Как я за миллион делаю то, что заводы продают за 60

vaspvort

Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Migalki Club
Старожил
Меценат💎
Регистрация
10/4/18
Сообщения
6.078
Репутация
11.188
Реакции
17.171
USD
0
Сделок через гаранта
18
Удовлетворить базовые потребности человека в воздухе не так-то просто.

Вы в самолете, идёте в туалет, справляете нужду, нажимаете на кнопку слива. Раздается характерный звук всасывания, и все содержимое мгновенно исчезает.

За этим простым действием стоит сложная инженерная система с электродвигателем, который создает вакуум.

Такие двигатели раньше импортировали, а после 2022 года перестали.

Но туалеты в самолётах всё ещё нужны.

Но туалеты в самолётах всё ещё нужны.
Мое производство делает разные электродвигатели: для медицинских приборов, подводных аппаратов, геофизических систем и в том числе двигатели для туалетов в самолете ограниченными партиями.

В статье расскажу, как производят электродвигатели в России, сколько на этом можно заработать, когда произвести на родине выгоднее, а когда без Китая не обойтись.

Зачем туалету в самолете нужен электродвигатель?​

В самолёте около 30 разных электродвигателей. Одни поднимают самолет в воздух, другие управляют закрылками и рулями, третьи останавливают самолет, а четвертые помогают всему этому добру не перегреться.

Но нас интересуют двигатели вакуумных насосов — они устанавливаются в туалете.

Чтобы избежать множество неприличных упоминаний в тексте, слово, обозначающее продукты жизнедеятельности человека, будет заменено словом «тело», как в школьной физике.
Раньше тела из самолётов просто сбрасывали наружу. Нет, никому на голову не падало — на высоте 10 км отходы сразу замерзают и рассыпаются в воздухе.

Ещё могли использовать классические туалеты — они смывали тела водой, как дома. На один слив нужно от 6 до 15 литров воды. Чем больше воды, тем больше должен быть самолёт, чтобы это вмещать. Чем больше вес, тем больше нужно топлива. Такие туалеты неприятно пахли, для них нужны большие канализационные трубы, они легко ломались.

С 1980-х в самолётах используется вакуумная система.

Такая схема пришла в авиацию из космических ракет.

Такая схема пришла в авиацию из космических ракет.
Когда кто-то нажимает кнопку смыва, включается вакуумный генератор, который высасывает воздух из бака и труб. В баке воздуха становится меньше, значит, он давит слабее. А в салоне воздух продолжает давить с прежней силой.

Получается разница давления: в салоне воздух давит сильно, в трубах и баке — слабо. Воздух из салона начинает уходить туда, где давление меньше, и увлекает за собой тела (содержимое унитаза).

Движение воздуха на схеме

Движение воздуха на схеме
Как видно на схеме, генератор качает воздух из труб через бак. Чтобы тела остались в баке и не полетели дальше в генератор, в системе стоит сепаратор с фильтром.

Чтобы было понятнее, можно подумать, о заварочном чайнике. Когда выливаешь чай в кружку, заварка остаётся в ситечке. Здесь также: воздух «проливается» через фильтр в генератор, а отходы остаются в баке.
Воздух, который генератор выкачал из труб, нужно куда-то девать. Поэтому он выходит наружу через трубу.

Ровно по такой же схеме работает пылесос, только он сосёт пыль, а не… тела.

Весь процесс занимает 3-5 секунд. Двигатель для такой системы весит около 2 кг при мощности 1,5 кВт. Для сравнения: промышленный двигатель такой мощности весил бы 15-20 кг, и не выдержал бы авиационной тряски, перегрузок при взлёте и посадке, турбулентности, температурных скачков.

На высоте более 5 км система работает еще проще. Разница давления между салоном и атмосферой настолько велика, что вакуумный генератор даже не включается.

На высоте более 5 км воздух из салона сам вылетает наружу и создаёт тягу для смыва

На высоте более 5 км воздух из салона сам вылетает наружу и создаёт тягу для смыва
Запах от вакуумных туалетов меньше обычных, потому что с телами засасывается и воздух в кабинке, а все трубы закрыты клапанами.

