Chevrolet Bel Air 1955-1957

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.446
Репутация
63.690
Реакции
278.027
RUB
0
До сих пор эра 1950-х рассматривается в истории американской автомобильной промышленности как феномен с ее небывалым расцветом технических новинок и причудливым дизайном, выходившим далеко за пределы человеческой фантазии. Историки придерживаются различных версий в поисках истинных причин, вызвавших этот расцвет: экономический подъем, освобождение от общепринятых эстетических канонов, расцвет новой молодежной культуры «секса, наркотиков и рок-н-ролла»… Существует даже мнение, что на дизайнерских изысках автомобилей того времени отразилась небывалая активность внеземных цивилизаций и частые «налеты» на американские города «летающих тарелок»… Можно придерживаться любой из этих версий, но если смешать все ингредиенты воедино — Элвиса Пресли, рок-н-ролл, кожаные куртки, наркотики, «свободную любовь», «кока-колу» и «летающие тарелки», — то в итоге мы получим лишь один автомобиль, главную «икону» той эпохи — Chevrolet Bel Air…


1955 BelAir 4-door sedan



В послевоенной Америке автомобили марки Chevrolet завоевали твердую репутацию самых практичных и дешевых автомобилей. Тогда в отделениях General Motors была выстроена четкая градация престижности марок, где вершиной был Cadillac, посредине находился Buick и Oldsmobile, а замыкал этот ряд Pontiac и Chevrolet. Другими словами, Chevrolet был задуман маркетологами GM как самая «непрестижная» марка для самых «простых» покупателей. Эти машины не имели выразительной внешности и были технически посредственными — четырех и двухдверные кузова, рядные 6-цилиндровые двигатели, минимум комфорта, минимальный список дополнительных опций. Покупая Chevrolet, каждый американец был уверен, что он покупает обычное средство для передвижения из пункта А в пункт В и не более того.


1955 BelAir 4-door sedan


В начале 1950-х, руководство General Motors пришло к выводу, что данный имидж не идет на пользу марке Chevrolet, и соответственно не стимулирует продажи. Было принято решение всеми возможными способами поднять репутацию марки. Для этого было необходимо представить публике относительно дешевый автомобиль с отличными техническими показателями и броским дизайном. Для этого и была задумана модель Bel Air.



Это имя, имеющее происхождение от названия самого престижного района Лос-Анжелеса, появилось в каталогах Chevrolet еще в 1950 году с выходом модели Styleline Deluxe Bel Air и присваивалось автомобилям с кузовом хардтоп. В 1953 году именем Bel Air стали называть топовые модели Chevrolet с расширенным внутренним оснащением и видоизмененным экстерьером с большим количеством хромированного декора. И хотя машина по-прежнему особо не выделялась на фоне других моделей General Motors, но фактически уже тогда был заложен фундамент для постройки «того самого» Bel Air, который стал легендой.



В мае 1952 года руководство GM поручило главному инженеру отделения Chevrolet Эдварду Коулу создать супер-автомобиль с умеренной стоимостью, способный завоевать сердца американцев. Первым делом было решено создать совершенно новый мощный 8-цилиндровый двигатель. До этого 8-цилиндровые двигатели устанавливались на Chevrolet в 1917-1919 годах и с тех пор все автомобили марки выпускались с рядными «четверками» и «шестерками». Поначалу рассматривался вариант двигателя Cadillac образца 1949 года, но позже он был отвергнут как очень дорогостоящий. «Восьмерку» для революционного Chevrolet нужно было создавать с чистого листа. И к 1954 году был создан и испытан новый Turbo-Fire объемом 265 куб. дюймов (4,3 л), породивший целое семейство двигателей Small Block. Не смотря на свое название, двигатель не имел турбонаддува, а представлял собой короткоходный V8 с клиновидными камерами сгорания и чугунными блоком и головками цилиндров. Двигатель был на 20 кг легче, но на треть мощнее старого 6-цилиндрового двигателя, а его конструкция позволяла вносить изменения и повышать мощность. Turbo-Fire имел две версии — с 2- и 4-камерными карбюраторами мощностью соответственно 162 и 180 л.с. Наряду с новым V8 предлагались и два варианта старой рядной 235-кубовой «шестерки» Blue-Flame (3,8л) с увеличенной до 123 и 136 л.с. мощностью. Чуть позже этот список пополнился опционным форсированным 195-сильным двигателем от Corvette. К двигателям предлагались три типа трансмиссии: 3-ступенчатая механическая, полуавтоматическая Overdrive и автоматическая Powerglide.



Кроме нового двигателя Turbo-Fire, была усовершенствована подвеска, тормозная система и другие важные агрегаты. Подвеска оставалась традиционно мягкой и комфортной: передняя — независимая рычажная пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя — зависимая рессорная с амортизаторами. Тормоза были барабанные с гидроусилителем. За дополнительную плату на Bel Air устанавливали пакет опций Power Pack, в который входили «корветовский» 195-сильный двигатель, жесткая подвеска, 4-скоростная механическая коробка передач, более острое рулевое управление и усиленные тормоза. Также была заменена 6-вольтовая система на 12-вольтовую, что позволило без проблем устанавливать различное дополнительное оборудование: кондиционер, гидроусилитель руля, усилитель тормозов, стеклоподъемники, автоматически регулируемые передние сидения, радио с автопоиском, дополнительное освещение салона, подкапотного пространства и багажника, а также более мощный генератор, что облегчало холодный пуск.


1955 BelAir Convertible


Но самым важным в новом Bel Air стал дизайн и уровень комфорта. Новая рама с 115-дюймовой базой (2,9м), которая была на 18% легче и на 50% жестче, чем на предыдущей модели, позволила сделать кузов автомобиля шире и ниже. Сам кузов начал проектироваться в июне 1952 года под руководством Харли Эрла ведущими дизайнерами Клэром Маккиченом, Карлом Реннером и Чарльзом Стеббинсом. Созданный ими образ был неповторимым — низкий широкий кузов, изгибы на боковинах, большие плоские бампера, огромная прямоугольная решетка радиатора, фары с козырьками, хромированные молдинги, подчеркивающие силуэт автомобиля, оригинальная схема двухцветной покраски. А большой хромированный «самолетик» на капоте подчеркивал агрессивный фас и стремительный профиль автомобиля. Еще в списке опций значились continental kit (наружная запаска в металлическом кожухе), дополнительные надстройки-кенгурины на передних бамперах, хромированные молдинги для передних крыльев и лючка крышки топливного бака и защитные кожухи на задние арки колес, полностью закрывающие задние колеса. Все это радикально отличало Bel Air от всего, построенного ранее в отделении Chevrolet. Длина автомобиля составляла 4968 мм (5006 мм для фургонов), «сухая» масса — 1410 кг (1450-1500 кг для фургонов).



29 числа 1954 года все поспешили увидеть новые машины следующего модельного года. А посмотреть было на что — все концерны предлагали свое видение «Детройтского барокко». Если Chrysler предлагал «вперед смотрящий» дизайн, то GM — «авиационный стиль». Chevrolet Bel Air 1955-1957 годов был ярчайшим представителем «земных самолетов». Автомобиль стал компактнее своих предшественников, но благодаря двухцветной окраске, панорамным стеклам, низкому кузову с яркими хвостовыми плавниками, он казался длиннее. Широкая хромированная облицовка над массивным бампером наделяла машину легкой агрессией. Взлетающий с капота реактивный самолетик напоминал, что первым звуковой барьер преодолел американский летчик Чак Егер. Силуэт машины с лаконичным хромированным росчерком вдоль борта напоминал фантастический звездолет. Это восприятие усиливала форма приборного щитка, который придумала великая женщина и автор многих салонов американских автомобильных легенд Хелен Ротер.



Еще в 1954 году на выставке GM-овских прототипов «Моторама» был показан спортивный универсал на базе «Корвета» -Chevrolet Nomad. Потребители неожиданно увидели вместо универсала для «бешенных домохозяек» автомобиль для активного отдыха. Вместе со стремительными формами проекту была присуща функциональная вместимость, при которой можно было перевезти легкую байдарку, велосипед либо входящий в моду серфинг. Потребители засыпали руководство концерна просьбами и запросами, в которых требовали серийного производства Nomad. Американцы, никогда не разминающиеся с лишним долларом, решили сделать желанный универсал на базе Chevrolet Bel Air. Его нарекли, как и прототип, Chevrolet Nomad, а силовая установка использовалась от Corvette. Так получился действительно «безумный фургон» для активного отдыха молодежи. Nomad во многом отличался от 5-дверного 6-местного фургона Beauville — едва заметная задняя стойка, широкая средняя стойка с обратным наклоном, полный вырез под колеса на задних крыльях создавали образ легкого фургона со спортивным уклоном.


1957 BelAir Nomad


Модель 1955 года продавалась в шести кузовах: Convertible (41,292), Sport Coupe (185,562), 4-Door Sedan (345,372), 2-Door Sedan (168,313), Beauville (24,313), Nomad (8,386). Наиболее популярными стали 4-дверный седан и хардтоп-купе. Всего за год было произведено 773,238 единиц, что почти в 1,5 больше, чем в первые годы появления модели Bel Air на рынке (1953 г. -514,760 и 1954 г. — 486,240 единиц). Но стоимость машины оставалась на прежнем уровне: за кабриолет просили $2206, хардтоп-купе — $2067, 4-дверный седан — $1932, а самым дорогим был Nomad — $2472, потому и стал наименее продаваемым.



«The Hot One!» — «Горяч!» — под таким рекламным слоганом вышел Bel Air 1955 года, а весь модельный ряд легковых Chevrolet, включая более дешевые версии 210 и 150, позиционировался как «Motoramic Car». Имидж спортивного автомобиля подтверждали его динамические показатели — 173 км/час, разгон до «сотни» за 11,4 секунды, квотер он проходил за 18,4 секунды (для 180-сильной версии). Такой автомобиль было не грех выпустить и на престижные национальные гонки. В 1955 году 195-сильные Bel Air принимали участие в национальных гонках Daytona Beach Speed Week, NASCAR и других, где он одерживал победу за победой. В том же 1955 году кабриолет Bel Air был избран официальным пейс-каром для гонок Indy-500. «Автомобиль для стариков» умер. Теперь о Chevrolet мечтал каждый американец, начиная с тинейджеров. По итогам продаж в 1955 году отделение Chevrolet заняло первое место, обойдя Ford и Chrysler и установило мировой рекорд — 2,223,360 выпущенных автомобилей, треть из которых были Bel Air.


Официальный пейс-кар гонок Инди в 1955 — BelAir Convertible



24 ноября на старейшем заводе корпорации в городе Флинт (штат Мичиган) был собран 50-миллионный автомобиль GM. Не случайно им оказался Chevrolet Bel Air Sport Coupe Hardtop, выкрашенный золотым перламутром. На эту машину создатели возлагали огромные надежды. Проводить «юбиляра» вдоль конвейера пришел сам старина Кертис, затем были заздравные тосты, фотосессии в модных журналах и выставки.


50-милионный Chevrolet BelAirt Sport Coupe



Главной гонкой в США традиционно является 500-мильный заезд на «старой кирпичнице» в Индианаполисе. Машины стартуют с ходу, и первый круг идут за пейс-каром. На эту роль тщательно отбирают лишь самый модный и перспективный автомобиль текущего года. 30 мая 1955 года пейс-каром 39 гонки Indy-500 был избран кабриолет Chevrolet Bel Air, за рулем которого гордо восседал Киттинг.



У новинки появилось множество приверженцев, становящихся фанатами. Полиция штата Калифорния быстро смекнула, что новый автомобиль быстр и вместителен, и для борьбы с правонарушителями купила партию седанов Bel Air. Истерия нарастала. Всеобщий любимец актер кино, автогонщик-«бунтарь поневоле» Джеймс Дин для повседневного пользования купил 2-дверный седан этой модели, ставшей иконой. То, что он разбился, следуя на гонку 30 сентября 1955 на автостраде в Калифорнии, списывалось исключительно на открытый гоночный заграничный Porshe 550, у которого — подумать только! — мотор воздушного охлаждения расположен сзади.



Bel Air в 1955 году вывел компанию Chevrolet в лидеры по производству легковых автомобилей в США. Всего было собранно 1704667 легковушек с крестом на эмблеме. После такого успеха конструктор Коул превратился в генерального управляющего Chevrolet. Машины этого года пользуются у коллекционеров заслуженным почтением и любовью, особо ценятся кабриолеты и хардтопы.



После революционной модели 1955 года, перед инженерами Chevrolet встала не менее трудная задача — сделать модель 1956 года еще лучшей. Тогда в послевоенном автомобильном производстве США широкое распространение получила концепция «планируемого старения» (planned obsolescence), впервые внедренная компанией Ford еще в 1930-х годах, которая заключалась в ежегодном внедрении технических и преимущественно стилистических новшеств, что приводило к быстрому техническому и моральному устареванию автомобилей и тем самым вынуждало потребителей менять их каждые 3-4 года. В рамках этой концепции все американские автопроизводители придерживались трехгодичного цикла моделирования — обновление модельного ряда происходило каждые три года, а рестайлинг проводился ежегодно. Обычно на рестайлинг «проходной» модели, которая отделяла «первую» от «финальной», выделялись минимальные средства, поскольку считалось, что более выгодно продавать «проходную» модель с минимумом переделок, пользуясь интересом, вызванным у покупателей предыдущей моделью. Но даже в рамках ограниченного бюджета дизайнерам Chevrolet удалось сделать экстерьер модели 1956 года совершенно иным.


1957 BelAir 2-door sedan


Полностью изменилась облицовка радиатора, передние бамперы и козырьки над фарами, передок получился не только более спортивным, но и очень агрессивным. А боковины кузова изменились благодаря необычной форме новых молдингов, которые благодаря двухцветной схеме покраски разделили кузов на две части — переднюю и заднюю. Большой вырез задних колесных арок открыл колеса и тем самым визуально облегчил машину. Изменилась форма задних фар, а под левой задней фарой теперь располагался лючок крышки бензобака, как на Cadillac. Машина стала выглядеть намного дороже своей цены, но главное — она была другой. Изменения коснулись и двигателей. Теперь предлагались пять двигателей: один 6-цилиндровый Blue-Flame (140 л.с.), три варианта Turbo-Fire (162, 170 и 205 л.с.). Как опция предлагался 225-сильный двигатель Corvette с двумя 4-камерными карбюраторами. Из новых дополнительных опций следует упомянуть про дистанционное управление наружным зеркалом заднего вида на водительской двери, антибликовое зеркало в салоне, ремни безопасности и электропривод складной крыши для кабриолета.


1957 BelAir Sport Coupe


Модельный ряд Bel Air был дополнен 4-дверным хардтоп-седаном без центральной стойки Sport Sedan, а 4-дверный фургон Beauville стал 9-местным за счет установки съемного третьего дивана в задней части салона. Автомобиль подрос в длину до 5017 мм (5100 мм для фургонов), «сухая» масса — 1450 кг (1500-1590 для фургонов). Но благодаря более мощным двигателям динамические показатели улучшились: до «сотни» Bel Air с 205-сильным мотором разгонялся за 8,9 секунды, а максимальная скорость составила 175 км/час. Для версии с опционным «корветовским» двигателем показатели были еще выше.



Изменения сделали новый Bel Air сильно отличающимся от модели 1955 года, что вызвало новый всплеск интереса у покупателей. «The Hot One’s Even Hotter!» — «Горячий стал еще горячее!» — гласил рекламный слоган. Американцы с удовольствием продолжали покупать Bel Air. Самыми продаваемыми по-прежнему оставались 4-дверный седан и 2-дверный хардтоп Sport Coupe. Всего было продано 669,064 единицы: Convertible (41,268), Sport Sedan (103,602), Sport Coupe (128,382), 4-Door Sedan (269,798), 2-Door Sedan (104,849), Beauville (13,279), Nomad (7,886). Это было меньше на сто тысяч единиц, но для «проходной» модели это был хороший успех. Дополнительный спрос на Bel Air стимулировали также цены, которые выросли всего на сотню-полторы долларов по сравнению с предыдущим годом: кабриолет — $2346, за хардтоп-купе — $2176, 4-х дверный седан — $2068, Nomad — $2608.


1957 BelAir Townsman — 4-дверная версия универсала Nomad



1956 год принес Chevrolet 1567117 покупателей. Показатель несколько снизился — Ford «дышал в спину», но американский крестоносец не утерял лидерства. Модели 1956 года из-за не слишком больших революционных отличий не пользуются большой популярностью у коллекционеров. И пусть кабриолет этого года сделали официальным автомобилем другой американской легенды — системы закусочных Mc Donalds, это не помогло.



1957 год стал для Bel Air не менее революционным в дизайне и техническом развитии, чем 1955-й. «Sweet, Smooth and Sassy!» — «Сладкий, красивый и дерзкий!» — утверждала тогдашняя реклама. Bel Air 1957 года по праву считается одним из самых красивых автомобилей в истории американского автопрома и ставится на одну ступень с Cadillac’59. Chevrolet 1957 модельного года является самым желанным классическим автомобилем этой марки и одним из главных предметов автомобильного коллекционирования. Дизайн этой машины действительно завораживает и не оставляет равнодушным никого даже сегодня. Хищный оскал облицовки радиатора, интегрированной в передний бампер, необычная окантовка передних фар, которая являлась вентиляционными отверстиями, обеспечивающими подачу прохладного воздуха в салон, две хромированные ракеты на капоте, заменившие привычный «самолет», покатая линия молдинга на боковинах из анодированного алюминия, подчеркивающая изгиб верхней кромки кузова, заостренные кили с хромированной окантовкой и огромный задний бампер с интегрированной задней оптикой в виде перевернутого полумесяца — все это сделало Bel Air автомобилем с фантасмагорическим дизайном космического корабля пришельцев из другой галактики.


1957 BelAir Sport Sedan



Фантастическими были и технические изменения. Впервые в истории марки на автомобиле появился двигатель с впрыском топлива. Инжекторный двигатель Chevrolet считается одним из первых надежных инжекторных двигателей. За основу была взята прежняя 265-кубовая «восьмерка» с увеличенным до 283 куб. дюймов (4.6л) рабочим объемом, на которой устанавливалась система впрыска топлива Ramjet, разработанная инженерами Chevrolet. Впрыск Ramjet был разработан отделением Rochester корпорации General Motors и доработан инженерами Джоном Дольца, Дональдом Стольтманом и главным инженером Corvette Зорой Аркус-Дантовым. Инжекторный двигатель был разработан для спорт-кара Corvette, но в отделении Chevrolet решили, что такая технологическая новинка должна пойти в широкие массы, поэтому двигатель с системой Ramjet добавили в список опций для модели Bel Air.


Топовая версия этого двигателя выдавала 283 л.с. — по одной лошадиной силе на кубический дюйм, что в то время считалось весьма значительным достижением, поскольку подобным результатом мог похвастаться лишь Chrysler, выпустивший в 1956 году модель 300-В с двигателем Hemi (355 л.с. на 354 куб. дюймов). Для Bel Air предлагались два инжекторных двигателя — 283 л.с. и дефорсированный мощностью 250 л.с. В стандартном исполнении на автомобиль устанавливались карбюраторные версии того же 283-кубового двигателя: два «корветовских» 270 л.с. и 245 л.с. со сдвоенными 4-камерными карбюраторами, 220 л.с. (4-камерный карбюратор), 185 л.с. (2-камерный карбюратор). Кроме них можно было заказать еще старые двигатели: 265-кубовую «восьмерку» (162 л.с.) и 235-кубовую «шестерку» (140 л.с.). Всего получалось восемь вариантов двигателей. К трем видам трансмиссии добавилась еще одна новая автоматическая — Turboglide, — обеспечивающая плавность хода с высокой скоростью переключения передач. Turboglide частично состояла из алюминиевых деталей, а потому была легче старого «автомата» Powerglide почти на 40 кг.



Машина стала длиннее (5080 мм) и тяжелее (1500 кг для седанов и купе и 1545-1590 кг для фургонов). Но благодаря более мощным двигателям, ее динамика была вполне достаточной: 270-сильная версия разгонялась до 100 км/ч за 9,9 секунды, а ? мили проходила за 17,5 секунды. Кроме новых двигателей и трансмиссии, в списке опций добавился трехтонный сигнал клаксона, но был исключен электропривод складного верха для кабриолета, а остальные опции были аналогичны модели 1956 года.


В 1957 году предлагались все те же семь типов кузова, но из-за низкого спроса 5-дверный 9-местный фургон Beauville был заменен на 5-дверный 6-местный Townsman с более высоким уровнем комфорта. Всего было продано 702,220 единиц: Convertible (47,562), Sport Sedan (137,672), Sport Coupe (166,426), 4-Door Sedan (254,331), 2-Door Sedan (62,751), Townsman (27,375), Nomad (6,103). Самыми продаваемыми моделями традиционно оставались 4-дверный седан и Sport Coupe, а за ними шел 4-дверный хардтоп Sport Sedan, продажи которого выросли почти на треть. Выросло количество проданных комфортабельных 5-местных фургонов Townsman, а вот спорт-фургон Nomad стал еще менее продаваемым. Рост продаж Bel Air был вполне прогнозируемым, поскольку модель уже зарекомендовала себя как одна из самых технологичных, комфортабельных и сравнительно дешевых на рынке США. Этот автомобиль шел нарасхват, даже не смотря на значительный рост ее стоимости в среднем на 200 долларов: кабриолет — $2511, за хардтоп-купе — $2290, 4-х дверный седан — $2299, Nomad — $2757.


В 1958 году в модельном ряде Chevrolet появилась Impala, ставшая топовой моделью отделения и заняла место самого желанного автомобиля Америки вместо Bel Air, который хоть и продолжал сходить с конвейера вплоть до середины 1970-х, но с тех пор стал обычным утилитарным автомобилем. Резкий взлет и падение популярности прославленного Bel Air пришелся как раз на рассвет новой культуры рок-н-ролла. Эпоха 1950-х и поныне связывается в первую очередь с этим автомобилем. Образ Bel Air настолько укоренился в сознании американцев, что при упоминании цифры 1957, они сразу вспоминают модель Bel Air 1957 года выпуска, а не какое-нибудь знаменательное событие — так же впрочем, как и с цифрой 1959, которая у них всегда ассоциируется с Cadillac 1959 года. Bel Air посвящены десятки песен и как минимум одна песня кантри-группы «Old 97’s» из альбома «Wreck Your Life» про эту машину так и называется «Bel Air». А в некоторых ресторанах, клубах и кафе не только в США, но и в Европе сегодня можно увидеть декоративные пластиковые муляжи передней или задней части Bel Air ‘55-57, вмонтированные в стену или потолок, которые изготавливаются десятками фирм, занимающихся производством деталей интерьера. Ну и нельзя забывать, что Bel Air ‘55-57 на протяжении последних 30 лет остается самым желанным предметом коллекционирования и хот-роддинга во всем мире.



На последок еще пару фото:


Источник:
 
Назад
Сверху Снизу