Удивительные и интересные фотографии Казанской губернии времен Дореволюционной России.
Мечеть Нурулла в Старо-Татарской слободе. Казань, 1909-1911 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Автор: С.Н.Радзивилл. Коллекция Н. Ибраимова. Скан с стеклянного негатива.
Юные шакирды в Старо-Татарской слободе. Мечеть Нурулла, ныне улица Парижской Коммуны.
Лодочники на озере Кабан окало первого «Татарского» моста черет Булак, 1914 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Фотография из коллекции Г.В. Фролова
Кабан — уникальная система озёр, расположенная в самом сердце Казани. Она состоит из трёх соединённых между собой протоками водоёмов: Нижнего Кабана, Среднего Кабана и Верхнего Кабана, вытянутых в южном направлении от исторического центра города.
Казанский трамвай, 1905-1910 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
18 ноября 1899 года тысячи казанцев вышли на улицы, чтобы своими глазами увидеть и даже прокатиться на новомодном «железном чуде» — первом электрическом трамвае. Так в Казани с 10 часов утра начались регулярные перевозки на первом электрическом трамвае, курсирующем по маршрутам Центральной, Проломной и Грузинской улиц.
Сама идея передвижения по рельсам не была чем-то необычным — с 1875 года в городе уже существовала конка, где вагоны тянули лошади. Однако появление трамвая, который двигался без помощи животных, поражало воображение. Для многих горожан, родившихся в XIX веке, мысль о «самобеглом вагоне» казалась просто невероятной.
Улица Вознесенская. Казань, 1900-1908 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Главная улица исторического центра Казани , расположенная в Вахитовском районе, простирается от площади 1 Мая до Университетского сквера — территории возле Казанского федерального университета. Эта многовековая магистраль является не только важной транспортной артерией, но и культурным сердцем города.
На протяжении веков она была свидетелем ключевых событий истории Казани и остаётся одной из самых узнаваемых и значимых улиц города.
Воскресенская улица, 1910-1917 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В начале Экс экс века на Воскресенской улице (ныне — Кремлёвская), работало 53 магазина, не считая ещё 30 торговых точек, размещённых в двух пассажах. Улица имела благоустроенный и солидный вид: двух и трёхэтажные каменные дома, построенные по проектам ведущих архитекторов, аккуратно вымощенные тротуары и мостовая, сначала газовое, а затем и электрическое освещение . По улице с конца XIX века курсировал трамвай, сменивший собой ранее действовавшую конку.
Эта фотография хорошо передает вид и жизнь этой улицы.
Озеро Нижний Кабан, 1900-1917 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Строительство Романовского моста. Зеленодольск, 1911-1912 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Когда-то путешествие по железной дороге из Москвы в Казань было настоящим приключением. Пассажиры, прибывавшие в Свияжск, вынуждены были покинуть поезд и продолжить путь на конных подводах до Волжской переправы. Там их ждал паром, который перевозил через реку, после чего можно было сесть на другой поезд и завершить путь до Казани. Грузовые вагоны переправляли зимой по льду, а летом — на специальных паромах.
По случаю 300-летия дома Романовых было принято решение о строительстве железнодорожного моста через Волгу. В 1911 году был утверждён проект, автором которого стал известный инженер Николай Аполлонович Белелюбский. В феврале того же года состоялась торжественная закладка моста.
Строительство Романовского моста. Нижние Вязовые, 1912-1913 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Это строительство стало масштабным и сложным проектом, привлекавшим сотни крестьян с близлежащих деревень. Фермы моста собирали непосредственно на месте. Однако работа сопровождалась трагедиями — дважды происходили серьёзные аварии, унесшие жизни нескольких десятков рабочих.
Прибытие поезда на правый берег Волги. Поселок Нижние Вязовые, 1913 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
К концу 1912 года опоры моста были возведены, а уже 6 июня 1913 года сооружение прошло государственную приёмку. Мост стал важным этапом в развитии транспортной инфраструктуры России и символом технического прогресса эпохи.
Первый поезд прошёл по новому мосту 10 июня 1913 года, знаменуя собой важный этап в развитии железнодорожного сообщения. Это событие стало прорывом в транспортной истории региона и существенно ускорило сообщение между Москвой и Казанью, избавив пассажиров и грузовые составы от трудоёмкой переправы через Волгу.
Набережная озера Кабан. Церковь Четырех Евангелистов, 1879 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Автор: Владимир Павлович Бебин
Наводнение. Угол улицы Поперечно-Георгиевская и Дегтярного переулка. Казань, 1914 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В Шмелевом овраге. Казань, 1900-1917 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Автор: А. Бренинг
Аптека Бренингов до реконструкции,1905-1913 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
История аптеки началась в 1867 году, когда её основатель, выходец из поволжских немцев, Иоганн Иоганнович Бренинг, переехавший в Казань из Саратова, приобрёл первый этаж дома на улице Большая Проломная (ныне ул. Баумана) и 16 февраля того же года открыл там шестую по счёту вольную аптеку города. Вскоре она стала одной из самых известных в городе.
В 1872 году Бренинг выкупил весь дом и участок от Большой до Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная), что позволило расширить торговлю и укрепить позиции аптеки.
После смерти Иоганна Иоганновича в 1895 году аптекой некоторое время управляла его жена, Анна Васильевна, которая затем передала дело в руки сына — Арнольда Ивановича Бренинга. Он окончил университет с золотой медалью, получил диплом химика и степень провизора. Под его руководством аптека достигла новых высот. В 1916 году она была официально признана лучшей в городе, обслужив за один день рекордное количество людей — 251!
У Арнольда Ивановича был простой, но важный принцип:
"Каждый должен иметь возможность получить лучшее лекарство!"
В 1912 году он провёл грандиозный ремонт здания: был построен балкон, на фасаде появилась богатая лепнина, сохранился символ дома — двуглавый орёл, а над входом были установлены большие часы, ставшие заметной городской достопримечательностью.
Однако в 1918 году , после революции, аптека была национализирована , завершив эпоху частного владения.
Георгиевская улица, 1900-1917 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Хирургическая клиника медицинского факультета, 1908-1911 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Автор: А.А.Козлов
Закат на фоне Верхнего Услона, 1910-е.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Автор: А. Бренинг
Устье Свияги. Вид на Макарьевскую пустынь, 1894 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Мельница Оконишникова в селе Печищи близ Казани, 1900-1917 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Первая в городе паровая пожарная машина во дворе второй полицейской части, 1906-1916.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Первая в городе паровая пожарная машина во дворе второй полицейской части, из-за которой выглядывает уничтоженный ныне Воскресенский Собор.
Мечеть в Пороховой слободе, 1900-1917 год.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация