Как появились качки в СССР
Качаться кусками рельсов в подвалах, бегать от милиционеров и быть похожими на Гойко Митича. Пожалуй, ни в одной стране мира на долю культуристов не выпадало столько испытаний. Культуризм в СССР разрешали, запрещали и разрешали снова. Его пропагандировали «сидельцы» ГУЛАГа и цирковые актёры, но клеймили позором партийные бонзы и чемпионы разрешённых видов спорта.
Железный занавес и противоречия с коммунистической идеологией закаляли советских культуристов, как сталь. И до сих пор старожилы советского кача с ностальгией вспоминают те времена: «Если ты шёл по улице и видел другого атлета, ты понимал: этой твой брат, твой единомышленник, человек, который разделяет с тобой одни трудности».
Приговор-1973
«Культуризм? Качать мышцы и позировать перед зеркалом? А зачем это советскому человеку — любоваться своим отражением?» — весной 1973 года в Москве на заседании Госкомспорта шли ожесточённые дебаты. Чиновники собрались, чтобы заклеймить культуризм — молодой вид спорта, увлёкший советскую молодёжь. Итогом заседания стало знаменитое постановление о культуризме — на долгий десяток лет оно упрятало новый спорт в подполье.
«В последнее время получили распространение виды физических упражнений и занятий, ничего общего не имеющие с советской системой физического воспитания, несущие опасность распространения идей, содержащих вредную социальную направленность», — говорилось в тексте.
И далее: «Тренировки включают лишь упражнения с отягощениями, направленные на безмерное увеличение мускулатуры. Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела — всё это находится в противоречии с советской системой физической культуры и спорта, воспитывающей коллективизм, трудовую и политическую активность…»
Советская система хотела функциональных спортсменов, а не просто позёров, каких видели в культуристах. С 1931 года и вплоть до развала Союза в стране существовала система ГТО «Готов к труду и обороне». Этот комплекс спортивных нормативов включал в себя бег, отжимания, прыжки с вышки в воду и, наконец, одно из самых актуальных в представлении государства умений для своих граждан — метание гранаты. Пустое и безыдейное раздувание мышц советскому человеку не нужно, решили в Госкомспорте.
Цирк, цирк, цирк
Бодибилдинг в России, как и во всём мире, берёт своё начало в цирке. На стыке XIX–Экс экс веков большой успех имели выступления силачей, акробатов, борцов. В 1894 году свою методику наращивания мускулов силовыми упражнениями запатентовал бывший борец Евгений Сандов (выходец из Пруссии, борец взял себе русское имя, потому что оно хорошо звучало).
В 1948 году в Москве в концертном зале имени Чайковского прошёл конкурс красоты телосложения. Победил на нём тоже цирковой артист — воздушный акробат Александр Ширай. Обладатель мускулистой фигуры, Ширай много позировал художникам и скульпторам. С него лепили и рисовали рабочих, шахтёров, спортсменов.
Из ГУЛАГа в атлетизм
К культуризму в СССР и до 1973 года относились с подозрением. Ещё в 1960-е качков изгоняли из залов тяжёлой атлетики как «несущих чуждый западный элемент». На некоторое время железо получило прописку под видом «атлетической гимнастики» и «атлетизма». Эти термины употребляли в обход враждебных иностранных слов «бодибилдинг» и «культуризм».
Главным пропагандистом атлетизма в 1960-х стал Георгий Тэнно — тяжелоатлет, фронтовик и бывший морской офицер. Его военная карьера закончилась в 1948 году, когда Тэнно арестовали по подозрению в шпионаже. Он отсидел восемь лет, пять раз пытался бежать, каждый раз неудачно.
Сокамерником Тэнно был писатель Александр Солженицын. Он посвятил спортсмену целую главу в романе «Архипелаг ГУЛАГ». Она называется «Убеждённый беглец». «Он был самый сильный из нас. Самый храбрый и самый отчаянный», — вспоминал Солженицын.
Спортсмена реабилитировали в конце 1950-х. Он пошёл работать в Центральный научно-исследовательский институт физкультуры, где стал заниматься тем, что, кажется, любил больше всего — разработкой методики силовых тренировок.
В 1968 году вышла его книга «Атлетизм», которую в СССР иначе как «Библией для культуристов» не называли. По «Атлетизму» тренировались целые поколения советских качков вплоть до середины 1980-х. В книге Тэнно приводил комплексы упражнений со штангой и гантелями, давал рекомендации по питанию, восстановлению, «сушке» — невиданная для страны Советов кладезь информации.
Судя по всему, у автора был доступ к иностранной литературе. В частности — к книгам Джо Вейдера, крестного отца американского культуризма. Тэнно прекрасно владел английским и, вероятно, доставал необходимые ему материалы через связи в Институте физкультуры.
Впрочем, сам он о своих источниках молчал. А на страницах своей «Библии» много раз и не без лукавства подчёркивал: «Атлетизм создан не для того, чтобы позировать у зеркала. Атлетизм призван развить мускулы для того, чтобы поставить их на службу государству».
Бывший зэк, попавший в тюрьму по ложному доносу, Георгий Тэнно хорошо понимал, куда дует ветер. И приложил массу сил, чтобы замаскировать культуризм, преподнеся его на блюде социальной значимости и полезности.
Образцы для подражания
Стив Ривз
В начале 1960-х в кинотеатрах СССР показали испано-итальянский фильм «Подвиги Геракла». Исполнитель главной роли американец Стив Ривз стал образцом для советских культуристов на долгие годы. По нынешним меркам Ривз не занял бы на соревнованиях по бодибилдингу призовых мест (например, окружность его бицепса «всего» 45 сантиметров, а у современных атлетов в среднем 54–55). Но в 1940-е и 1950-е Ривз попеременно выигрывал титулы «Мистер Америка», «Мистер мир» и «Мистер Вселенная». В СССР фильм о Геракле посмотрели более 36 миллионов человека. Он вошёл в десятку лидеров советского кинопроката.
Гойко Митич
Югославский актёр и гимнаст прославился тем, что играл роли индейцев в фильмах производства ГДР. В этих картинах — т. н. истернах — индейцы (в отличие от американских вестернов) были благородны и честны, а ковбои зловредны и алчны. Митич заставил не одну тысячу советских зрителей взяться за штангу — его фигура вызывала восхищение.
Первые качалки
Первый атлетический зал в Советском Союзе открылся в 1962 году — за 11 лет до приговора Госкомспорта. На форумах бодибилдеров спорят, какое именно место может претендовать на звание первой качалки в СССР. В числе претендентов — ленинградский клуб «Факел» и, как это ни странно, Аничков дворец (в советское время Ленинградский дворец пионеров). Здесь, по легенде, группу атлетов приютили в секции бокса — гантели и штанга предназначались якобы для боксёров.
До 1965 года секции атлетической гимнастики открылись в Москве, Горьком, Свердловске и других крупных городах страны. Часто их брали под крыло институты или крупные предприятия. Свои клубы атлетов имели, например, Горьковский автозавод и Калининский (Тверской) комбинат «Химволокно».
Но центром зарождающегося советского культуризма всё же стала далёкая периферия. В 1967 году в Тюмени заработал клуб «Антей», созданный энтузиастом Евгением Колтуном. В последующие два года там прошли крупные соревнования по атлетизму, собравшие качков из СССР и Польши. «Культуризм» там тоже старались маскировать. Атлеты соревновались в жиме и приседе, и лишь затем наступал черёд «эгоистической» части — позирования.
По легенде, об «Антее» узнал сам Арнольд Шварценеггер и прислал тюменским культуристам посылку. В ней были журналы и книги по бодибилдингу. А в начале 1970-х фотография культуристов из Тюмени появилась в одном из западных спортивных изданий с подписью «Выражаем благодарность господину Колтуну за развитие культуризма в Сибири».
Стерпеть этого советские власти не могли. Началась травля в прессе. «Советский спорт», а за ним «Известия» и «Московский комсомолец» представили культуристов как опасных спортсменов-алкоголиков. Сначала они растят мышцу и силу, а потом идут совершать преступления, нагнетали страху советские СМИ.
Культуристов начали повсеместно выставлять из залов. Новое пристанище они обрели в подвалах жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭКов). Так началась эра андеграунда.
Районы, подвалы
В бюрократическом государстве, которым стал СССР к началу 1970-х годов, дела обстояли так: верхи давали указания, низы запутывали следы и имитировали деятельность. Благодаря этой системе в сфере ЖКХ смотрели на культуристов сквозь пальцы. Главной задачей жилищных контор было дать газ, воду и свет в дома. Досуг жителей, хотя формально он тоже входил в круг задач ЖЭКа, всегда воспринимался как обременительный довесок. Позиция была такой: пришли культуристы? Отлично! Хоть инопланетяне — лишь бы занимались досуговой работой.
Вот строчки типичного отчёта жилищной конторы образца 1975 года: «Помимо прочего, развиваем спорт. Трудовой коллектив и молодёжь района во вверенных нам помещениях занимается укреплением силы и духа путём занятий со штангой и гирями».
А вот газета «Советский спорт», 1973 год. В зловещих тонах журналист рисует атмосферу подвальных качалок: «Новобранцев здесь никто не спрашивает, откуда они, где работают, учатся. Здесь вместо тренеров — „шефы“, а занимающиеся чаще называют друг друга по кличкам: Грузчик, Скула, Деловой, Американец, Рыхлый...»
Попустительство со стороны ЖЭКов позволило культуристам просуществовать в подвалах вплоть до перестройки 1985 года. В это время кошмары советских газет стали явью.
В подмосковных Люберцах — месте с высочайшей концентрацией подвальных клубов — культуристы объединились в полукриминальное движение люберов. А из-за приоткрытого железного занавеса на наивных советских качков посыпались невиданные вещи: стероидные препараты, фармацевтика, синтол. Юность ушла. Её место заняли подкожные инъекции и бандитские разборки 1990-х. Но это уже другая история.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Качаться кусками рельсов в подвалах, бегать от милиционеров и быть похожими на Гойко Митича. Пожалуй, ни в одной стране мира на долю культуристов не выпадало столько испытаний. Культуризм в СССР разрешали, запрещали и разрешали снова. Его пропагандировали «сидельцы» ГУЛАГа и цирковые актёры, но клеймили позором партийные бонзы и чемпионы разрешённых видов спорта.
Железный занавес и противоречия с коммунистической идеологией закаляли советских культуристов, как сталь. И до сих пор старожилы советского кача с ностальгией вспоминают те времена: «Если ты шёл по улице и видел другого атлета, ты понимал: этой твой брат, твой единомышленник, человек, который разделяет с тобой одни трудности».
Приговор-1973
«Культуризм? Качать мышцы и позировать перед зеркалом? А зачем это советскому человеку — любоваться своим отражением?» — весной 1973 года в Москве на заседании Госкомспорта шли ожесточённые дебаты. Чиновники собрались, чтобы заклеймить культуризм — молодой вид спорта, увлёкший советскую молодёжь. Итогом заседания стало знаменитое постановление о культуризме — на долгий десяток лет оно упрятало новый спорт в подполье.
«В последнее время получили распространение виды физических упражнений и занятий, ничего общего не имеющие с советской системой физического воспитания, несущие опасность распространения идей, содержащих вредную социальную направленность», — говорилось в тексте.
И далее: «Тренировки включают лишь упражнения с отягощениями, направленные на безмерное увеличение мускулатуры. Самолюбование, крайний эгоизм, щеголяние так называемой культурой тела — всё это находится в противоречии с советской системой физической культуры и спорта, воспитывающей коллективизм, трудовую и политическую активность…»
Советская система хотела функциональных спортсменов, а не просто позёров, каких видели в культуристах. С 1931 года и вплоть до развала Союза в стране существовала система ГТО «Готов к труду и обороне». Этот комплекс спортивных нормативов включал в себя бег, отжимания, прыжки с вышки в воду и, наконец, одно из самых актуальных в представлении государства умений для своих граждан — метание гранаты. Пустое и безыдейное раздувание мышц советскому человеку не нужно, решили в Госкомспорте.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Цирк, цирк, цирк
Бодибилдинг в России, как и во всём мире, берёт своё начало в цирке. На стыке XIX–Экс экс веков большой успех имели выступления силачей, акробатов, борцов. В 1894 году свою методику наращивания мускулов силовыми упражнениями запатентовал бывший борец Евгений Сандов (выходец из Пруссии, борец взял себе русское имя, потому что оно хорошо звучало).
В 1948 году в Москве в концертном зале имени Чайковского прошёл конкурс красоты телосложения. Победил на нём тоже цирковой артист — воздушный акробат Александр Ширай. Обладатель мускулистой фигуры, Ширай много позировал художникам и скульпторам. С него лепили и рисовали рабочих, шахтёров, спортсменов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Из ГУЛАГа в атлетизм
К культуризму в СССР и до 1973 года относились с подозрением. Ещё в 1960-е качков изгоняли из залов тяжёлой атлетики как «несущих чуждый западный элемент». На некоторое время железо получило прописку под видом «атлетической гимнастики» и «атлетизма». Эти термины употребляли в обход враждебных иностранных слов «бодибилдинг» и «культуризм».
Главным пропагандистом атлетизма в 1960-х стал Георгий Тэнно — тяжелоатлет, фронтовик и бывший морской офицер. Его военная карьера закончилась в 1948 году, когда Тэнно арестовали по подозрению в шпионаже. Он отсидел восемь лет, пять раз пытался бежать, каждый раз неудачно.
Сокамерником Тэнно был писатель Александр Солженицын. Он посвятил спортсмену целую главу в романе «Архипелаг ГУЛАГ». Она называется «Убеждённый беглец». «Он был самый сильный из нас. Самый храбрый и самый отчаянный», — вспоминал Солженицын.
Спортсмена реабилитировали в конце 1950-х. Он пошёл работать в Центральный научно-исследовательский институт физкультуры, где стал заниматься тем, что, кажется, любил больше всего — разработкой методики силовых тренировок.
В 1968 году вышла его книга «Атлетизм», которую в СССР иначе как «Библией для культуристов» не называли. По «Атлетизму» тренировались целые поколения советских качков вплоть до середины 1980-х. В книге Тэнно приводил комплексы упражнений со штангой и гантелями, давал рекомендации по питанию, восстановлению, «сушке» — невиданная для страны Советов кладезь информации.
Судя по всему, у автора был доступ к иностранной литературе. В частности — к книгам Джо Вейдера, крестного отца американского культуризма. Тэнно прекрасно владел английским и, вероятно, доставал необходимые ему материалы через связи в Институте физкультуры.
Впрочем, сам он о своих источниках молчал. А на страницах своей «Библии» много раз и не без лукавства подчёркивал: «Атлетизм создан не для того, чтобы позировать у зеркала. Атлетизм призван развить мускулы для того, чтобы поставить их на службу государству».
Бывший зэк, попавший в тюрьму по ложному доносу, Георгий Тэнно хорошо понимал, куда дует ветер. И приложил массу сил, чтобы замаскировать культуризм, преподнеся его на блюде социальной значимости и полезности.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Образцы для подражания
Стив Ривз
В начале 1960-х в кинотеатрах СССР показали испано-итальянский фильм «Подвиги Геракла». Исполнитель главной роли американец Стив Ривз стал образцом для советских культуристов на долгие годы. По нынешним меркам Ривз не занял бы на соревнованиях по бодибилдингу призовых мест (например, окружность его бицепса «всего» 45 сантиметров, а у современных атлетов в среднем 54–55). Но в 1940-е и 1950-е Ривз попеременно выигрывал титулы «Мистер Америка», «Мистер мир» и «Мистер Вселенная». В СССР фильм о Геракле посмотрели более 36 миллионов человека. Он вошёл в десятку лидеров советского кинопроката.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Гойко Митич
Югославский актёр и гимнаст прославился тем, что играл роли индейцев в фильмах производства ГДР. В этих картинах — т. н. истернах — индейцы (в отличие от американских вестернов) были благородны и честны, а ковбои зловредны и алчны. Митич заставил не одну тысячу советских зрителей взяться за штангу — его фигура вызывала восхищение.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Первые качалки
Первый атлетический зал в Советском Союзе открылся в 1962 году — за 11 лет до приговора Госкомспорта. На форумах бодибилдеров спорят, какое именно место может претендовать на звание первой качалки в СССР. В числе претендентов — ленинградский клуб «Факел» и, как это ни странно, Аничков дворец (в советское время Ленинградский дворец пионеров). Здесь, по легенде, группу атлетов приютили в секции бокса — гантели и штанга предназначались якобы для боксёров.
До 1965 года секции атлетической гимнастики открылись в Москве, Горьком, Свердловске и других крупных городах страны. Часто их брали под крыло институты или крупные предприятия. Свои клубы атлетов имели, например, Горьковский автозавод и Калининский (Тверской) комбинат «Химволокно».
Но центром зарождающегося советского культуризма всё же стала далёкая периферия. В 1967 году в Тюмени заработал клуб «Антей», созданный энтузиастом Евгением Колтуном. В последующие два года там прошли крупные соревнования по атлетизму, собравшие качков из СССР и Польши. «Культуризм» там тоже старались маскировать. Атлеты соревновались в жиме и приседе, и лишь затем наступал черёд «эгоистической» части — позирования.
По легенде, об «Антее» узнал сам Арнольд Шварценеггер и прислал тюменским культуристам посылку. В ней были журналы и книги по бодибилдингу. А в начале 1970-х фотография культуристов из Тюмени появилась в одном из западных спортивных изданий с подписью «Выражаем благодарность господину Колтуну за развитие культуризма в Сибири».
Стерпеть этого советские власти не могли. Началась травля в прессе. «Советский спорт», а за ним «Известия» и «Московский комсомолец» представили культуристов как опасных спортсменов-алкоголиков. Сначала они растят мышцу и силу, а потом идут совершать преступления, нагнетали страху советские СМИ.
Культуристов начали повсеместно выставлять из залов. Новое пристанище они обрели в подвалах жилищно-эксплуатационных контор (ЖЭКов). Так началась эра андеграунда.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Районы, подвалы
В бюрократическом государстве, которым стал СССР к началу 1970-х годов, дела обстояли так: верхи давали указания, низы запутывали следы и имитировали деятельность. Благодаря этой системе в сфере ЖКХ смотрели на культуристов сквозь пальцы. Главной задачей жилищных контор было дать газ, воду и свет в дома. Досуг жителей, хотя формально он тоже входил в круг задач ЖЭКа, всегда воспринимался как обременительный довесок. Позиция была такой: пришли культуристы? Отлично! Хоть инопланетяне — лишь бы занимались досуговой работой.
Вот строчки типичного отчёта жилищной конторы образца 1975 года: «Помимо прочего, развиваем спорт. Трудовой коллектив и молодёжь района во вверенных нам помещениях занимается укреплением силы и духа путём занятий со штангой и гирями».
А вот газета «Советский спорт», 1973 год. В зловещих тонах журналист рисует атмосферу подвальных качалок: «Новобранцев здесь никто не спрашивает, откуда они, где работают, учатся. Здесь вместо тренеров — „шефы“, а занимающиеся чаще называют друг друга по кличкам: Грузчик, Скула, Деловой, Американец, Рыхлый...»
Попустительство со стороны ЖЭКов позволило культуристам просуществовать в подвалах вплоть до перестройки 1985 года. В это время кошмары советских газет стали явью.
В подмосковных Люберцах — месте с высочайшей концентрацией подвальных клубов — культуристы объединились в полукриминальное движение люберов. А из-за приоткрытого железного занавеса на наивных советских качков посыпались невиданные вещи: стероидные препараты, фармацевтика, синтол. Юность ушла. Её место заняли подкожные инъекции и бандитские разборки 1990-х. Но это уже другая история.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Последнее редактирование: