Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Рассказ сегодня будет о всегда актуальном жилищном вопросе на примере двух столиц. Давайте именно с этой точки взглянем на картины русских художников. Где жили герои, и сколько им это стоило.
Но надо заметить, что в то время и нормы другие были другие, и представления о гигиене, а еще понятие бедности и богатства воспринимались иначе. Шуточки про тесноту квартиры-студии у многих вызвали бы недоумение, особенно в крупных городах. При этом между столичным Петербургом и Москвой были и общие черты, но и существенные различия.
Как не трудно догадаться, общим было обилие приезжих. Но значительно отличался их качественный состав. В Москву чаще ехали крестьяне и небогатые слои населения. Как правило приезжие шли в отрасли с менее квалифицированным трудом, а также в торговлю, общепит (например, особенно много было в трактирах работников из Ярославской губернии). Число иностранных граждан было небольшим. Многие приезжие старались закрепиться и остаться на пмж, поэтому старались приобрести хоть какое-то жилье, накопить хоть на халупу на глухой окраине, но свою. В Петербург люди ехали с самыми разными целями, среди приезжих было больше квалифицированных кадров, иностранцев, а еще людей, пожаловавших сюда по долгу службы или исключительно ради карьерных амбиций, так как «головные офисы» многих организаций и ведомств находились именно в столице. По этой причине многие приезжие не воспринимали Петербург как свой постоянный дом и не стремились приобретать тут жилье. Большинство проживало на съемной жилплощади. Добавляла проблем и сама ее дороговизна. Для небогатых граждан покупка жилья была не по карману, а люди состоятельные просто не видели смысла в покупке дорогущей столичной квартиры, потому что считали своими домами в первую очередь свои имения, в которые и вкладывались. Поэтому рынок аренды в Петербурге был развит намного сильнее. Основная масса съемного жилья была в так называемых доходных домах, которые были на самый разный кошелек.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Сергей Грибков "У столика" (1879)
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Владимир Маковский "Друзья-приятели" (1878)
Состоятельный холостяк чаще всего снимал квартиру с тремя комнатами, люди семейные с 4-7. В хорошую холостяцкую квартиру входила спальня, гостиная, столовая, иногда кабинет, комната для прислуги. У более "скромного" жильца столовая и гостиная могли быть совмещены. В семейных квартирах к этому прилагались помещения для детей, . Дети часто селились все в одну детскую комнату, персональные комнаты для детей были редкостью. Примерно такую холостяцкую мы видим на картине Маковского. А вот успешный чиновник "у столика" живет в жилище намного роскошнее (у меня был разбор этой картины в одном из предыдущих постов).
Хорошая квартира в приличном районе в конце 19 века обходилась петербуржцам от 2000 до 5000 рублей. Но бывали и более дорогие варианты. Пушкин хвастался, что на деньги, которые стоит годовая аренда его квартиры на Мойке (4300 руб в год), можно купить в собственность дом в Коломне, тогда это был фактически пригород (речь о местной, а не московской Коломне). В начале века курс рубля был практически вдвое выше, чем в конце века, так что это было реально много. Жил он, правда, не в типовом доходном доме, а особняке, разбитом на квартиры под сдачу. Не удивительно, что даже со своими высокими гонорарами он оставил после себя огромные долги. В Москве хорошая квартира стоила обычно от 1200 до 4000 рублей. Ну и дальше по убывающей в зависимости от запросов нанимателей. В среднем семья с детьми, относящаяся к среднему классу и выше тратила на аренду от 70-80 рублей в месяц. Примечательно, что в начале 19 века многие доходные дома не имели четкие границы квартир. Были просто комнаты в виде анфилады (проходные типа как вагон), иногда две параллельные анфилады, одна окнами на улицу, другая во двор, и двери между ними тоже были. Поэтому жилец мог снять квартиру хоть из 4 помещений, хоть из 10. Двери в остальные помещения анфилад просто закрывали. Другие желающие заехать "нарезали" себе как пирог квартиру из оставшихся помещений. Ну а дальше жилец мог обставлять квартиру и выбирать планировку на свой вкус. Где хочет спальню, где хочет технические помещения. Водопровода даже в элитных домах не было, поэтому в этом плане привязки и ограничений не было. Когда водопровод стал появляться в домах, квартиры стали разграничивать. Хорошая семейная квартира на картине Алексея Корзухина "Разлука". Семья с картины Максимова "Шитье приданого" (1866) живет победнее. И комната (по обстановке это столовая) теснее, и мебель проще. Но большинство людей такой "бедности" бы позавидовали.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Сергей Грибков "Дедушкин фрак"
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Илларион Прянишников, без названия, 1880-е
По результатам переписи численность населения Москвы в 1882 году составила 753,5 тысяч человек и только 26 % родились в ней, а остальные были «понаехавшие». В Петербурге местных было 29%. Ну а пока люди не имели своего жилья, они часто готовы были жить в самых плохих условиях. 35 000 промышленных рабочих ночевало в тех же зданиях, где и работали, и только 22 000 ютились где-то еще. Из ремесленных работников при мастерских же жили 18 000. Около 2000 людей квартировались при общественных и присутственных местах. 20 000 рассредоточились по постоялым дворам и гостиницам.
Но надо заметить, что само понятие гостиница было шире современного. Часто это было нечто типа общаги. Длинный коридор, вдоль него ряд комнат, где люди могли жить месяцами и даже годами. Готовили себе там же или покупали еду в общепите, удобства в лучшем случае на этаже. Также были еще меблированные комнаты, они не сильно отличались по устройству. Стоили от 30 копеек в день. Были и просто недорогие квартиры, в которых иногда не было кухни, иногда своего коридора, а иногда и того и другого. То есть граница тут часто была условная, и в целом напоминало как раз квартиры-студии. На картине Иллариона Прянишникова типичный интерьер дешевых меблированных комнат. На картине Грибкова "Дедушкин фрак" обстановка поприличнее, но тоже похоже.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Василий Перов "Приезд гувернантки в купеческий дом"
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Иван Богданов "За расчетом"
Был еще достаточно внушительный частный сектор. Были даже одноэтажные доходные дома на пару квартир. Качество жилья в частном секторе было самое разное. Были и халупы, были весьма неплохие и добротные дома. Отдельная история - купеческие дома. На первом этаже обычно располагался магазин, выше жило все семейство. В частном секторе купеческие дома обычно были за забором, магазинов там не было, зато там часто был склад товаров. были скромные домики, были с потугами на роскошь по принципу дорого-бохато.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Павел Федотов "Свежий кавалер"
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Николай Шильдер "Искушение " (185?)
Земля в Петербурге была дороже, поэтому дома лепили выше. В Москве на тот момент большая часть зданий не превышала 2-3 этажей, поэтому самая дешевая жилплощадь была в подвалах. В Петербурге здания были выше, поэтому на верхних этажах. В первую половину 19 века самый престижный этаж -второй, к концу века - третий. Причины - появление лифтов в хороших домах, а еще увеличение числа уличного транспорта. Поэтому кстати на картинах или в литературе, где авторы хотели подчеркнуть бедность героев, их соответственно, помещали в Москве в подвал, а в Петербурге на верхний этаж или чердак. Свежий кавалер Федотова живет высоко, бедная девушка, искушаемая сводней из моего предыдущего поста, в подвале.
Кто не мог снять квартиру или комнату даже в недорогом доме, мог снять каморку — маленькую комнату без окна, по факту как большой чулан. Иногда можно было снять угол — это просто часть комнаты, отделенная шторкой, а иногда просто койку. А иногда даже полкойки, иногда половину сдвоенной койки и делить ее с часто посторонним человеком. Иногда даже койку вскладчину снимали и спали в ней посменно, если работали с разным графиком.
Обычно не все жилище, а его часть (иногда малую) сдавали люди, которые снимали само целиком помещение, в художественной литературе это упоминается не раз как «нанять от жильцов». Иногда в дешевых домах на таких условиях и на небольшой площади набивались сотни людей. Образовывались настоящие трущобы. В Москве они концентрировались в основном в районе печально известной Сухаревки, в Петербурге возле Сенного рынка. Символом петербургских трущоб стала знаменитая «Вяземская лавра», комплекс из нескольких доходных домов, где в ужасных условиях проживало несколько тысяч человек.
Ну а кто не имел денег совсем, мог попытаться попасть к ночлежку. Были и бесплатные (но туда трудно было попасть), иногда за пару копеек.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Владимир Маковский "Ночлежный дом" (1889)
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация