Остановись мгновенье (фото)

Санкт-Петербург в начале Экс экс века⁠⁠​



Николаевский мост. Вид с Васильевского острова, 1907 год.








Зимний дворец и река Нева








Наводнение на Крюковом канале, 1903 год.








Вид на Введенский канал и Царскосельский вокзал (Витебский) , 1910 год.








Конка на Дворцовом мосту, 1905 год.








Набережная Фонтанки. Церковь Воскресения Христова при благотворительных заведениях графа Апраксина, 1908 год.








Объявление войны, 1914 год.

Манифестанты проходят по Невскому проспекту к Садовой улицы после оглашения манифеста об объявлении войны
2 августа 1914.








Трамвайная переправа по льду Невы, 1907 год.








На Московском Вокзале, 1904 год








Дачники








Открытие моста Петра Великого, 1911 год.

С 1910-х годов употреблялись так же названия "Большеохтенский" или "Большой Охтенский".

В 1956 году, в соответствии с новыми правилами орфографии, мост стал называться Большеохтинским.








Московские триумфальные ворота.








Зеленый мост через Мойку, 1900 год.








Дом Вавельберга (Торговый банк), 1914 год.








Реформатская церковь, 1893 год.

Немецкая реформатская церковь построена в 1865 году. В 1929-м закрыта, а в 1930-х перестроена.








Мойка. Вид на круглый рынок, 1905 год.








Исаакиевский собор, 1903 год.








Фруктовый магазин И.А.Поэнта в доходном доме Басина, 1913 год.








Императорская семья на Петровской набережной, 1912 год.

Николай II и императорская семья садятся на яхту на Петровской набережной, август 1912.








Конные прогулки в Летнем саду








Памятник Императрице Екатерине II. 1908 год.






Автор фотографий: Карл Карлович Булла





 

Жизнь Советского Ленинграда в 60-е годы.​



Петергоф, 1960 год.








Сегодня отправимся в увлекательное путешествие по Ленинграду и его окрестностям — на историческую прогулку в 1960-е годы. Оказавшись в прошлом, мы увидим, каким был город в тот период: как жили люди, как выглядели улицы и чем дышала столица севера в эпоху перемен и надежд. Все фотографии в подборке были раскрашены.



Ленинград, 1960-е.








У дома 11 по проспекту Раевского, 1964 год.








Несмотря на очевидное технологическое отставание, особенно заметное уже к 1950-м годам, «Москвич-401» пользовался огромной любовью у советских людей. И не зря — это был первый автомобиль, который мог позволить себе обычный советский рабочий или служащий. По сути, он стал настоящим символом доступного автотранспорта в послевоенной стране.



Корни «Москвича-401» уходят в довоенный Opel Kadett 38. Первые экземпляры машины были практически точной копией немецкого предшественника — настолько, что до 1947 года в их производстве использовались даже немецкие стартеры Bosch.



Согласно сохранившимся данным, самый первый «Москвич» был собран в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. Однако серийный выпуск стартовал лишь в апреле 1947 года. В первый год было выпущено около 1500 автомобилей, а уже в 1948 году — более 6700 экземпляров.



Производство «Москвича-401» продолжалось до 20 апреля 1956 года, и за этот период с конвейера сошло более 247 тысяч таких машин. Это был настоящий прорыв — первый советский «народный автомобиль», ставший частью повседневной жизни миллионов семей.



В Екатерининском парке. Пушкин, 1969 год.






Автор: Евгений Германович Схолль-Энгбертс (1898-1977)



Встреча на Казанском мосту, 1965 год.






Автор: Всеволод Тарасевич



Университетская набережная, 1967 год.






Автор: Fábián József



Легендарный советский троллейбус ЗиУ-5 стал настоящим символом городов 1960-х годов. Этот надёжный и узнаваемый транспорт не только ежедневно перевозил миллионы советских горожан, но и стал первой серийной моделью, выпущенной собственными силами Завода имени Урицкого. Именно с ЗиУ-5 началась эра массового отечественного троллейбусостроения.



Вид на Дворцовый мост в белую ночь. Июнь 1961 года.






Автор: И. А. Наровлянский



Белые ночи можно наблюдать и в других северных городах — таких как Осло, Хельсинки, Архангельск и Мурманск. Однако именно Ленинград, а затем и Санкт-Петербург, на протяжении уже многих десятилетий остаётся главным магнитом для туристов со всей страны в этот волшебный период года.



Деревянный мост в ЦПКиО, 1965 год.








Центральный парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова (ЦПКиО) — живописный парк, расположенный на Елагином острове. Основан 5 августа 1932 года.



После убийства видного советского деятеля Сергея Мироновича Кирова в 1934 году парк был переименован в его честь, став символом народного признания и памяти.



Вечерний Ленинград. Вид на Думу, 1960-е.






Автор: Коровин Л. И.



Праздничное убранство на Невском. Скорее всего перед нами вечер Первого Мая. Традиционно украшенная башня бывшей Городской думы. В 1967 году световую вывеску "Ресторан" заменят на "Садко".



На Невском проспекте, 1966 год.






Автор: Всеволод Тарасевич



Выгрузка контейнеров на новом участке речного порта на правом берегу Невы, 1964 год.






Автор: Чертов Григорий (Гирш) Ильич



Пешеходный переход, 1963 год.






Автор: Владимир Богданов



Дворцовая площадь, 1967 год.








Уборка снега на Воронежской улице, 1960-е.






Автор: Борис Кудряков



С середины 1960-х годов уборку улиц в городе всё чаще стали выполнять с помощью специализированной техники. Однако порой по асфальту всё ещё медленно катились старые телеги, запряжённые лошадьми, — напоминание о прошлом, упрямо не желавшее исчезать.



Носильщики ожидают прибытия поезда на Московском вокзале, 1965 год.






Автор: Всеволод Тарасевич



Катание на ослике в Ленинградском зоопарке, 1960 год.








Ленинградский зоологический парк — один из старейших зоопарков России и один из самых северных в мире. Он был основан в 1865 году и с тех пор стал важным центром сохранения животного мира, научных исследований и просветительской деятельности в городе.



Площадь Стачек, 1960 год.






Автор: И. А. Наровлянский



Адмиралтейская набережная, 1968 год.








Необычным весенним развлечением ленинградцев было вылавливание льдинок после вскрытия реки и сооружение из них причудливых ледяных замков. Это было не просто детской игрой, а своеобразным городским ритуалом, символизирующим конец долгой зимы и приход весны. Жители собирались у берегов Невы, выбирали самые красивые куски льда и, как настоящие архитекторы, складывали из них миниатюрные крепости, превращая набережные в сказочное ледяное царство.



На Большеохтинском мосту, 1962 год.






Автор: И. А. Наровлянский



Большеохтинский мост — автодорожный металлический разводной мост через реку Неву. Построен в 1911 году, он стал первым в городе мостом через Неву с так называемой ездой понизу: проезжая часть расположена на уровне нижнего пояса пролётного строения, что придаёт мосту уникальный инженерный облик.



С 1909 по 1930-е годы мост носил имя Императора Петра Великого. В середине реки у него расположен разводной пролёт, позволяющий проходить крупным судам.



Сегодня Большеохтинский мост признан объектом культурного наследия России регионального значения.



20-я линии Васильевского острова, 1960 год.









 

Уникальные исторические кадры, которые перенесут вас в прошлое. 20 раскрашенных фотографий из ХIX века.​



Девочка продает мясо на одном из рынков Ньюкасла. Англия, 1877 год.








Мясом торгует мама девочки, а она отвечает за расслабляющие напитки. Вероятнее всего в бочке сидр.



В XIX веке сидр был не просто напитком, он был символом английской деревни, её традиций и ритма жизни. Особенно популярен он был на западе страны — в графствах Сомерсет, Девон и Глостершир, где яблочные сады цвели по весне, а осенью давали урожай для долгой зимней выдержки.



Тогда сидр пили повсеместно: и фермеры за работой, и горожане в пабах, и даже дети в слабоалкогольной версии.



Сегодня у нас новая подборка, которая перенесет нас в ХIX век. Благодаря сохранившимся фотографиям у нас есть возможность окунуться в ту эпоху и посмотреть на жизнь в разных уголках света. Все фотокарточки были отреставрированы и раскрашены, благодаря чему мы можем взглянуть на мир так, как будто время на мгновение замерло, давая нам рассмотреть каждую деталь: одежду, дома, выражения лиц, привычки и краски повседневности. Давайте отправимся в путешествие сквозь время, приятного просмотра!



Уэльс, 1890-е годы.








Тадж-Махал. Индия, 1890-е.






Фотограф: Лала Дин Дайал



Тадж-Махал, стоящий на берегу реки Ямуна в индийском городе Агра, — не просто памятник архитектуры, а величайший памятник любви.



Построенный в XVII веке императором Шах Джаханом в память о любимой жене Мумтаз Махал (умершей при родах четырнадцатого ребёнка), этот мавзолей из белого мрамора стал символом не только личной скорби, но и величия могольской эпохи. Его купола, минареты, изысканная резьба и узоры из драгоценных камней поражают до сих пор.



Тадж-Махал меняется с течением дня: утренний свет окрашивает его в розовые тона, днём он сияет белизной, а вечером становится мягким, как вздох воспоминания.



Магазин старой одежды. Лондон,1876-1877 год.






Фотограф: Джон Томсон



Старая деревня, остров Уайт, Англия, 1890-е.








Мороженщик. Константинополь, 1898 год.








Мороженщики XIX века были не просто торговцами — они были хранителями прохлады и радости в эпоху, когда холод хранился не в холодильнике, а в чанах со льдом под тряпками. Мороженое в те времена было деликатесом, доступным не каждому, но уже тогда оно собирало вокруг себя толпы детей и взрослых.



Торговцы носили свои короба на спине или на плече, а некоторые даже использовали небольшие повозки. Они предлагали не только мороженое, но и фруктовые воды, сорбеты и сладкие льдинки — всё, что могло освежить в жаркий день.



Интересно, что рецепты передавались из рук в руки, а некоторые мастера даже добавляли в своё мороженое экзотические специи, цитрусовые или цветочные отвары, чтобы удивить и порадовать клиента.



Ушел в чехарду. Париж, 1896 год.






Фотограф: Роджер Вайолле



Эта подвижная детская забава известна во многих странах мира, хотя и зовётся повсюду по-разному. Во Франции её называют — «прыгающая овца», в Румынии — «козёл», а в Индии — «прыгающая лошадь» . В Италии эту игру знают «маленькая лошадка», а в Нидерландах — «прыжки козлёнка». В Корее и Японии также существуют свои варианты игры — «прыжки через костёр»



Но не всегда чехарда была игрой. В мрачные времена истории, например, в концлагере Маутхаузен, её заставляли выполнять как физическое упражнение, имевшее мало общего с весельем. Это был способ истощать заключённых до полного изнеможения.



Так обычная детская игра оказалась и в радости, и в трагедии.



Фотография Ады Макколл и её дочки, собирающих бизоньи лепешки в прерии около Лейкина, штат Канзас, ок. 1893 года.








Коренные народы Америки веками использовали высушенный навоз как топливо — практичное, доступное и эффективное. Для них это был не странный способ обогрева, а проверенное решение в условиях скудных природных ресурсов.



Когда на континент пришли европейские поселенцы, они сначала с недоверием относились к такому «экзотическому» источнику тепла. Женщины, привыкшие к дровам и углю, брезгливо морщились, но со временем многие всё же переняли этот метод у местных — ради выживания и удобства.



Парусник «Генуя» в Гавре во время шторма, 1885 год.








У знаменитого французского художника Клода Моне есть картина «Маяк в Гавре», написанная им за 17 лет до этого момента и на этом же месте. То был 1864 год — время, когда будущий импрессионист ещё только находил свой путь, а маяк уже горел своим огнём, указывая курс кораблям и вдохновляя художника.



Эта работа стала одной из ранних у Моне — и пусть не такая знаменитая, как его «Восходящее солнце» или «Кувшинки», но тоже важная страница в истории света и моря на полотне.



Американские горки викторианской эпохи, 1890-е.








Американские горки викторианской эпохи — не те динамичные чудовища из стали, что мы знаем сегодня, а изящные, почти театральные конструкции из дерева и железа.



В конце XIX века такие аттракционы стали частью новой культуры развлечений: их строили в парках отдыха, украшали резьбой, освещали газовыми фонарями, а спуск считался чуть ли не приключением.



Пассажиры, одетые в шляпы, на «подножках» омнибуса, едущего по маршруту между Банком и Страндом в Лондоне, 1865 год.








Омнибусы в Лондоне XIX века — не просто транспорт, а начало целой эпохи в городской жизни. Именно с них началась история общественного пассажирского сообщения, которая сегодня продолжается "красными двухэтажками".



Первые омнибусы появились в столице Великобритании в 1820-е годы и представляли собой деревянные повозки на конной тяге, курсировавшие по установленным маршрутам. Они были медленными, но надёжными, открытыми для всех (если был билет), и быстро стали частью лондонской улицы.



Гельголандские девушки в национальных костюмах. Гельголанд, Германия, 1890-е.








Гельголанд — остров в Северном море. Это маленький, но удивительно самобытный клочок земли, покрытый красными скалами, белыми домиками и тысячелетней историей.



Этот остров долгое время был предметом спора между державами: он принадлежал Дании, Великобритании и, наконец, Германии. Здесь проходили военные учения, хранились тайны флота, а после Второй мировой войны на острове был произведен самый мощный неядерный взрыв в истории человечества. С его помощью британские военные уничтожили бункеры и другие сооружения, построенные нацистской Германией для своих подводных лодок.



Но несмотря на войны, взрывы и передел мира — Гельголанд остался. Стоит на своих красных скалах, как будто говорит: «Я выжил. И буду стоять всегда». На сегодняшний день на территории острова проживает около полутора тысяч человек.



Место рождения Николаса фон дер Флюэ. Обвальден, Швейцария, 1890-е.








Николаса фон дер Флюэ швейцарский отшельник, аскет и мистик, святой (с 1947 года) патрон-покровитель Швейцарии. Он известен тем, что постился более двадцати лет и помог предотвратить войну между швейцарскими кантонами.



Дети слушают пение птиц, 1892 год.








Швейцария, 1890-е.








Первые автомобилисты Лос-Анджелеса, 1897 год.








Дж. Филип Эри (на переднем сиденье) и мэр Лос-Анджелеса Уильям Х. Уоркмен (сзади) на первом задокументированном автомобиле города в 1897 году — модели Erie and Sturgis, оснащенной 4-цилиндровым двигателем, два из которых приводили в движение переднюю и заднюю оси.



Аппиева дорога. Италия, 1893 год.








Аппиева дорога — одна из самых знаменитых артерий Древнего Рима, прозванная ещё в античности «королевой дорог».



Проложенная в 312 году до н.э., она соединяла Рим с городом Капуа, позже — даже с Бриндизи на юге Италии. По ней маршировали легионы, ехали триумфальные колесницы, бежали гонцы и караваны. Именно по Аппиевой дороге шли рабы, осуждённые на крестную смерть, и именно по ней въезжали в Рим победители и императоры.



Нью-Йорк, 1870-е.








Элизабет Турвилл Вуд на пляже с двумя щенками, которые исследуют рыбу, 1899 год.








Сан-Франциско Клифф Хаус, 1890-е.








Замок был открыт в 1896 году Адольфом Сутро, мэром Сан-Франциско. Он пережил землетрясение 1906 года, но затем сгорел дотла в 1907 году.







 

Жизнь Советской Москвы в 60-е годы. 20 раскрашенных фотографий.​



Красная площадь. Москва, 7 ноября, 1967 года.






Фотограф: Виталий Гуменюк



Продолжаем наше виртуальное путешествие по городам Советского Союза — на этот раз отправляемся в столицу в эпоху 1960-х годов. Для вас я собрал 20 новых и увлекательных снимков с разных уголков Москвы и аккуратно раскрасил их, чтобы прошлое заиграло новыми красками.



Погружайтесь в атмосферу советской столицы — город стремительных перемен, оптимизма и будущего, которое уже наступило. Приятного просмотра!



Главный вход на ВДНХ с портретом В.И.Ленина. Москва, 1969 год.








Главный вход на ВДНХ — это первое, что открывается перед посетителями, приходящими на выставку. Их встречает монументальная архитектурная композиция в виде внушительной арки с колоннадой, украшенной барельефами, и величественной скульптурой на вершине.



Сооружение расположено чуть дальше Продольного проезда, по которому с конца 1990-х годов проходят трамвайные маршруты. А в начале 2000-х здесь пролегла единственная в Москве линия монорельса, которую совсем недавно закрыли.



Осенний день в парке Горького. Москва, 1960 год.






Фотограф: Наум Грановский



Парадная лестница Государственной библиотеки им. В. И. Ленина, 1969 год.






Фотограф: Г. Щербаков.



Парадная лестница Государственной библиотеки имени В. И. Ленина — яркий пример архитектурного мастерства в стиле постконструктивизма. Она была возведена в конце 1920-х годов по проекту выдающихся архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха, чьи решения сочетали монументальность, функциональность и художественную выразительность. Этот архитектурный элемент стал не только визитной карточкой здания, но и символом эпохи, отражающим дух советской архитектурной мысли.



«Чайки». Въезд правительственного кортежа в Кремль. Москва, 1969 год.






Фотограф: Виктор Ахломов



Ленинские горы. Москва, 1964 год.






Фотограф: Виктор Куравлёв



Первый трамплин на Воробьёвых горах появился ещё в 1926 году. Он позволял совершать прыжки на дистанцию 40–50 метров, располагался на склоне под храмом Живоначальной Троицы и, к сожалению, до наших дней не сохранился.



Новый этап в развитии прыжков с трамплина начался в 1953 году, когда на этом же склоне был открыт современный спортивный комплекс по проекту инженера Александра Галли. Он включал четыре трамплина — для прыжков на 10, 25 и 45 метров, а также 72-метровый, который вскоре получил название «Большой».



На момент открытия «Большой трамплин» стал лучшим в СССР и быстро превратился в главную площадку для проведения как всесоюзных, так и международных соревнований по прыжкам на лыжах с трамплина.



Вестибюль станции метро "Киевская". Москва, 1969 год.






Фотограф: Андрей Карпухин



Телевизионная справочная на станции метро "Комсомольская". Москва, 1968 год.






Фотограф: Виктор Великжанин



Эта справочная функционировала в первой половине 1970-х годов, но вскоре вышла из строя и была демонтирована. Однако образ диктора с тёплым голосом и доброжелательной улыбкой, звучавшего за экраном, успел отпечататься в памяти многих пассажиров московского метро.



Изображение Ленина в Кремле во время 22-го съезда Коммунистической партии. Москва, 1961 год.






Фотограф: Говард Сочурек



Комсомольская площадь. Москва, 1965 год.






Фотограф: Юрий Абрамочкин



«Мир, Труд, Май». Москва, 1960-е.








В советское время этот праздник имел, более чёткое и понятное название — День международной солидарности трудящихся. Оно сразу давало понять: мы выступаем за труд, за справедливость, за мир и дружбу со всеми рабочими, независимо от страны и континента.



Именно поэтому символами тех лет, запечатлёнными на открытках, становились: голубь мира, люди разных национальностей, стоящие плечом к плечу, промышленные пейзажи с дымящимися трубами заводов и бескрайние колхозные поля, раскинувшиеся под солнцем. Всё это подчёркивало идею единства, труда и общего будущего без границ.



Весной в московском сквере. Счастливые папаши. Москва, 1969 год.






Фотограф: Валерий Шустов



Вид на Каменную Плотину, Гладышево, Мосфильмовскую улицу и МГУ. Москва, 1961-1963 год.






Фотограф: Владимир Степанов



У павильона станции метро «Арбатская». После купания в фонтане. Москва, 1961-1962 год.








Вид на 21-й квартал Новых Черемушек. Москва, 1961 год.






Источник: Семейный архив Арсентьевых



После войны вопрос жилищного кризиса стал одним из главных вызовов для советской власти. Уже в 1956 году на территории будущих Черемушек — позже вошедших в состав Москвы (с 1958 года) — началось масштабное жилищное строительство.



Проект нового микрорайона поручили Специальному архитектурно-конструкторскому бюро (САКБ) под руководством молодого, но амбициозного архитектора Натана Остермана. Перед ним стояла масштабная задача — не просто построить дома, а создать современный жилой район с продуманной инфраструктурой: школами, детскими садами, магазинами и зонами отдыха.



Строительство шло с невероятной скоростью. Дома возводились не за месяцы — а за дни. Каждый этап был отлажен до мелочей, как расписание поездов: чётко, по минутам, без сбоев. Этот подход стал прообразом типового панельного домостроения, определившего облик советских городов на десятилетия вперёд.



Останкинская телебашня. Москва, 1960-е.








1960-е годы в СССР стали временем масштабных перемен, технологических амбиций и грандиозных строительных свершений. Именно тогда началось возведение одного из самых выдающихся инженерных сооружений Экс экс века — Останкинской башни.



Башня была задумана как мощная телевизионная и радиовышка, способная охватить сигналом всю огромную территорию Советского Союза. Но это было не только техническое решение — это был вызов миру, демонстрация советского инженерного гения.



Высота Останкинской башни составила 540 метров, что на тот момент сделало её самым высоким сооружением в мире. Она покорила не только небо, но и воображение миллионов, став иконой советской архитектуры и гордостью страны.



Г. Зотова, продавщица сырного отдела продуктового магазина «Новоарбатский». Москва, 1968 год.








Цифры на сыре вовсе не для нас с вами — они предназначались для работников предприятия. Буквально — как метка: чтобы можно было точно определить номер варки и дату изготовления каждого сырного круга.



Ведь сыр должен вызревать строго определённое время, и в огромном сырохранилище, где лежат сотни голов, крайне важно безошибочно знать, когда тот или иной сыр был произведён. Эти цифры — ключ к качеству, срокам и контролю за процессом созревания.



Групповое упражнение гимнасток с лентами в секции художественной гимнастики при Московском текстильном институте, 1968 год.








У родильного дома № 12 на Маломосковской улице. Москва, 1962 год.






Фотограф: Л. Портер



Супруги Ивановы с новорождённым малышом садятся в такси. Вот это забота — медсестра из роддома не просто провожает их, а идёт следом до самого автомобиля, помогая молодой семье начать новую жизнь.



Дети в московском дворике, 1966 год.






Фотограф: Всеволод Тарасевич









 

Любопытные фотографии из прошлого Великобритании. 20 раскрашенных фотографий Экс экс века.​


Конкурс по поеданию спагетти. Ярмарка в Сохо. Лондон, Англия, 1958 год.








История конкурсов по скоростному поеданию началась не с фастфуда и не с телеэкранов, а с деревенских ярмарок, где фермеры предлагали гостям состязаться в скорости и аппетите: кто быстрее съест яблоко, тыкву или порцию свежих овощей — тот молодец.



Близнецы Дэвид и Дайан Хелм демонстрируют специальный фонарь безопасности, 1968 год.








Этот фонарь был придуман не просто так, его создал полицейский Майкл О’Мелия из отдела дорожной безопасности в Брэдфорде, чтобы сделать улицы чуть безопаснее для детей.



Он крепился к одежде ребёнка и был виден с трёх сторон — идея простая, но эффективная: в тёмные утренние часы школьники становились заметнее для водителей, прохожих и пешеходов.



Охапка пудингов у матроса, 1940-е.








Вестминстерский мост и здание парламента ночью, 31 января 1973 года.






Фотограф: Питер Кинг



Смотрители верхом на ламах в частной собственности мистера Уингфилдса. Англия, 1911 год.






Фотограф: Филипп Кестер



Блинные гонки в Ньюпорте. Великобритания, 1975 год.








«Покаянный день», или «Блинный день» (Pancake Day) — английский аналог нашей Масленицы. Этот день отмечается в ряде стран: Великобритания, Канада, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия и даже в некоторых штатах США.



Традиция простая и вкусная: пекут блины тонкие, горячие, с сахаром и лимонным соком. Но особое очарование дня в блинных гонках , которые проходят особенно ярко в английском городке Олни.



Женщины участвуют в необычном забеге на 400 метров, держа в одной руке сковородку с блином, а другой — подбрасывая его дважды на пути к финишу. Скорость, ловкость и контроль, всё это ради победы и, конечно, веселья.



Бык-чемпион на сельскохозяйственной выставке лорда Тредегара, 1919 год.








Девушка остывает в Гайд-парке во время шоу Rolling Stones, 1969 год.






Фотограф: Рег Беркетт



Пасхальные покупки. Лондон, 1936 год.








Дети на этом фото явно не из простых семей. Их одежда, манеры, обстановка — всё говорит о достатке и положении родителей.



Грустно видеть, как праздник становится грубым примером капиталистического потребительства, не имеющего более глубокого смысла, чем удовлетворение примитивных желаний.



Трое детей переходят залитую дождем улицу по пути в школу в Эгхэме, Англия, 1913 год.








Садовник Стоунхенджа стрижет траву, 1955 год.








Стоунхендж — не просто камни, выстроенные в круг. Это одна из величайших загадок человечества, возраст которой исчисляется тысячелетиями.



Расположенный на равнине Солсбери в Англии, этот мегалитический комплекс был возведён задолго до Римской империи, до первых строк древнейших книг, до даже самых смутных воспоминаний наших предков.



Кто его создал? Зачем? Как они передвигали эти исполинские блоки без единой капли стали и колеса?



На эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов. Но одно ясно: Стоунхендж был местом ритуалов, наблюдений за звёздами и связью с чем-то большим, чем просто земля под ногами.



На коронации Короля Георга VI. Лондон, 1937 год.








Не желая пропустить ни секунды коронации Георга VI, лондонцы провели ночь на Трафальгарской площади. Кто-то устроился на скамейках, кто-то — прямо на газетах. К утру один из самых уставших от бессонного ожидания зрителей крепко спал, даже когда торжество уже началось.



Возвращение домой со школы. Дартмур, Великобритания, 1976 год.








Мальчик разыгрывает полицейского, прикрепив к его одежде фейерверк. Англия, 1925 год.








Мужчина переступает через большую лужу в Лондоне во время сильного ливня, 1934 год.








Двое отдыхающих наслаждаются жарой на пляже в Блэкпуле, Ланкашир.
На заднем плане видна знаменитая башня Блэкпула, 1934 год.







Фотограф: E. Dean



Разлив реки Стаур в Нейленде, графство Саффолк, и спасение застрявшего автобуса лошадью и повозкой, 1919 год.








Стеклянный дом. Англия, 1958 год.








Хью Поуп, помощник архитектора собора Ковентри, принимает гостей в своем уникальном доме - Beverley Lodge в Кингстоне-на-Темзе, графство Суррей.

Здание, спроектированное Хью, представляет собой купол из мозаичных стеклянных треугольников.



Женщина, работающая на смоляном и кремневом покрытии Оксфорд-стрит в Лондоне, 1919 год.








Девушки загорают на пляже.








Беверли Беннетт, 18 лет (справа) и Ингрид Янг, 16 лет, отдыхают на солнце в заливе Миннис-Бей недалеко от Маргейта, графство Кент. Обе девочки — актрисы в школе Адии Фостер. Июнь 1960 года.








 

Подборка простых и потрясающих фотографий эпохи СССР. 20 раскрашенных фотографий.​


Отдых на Черном море. СССР, 1975 год.








«Счастливая невеста». Челябинск, 1970-е.






Фотограф: Г. Униковский



Девушка словно Снегурочка, вышедшая из зимней сказки.



Возрождение животноводства. Иркутская область, 1946 год.








Постовой старшина Садык Касымов у гостиницы Ташкент. Узбекская ССР, 1962 – 1966 год.






Фотограф: В. Тарасевич.



Садык Касымов, старшина и сотрудник ГАИ из Ташкента, был больше чем просто регулировщиком уличного движения. Он был лицом порядка, доброты и человечности на городских улицах.



Его знали все — от школьников до водителей. А сегодня память о нём живёт не только в воспоминаниях очевидцев, но и в музее ташкентской милиции, где стоит его восковая фигура



Биплан Поликарпова По-2 (У-2) распыляет пестициды над лесами, конец 1940-х годов.








Комсомольцы на целине, 1954-1960 год.








По путёвкам комсомола в степи Казахстана и Сибири отправились более 350 тысяч молодых людей, готовых менять жизнь страны, пахать, сеять и строить города на пустом месте. Это было не просто трудовое усилие — это была вера в будущее, в силу идеи и коллективного порыва.



История этой эпопеи началась 25 января 1954 года, когда ЦК КПСС принял постановление «Об обеспечении зерном страны и подъёме целинных земель ». Так начался один из самых масштабных экспериментов Советского Союза — со своим героизмом, надеждами… и последствиями.



От океана к горам Бырранга. Таймыр, 1976 год.








Пионеры в «Артеке». Крым, 1960-е.








«Артек» — не просто лагерь на берегу моря. Это символ советского детства, место, где юные пионеры из всех уголков страны собирались, чтобы учиться дружбе, мечтать о будущем и жить с девизом.



Расположенный на живописном Южном берегу Крыма, он был самым известным и престижным пионерским лагерем СССР, настоящей визитной карточкой Всесоюзной пионерской организации.



История «Артека» началась ещё в 1925 году, когда по инициативе Зиновия Петровича Соловьёва был создан «Лагерь-санаторий в Артеке». Первым руководителем стал врач Фёдор Шишмарёв — именно он заложил основы уникального подхода к воспитанию и оздоровлению детей.



Первая смена открылась 16 июня 1925 года — и с тех пор началась целая эпоха, наполненная песнями у костра, первыми романами, морскими бризами и верой в светлое завтра.



Перекресток улиц Южной и Ленинградской. Дубна, 1960 год.






Фотограф: Marc Riboud



«Телевидение пришло в деревню» СССР, 1980-е.






Фотограф: Марк Штейнбок



Уставший рабочий, Новокузнецк, 1980 год.






Фотограф: Владимир Соколаев



Иркутская область, 1950-е








Заполярье, 1969 год.








Кадр передаёт контраст эпох: здесь переплелись современные технологии и вековые традиции местного населения.



Самолет Ан-22 «Антей» — гигант неба советского авиастроения. Самый большой турбовинтовой самолёт своего времени, созданный как грузовой монстр, способный поднимать не просто ящики, а целые танки и ракетные установки.



Разработанный в ОКБ Антонова в 1960-х, он был не просто техническим достижением, но и ответом на вызов эпохи: доставлять крупногабаритные грузы в труднодоступные уголки страны, где не было длинных взлётных полос, но были задачи, которые нужно было решать.



Его характерные четыре огромных винта, мощные крылья и звук, от которого дрожали окна, делали Ан-22 узнаваемым даже среди других гигантов.



«Антей» мог поднять до 80 тонн полезной нагрузки, лететь сквозь шторма и садиться на грунтовки — там, где другие молчаливо отказывались от взлёта.



Мамаканская ГЭС. Иркутская область, 1968 год.








Женщины полощут бельё в реке. Вологда, 1966 год.






Фотограф: Юрий Абрамочкин



В прошлой подборке вы видели, как стирали женщины на улицах Милана в местной реке в эти же годы, а теперь ответ из Советского Союза .



Курсанты Ейского авиационного училища направляются к своим самолётам. Краснодарский край, 1974 год.








Семья Берберовых со львом Кингом, 1972 год.








Семья Берберовых из Азербайджана стала знаменитой на весь Советский Союз. Не потому, что они совершили подвиг или открыли что-то новое науке, а потому что среди комнатных тапочек, семейного уюта и детских кроваток в их доме жил… лев по кличке Кинг.



О них писали газеты, о них снимали фильмы. Их история казалась романтичной и даже трогательной: хищник, выросший среди людей, превратился в любимого питомца, друга детям и защитника дома.



Но однажды эта доверчивость обернулась трагедией. Слишком близкое соседство с природой потребовало своей платы. И семья Берберовых горько пожалела, что пустила в дом зверя.



Черное море (севастопольцы), 1930-е.






Фотограф: Сергей Шиманский



Валентина Терешкова с дочкой Еленой, 1966 год.








Лена Николаева не просто девочка с яркой улыбкой. Она первый ребёнок в истории, чьи родители были космонавтами.



Её отец Андриян Николаев, участник космических миссий «Восход-2» и «Союз-9».
Её мать Валентина Терешкова, первая в мире женщина-космонавт, покорившая небеса ещё в 1963 году на корабле «Восход-6».



Скульптор Иван Миско работает над скульптурой советского космонавта Юрия Гагарина, 1962 год.












 
Жизнь Советской Москвы в 40-е годы.


Женщина примеряет обувь в обувном отделе московского универмага, декабрь 1947 года.








Это десятилетие навсегда вошло в историю страны — Великая Отечественная война стала его главным испытанием. Но что происходило в столице в те годы? Как жили москвичи накануне роковых событий, как выстояли в самые тяжёлые дни и как встретили долгожданную Победу?



Однако 1940-е — это не только война. В эти годы столица продолжала развиваться: строилось метро, закладывались легендарные сталинские высотки, а в 1947 году Москва с размахом отметила своё 800-летие. Представляю вам новую подборку раскрашенных фотографий.



Вышка для прыжков с парашютом и скульптуры в парке ЦПКиО имени Горького. Москва, 1941 год.






Фотограф: Евзерихин Э.Н.



Последние недели до начала Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года наступило обычное утро, изменившее реальность.



Утро 22 июня для москвичей началось как обычно, но тревожные новости о начале войны сразу же омрачили будни. Ещё никто не понимал, насколько масштабными окажутся последствия, однако уже через три дня столица погрузилась в строгий военный режим.



Чтобы пресечь вражескую пропаганду, власти потребовали сдать все радиоприёмники — теперь информацию можно было получать только из официальных источников.



Комендантский час вводил жёсткие ограничения: театры, рестораны и другие заведения закрывались уже в 22:45. С этого времени и до 4 утра улицы Москвы пустели, передвигаться можно было только по специальным пропускам. Так столица готовилась к долгой и тяжелой борьбе.



Москва, Белорусский вокзал. Общее построение персонала (носильщиков) на 1-ой платформе, 1947 год.








Большой Москворецкий мост. Кремль накануне празднования 30-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 1947 год.






Фотограф: Валентин Соболев



С 1917 года день Великой Октябрьской социалистической революции стал не просто памятной датой — это был настоящий главный праздник советской эпохи, символ новой эры.



Ещё за несколько дней до 7 ноября улицы городов наполнялись особой праздничной атмосферой — повсюду развевались алые стяги, звучали революционные песни, а в воздухе витало ощущение великого исторического перелома. Для миллионов советских людей этот день оставался не просто выходным, а днём гордости, памяти и единства.



Торжественные демонстрации, парады и народные гуляния превращали 7 ноября в грандиозное всенародное торжество, напоминающее о начале новой эпохи.



Апрель на Тверском бульваре. Москва, 1947 год.








Каждую весну дети с нетерпением ждали первых по-настоящему тёплых дней. Как только солнце начинало пригревать по-весеннему, а снег превращался в звонкие ручьи, наступал наш звёздный час, время запускать кораблики!



Ленинградский проспект в районе стадиона "Динамо" перед началом футбольного матча. Москва, 1949 год.






Фотограф: Иван Шагин



Площадь Свердлова. "Членовозы" на остановке троллейбуса. Москва, 1946-1950 год.






Фотограф: Л. М. Доренский



Нашему народу всегда было свойственно подмечать смешное даже в самых серьёзных вещах. Яркий пример — народное творчество, когда роскошные правительственные ЗИЛы, предназначенные исключительно для высших партийных чинов, получили в народе меткое прозвище — "членовозы".



История не сохранила имени остроумца, первым бросившего это словцо. Но ясно одно: народная молва мгновенно подхватила удачное название, и с тех пор все представительские лимузины советской эпохи в неформальных разговорах именовались исключительно так.



Автозаправка в Москве 1947-год.








Колонна грузовиков ЗИС-5В на Автозаводской улице. Москва, 1945-1947 год.








Финальная шлифовка станции Парк культуры. Москва, 1949 год.








Первые планы запуска легендарной Кольцевой линии метро не раз менялись — изначально власти намеревались открыть движение ещё в 1945 году, затем сроки перенесли на 1946-й. Но судьба распорядилась иначе: лишь в 1949 году по путям, наконец, побежал пробный электропоезд, а в новогоднюю ночь с 31 декабря 1949 на 1 января 1950 года состоялось историческое событие — первые пассажиры ступили на перроны первой очереди Кольцевой линии.



Так началась новая эпоха в жизни столичной подземки, превратившейся со временем в одну из визитных карточек Москвы. Интересно, что первоначальные задержки только добавили значимости этому долгожданному событию, сделав момент открытия по-настоящему символичным — на стыке двух эпох, в первый день нового десятилетия.



Строительство Главного здания МГУ. Москва, 1949 год.








12 апреля 1949 года на живописных Воробьёвых горах начали закладывать фундамент будущей интеллектуальной цитадели — Главного здания Московского государственного университета.



Это было не просто строительство — это был вызов времени. В послевоенной Москве, ещё хранившей следы разрушений, возводился храм науки, который должен был затмить своими масштабами все сталинские высотки. Каждый кран, каждый бетонный блок здесь работал на создание легенды — 240-метрового исполина, увенчанного звездой.



Катер "Спасательный 837" на Москве-реке, 1947 год.








На улице Горького в день Парада Победы. Москва, 1945 год.






Фотограф: Умнов Евгений Петрович



Дождливым утром 24 июня 1945 года Москва стала свидетелем события, которое навсегда останется в памяти поколений — первого Парада Победы. Ровно в 10 утра под звуки марша Семёна Чернецкого "Слава Родине" на Красную площадь торжественным шагом вошли сводные полки всех фронтов Великой Отечественной войны.



Это был не просто военный парад — это был триумф всего советского народа. 200 гитлеровских знамён были брошены к подножию Мавзолея в знак окончательного разгрома нацизма. Особую символичность событию придавало то, что принимал парад легендарный маршал Жуков, а командовал им маршал Рокоссовский — два полководца, чьи имена стали синонимом нашей Победы.



Даже проливной дождь не смог омрачить этот исторический момент. Капли дождя на мундирах ветеранов смешивались со слезами радости — так Москва встречала своих героев, победителей самой страшной войны в истории человечества. Город шумел и отмечал ещё не один день.



Отдел доставки товаров на дом в ЦУМе. Москва, 1948 год.






Фотограф: Анатолий Гаранин



«Искра» (Московский государственный завод). Интерьер цеха, 1947 год.






Фотограф: Корабельников Георгий Васильевич



Автобаза газеты «Правда». Москва, 1947 год.






Фотограф: С .Г. Коршунов



Празднование 800-летия Москвы, 1947 год.








Не все мужчины вернулись с войны...



Эта простая фраза вмещает в себя целую вселенную народного горя. За каждым таким словом — пустые места за семейным столом, несыгранные свадьбы, дети, так и не дождавшиеся отцов.



Война прошлась катком по судьбам миллионов. В 1945-м страна ликовала, встречая победителей, но в этом ликовании всегда звучала и тихая нота скорби — ведь не все дожили до этого дня.



У входа на ВСХВ. Москва, 1940 год.






Кадр из фильма "Светлый путь".



На фотографии ЯТБ-3 — двухэтажный троллейбус Ярославского автомобильного завода, эксплуатировавшийся в Москве с 1938 по 1953 год.



Праздничная иллюминация в честь 800-летия Москвы, 1947 год.






Фотограф: Анатолий Гаранин



Вид на Лужники с Водной станции Центрального дома Красной Армии. Москва, 1947-1950 год.












 
Назад
Сверху Снизу