнул он.
Как уточнили в пресс-службе Сбербанка, идентификация клиентов по голосу планируется в масштабах всего банка, она будет доступна во всех регионах и всем клиентам по их желанию. По данному направлению большая часть тестов уже проведена, остались лишь штрихи. Ограниченное тестирование уже идет в Москве. При такой идентификации, указали в Сбербанке, клиент может с любого телефона в России или за рубежом просто озвучить свой вопрос, не раскрывая конфиденциальной информации. При этом, уверяют в банке, технология позволяет определять случаи, когда человек звонит под принуждением или когда мошенники методами социальной инженерии завладели информацией клиентов старшей возрастной категории.
— Идентификация клиентов по лицу сейчас рассматривается только при обслуживании в отделении банка, а также при выездном обслуживании корпоративных клиентов и маломобильных групп граждан. Сроки и масштаб проектов на текущий момент оценить проблематично, но существует возможность использования во всей сети банка, — уточнили в пресс-службе Сбербанка.
Другие банки пока с осторожностью присматриваются к такой технологии. Например, начальник управления развития устройств самообслуживания ВТБ24 Елена Лоскутова сообщила «Известиям», что в ВТБ24 цели по реализации какой-либо технологии, связанной с отказом от использования карт, пока нет.
— Изменение способа идентификации клиента не является для нас самоцелью. Мы строим свои планы по инновациям, ориентируясь на потребности клиентов (в том числе с ориентацией на будущее). А потребности достаточно простые и прогнозируемые: получить нужную операцию с наименьшим количеством походов в отделение банка и/или с сокращением времени на проведение операций. Пока карту видим как рабочий инструмент для удовлетворения данных потребностей, — подчеркнула Елена Лоскутова.
Как указал начальник управления по развитию систем самообслуживания Альфа-банка Максим Дарешин, Альфа-банк рассматривает использование биометрии, направление отпечатков рисунка вен пальцев для усиления безопасности крупных операций, но как дополнение к действующим мерам безопасности.
— Смотрим на это осторожно, так как самым важным является реакция и востребованность у клиентов. После этого, возможно, будем рассматривать и другие направления биометрии, — сказал Максим Дарешин.
Мнения экспертов относительно востребованности новых технологий разделились. Так, гендиректор компании Zecurion Алексей Раевский полагает, что пока банковский рынок и инфраструктура не готовы к таким технологиям.
— На мой взгляд, на сегодняшний день массовое использование voice recognition и image recognition несколько преждевременно, — сказал он. — Однако хорошо, что их начинают постепенно внедрять. Но я бы скорее говорил о том, что в перспективе 2–3 лет эти системы могут быть внедрены в качестве концепта или пилотного проекта.
Алексей Раевский отметил, что для массового внедрения нужно задействовать не только банки, которые находятся не в вакууме, нужно взаимодействовать с другими областями. Кроме того, эксперт подчеркнул, что стопроцентной защиты подобные системы не могут обеспечить. В частности, существует уже достаточно технологий для изменения голоса.
В пресс-службе Центра речевых технологий (ЦРТ) отметили, что в приложение уже заложена часть, которая позволяет проверить, не подложена ли чужая фотография или не изменен ли голос. В компании считают, что технологии идентификации по голосу и внешности всё больше и больше будут востребованы, поскольку пароли и коды, основанные на знаниях, можно подобрать, а внешность и голос — нет. Официальные представители компании ЦРТ уверены, что карты действительно постепенно исчезнут из нашего быта.
— Но речь точно не о 2–3 годах, а о среднесрочной перспективе, — заявили «Известиям» в ЦРТ.
Юристы не увидели никаких юридических препятствий для внедрения новых способов идентификации. По словам директора юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасии Рагулиной, новый способ полностью вписывается в действующее российское законодательство. Она отметила, что при заключении договора банк с согласия клиента может включить пункт об использовании личных данных клиента, к которым в том числе относятся внешность и голос. В частности, это предусмотрено ст. 11 закона «О персональных данных».
— А в ст. 847 ГК РФ содержится правило, согласно которому договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом. Таким образом, внешность и голос можно считать иными средствами, — пояснила юрист.