После посадки к самолёту подъезжает специальная машина, подключает шланг и опустошает бак с отходами.

Непростая работа

Непростая работа
Заканчиваю с образовательной частью, перехожу к экономической.

Из Роскосмоса в свое производство электродвигателей​

Я закончил московский политех (ранее МГТУ “МАМИ”) по специальности "конструктор-технолог литейного производства" с красным дипломом. В 2010 году пошел работать в Роскосмос.

Параллельно я, как очередной фантазёр-утопист, мечтал создать свою настольную игру. Занимался этим, а потом начал производить деревянные фигурки для настольных игр.

Для этого нужно было помещение, а в Москве с этим сложно — все производственные помещения от 100 квадратов, мне нужно было 15 кв.м.

Поэтому я построил мастерскую на даче и творил там.

05822cb9f20acd7ed7ec56342c505ecc.png

Производили фигурки оптом для издательств, и продавал в розницу за границу через маркетплейс Etsy. В месяц получалось до 3 000 $.

В 2022 ввели санкции, мой магазин полностью удалили со всеми отзывами, и бизнес умер.

Недавно купил настольную игру на Озоне, а там лежит наша фигурка. Классно.
В 2017 году с другом начали делать электродвигатели. Первый мотор делали как хобби из подручных материалов, написали про это статью на Хабре и стали получать заказы.

Ещё выложили ролики на ютубе. В кадре я юн, молод, и мне мешает собака

Ещё выложили ролики на ютубе. В кадре я юн, молод, и мне мешает собака
В 2018 году я уволился из Роскосмоса и начал зарабатывать на производстве электродвигателей. В шутку называю компанию электродвигательным ателье — мы делаем штучные заказы под специфические требования.

Делаем крошечные двигатели в форме крючка, которые вставляются в вену на ноге и проталкиваются кровью до сердца. Или двигатели-трубки для нефтяных скважин диаметром 6 см — если покупать на рынке двигатель такой мощности, он будет размером с чемодан.

Как устроен рынок электродвигателей​

Купить электродвигатель можно в четырёх местах: на китайском серийном заводе, на российском серийном заводе, в научно-исследовательском институте и у небольших производителей вроде меня.

1. Китайские заводы​

Если нужен двигатель для стиральной машины, вентилятора или простого станка – скорее всего, он приедет из Китая.

Китайцы научились делать электродвигатели дешево и много. У них отлажена вся цепочка: от производства магнитов до сборки готовых изделий. Плюс дешевая рабочая сила и государственная поддержка экспорта.

В результате китайский двигатель может стоить 20 000 ₽, а его российский аналог – 70 000 ₽.

Проблема в том, что когда начинаются санкции или политические разборки, поставки могут прекратиться в любой момент. Как это случилось в 2022 году, когда объем продаж упал до минимума за пятилетие.

Еще проблема: китайцы ничего не любят кастомизировать. А среди тех, кто любит – 90% тех, кто кастомизирует, как им хочется, а не так, как вы их просите.

2. Российские серийные заводы – наследники СССР​

В России работает около 30 крупных заводов-производителей электродвигателей. Это такие гиганты, как Красногорский завод «Электродвигатель», «Владимирский электромоторный завод», «Уралэлектро».

Большинство из них – наследники советских предприятий. У них есть цеха, оборудование и опыт производства. Но серийный двигатель российского производства стоит дороже китайского. Почему?

Во-первых, Россия покупает за границей редкоземельные металлы и большую часть комплектующих для двигателей. С 2022 года выбора поставщиков стало меньше — теперь сотрудничают в основном с Китаем.

Во-вторых, в Китае материал доходит до производителя через одного-двух посредников:

Производитель материала → Региональный дистрибьютор → Завод электродвигателей

А в России таких три-четыре. Условный пример:

Производитель материала → Российский Федеральный дистрибьютор → Региональный дистрибьютор → Локальный поставщик → Завод

На каждом этапе перепродажи — наценка. В результате то, что китайские заводы покупают у поставщиков за 100$, в РФ для заводов будет стоить 200-300$.

Плюс в Китае государство целенаправленно выстраивает производственные кластеры. В одном городе делают магниты, в соседнем – подшипники, в третьем – собирают готовые двигатели. Логистика отлажена десятилетиями.

У нас магниты для двигателей везут, условно, из Челябинска, подшипники – из Самары, сталь – из Липецка. В итоге получается дорогая логистика.

Если покупателю нужен индивидуальный двигатель под заказ, он может заказать его у местного российского производителя. Но есть проблема:

У таких заводов работает условно 500 человек с зарплатным фондом 50 млн ₽ в месяц. Когда к ним приходит заказчик и просит сделать один специальный двигатель, заводу нужно окупить всё это добро, и этот единственный двигатель будет стоить 80 млн ₽.
Заказчик такую цену, как правило, не тянет.

3. НИИ​

Третий тип игроков – научно-исследовательские институты. Например, ВНИТИ ЭМ в Санкт-Петербурге или НИПТИЭМ во Владимире.

Когда какому-нибудь НИИ химмаша нужен специальный двигатель для их установки, они часто делают его силами своих сотрудников.

У НИИ есть умные люди, лаборатории и доступ к грантам. Но производственных мощностей у них кот наплакал. Плюс бюрократия – пока они все согласуют, заказчик либо найдет другой вариант, либо вообще откажется от проекта.

4. «Электродвигательные ателье»​

Это компании типа моей. У нас есть дорогое производственное оборудование, как у больших серийных заводов, и умные люди, как в НИИ. Поэтому мы можем изобрести двигатель с нуля, произвести какое-нибудь изделие по готовым чертежам или всё вместе.

Цена у нас получается лучше серийного завода — нам не нужно кормить огромный штат.

Раньше мы брались за проекты от 200 000 ₽, но тогда нас с партнёром было всего двое, и экономика вообще не сходилась. Сейчас берём заказы от 1 млн.

Делаем так ещё потому, что заказы приходят нерегулярно. В один момент можем работать на полную мощность, а потом 3 месяца сидеть без заказов. Всё это время нужно платить деньги людям — квалифицированных сотрудников мало, я не могу увольнять и нанимать людей по мере поступления заказов.

Производство электродвигателей с нуля​

Полный цикл производства занимает от 2 до 6 месяцев. Начинается с поступления заявки на производство.

1. Разговариваем с клиентом​

Выясняем задачи, потом просим заполнить опросный лист — какая мощность мотора нужна, в каких габаритах, в каких условиях будет работать мотор.

На этом этапе многие отсеиваются — часто приходят люди, которые не понимают, что им нужно и для чего. Некоторые вообще не знают, что такое двигатель.

Кто-то говорит:

— Нам нужен точно такой же китайский мотор
Таких тоже не берём. Кажется, что если сделать товар в России, то будет дешевле китайского — мол, не надо везти из-за границы.

Но не всё так просто. Например, одна деталь для двигателя на рынке может стоить 100 ₽. Но для этого нужно:

— Спроектировать и заказать штамп за 3 млн ₽

— Организовать цех

— Нанять и обучить людей

— Штамповать 100 тыс. изделий в год 5 лет подряд, тогда все затраты на организацию производства окупятся.

Нам нужно организовывать производство новых моделей каждый раз. Поэтому наши двигатели в 100% случаев будут дороже тех, что производят на рынке. Китайский двигатель за 20 000 ₽ у нас будет стоить 60-90 000 ₽.

2. Проектируем мотор​

Это самый долгий этап — он занимает от месяца до полугода.

Тружусь в поте лица

Тружусь в поте лица
Иногда есть наработки, на основе которых можно сделать чертежи. Иногда нужно делать 2 варианта мотора, такое часто в авиации.

Например, проектируем 2 мотора. Первый весит 22 кг, КПД 89%. Второй весит 30 кг, но КПД выше — 92%.
Из-за более высокого КПД второй мотор экономит энергию, а значит, самолету нужно меньше аккумуляторов. В данном случае экономия составляет 9,5 кг аккумуляторов.
Получается: второй мотор тяжелее на 8 кг, но экономит 9,5 кг аккумуляторов. Итоговая разница всего 1,5 кг в пользу второго мотора — его и выбираем.
Но если бы экономия составляла не 9,5 кг, а, скажем, 7 кг аккумуляторов, то итоговая разница была бы 1 кг в пользу первого мотора. Тогда выбрали бы первый вариант.

3. Заказываем материалы​

Заказываем редкоземельные металлы в Китае в нужной нам геометрии — в России их не делают.

4. Делаем мотор​

Двигатель состоит из неподвижной части (статор) и вращающейся (ротор с магнитами или с медной клеткой). На статор наматывается медный провод — обмотка.

В серийном производстве двигатели обычно мотают автоматически — так получается быстро и точно.

Слева ручная намотка, справа — автоматическая

Слева ручная намотка, справа — автоматическая
Но иногда намотку нужно делать вручную. Например, если у статора сложная геометрия пазов, провод слишком толстый или тонкий, либо если это штучный заказ.

Например, генераторы для электростанций мотают только вручную — они огромные, провод там толщиной с руку, с таким не справится ни одно оборудование.
У нас чаще приходится мотать руками, т .к. работаем под заказ.

Все изгибы делаются вручную, а не наматываются на каркас. Провод нужно укладывать плотно, без зазоров, но и не пережимать. Если намотать слишком свободно — обмотка будет болтаться в пазах и может повредиться от вибрации. Если перетянуть — провод деформируется, получится короткое замыкание

Все изгибы делаются вручную, а не наматываются на каркас. Провод нужно укладывать плотно, без зазоров, но и не пережимать. Если намотать слишком свободно — обмотка будет болтаться в пазах и может повредиться от вибрации. Если перетянуть — провод деформируется, получится короткое замыкание
Когда мотаешь вручную, нужно считать мотки. Права на ошибку нет — 1-2 лишних витка могут испортить весь мотор.

Если витков до 10 – это одно, если их более 100 – совсем другое.

Если считать стандартно, например, по 10 витков, и отмечать в таблице — легко сбиться. Не отметить десятку или 2 раза записать одну и ту же.

Сотрудник решил эту проблему: предложил считать неравными порциями — Например, сначала 7 витков, потом 12, потом 15, потом снова 7.

Такой счёт не даёт расслабиться.

Такой счёт не даёт расслабиться.
Рабочий момент: Наталья Андреевна сказала свои пожелания по оснастке для системы напыления Виктору Викторовичу, и Виктор Викторович пошел переделывать.

Рабочий момент: Наталья Андреевна сказала свои пожелания по оснастке для системы напыления Виктору Викторовичу, и Виктор Викторович пошел переделывать.

5. Испытываем мотор​

Иногда это страшно. Какая-нибудь деталь отлетит — останешься без глаза или пальца.

На фото сотрудник должен был испытать мотор на 100 тыс. оборотов в минуту, но побоялся и сделал только 40 тысяч

На фото сотрудник должен был испытать мотор на 100 тыс. оборотов в минуту, но побоялся и сделал только 40 тысяч
Это не типовые тесты, а экспресс-проба. В типовых тестах все детали фиксируются на жестких оправках, и руками никто ничего не держит.

Но испытывать нужно даже в тех условиях, для которых мотор не рассчитан — мало ли, произойдёт внештатная ситуация, в небе или под землёй. Двигатель должен выдержать.

Недавно тестировал мотор на оборотах, которые на 60% больше его заявленной мощности. Разогнал до 230°C, ушел читать Яндекс.Дзен и пить чай. Всё прошло хорошо. На контрасте вспомнил, как я обращался со своим самым первым двигателем. Боялся включать его надолго — «вдруг сломается», «работает — лучше больше не трогать».
После испытаний отправляем результаты заказчику — если его устраивают характеристики, переходим к следующему этапу.

6. Изготавливаем корпус и собираем​

Делаем корпусные детали на токарном станке, собираем мотор в корпусе, еще раз испытываем.

В мастерской 2,5 года на видном месте лежит кусок железа — запоротая деталь. Она задержала проект на 1,5 месяца и стоила лишних 100 000 ₽. Тогда это было очень больно.

Железка лежит как напоминание — нужно всё делать по технологии, иначе такого мусора станет больше.

Железка лежит как напоминание — нужно всё делать по технологии, иначе такого мусора станет больше.

7. Готовим документы и отгружаем​

Готовим отчетные документы, руководство по эксплуатации и отправляем заказчику.

Инвестиции в производство электродвигателей​

В 2023 году мы с партнёром нашли частного инвестора. Он владеет 10% доли,дал нам 11 млн ₽. Эти деньги распределили так:

  • 7 млн ₽ — на производственное оборудование (токарные станки, намоточное оборудование, электроэрозионная резка)
  • 2 млн ₽ — на ремонт нового помещения (электрика, вентиляция, покраска стен и потолков)
  • 2 млн ₽ — на внутренние НИОКР (расшифровывается как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
Итого инвестиции в свое производство электродвигателей – около 11 млн ₽.
b4d5809e4dac0672a6ba6f6f19566765.png

Себестоимость двигателя​

У нас есть три направления работы.

1. Изготовление основы электродвигателя (т. е. сердечников статоров)

Структура себестоимости:

  • 30% — материалы
  • 30% — амортизация оборудования и стоимость машино-часов
  • 40% — зарплаты, накладные расходы и прибыль
Если делаем проект за 1 млн ₽, то цифры будут такими: материалы — 300 000 ₽, оборудование — 300 000 ₽, труд и прибыль — 400 000 ₽.

Если делаем проект за 1 млн ₽, то цифры будут такими: материалы — 300 000 ₽, оборудование — 300 000 ₽, труд и прибыль — 400 000 ₽.
2. Производство двигателей по готовым чертежам

Когда делаем моторы по уже разработанным проектам — нашим или заказчика. Здесь больше ручной сборки и настройки.

Структура себестоимости:

  • 20% — материалы (магниты, подшипники, провода, корпусные детали)
  • 20% — амортизация оборудования
  • 60% — высококвалифицированный труд, испытания и тестирования, прибыль.
На примере заказа на 1 млн ₽: материалы — 200 000 ₽, оборудование — 200 000 ₽, труд, прибыль — 600 000 ₽.

На примере заказа на 1 млн ₽: материалы — 200 000 ₽, оборудование — 200 000 ₽, труд, прибыль — 600 000 ₽.
3. НИОКР (разработка двигателя с нуля)

Самые сложные проекты, где нужно спроектировать двигатель под уникальные требования — например, для туалета в самолете или для работы в нефтяной скважине.

Структура себестоимости:

  • 10% — материалы для прототипов
  • 90% — инженерный труд
На примере заказа на 1 млн ₽: материалы — 100 000 ₽, инженерный труд и прибыль — 900 000 ₽.

На примере заказа на 1 млн ₽: материалы — 100 000 ₽, инженерный труд и прибыль — 900 000 ₽.

Расходы производства электродвигателей​

Считаю на среднем месячном обороте 2 083 000 ₽, такой был в прошлом году.

Зарплаты — 1 млн ₽​

Это основная статья расходов. Работают 8 человек, включая меня. Каждый сотрудник занимается только 1 функцией, кроме меня. Я совмещаю роли 7 сотрудников.

Сотрудникам плачу чуть больше 100 000 ₽ — по московским меркам это немного. Вся зарплата белая — плачу 43% налогов с зарплат: 30% как работодатель и 13% НДФЛ сотрудника. Себе зарплату плачу из прибыли (когда она есть).

В найме есть две особенности:

1. Размещаю объявления везде, где могу.

Использую все площадки: HeadHunter, Авито, телеграм-каналы. Лучше потратить больше времени на поиск и перебрать больше кандидатов, чем потом работать с кем попало.

2. До того, как предложить работу, прошу кандидата написать список задач, которые он хотел бы выполнять, исходя из своего опыта и того, что у него лучше получается. А сам составляю список ожиданий от него.

После очного собеседования обмениваемся этими списками, а через месяц работы провожу диалог по итогам.

Один раз такой подход помог мне уволить сотрудника. Человек был компетентный, но работал очень медленно. За 1-2 дня я сам делал столько, сколько он за неделю.

В конце месяца я сказал о том, что хочу его уволить. Показал списки:

— Смотри, месяц назад мы с тобой условились, что ты сделаешь вот это. А получилось, что не сделал и половины от этого.
И вопросов нет — человек понял, почему я принял такое решение. И для себя полезно — помнишь, чего ожидал от сотрудника, о чём договаривались на старте.

Аренда и коммунальные — 95 000 ₽​

У нас очень комфортные условия аренды — неловко их озвучивать. За аренду платим около 80 000 ₽, за электроэнергию и транспортный въезд — еще 15 000 ₽.

Такие условия, потому что мы сами сделали ремонт в помещении и арендуем цех у старого советского производства электродвигателей. Мы помогаем им компетенциями, они иногда дают нам небольшие заказы.

Возможно, когда мы подрастем, а у них появятся деньги, они купят долю в нашей компании.

Всего мое производство тратит около 1,8 млн ₽ в месяц.
8ae9905714e457e898f82fe8c1bfcb6a.png

Доходы производства электродвигателей​

Канала доходов два:

1. Постоянные клиенты — 50% оборота или около 1 млн ₽.

2. «Шальные заказы» — тоже 50% оборота или около 1 млн ₽. Это разовые проекты, когда приходят предприятия типа:

— Мы полтора года работали с другой компанией, потратили много денег, но ничего не получили. Можете за месяц-два сделать то, что они не смогли?
Такие заказы хорошо оплачиваются, но их нельзя планировать. Если убрать эти непредсказуемые проекты и смотреть только на базовую выручку, получается 12-15 миллионов в год. При ежемесячных затратах около 2 млн ₽ — будем работать в минус.

Всего ежемесячные поступления в кассу – около 2 млн ₽.

635b4ded7ace93cda0ef4a5c7e601af6.png

Берём от 1 млн ₽ за проект. Раньше могли работать и за 200 000 ₽, но сейчас это нерентабельно — производство в Москве, у нас слишком высокие расходы на аренду и зарплаты.

Рассматривал переезд производства в Дмитров — это город в часе от Москвы. Знакомый оттуда сказал, что квалифицированные кадры там дороже. Логика такая: если специалист живет в Дмитрове, он найдет работу в Москве за бОльшие деньги. Чтобы он остался в местной компании, нужно платить больше Москвы.

Бизнес на электродвигателях — нестабильная штука. Сегодня тебе приходит заказ, ты его делаешь, потом три месяца сидишь без работы и платишь людям зарплаты. Обогатиться на этом пока не получилось.

Сколько можно заработать на производстве электродвигателей​

В 2024 году наш оборот в средний месяц был 2 083 000 ₽, из них было расходов 1 858 583 ₽. Заработали 224 417 ₽.

1cef2fd9cb0d91a64eef36022d0d041d.png

А за год заработали 2,5 млн ₽. Рентабельность производства — 10,14%.

Свёл всё в таблицу

Свёл всё в таблицу
Но большая часть денег шла на нужды производства, себе оставлял только обязательный минимум.

В этом году не всё так радужно. В декабре заключили крупный контракт, который кормил бы нас пару лет, аванс обещали перевести в апреле. Сейчас июнь, а денег до сих пор нет. Сбережений, чтобы держать производство, осталось на пару месяцев. Непонятно, что будет дальше.

Многие производства нашей сферы живут на господдержке. До 2020 года я тоже пробовал подаваться на гранты и конкурсы. В Сколково сказали, что мы проходимцы и занимаемся ерундой. В фонде Бортника эксперты посмотрели проект, сказали, что всё это есть в продаже и проект плохой.

Сейчас бы к нам относились серьёзнее, но с тех пор у меня болезненное отношение к господдержке. Готовишь кучу документов, тратишь время, а в итоге получаешь отказ от людей, которые не понимают специфики.

Даже если грант дают, это не решает системную проблему. Если бизнес нежизнеспособен, он всё равно закроется рано или поздно, грант только «продлит мучения». А если жизнеспособен — он и без гранта выживет.

Пока наша история мне кажется незаконченной – просто потому, что еще не пришло время как будто бы. Возможно стоило сделать интервью когда я обанкрочусь.

 
  • Теги
    бизнес бизнес с нуля бизнес-план бизнес-процессы
  • Назад
    Сверху Снизу