Механизм международной территории опережающего развития (МТОР) будет обладать закрытым реестром, позволяющим сохранять в тайне соинвесторов.
Такое решение снизит риск введения вторичных санкций против них, сообщил полпред России в ДФО Юрий Трутнев. Закрытый реестр будет запущен со следующего года, проинформировали в Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ.
Законопроект о создании МТОР предусматривает, что статус резидента будет предоставляться инвесторам, планирующим создать на территории Дальневосточного федерального округа производство по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
Уже сейчас вовсю идут различные рабочие совещания, цель которых — высказать субъектам РФ свои предложения по МТОР. Также правительство изучает ожидания со стороны иностранных инвесторов, поскольку речь идет о международных территориях опережающего развития, и предполагает участие иностранного бизнеса.
По словам полпреда, цель закрытого реестра в том, чтобы не показывать соинвесторов публично.
— Хотим сохранить за ними право особо не фигурировать, особенно в различных материалах, которые будут изучать наши противники, — подчеркнул полпред.
Со временем превратятся в центры международной кооперации, с особым законодательством, международными логистическими хабами и инфраструктурой для проведения платежей в национальных валютах. Речь идет в том числе и цифровых валютах, что особенно актуально в условиях развития БРИКС.
Губернатор Амурской области Василий Орлов рассказал, что здесь возможность создания МТОР рассматривается на территории Благовещенска и в зоне около международного автомоста Благовещенск – Хэйхэ, соединяющего Россию и Китай.
— В регионе уже реализуют крупные инвестиционные проекты, в том числе международного уровня, они могут стать якорными резидентами экспортно ориентированных высокотехнологичных производств и в перспективе войти в МТОР.
В пример Василий Орлов привел соседний Китай, где сегодня уже созданы трансграничные зоны сотрудничества с Казахстаном и Вьетнамом. А на территории соседней с Амурской областью провинции Хэйлунцзян, и в том числе в ближайшем городе Хэйхэ, функционирует экспериментальная зона свободной торговли.
В АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ) рассказали, что резидентам МТОР планируется предоставить более продолжительный период применения налоговых льгот (точные параметры в настоящее время обсуждаются).
Чтобы пользоваться налоговыми льготами, резидентам требуется реализовать инвестпроект, предусматривающий выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, и осуществить капитальные вложения в объеме не менее 500 млн рублей. Однако для резидентов МТОР на Дальнем Востоке и в Арктике минимальный объем капвложений составляет всего 500 тыс. рублей, подчеркнули в КРДВ.
Зарубежный бизнес на различных площадках всё чаще выказывает интерес к эффективному сотрудничеству с Россией. Ключевым ограничением выступают вторичные санкции, которые могут применить к таким компаниям. Именно этот момент и будет учтен в новом законе для МТОР.
— Создание международных территорий опережающего развития должно упростить перемещение товаров и рабочей силы между странами, позволит проводить расчеты в национальных валютах, а также обеспечит защиту иностранных вложений. Международный опыт показывает, что многие страны используют механизмы конфиденциальности для привлечения иностранных инвестиций.
Ключевым отличием МТОР от других преференциальных режимов является возможность их создания на основе международного договора, а также участие иностранных инвесторов в работе управляющей компании. При этом большая часть условий поддержки аналогична уже действующим ТОР. Исключением является льгота по налогу на прибыль: нулевая ставка будет применяться 10 лет, а не пять, как в обычной ТОР.
При создании МТОР важно учитывать, как будут соотноситься международное и российское законодательство. В Китае, например, несмотря на открытую для международного капитала экономику, национальное законодательство всё равно считается выше международного, а в Сингапуре — наоборот, и поэтому их преференциальный режим можно назвать подобием международного (транснационального).
— Вероятно, МТОР будут изначально создаваться по модели конкурентоспособности на основе поддержки устойчивого бизнеса, то есть будут формироваться соответствующая инфраструктура и привлекаться проекты, направленные на достижение целей устойчивого развития. Это востребовано как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. Однако в этом вопросе важно не допустить манипуляций через повестку устойчивого развития.
Создание таких зон повлияет на перемещение граждан внутри страны. Поскольку МТОР планируется располагать в приграничной зоне, это может привести к еще большей социально-экономической дифференциации регионов, а в перспективе — к перемещению трудоспособного населения, в том числе с территории Сибири, в приграничные регионы.
— Опыт действующих ТОР это подтверждает: только за лето 2024 года правительство три раза в ускоренном порядке расширяло границы ТОР в Забайкальском крае, а в 2023 году было принято 31 такое решение для всех ТОР в ДФО. К сожалению, решения о территориальном расширении преференциальных режимов не всегда быстрые, и за это время иностранные инвесторы могут потерять интерес к реализации своих проектов.
По словам экспертов, было бы целесообразно не ограничиваться территорией, а давать статус резидента МТОР иностранным инвесторам, которые согласны на российское законодательство и чьи проекты соответствуют требованиям законопроекта. При этом вряд ли в МТОР будут размещаться крупные предприятия из сферы высоких технологий.
— Им больше подходят мегаполисы с максимальным инновационным потенциалом — Москва, Новосибирск или Екатеринбург и т.п., даже несмотря на привлекательность льгот. Зато МТОР могут стать идеальными площадками для адаптации иностранных технологий, ориентированных на реальный сектор экономики.
Среди таких проектов, например, решения по обогащению руд и извлечению металлов на сложных месторождениях. Также в МТОР перспективна сборка различных машин и оборудования, а далее — освоение технологий производства комплектующих и материалов. Также в рамках МТОР могут адаптироваться и отрабатываться современные строительные технологии.
Но сохранять в тайне долгое (и даже короткое) время имена соинвесторов МТОР совершенно невозможно. Рано или поздно это станет секретом Полишинеля. Международный «опыт сохранения тайны» — офшорные компании. Этот «опыт», как всем известно, показал, что реестры бенефициаров (конечных собственников) офшорных компаний стали или становятся скандально публичными.
Такое решение снизит риск введения вторичных санкций против них, сообщил полпред России в ДФО Юрий Трутнев. Закрытый реестр будет запущен со следующего года, проинформировали в Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ.
Реестр резидентов МТОР Дальний Восток
— Сейчас первое, что нужно, — закончить работу по этому закону. Идет дискуссия по каждому пункту, по каждой возможной предложенной преференции.Законопроект о создании МТОР предусматривает, что статус резидента будет предоставляться инвесторам, планирующим создать на территории Дальневосточного федерального округа производство по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
Уже сейчас вовсю идут различные рабочие совещания, цель которых — высказать субъектам РФ свои предложения по МТОР. Также правительство изучает ожидания со стороны иностранных инвесторов, поскольку речь идет о международных территориях опережающего развития, и предполагает участие иностранного бизнеса.
— Нам важно, чтобы та или иная территория точно состоялась, главное, чтобы она принесла пользу стране. А также принесла технологии, потому что механизм у МТОР намного выгоднее, чем у обычной территории опережающего развития. Там длиннее льготы, есть закрытый реестр, — говорит Юрий Трутнев.
По словам полпреда, цель закрытого реестра в том, чтобы не показывать соинвесторов публично.
— Хотим сохранить за ними право особо не фигурировать, особенно в различных материалах, которые будут изучать наши противники, — подчеркнул полпред.
Со временем превратятся в центры международной кооперации, с особым законодательством, международными логистическими хабами и инфраструктурой для проведения платежей в национальных валютах. Речь идет в том числе и цифровых валютах, что особенно актуально в условиях развития БРИКС.
Чем будут заниматься МТОР на Дальнем Востоке, сколько ТОР в Приморье
Международные территории опережающего развития нацелены на укрепление российского технологического суверенитета. Акцент делается на высокотехнологичные направления разработок: космос, электронику и микроэлектронику, автомобилестроение, металловедение.Губернатор Амурской области Василий Орлов рассказал, что здесь возможность создания МТОР рассматривается на территории Благовещенска и в зоне около международного автомоста Благовещенск – Хэйхэ, соединяющего Россию и Китай.
— В регионе уже реализуют крупные инвестиционные проекты, в том числе международного уровня, они могут стать якорными резидентами экспортно ориентированных высокотехнологичных производств и в перспективе войти в МТОР.
Такие зоны будут стимулировать взаимовыгодные экономические связи между Россией и соседними государствами по принципу взаимодополняемости.
В пример Василий Орлов привел соседний Китай, где сегодня уже созданы трансграничные зоны сотрудничества с Казахстаном и Вьетнамом. А на территории соседней с Амурской областью провинции Хэйлунцзян, и в том числе в ближайшем городе Хэйхэ, функционирует экспериментальная зона свободной торговли.
В АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ) рассказали, что резидентам МТОР планируется предоставить более продолжительный период применения налоговых льгот (точные параметры в настоящее время обсуждаются).
Чтобы пользоваться налоговыми льготами, резидентам требуется реализовать инвестпроект, предусматривающий выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, и осуществить капитальные вложения в объеме не менее 500 млн рублей. Однако для резидентов МТОР на Дальнем Востоке и в Арктике минимальный объем капвложений составляет всего 500 тыс. рублей, подчеркнули в КРДВ.
Какие льготы и возможности открывают МТОР
Введение закрытого реестра соинвесторов в МТОР — важный шаг для защиты интересов и обеспечения конфиденциальности иностранных инвесторов в сегодняшних реалиях. Реестр планируется запустить уже со следующего года.Зарубежный бизнес на различных площадках всё чаще выказывает интерес к эффективному сотрудничеству с Россией. Ключевым ограничением выступают вторичные санкции, которые могут применить к таким компаниям. Именно этот момент и будет учтен в новом законе для МТОР.
— Создание международных территорий опережающего развития должно упростить перемещение товаров и рабочей силы между странами, позволит проводить расчеты в национальных валютах, а также обеспечит защиту иностранных вложений. Международный опыт показывает, что многие страны используют механизмы конфиденциальности для привлечения иностранных инвестиций.
Например, такая мера действует в специальных экономических зонах стран Карибского бассейна, а опыт Сингапура и Гонконга показывает, что инициативы по защите данных и конфиденциальности инвесторов способствовали притоку иностранных капиталовложений.
Ключевым отличием МТОР от других преференциальных режимов является возможность их создания на основе международного договора, а также участие иностранных инвесторов в работе управляющей компании. При этом большая часть условий поддержки аналогична уже действующим ТОР. Исключением является льгота по налогу на прибыль: нулевая ставка будет применяться 10 лет, а не пять, как в обычной ТОР.
При создании МТОР важно учитывать, как будут соотноситься международное и российское законодательство. В Китае, например, несмотря на открытую для международного капитала экономику, национальное законодательство всё равно считается выше международного, а в Сингапуре — наоборот, и поэтому их преференциальный режим можно назвать подобием международного (транснационального).
Какие предприятия могут появиться на МТОР на Дальнем Востоке
Закрытие публичного доступа к реестру соинвесторов — необходимая мера для защиты резидентов от санкций и других ограничений. Это серьезным образом повысит интерес к МТОР.— Вероятно, МТОР будут изначально создаваться по модели конкурентоспособности на основе поддержки устойчивого бизнеса, то есть будут формироваться соответствующая инфраструктура и привлекаться проекты, направленные на достижение целей устойчивого развития. Это востребовано как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. Однако в этом вопросе важно не допустить манипуляций через повестку устойчивого развития.
Создание таких зон повлияет на перемещение граждан внутри страны. Поскольку МТОР планируется располагать в приграничной зоне, это может привести к еще большей социально-экономической дифференциации регионов, а в перспективе — к перемещению трудоспособного населения, в том числе с территории Сибири, в приграничные регионы.
К недостаткам МТОР на текущем этапе относят ограниченную территорию действия преференциального режима: всего 20 кв. км.
— Опыт действующих ТОР это подтверждает: только за лето 2024 года правительство три раза в ускоренном порядке расширяло границы ТОР в Забайкальском крае, а в 2023 году было принято 31 такое решение для всех ТОР в ДФО. К сожалению, решения о территориальном расширении преференциальных режимов не всегда быстрые, и за это время иностранные инвесторы могут потерять интерес к реализации своих проектов.
По словам экспертов, было бы целесообразно не ограничиваться территорией, а давать статус резидента МТОР иностранным инвесторам, которые согласны на российское законодательство и чьи проекты соответствуют требованиям законопроекта. При этом вряд ли в МТОР будут размещаться крупные предприятия из сферы высоких технологий.
— Им больше подходят мегаполисы с максимальным инновационным потенциалом — Москва, Новосибирск или Екатеринбург и т.п., даже несмотря на привлекательность льгот. Зато МТОР могут стать идеальными площадками для адаптации иностранных технологий, ориентированных на реальный сектор экономики.
Среди таких проектов, например, решения по обогащению руд и извлечению металлов на сложных месторождениях. Также в МТОР перспективна сборка различных машин и оборудования, а далее — освоение технологий производства комплектующих и материалов. Также в рамках МТОР могут адаптироваться и отрабатываться современные строительные технологии.
Но сохранять в тайне долгое (и даже короткое) время имена соинвесторов МТОР совершенно невозможно. Рано или поздно это станет секретом Полишинеля. Международный «опыт сохранения тайны» — офшорные компании. Этот «опыт», как всем известно, показал, что реестры бенефициаров (конечных собственников) офшорных компаний стали или становятся скандально публичными.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация