Рассказываем, как фискалы признают покупку ТМЦ фиктивной

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
33.707
Репутация
13.260
Реакции
65.199
USD
0
Налоговики хорошо умеют выводить на чистую воду недобросовестных бизнесменов, которые пытаются получить налоговые льготы за счет покупки ТМЦ.


Эксперты изучили последнюю судебную практику и выяснили, какие сделки признаются фиктивными, и как они проверяются. Также для вас составили пошаговую инструкцию. Она поможет узнать следующий ход налоговиков. Теперь вы сможете подстраховаться от налоговых рисков и избежать лишних трудностей.

➡️ Шаг 1. Требуют документы для их сверки с поставщиком​

В первую очередь, информацию о сделке проверяющие запросят у вас, как у покупателя.

Подготовьте следующие документы:
  • договор на поставку ТМЦ и спецификации к нему;
  • заявки на поставку;
  • товарные накладные;
  • счета-фактуры;
  • паспорта качества;
  • сертификаты соответствия товара.
Также они захотят проверить, кто занимался доставкой товаров. Для этого у вас запросят договоры оказания транспортных услуг, ТТН, железнодорожные накладные, путевки. Ну и конечно, начнется сверка с поставщиком.

А дальше сами понимаете. Вам откажут в вычетах по НДС и учете затрат по прибыли, если покупатель не предоставит документы или они окажутся фальшивыми. То есть, он не сумеет подтвердить реальность сделки.

Такая позиция подтверждается как ФНС, так и Минфином. А суды указывают, что выгода будет обоснованной, если сделки реальны и компания проявила должную осмотрительность при выборе контрагента.

А вот пример из судебной практики. Общество договорилось с контрагентом о поставке топливного оборудования для котельных. Но в ходе проверки компании фискалы не получили документы, подтверждающие поставку оборудования. Это дало повод для сверки с поставщиком. Он также не смог передать фискалам документы. Получается, сделку исполнил иной контрагент, которого так и не нашли. На основе этого фискалы пришли к выводу, что поставщик – это техничка. Суд поддержал позицию ФНС и признал доначисления законными.

➡️ Шаг 2. Поиск косяков и нестыковок в документах​

Как решил Пленум Верховного суда, компания может рассчитывать на налоговую выгоду лишь когда все документы оформлены правильно. Если фискалы докажут, что информация в них неполная, лживая или противоречивая, такое право теряется.

И вам не поможет, если все документы поставщик составит после завершения сделки (то есть, отгрузки товара, услуги). Для судей это лишний повод усомниться в реальности сделки, а вы все равно не подтвердите операцию.

Лучше поговорите с поставщиком, чтобы он оформлял все документы сразу.

А вот пример из судебной практики для подтверждения. Компания заключила договор на поставку продуктов питания для заводской столовой. В ходе проверки фискалы выяснили, что в ЕГРЮЛ поставщика нет кода по такой деятельности. И вообще его бизнес никак не связан с поставкой продуктов.

По оформлению документов выявлены такие нарушения:
  • в накладных на товар не было данных о доверенности грузополучателя, реквизитов транспортных накладных;
  • у компании не было документов о качестве продуктов питания;
  • не представлены документы на доставку, то есть фискалы так и не узнали, кто и как доставлял продукты.
А дальше еще лучше: подпись директора компании-поставщика в первичке отличается от его настоящей подписи. То есть, бланки фальшивые. Налоговики проверили и адрес отгрузки. Выяснилось, что с указанного в документах адреса физически нельзя было отгрузить продукты. Такие доводы инспекторов убедили суд в том, что документооборот фиктивный.

➡️ Шаг 3. Проверяют, мог ли поставщик сам доставить себе товар​

Фискалы будут докапываться до того, кто именно исполнил обязанности по договору. Им важно, есть ли реальный бизнес у контрагента и возможности доставить товар.

Поставщика прогонят по признакам технических фирм и проверят:
  • величину налоговой нагрузки (у техничек она минимальна);
  • наличие транзитных платежей;
  • есть ли у него имущество (офис, производственные помещения, основные средства, производственное оборудование, склады и прочее);
  • наличие расходов, которые несут любые компании (зарплата, аренда, покупка канцелярки и прочее);
  • если ли у него сотрудники в штате (администрация, технические работники, производственный персонал);
  • статус директора (номинальный он или нет);
  • налоговую отчетность (есть ли она, а если есть, то какие в ней показатели – минимальные или нулевые).
Ну и конечно, случай из судебной практики. Фискалы заподозрили, что заявленные контрагенты не поставляли компании муку. Она сделала это сама. При этом у поставщиков были признаки техничек. А именно: реального бизнеса не вели, обязательств по сделке не выполнили. Фирме не удалось отстоять свое право на налоговые льготы. В итоге судьи признали правоту инспекции.

➡️ Шаг 4. Контролируют поступления и списания денег со счетов​

Чтобы узнать, реальный ли продавец указан в договоре, налоговики начнут отслеживать движение денег по счетам контрагентов. Так они смогут увидеть, кто перечислял оплату и кому, когда отправлялись деньги и в какой сумме, была ли наценка. Причем последнее (наличие наценки) очень важно. В противном случае теряется смысл продажи.

