Взыскание убытков с государственного заказчика – мечта или реальность?

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.850
Репутация
62.390
Реакции
277.055
RUB
0
0ae8d133939764f45e0cbbd4f4f598a1_compressed_v1.jpg

Даже при добросовестном участии в государственных торгах и на этапе исполнении государственных контрактов может возникнуть большое количество ситуаций, когда подрядчики и поставщики могут понести серьезные убытки. В статье разберем вопрос основания возникновения непредвиденных убытков и выясним, есть ли шанс их компенсировать, взыскав их с государственного заказчика.
Договоримся о терминах
Для начала посмотрим, что в законе понимается под убытками и что закон и судебная практика включают в стандарт доказывания наличия убытков.
Согласно положениям ст. 15 ГК РФ, убытками признаются:
  • расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права — что называется реальным ущербом;
  • неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено — что считается упущенной выгодой.
При этом лицо, требующее возмещения убытков, в соответствии со ст. 15 ГК РФ, обязано доказать:
  • факт причинения убытков;
  • размер убытков (с разумной степенью достоверности);
  • противоправное поведение ответчика;
  • наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица.
На практике убытки могут возникнуть у подрядчика на различных стадиях участия в государственной закупки и исполнения государственного контракта. Рассмотрим подробнее несколько вариантов развития событий.
Убытки, вызванные неправомерным отклонением государственным заказчиком, участника закупки на этапе проведения торгов
В этой категории споров истец фактически взыскивает упущенную выгоду, поэтому суду обязательно необходимо будет доказать два факта:
  • факт незаконности действий комиссии заказчика;
  • размер и что самое главное, реальность возможности получения участником торгов прибыли, в случае допуска его заявки к участию в торгах и дальнейшего заключения и исполнении контракта.
К сожалению, с учетом того факта, что доказать последний факт фактически невозможно, в последнее время суды практически всегда отказывают в удовлетворении подобного рода исков.
Убытки, вызванные неправомерной отменой закупки или неправомерным отказом от заключения контракта по ее итогам
Предметом взыскания в этой категории дел является обычно реальный ущерб — чаще всего расходы подрядчика на оформление банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
На основании судебной практики применения Федерального закона № 44-ФЗ, победитель аукциона, действуя правомерно и в пределах установленных законом сроков, на стадии подписания контракта обязан исполнить требования документации о торгах — оформить обеспечение исполнения обязательств по контракту.
С учетом изложенного, размер расходов, понесенных победителем аукциона в связи с уплатой банку вознаграждения за предоставление банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по государственному контракту, может быть взыскан победителем аукциона с государственного заказчика в качестве убытков при расторжении контракта государственным заказчиком в одностороннем порядке, так как предоставление обеспечения исполнения контракта является требованием Федерального закона № 44-ФЗ и не может быть отнесено к предпринимательским рискам истца.
Предоставляя такое обеспечение, подрядчик исходит из добросовестного поведения государственного заказчика и вправе рассчитывать на то, что ее расходы, связанные с получением банковской гарантии, будут покрыты доходами, полученными от исполнения государственного контракта.
Поскольку контракт расторгнут по вине государственного заказчика, организация не получила то, на что была вправе рассчитывать, а понесенные ею расходы являются ее убытками в виде реального ущерба.
Подтверждения тому можно найти в документах:
  • Определение ВАС РФ от 02.10.2012 № ВАС-12220/12 по делу № ;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2012 № Ф09-3307/12 по делу № ;
  • Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 № 17АП-6707/2015-ГК по делу ;
  • Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014 № 09АП-18855/2014-ГК по делу № и т.д.
Убытки, вызванные нарушением условий контракта
Основанием для возмещения обозначенных убытков поставщика может быть, например, ситуация, когда заказчик не передал подрядчику в установленный контрактом срок земельный участок для строительства, контракт был расторгнут по причине отсутствия возможности его исполнения подрядчиком.
При этом подрядчик, с целью добросовестного исполнения контракта, заблаговременно уже закупил и доставил на объект строительные материалы.
Таким образом, указанные расходы подрядчика подлежат взысканию с заказчика, так как обозначенные затраты подрядчика напрямую связаны с исполнением контракта, а убытки обусловлены недобросовестным поведением заказчика.
Кроме того, в качестве понесенных убытков можно взыскать и расходы на привлечение субподрядчика для выполнения работ, которые заказчик впоследствии незаконно и необоснованно отказался принимать у подрядчика, а также можно попытаться взыскать убытки в виде заработной платы, уплаченной работникам подрядчика, с которыми был заключен срочный трудовой договор, если заключение такого договора явно было направлено исключительно на исполнение обязательств по спорному контракту.
Эта позиция подтверждается в том числе и судебной практикой:
  • Постановление ФАС Центрального округа от 13.01.2017 по делу № ;
  • Постановление ФАС Московского округа от 26.05.2016 по делу № .
Убытки, вызванные защитой собственных интересов подрядчика
К указанной категории убытков можно отнести все виды расходов подрядчика на судебное представительство и защиту его интересов, как в судебных инстанциях, так и в подразделениях антимонопольной службы.
При этом суды взыскивают стоимость юридических услуг как убытки только в том случае, когда их несение подрядчиком было в обязательном порядке обусловлено неправомерными действиями государственного заказчика, а также смогло привести к восстановлению нарушенного права подрядчика.



По этому поводу можно посмотреть, например:
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 08.12.2016 по делу № ;
  • Постановление Президиума ВАС РФ № 9837/13 от 17.12.2013;
  • Постановление ФАС Уральского округа от 21.06.2018 по делу № ;
  • Постановление ФАС Поволжского округа от 24.08.2016 по делу № .
Если же действия государственного заказчика были признаны судами правомерными, то в удовлетворении иска о взыскании убытков подрядчику было отказано (см. например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.01.2017 по делу № ).





 
Сверху Снизу