Недавно получил запрос – оценить стоимость компании.
Как это обычно бывает, нужно было сделать «на вчера». Поэтому поделюсь здесь основными общеизвестными методами, которые можно использовать самим для оценки ориентировочной стоимости бизнеса. Это будет актуально для тех, кто планирует покупку или продажу компании.
Есть три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный. Если коротко, вот суть каждого:
Но если активов немного, например, как у IT-компании, где всё держится на людях и компетенциях, этот метод даст заниженную стоимость. В таких случаях логичнее использовать доходный и сравнительный методы.
На практике лучше использовать все три метода и затем определить, какой из них для вас ключевой.
Например, если у компании много активов, но слабая прибыль, используем затратный подход. Если бизнес растёт из года в год, то – доходный. А если рынок прозрачен и есть понятные аналоги, даем больше баллов сравнительному методу.
Всем добра, здравого расчёта и растущей прибыли!
Как это обычно бывает, нужно было сделать «на вчера». Поэтому поделюсь здесь основными общеизвестными методами, которые можно использовать самим для оценки ориентировочной стоимости бизнеса. Это будет актуально для тех, кто планирует покупку или продажу компании.
Есть три основных подхода: затратный, доходный и сравнительный. Если коротко, вот суть каждого:
Затратный метод
Показывает, сколько денег получит владелец, если продаст все активы компании и погасит долги. Применяется чаще всего при ликвидации. Хорошо подходит компаниям, у которых есть дорогостоящие активы:- здания,
- оборудование,
- техника,
- транспорт.
Но если активов немного, например, как у IT-компании, где всё держится на людях и компетенциях, этот метод даст заниженную стоимость. В таких случаях логичнее использовать доходный и сравнительный методы.
Доходный метод
Оценивает компанию через прогноз будущей прибыли. Подходит для растущего бизнеса, потому что учитывает динамику, риски и инфляцию. По сути, этот метод про то, сколько компания способна зарабатывать в перспективе.Сравнительный метод
Тут смотрим на рынок и аналогичные компании. Метод считается самым приближённым к реальности, если, конечно, есть сопоставимые сделки и открытая информация. Минус в том, что если у кого-то похожая компания стоит меньше, то и ваша автоматически «потянет» вниз.На практике лучше использовать все три метода и затем определить, какой из них для вас ключевой.
Например, если у компании много активов, но слабая прибыль, используем затратный подход. Если бизнес растёт из года в год, то – доходный. А если рынок прозрачен и есть понятные аналоги, даем больше баллов сравнительному методу.
Всем добра, здравого расчёта и растущей прибыли!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация