Новости За что банк блокирует счет. И как это предотвратить

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.921
Репутация
62.740
Реакции
277.132
RUB
0
Для чего в банках существует служба финмониторинга? Почему ограничивает доступ к деньгам или блокирует счет? Практические советы — как избежать рисков — даст эксперт Модульбанка в области финансового мониторинга и комплаенса.

За что банк блокирует счет. И как это предотвратить


[H2] Структура и цели финансового мониторинга[/H2]
Как известно, государство старается контролировать работу бизнеса для того, чтобы выявлять сомнительные сделки и подозрительные операции, целью которых является отмывание денежных средств, полученных преступным путем и финансирование незаконной и террористической деятельности.
Вместе с тем идет борьба по применению и реализации таких схем, как:
  • незаконная оптимизация налогообложения, которая угрожает недополучению денежных средств в бюджет, а следовательно, приносит убытки государству и населению;
  • незаконный вывод денежных средств за рубеж, отток капитала, обналичивание и т.д.
На государственном уровне эти задачи решает специальная служба — Росфинмониторинг (РФМ). По ее прототипу в каждом коммерческом банке созданы отделы финансового мониторинга. Их первоочередной функцией является контроль за всеми финансовыми потоками клиентов для выявления среди них подозрительных и сомнительных операций. Финмониторинг кредитных организаций отвечает на запросы Росфинмониторинга.
Банки вынуждены жестко контролировать операции своих клиентов. ЦБ строго следит за работой всех банков. В случае если ЦБ увидит, что по счету кредитной организации клиент осуществляет сомнительную операцию, а финмониторинг оперативно не выявляет и не препятствует выполнению данной сделки, то банк несет большие риски. Он практически становится соучастником сомнительных действий, и за грубые нарушения может потерять лицензию.
[H2] Различие между блокировкой счета и блокировкой доступа к счету[/H2]
Для контроля за операциями банковские работники часто используются такой инструмент, как ограничение доступа к дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО, клиент-банк). Но клиенты расценивают его, как блокировку — отказ в проведении операции и невозможность пользоваться денежными средствами вообще.
«Настоящая блокировка счета происходит достаточно редко. Например, в случае если клиент занесен в список террористов или экстремистов. В других случаях речь идет только об определенных ограничениях» — комментирует эксперт Модульбанка.
На время ограничения ДБО клиенты могут предоставлять в банк платежки на бумаге и пользоваться своими деньгами. Смысл тут в том, чтобы банк увидел руководителя компании и удостоверился, что он — реальный, не номинал. Понять, что клиент заинтересован в дальнейшей работе и готов предоставить подтверждающие операции документы.

[H2] Факторы для выявления сомнительных операций и подозрительных клиентов[/H2]
Полного перечня факторов и четких критериев сомнительных операций нет в официальных документах.. Для того, чтобы вычислить подозрительные сделки и схемы, используют критерии отбора, которые прописаны в нескольких методических рекомендациях и письмах ЦБ РФ, например: 236-Т, 18-МР.

Исходя из этих рекомендаций, можно сделать общий вывод, что подозрительными являются компании, которые платят мало налогов, не имеют сотрудников в штате, много снимают наличных денежных средств, не доплачивают НДС. Далее расшифруем эти признаки подробнее.

На какие факторы банковский финансовый мониторинг обращает внимание при проверке:

[H3] 1. Налоговая нагрузка по счету[/H3]
Доля уплаченных налогов должна быть соизмерима с проводимым оборотом компании по счету. По рекомендациям ЦБ РФ считается, что у подозрительной фирмы будет уплачено менее 0,9% налогов от дебетового оборота. Если эта сумма значительно меньше или отсутствует — возможно, клиент использует незаконные методы оптимизации, не ведет реальную коммерческую деятельность, а выполняет функции «транзитной» компании.

[H3] 2. Объем переводов в пользу физических лиц[/H3]
Если в общем обороте компании они достаточно велики, то это вызывает определенные подозрения в обналичивании доходов. Комплаенс в разных банках самостоятельно устанавливает безопасный процент вывода средств на счета физлиц.

«Признак, измеряющий объем переводов в пользу физлиц, нельзя одинаково применять ко всем клиентам. Исходя из характера деятельности, банк изучает, свойственны ли бизнесу большие переводы средств.

Например, для бюро переводов по иностранным языкам будут характерны многочисленные перечисления в пользу исполнителей-переводчиков. От банка претензии к бюро не поступят, если вместе с оплатой услуг будет производиться уплата НДФЛ и страховых взносов в соответствующем размере».

[H3] 3. Снятие наличных[/H3]
Чрезмерное снятие наличных может указывать на обналичивание нелегальных доходов и вывод средств из капитала компании. Банк может запросить документы, на основании которых клиенту потребовалось большое количество именно наличных денег. Полученные средства должны быть потрачены в рамках хозяйственной деятельности.

В качестве подтверждения запрашивают: чеки, квитанции, авансовые отчеты, кассовую книгу и т. п.

Комментарий эксперта:
«К ИП по снятию наличных нет такого жесткого контроля, как к юрлицам. Банк будет контролировать наличные снятия ИП, исходя из заявленного вида деятельности и выбранной системы налогообложения».
[H3] 4. Ломка НДС в назначении платежа[/H3]
Например, на счет поступают деньги с НДС, а расходные операции клиент осуществляет без НДС. Возникающую разницу между входящим и исходящим НДС клиент не отражает по налоговому учету и не оплачивает.

Банк может сделать вывод, что клиент скрывает налоговую базу или является «транзитной», технической компанией. Чтобы разобраться в этом вопросе, банку нужно понять, какую деятельность ведет клиент реальную или искусственно созданную.

[H3] 5. По счету не проходят обычные платежи по хозяйственной деятельности[/H3]
Под этим понимается, что клиент со счета не платит арендные платежи за офис или склад, не оплачивает электроэнергию и коммерческие расходы (канцтовары, связь, интернет, офисная техника), которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Поэтому важно такие платежи максимально перевести в безналичную форму, чтобы банк видел наличие реальной деятельности.

[H3] 6. Назначение платежа не содержит конкретики[/H3]
На профессиональном языке такие платежи называются обезличенными. Например, клиенты указывают только номер счета или договора, но не указывают, за какой конкретно товар, услуги или работы происходят расчеты.

Банку не понятен характер сделки, а без конкретики под названием «товар» могут скрываться: Орудие, золото, бриллианты, наркотики и т.д. Т.е. товары, продажа которых жестко контролируется или незаконна.

«Чем подробнее назначение платежа, тем лучше. Но мы прекрасно понимаем, что в одном счете может быть достаточно широкий ассортимент с перечислением кодов и марок товара, которые не обязательно полностью прописывать. Нужно указать наименование или вид товаров. Например, не просто „оборудование", а „вентиляционное оборудование", не „услуги", а „клининговые услуги" и т. п.».

[H3] 7. Соответствие заявленного ОКВЭДа и выполняемой фактической деятельности[/H3]
Как правило, реальные организации и предприниматели на стадии регистрации представляют себе, какой деятельностью будут заниматься, и для этих целей выбирают ОКВЭДы в налоговой. Если основной ОКВЭД расходится с проводимыми операциями по счету, то это вызывает подозрение у банковской службы финмониторинга и у ЦБ.

Излишнее количество заявленных ОКВЭДов, не связанных друг с другом, тоже вызывает сомнения в реальности хозяйственной деятельности.

Мы перечислили самые распространенные критерии. На самом деле критериев намного больше и они постоянно меняются, добавляются признаки, которые указывают на необычный характер операций.

«Выполнение и соответствие всем названным критериям не дает 100% гарантии от блокировки. Это своего рода триггеры, на которые обращают внимание сотрудники финмона».

Работа финмониторинга сводится к контролю операций и изучению клиента в целом, исходя из его поведения и деятельности по счету. Если собранные сведения не дают представление о схеме ведения бизнеса, банк отправляет клиенту запросы, с целью развеять свои сомнения или, наоборот, убедиться в них и заблокировать счет.

«У каждого банка есть секретные алгоритмы, которые включают в себя различные критерии в определенных пропорциях и соотношениях. Ни один банк их не раскрывает».
Риски в том, что если комплаенс банка излишне осторожен и не настроен на конструктивный диалог с клиентом, то даже добросовестный владелец счета может при наличии формальных признаков попасть под проверку.

[H2] Можно ли обратиться в банк до проведения сделки и избежать рисков блокировки?[/H2]
Все зависит от политики банка. Одни банки могут заподозрить клиента в излишней осмотрительности и стремлении скрыть подозрительную операцию. Другие банки не рассматривают документы клиента по его инициативе, и обращаться к ним бесполезно — у них нет услуг по консультации.

[H2] Как проходит проверка документов[/H2]
Регламент у каждого банка свой. Иногда длительность проверки может сильно затянуться — на неделю или дольше.

Во время проверки сотрудник смотрит, в чем экономический смысл операций, для каких целей они осуществляются, изучает контрагентов. Этот углубленный анализ происходит, если банк видит повышенный риск в обслуживании клиента. Если у клиента наблюдается совпадение по многим рисковым критериям, банк может отключить доступ к ДБО и запросить документы.

[H2] Стоит ли бояться обязательного контроля?[/H2]
Согласно 115-ФЗ, целый ряд операций подлежит обязательному контролю, например, такие, как внесение и снятие наличных свыше 600 000 рублей, покупка-продажа недвижимости более 3 млн рублей.

Это означает, что ответственный сотрудник банка должен об этих операциях сообщить в 3-х дневный срок в Росфинмониторинг. Но само по себе осуществление этих операций не является основанием для признания таких клиентов сомнительными и приостановки движений по счету. А вот дробление платежей для уклонения от обязательного контроля вызовет у банка подозрения.

Уточнение от эксперта:

«Обратите внимание, что для выявления подозрительной операции сумма не всегда важна, т. к. оцениваются все факторы в совокупности, соотносится характер платежей с деятельностью компании. Даже небольшой платеж, но в адрес ненадежного контрагента или с размытым назначением платежа может стать поводом для проверки».

[H2] Работа новой платформы «Знай своего клиента» (ЗСК)[/H2]
На данный момент банки тестируют ЗСК и обмениваются информацией с ЦБ. Т. е. процесс внедрения новой платформы давно начался. Но официально она начнет работать в полном объеме с 1 июля 2022 года. К ней обязаны подключиться все банки.

С этого же момента вступает в силу 423-ФЗ, где клиентам с повышенным уровнем риска ЦБ присвоит «красный цвет». Им будет запрещено большинство операций, в том числе вывод денежных средств в связи с закрытием счета.

Банки также самостоятельно определяют уровни рисков или «раскрашивают» своих клиентов. Если банк занесет Клиента в «зеленую» категорию, то ему не смогут отказать в проведении операций или открытии счета. С «желтыми » или «красными» клиентами так поступать можно.










 
Сверху Снизу