"Операция "Ы" и другие приключения Шурика": как снимали легендарную комедию

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.431
Репутация
63.590
Реакции
278.009
RUB
0




Сколько бы раз мы не пересматривали советские комедии, они каждый раз вызывают у нас улыбку. Фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" полюбился зрителям сразу после выхода на экран и по прошествии 50 лет не утратил своей популярности. Сегодня мы расскажем о том, как Леонид Гайдай работал над созданием смешных киноновелл.


Первоначально новеллы носили заурядное название "Несерьезные истории" и их было всего две, а имя главного героя было Владик Арьков. Идея дописать сценарий для третьей миниатюры стала очевидной, когда было решено снимать полнометражный фильм. Первым делом по требованию цензурного комитета Владика (Владлена) переименовали в Шурика (его роль исполнил Александр Демьяненко). Ведь нельзя было допустить, чтобы юмористический персонаж получил имя вождя мирового пролетариата.




Интересно, что Леонид Гайдай долго обдумывал, каким же должен быть главный герой. Оказалось, что похожим на него самого. Именно поэтому, увидев фото Александра Демьяненко, режиссер не сомневался ни минуты: высокий парень в очках имел с ним поразительное сходство. Нескладный и очень добродушный по природе, Демьяненко блестяще исполнил главную роль во всех трех новеллах.


К счастью, цензура пропустила сцену раздевания Лиды

Вообще цензура неоднократно "браковала" содержимое фильма. Резко негативно была воспринята песня Балбеса "Постой, паровоз…". Гайдай вырезал один из куплетов блатного шлягера, только после этого цензура сменила гнев на милость. Не по вкусу пришлись и некоторые комические эпизоды. Так, кинолетне присвоили 2 категорию за то, что режиссер отказался исключать эпизоды, когда "негр" Верзила гонялся за Шуриком и когда студенты сдавали экзамен. После выхода в прокат за фильм заступился генеральный директор «Мосфильма» В. Сурин, после его письма в минкульт ленте присвоили 1 категорию.




На протяжении съемок команде не везло с погодой, постоянно приходилось переезжать в поисках благоприятных условий. Баку, Одесса, Ялта, Москва, Ленинград… Зимние сцены снимали, конечно же, в Северной столице, вот только обстоятельства сыграли злую шутку с киношниками. 14 декабря на съемочную площадку завезли 10 самосвалов снега, но он… растаял еще до начала работы. Так что пришлось заменить его ватой и нафталином.







Многие юмористические сцены рождались случайно: так, трагическую нотку в эпизоде с фехтованием придумал Гайдай (драка выглядела уж очень академично, решено было изобразить кроваво-винную рану, когда Шурик проткнул Балбеса шпагой. А вот эпизод со скелетом - чистая импровизация. На восьмом дубле Никулин решил засунуть палец между приоткрытыми челюстями, и те внезапно захлопнулись. Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте.


Новелла *Напарник*



Новелла *Напарник*

Пересматривая любимые советские фильмы из года в год, мы редко задумываемся, как проходили съемки картин. Интересно, что многие из них могли и вовсе не выйти в прокат.
 
Хорошая девушка Лида...
------------------------------------------------------------------------------------------

Наталья Игоревна Селезнёва — актриса театра и кино. Народная артистка Российской Федерации (1996)

0_d30f1_f89064e5_XXL.jpg


Наталья Селезнёва (Полинковская) родилась 19 июня в Москве (жила на Петровке), в творческой семье. Ее отец, Игорь Полинковский, был известным в Москве фотографом, мама - художником. В семье любимым писателем был Лев Толстой, её и назвали Наташей в честь Наташи Ростовой. Позже Наталья Игоревна взяла фамилию матери и стала Селезнёвой. Ей было всего шесть лет, когда к маленькой Наташе на улице подошел актёр Михаил Михайлович Майоров и за руку привел в свой Театр Советской Армии на пробы в спектакль «30 сребреников», в котором Наташа впоследствии играла целых три года. Актриса рассказывает: «Я шла себе по улице и ела мороженое. Ещё я прыгала через лужи. А где дождь не успел смыть мел, то и через классики, нарисованные на асфальте. И - допрыгалась».

0_d30f0_4ba3b642_XL.jpg


Однажды на одном из представлений Наташу увидела детская писательница Агния Барто и решила, что в кинофильме «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953) по её произведению должна сниматься именно эта девочка. Поскольку съемки фильма проходили в Ленинграде и к тому же в учебное время, Наташе вместе с мамой пришлось на целый год переехать в северную столицу. Там им дали номер в гостинице «Астория», а Наташу устроили в ближайшую школу. «Агнию Львовну очень любила и уважала, но боялась, она очень строгая была. Несколько лет мы с ней ездили вместе выступать, это были творческие вечера. Я становилась на табуретку и читала её стихи»- вспоминает Наталья Игоревна. Потом были картины «Девочка и крокодил» (1956), «Алёнка» (1961).



«В школе я училась очень неважно, технические предметы мне вообще не давались. У меня было две мечты: стать продавщицей в галантерейном магазине или пойти в театральный институт и стать профессиональной артисткой. Помню, как снималась летом в зимней шубе, шапке и валенках, стоя в душном павильоне. Меня могли поставить в кадр, объявить обеденный перерыв и уйти, забыв обо мне. А когда возвращались, я стояла на том же месте. Только подо мной была лужица — я описалась, дожидаясь взрослых.

0_d30f3_4f0ead48_XL.jpg


Мы жили небогато, и мама держала меня в ежовых рукавицах. Уже в 10 лет она возложила на меня серьёзные обязанности по дому. Выдавала деньги, и я шла в Елисеевский магазин и покупала продукты на три дня вперёд. Она заставляла меня всё делать самой, и я ей за это безумно благодарна. Раньше в квартирах были дежурства. Я мыла лестницы и коридоры, несмотря на то что уже снималась в кино. Мама родилась в Харькове и, естественно, отменно стряпала. Меня учила куховарить. Только борщей знаю рецептов десять. Притом, всегда делаю две кастрюли — себе с мясом, а мужу с фасолью. Он вегетарианец»- рассказывает Наталья Селезнёва.

0_d30f7_cebb8bc5_XL.jpg


Окончив школу, Наташа в 1963 году поступила в Театральное училище имени Щукина. Она предполагала, что станет серьёзной, драматической актрисой. Читала приемной комиссии трагический монолог Марины Мнишек из «Бориса Годунова». Однако педагоги уже с первого курса разглядели в девушке комедийный талант. И действительно, первый успех ей принесла именно комедийная роль.

0_d3102_457523e1_XL.jpg


На пробы в комедию Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», Селезнёву пригласил ассистент режиссёра. Он увидел в ней идеальную кандидатуру на роль девушки Лиды, в которую влюбился главный герой Шурик (Александр Демьяненко). О том, как происходило утверждение, рассказывает сама актриса: «Я появилась на съемочной площадке у Гайдая 18-летней студенткой и, конечно, совершенно не понимала тогда, какая это удача,- встреча с таким режиссёром.

0_d3103_a6e6c305_XL.jpg


Помните, в новелле «Наваждение» моя героиня и совершенно незнакомый ей Шурик штудируют перед экзаменом один учебник? Они настолько сосредоточенны, что всё остальное проделывают совершенно механически. «Жарко, разденься!» - советует Лида Шурику и сама, сбросив одежду, остаётся в купальнике. Так вот, Леонид Иович, окинув меня взглядом, сказал: «Вам в кадре нужно будет раздеться». Я кивнула. «А как у вас с фигурой? Вроде бы не очень...» - «У меня не очень?» - возмутилась я и мгновенно сбросила с себя сарафан. Гайдай довольно улыбнулся. Потом он говорил, что я сделала это легко и раскованно (а по тем временам это было невероятно), но вместе с тем - "целомудренно", именно так, как ему было нужно...».

0_d3105_26913729_XL.jpg


В то время руководство Щуки строго- настрого запрещало своим студентам сниматься в кино. К счастью, все обошлось. Наверное, сыграло имя уже успевшего стать известным режиссера, а может быть что-то ещё. Так или иначе, но Наталью благополучно отпустили на съемки. «Мне долго приходилось убеждать всех, что я обычная и ни чем не выделяюсь. А потом, в старших классах, вдруг начала сильно расти. Что такое в 60-х годах иметь рост 1,75? Нонсенс, некрасиво, неприлично. Это сейчас все акселераты и для девушки рост — то, что нужно, а тогда… только и слышала, что «дылда, дылда». В школе специально сутулилась, скрючивалась, чтобы казаться ниже. Гайдай шел на разные ухищрения: Сашу ставили на табуреточку, или выкапывали ямки для меня»- вспоминает актриса. Роль Лиды принесла Наталье Селезневой бешеную популярность, а новелла «Наваждение» с её участием была удостоена специального приза на кинофестивале в Чехословакии. В дальнейшем она ещё дважды снималась в комедиях Гайдая — в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию» и «Не может быть!».

0_d3106_555ab7b1_XL.jpg


Закончив училище в 1966 году, Селезнёва попала в труппу Театра сатиры. Благодаря этому обстоятельству в том же году она оказалась в числе тех счастливцев, кому выпала честь участвовать в первых выпусках знаменитого телевизионного «Кабачка "13 стульев"», где Селезнёвой досталась роль жизнерадостной пани Катарины. Героиня актрисы была первой модницей кабачка, и наряды, в которых она появлялась на экране, затем горячо обсуждались всей женской половиной Советского Союза. Между тем восхищенный зритель был в неведении относительно того, каких нервов стоило актрисе каждое появление в новом наряде на съёмочной площадке. К примеру, за появление в мини-юбке (её привезла из Парижа подруга актрисы) Селезнёву наказали денежным штрафом. Кассир так и сказала: «Вы наказаны за слишком короткое платье!».

0_d3127_6cec5455_XL.jpg


В 1968 году режиссер Виктор Храмов пригласил Селезнёву на роль принцессы в телефильм «Калиф-аист», а главную роль в картине играл Владимир Андреев. По словам Селезнёвой, у них случилась обоюдная любовь с первого же съемочного дня. В то время Андреев был женат на артистке Архангельской, события стали развиваться с центростремительной силой и он расстался с женой. «Но Селезнёва в ЗАГС не спешила, чего-то выжидала, хотя ее худенькая фактура быстро увеличивалась. Кажется, она проверяла, как я себя поведу. К тому времени я был довольно известен и в театре, и в кино. И вот за пару месяцев до появления Егора на свет она наконец сказала: "Ну, пора расписываться."»- вспоминает Андреев. Свадьбы, как таковой, не было.

0_d3128_e790b844_XL.jpg


«Первый год нашей совместной жизни оказался очень тяжёлым — мы притирались друг к другу. Володе было 37. Состоявшийся артист со своим видением жизни. А мне только 22»- рассказывает Наталья Игоревна. В 1969 году на свет появился сын Егор. Правда, мама видела его тогда не очень часто: с утра до вечера пропадала на съемках. «В своё время мне очень хотелось освоить машину, и я это сделала. Потому что у меня был маленький ребёнок, приходилось возить на дачу продукты, газовые баллоны. Мне было 24 года. Причём денег на машину не было, пришлось продать хороший спальный гарнитур, а потом долго спать на матрасах»- вспоминает актриса.

0_d3129_d0393f3c_XL.jpg


0_d312b_dc80f82f_XL.jpg


0_d312c_fec53362_XL.jpg


0_d312d_f1c1865b_XL.jpg


0_d312a_2ad7d1ee_XL.jpg


На сегодняшний день Н. Селезнёва с мужем В. Андреевым (он долгие годы является главным режиссером Театра имени Ермоловой) живут в Москве на Тверской улице. Их сын Егор закончил школу с золотой медалью, поступил в МГИМО и стал профессиональным дипломатом. Работал и жил в Германии с первой женой, там у них родился Алеша (1995). Когда мальчику было десять, его родители разошлись. У Натальи Селезнёвой ещё двое внуков — Лиза (2010) и Коля (2011).

0_d3130_4647827a_XL.jpg


0_d312f_d6fbae51_XL.jpg


Селезнёва по-прежнему играет в Театре сатиры, снимается в кино. Пригласили её на ТВ, в сериал «Клубничка», но Селезнёва снялась только в одной серии и продолжать работу дальше не захотела. Из интервью Н. Селезнёвой: «Самое дорогое, что у меня есть, - это моя семья. Это то, ради чего я не то что работаю - живу! По гороскопу я Близнец, Терпеть не могу одиночества. Даже телевизор одна смотреть не могу... Когда мне говорят: "Ты русская Катрин Денев", — я такие слова воспринимаю исключительно как лесть. Я не сделала в жизни ни одной подтяжки, специально не худела, на диетах не сидела. Все мои родные свидетели, что я не плаваю, не бегаю, единственный мой "тренинг" — это прогулки в лесу. Медленным шагом. К тому же я бабушка. И не хотела бы, чтобы мой внук звал меня Наташей.

0_d3104_d5075bbb_XL.jpg


Сегодня век компьютеризации, а у меня нет жажды приобрести компьютер, научиться пользоваться Интернетом, узнать, что такое сайты и чаты. Я даже мобильный телефон с трудом освоила. Причём, когда он совсем пришёл в негодность, чтобы не запутаться, я купила точно такую же модель. Наверное, здорово идти в ногу со временем, но у меня это уже не получится.

0_d3131_b5a31741_XL.jpg


Всю жизнь меня трогает один-единственный поэт — Пушкин. Я абсолютно помешана на Александре Сергеевиче. Это уже не хобби, а часть моей жизни. Пушкин — моя настольная книга. Болеть за футбол я начала очень давно, еще в юности, как- то само собой сложилось, что мой клуб — «ЦСКА», а муж с детства болеет за «Спартак». Люблю идеальный порядок и страдаю, когда мне не хватает времени его навести».

0_d3107_d689d9ba_XL.jpg


Наталья Селезнёва никогда не курила, не пила, ей даже незнаком вкус алкоголя. Из косметики актриса предпочитает природные средства и очень доверяет натуральным маслам. Летом Наталья Селезнёва все время на даче, там у неё есть любимый уголок: стоят берёзки, растет земляника, цветут незабудки. Такой нетронутый кусочек природы. Не только на даче, но и дома актёры разводят различные растения, у Андреева легкая рука, что ни посадит – все приживается. Творческий багаж Натальи Селезнёвой — больше 60 фильмов.

0_d3132_73ef7342_XL.jpg
 
Шикарный и добрый фильм
 
Назад
Сверху Снизу