И если фискалы выяснят, что через несколько дней поступившие деньги отправляются на счета техничек для обналички, то счет контрагента будет признан транзитным.

А при выявлении дополнительных признаков (например, если узнают, что поставщик не имел ресурсов для исполнения договора) покупателю не избежать проблем с вычетами и учетом расходов.

✅ Закрепляем судебной практикой. Компания заключила договор на покупку зерна для дальнейшей продажи. В ходе проверки данные учета были сопоставлены с документами по сделке. Как оказалось, зерно далее не перепродавалось. То есть, у покупателя должно быть зернохранилище. Но свидетельства о собственности или договоры аренды на него предоставлены не были. Поэтому налоговики решили, что фактически зерна нет, и не было. То есть, спорный контрагент его не поставлял.

Следующим этапом стала проверка счета поставщика. Выяснилось, что он не приобретал зерно, не платил за аренду зернохранилища и офиса. Получается, компания просто фиктивно купила зерно, создала фальшивый документооборот и получала налоговую выгоду. Судьи согласились со штрафами фискалов.

➡️ Шаг 5. Отслеживают расходы продавца​

Ждите, что фискалы обязательно проверят, есть ли у вашего поставщика расходы, которые связаны с поставкой. К таким можно отнести аренду, коммуналку, электричество, связь, картриджи для принтера, покупку программ, ремонт компов и прочее. Сами понимаете, вам не доставят товар без затрат на его изготовление либо закупку.

✅ А вот судебная практика. Компания заключила договор на покупку жестяных банок. В реальности сделки фискалов пытались убедить универсальными передаточными документами, счетами-фактурами, актами приема-передачи ТМЦ, договорами поставки и хранения.

Но налоговики заподозрили компанию в создании фиктивного документооборота. Также не было ясности в том, как прошла оплата. Счет в банке был открыт поставщиком почти через полгода после сделки.

Кроме того, он не подтвердил документально факт производства и покупки жестяных банок. Производственных мощностей и расходов у поставщика тоже не было. В итоге судьи пришли к выводу, что сделка фиктивная.

➡️ Шаг 6. Сравнивают цены​

Если цены на покупку ТМЦ сильно разнятся с рыночными, проблем с фискалами вам не избежать. Случай из судебной практики здесь будет очень наглядным.

Компания заказала бытовую химию у спорных контрагентов. Далее была сдана декларация по НДС, налог заявлен к вычету, а расходы учтены в налоговой базе по налогу на прибыль. Но в ходе проверки фискалы нашли ряд фактов, которые говорят о том, что сделка в реальности не исполнялась.

Для начала, коллеги из ФНС, в которой контрагенты числились на учете, сообщили о том, что последние относятся к однодневкам. А цена закупа у них была выше, чем в среднем по рынку. В итоге фискалы признали, что сделка фиктивная. И судьи согласились с тем, что покупка ТМЦ по явно завышенным ценам говорит о фиктивности поставки.

И как вишенка на торте: документы подписаны неустановленными лицами. Кроме того, объемы закупки товаров не соответствуют их реальному наличию. Сверка проходила за один и тот же период. Причем эти же товары компания получает от других поставщиков значительно дешевле. Суд согласился со всеми претензиями инспекции.

➡️ Шаг 7. Разговаривают с сотрудниками покупателя и продавца​

Фискалам достаточно найти одну нестыковку в документах, чтобы начать допрос действующих и бывших сотрудников. Разговаривать будут как с работниками продавца, так и покупателя.

✅ Смотрите, как это было на практике. Компания заключила договор субподряда для выполнения заказа. Вскоре налоговики начали проверку этой компании. В результате были выявлены нестыковки между первичкой, налоговыми и бухрегистрами, книгами покупок. Проанализировав данные учета и акты о приемке выполненных работ, налоговики пришли к выводу, что большая часть стройматериалов, поставленных спорными контрагентами, заказчику так и не пришли. Он не стал спорить с фискалами. Кроме того, показал им журналы входного контроля материалов по каждому объекту. В них не было записи о спорном контрагенте.

В результате было решено поговорить с бывшими работниками ООО. Они сказали, что спорные партнеры не привозили стройматериалы. Тогда проверяющие вызвали на допрос руководителей контрагентов, которые оказались номинальными, о чем сами и сказали. Также проверяющие выяснили, что документооборот был мнимым. А спорные поставщики были просто транзитными. Они нужны для обналички денег. Арбитры приняли сторону инспекции.

Если вы знаете, что фискалы начали опрос свидетелей, то будьте готовы к тому, что их показания могут быть намеренно либо случайно искажены.

А с некоторыми работниками, имеющими отношение к спорным операциям, могут не побеседовать.

✅ Смотрите, как это было на практике. Для оказания услуг по установке системы пожарной сигнализации фирма купила оборудование. Фискалы не поверили в реальность сделки. Компания могла запросто обойтись и теми материалами, которые у нее уже были. Так сказали свидетели.

Но суд разъяснил, что фискалы не имеют достаточных знаний в области установки систем пожарной безопасности. А независимого эксперта не пригласили. При этом показания специалистов компании, которые разбираются в этом вопросе не учтены. В результате суд принял сторону компании.

Если вы видите, что налоговики не стали себя утруждать поиском компетентных свидетелей, вы можете сделать это сами. Если они подтвердят сделку, то вы сможете с их помощью отбиться от претензий фискалов.

➡️ Шаг 8. Ищут тех, кто занимался доставкой ТМЦ​

Транспортные накладные вкупе с иными сопроводительными документами подтверждают реальность сделки, заключенной для доставки товара, требующего перевозки. Правильно оформленная транспортная накладная подтвердит, что товар доставлен вам, а вы его приняли и поставили на учет. Но даже правильно оформленные путевки и ТТН будут признаны недействительными, если водитель не подтвердит, что был рейс.

✅ Давайте закрепим практикой. Налоговики лишили компанию налоговой выгоды, так как она не сумела документально подтвердить поставку материала для ремонта производственного оборудования. Фискалы так и не узнали ничего об этой сделке: кто и когда доставлял груз, его вес, что доставляли и куда, сколько транспорта было использовано, его госномера, ФИО водителей и прочее.

А у контрагента вообще не было денег и ресурсов для такой поставки. Сама компания не доказала, что спорные материалы использовались в деятельности. Поэтому решение суда было однозначным — сделка фиктивная, а претензии фискалов обоснованы.

То есть, если вы хотите убедить проверяющих в реальности сделки, вам нужно документально подтвердить следующую информацию:
  • номер и дату договора перевозки;
  • разновидность транспортных средств;
  • количество и вес перевозимых грузов;
  • маршрут поставки;
  • начальная и конечная точки перевозки груза;
  • стоимость перевозки.
Вся полученная информация будет сверяться с данными из первички. Если с документами все нормально, то сделка будет считаться реальной. В противном случае готовьтесь к разборкам с фискалами.

Чтобы лишить вас вычетов или снять расходы, фискалы будут проверять всю цепочку поставки. И если на каком-то этапе будет косяк, вплоть до оформления путевок и срока действия водительских прав, налоговых льгот вам не видать.

✅ Смотрите, как это было на практике. После проверки уточненки по НДС фискалы поставили под сомнение реальность сделки по покупке бензина. Поэтому было решено провести проверку спорных контрагентов.

У одного из поставщиков компания должна была сама забрать топливо со склада. Условие самовывоза было прописано в договоре. При этом поставщик не владел складскими помещениями и не смог показать договоры на их аренду, а по учету не проходили соответствующие платежи. Что касается самой компании, то она не смогла представить проверяющим ни одного документа о перевозке. Не было и путевок, ТТН-ок, поручения экспедитору.

Проверили и другого поставщика, который должен был доставить топливо до покупателя собственными силами. Но у него не оказалось ни только транспорта, но и водительских прав с допуском к перевозке опасных грузов. В учете не было платежей за перевозку беззина, ТТН-ок нет.

Все это говорило о фиктивности сделки. В результате фискалы сняли вычеты, а компании выставили штраф и пени.

Но руководство не захотело просто так сдаваться. Дело дошло до суда. На нем компания предприняла попытки доказать, что поставки реальны. Вместо ТТН-ок поставщики оформляли передаточные акты. В них и была вся информация о перевозке. А то, что у одного из поставщиков нет транспорта и водительских прав не говорит о том, что поставки не было.

Но арбитры не поверили таким доводам. Документы говорили о том, что компания купила 250 тыс. литров бензина. Его нужно было где-то хранить. Но во время осмотра территории компании проверяющие не нашли ни одной емкости.

А слова о том, что этим топливом сразу же была заправлена техника, не нашли своего документального подтверждения:

  • в тот период компания вообще не занималась строительными работами;
  • по бухучету топливо не списывалось в таком количестве.
Кроме того, фискалы обнаружили, что поставщики 1-го, 2-го и 3-го звеньев взаимозависимы. У компаний были общие учредители, а отчетность сдавалась с одного IP-адреса. Он же управлял банковскими счетами.

Приготовьтесь к тому, что фискалы будут сверять ТТН-ки и путевки. Так, суд согласился с фискалами, которые сняли расходы с компании за то, что в путевках не было информации о перевозимом грузе. А в ТТН-ках не указывались реквизиты путевок. Объясните ответственным работникам, что к заполнению этих документов нужно относиться внимательно.

А что касается документооборота с контрагентом, то здесь вам в помощь обмен транспортными документами в электронном виде. Он позволяет вам обмениваться с контрагентами электронными ТТН-ками, заказ-нарядами, сопроводительными ведомостями.

Как видно, фискалы могут использовать много инструментов, чтобы вывести недобросовестных бизнесменов на чистую воду. Но самое обидное, что и честные компании могут попасть под санкции, если не будут уделять достаточно внимания оформлению документов. Оно и понятно. Ведь бизнесмены получают существенную налоговую экономию. Поэтому фискалы и требуют правильного оформления сделок.

 
Назад
Сверху Снизу