Как указано в НК РФ налоговики могут вызывать граждан для обсуждения интересующих их вопросов и по проверкам и в рамках других контрольных мероприятий.
Проигнорировать такое «приглашение» без уважительной причины, стоит 1000 рублей, ст. 128 НК РФ.
Сколько раз можно вызвать одно и тоже лицо в рамках одного и того же контрольного мероприятия/проверки? И, в случае неявки, сколько раз можно оштрафовать? Федеральная налоговая служба в Липецкой области подчеркивает, что каждый пропуск считается отдельным нарушением. Во время одной проверки вас могут вызвать несколько раз, и за каждый раз, когда вы не появитесь, могут оштрафовать. Если вы пропускаете повестку несколько раз, штрафы еще и будут увеличиваться.
Право использовать отказ от дачи показаний против себя и своих близких по 51-й статье Конституции РФ остается дискуссионным. Директор или главбух компании вправе хранить молчание на допросе в инспекции, ссылаясь при этом на Конституцию РФ. Но они не должны удивляться, если их за это тоже оштрафуют. Поскольку ссылка директора в ходе допроса на нормы ст. 51 Конституции РФ может быть расценена налоговым органом как уклонение, либо отказ от дачи показаний (Решение ФНС России от 12.04.2017 N СА-4-9/6950@).
Необходимо также сразу оценить все риски, связанные с правом хранить молчание. Поскольку, отказ должностных лиц давать показания, особенно на вопросы по сделкам с проблемными поставщиками, суды расценивают как обстоятельства, свидетельствующие о нереальности сделки, создании формального документооборота для занижения налоговой базы, непроявление должной осмотрительности (Определение ВС РФ от 27.02.2020 N 301-ЭС20-689 по делу N А79-562/2017).
В любом случае всегда нужно считать масштаб бедствия в виде возможных доначислений от плохого протокола допроса, который вполне может случиться под воздействием стресса от самого вызова и морального давления инспектора в ходе беседы, в сравнении с ущербом в виде относительно небольшого штрафа за неявку или отказа от дачи показаний. И если визита в налоговую не избежать, как показывает наша практика – лучший вариант это подготовка к допросу, с выработкой конкретного сценария развития диалога, в режиме «вопрос-ответ».
Учитывая всевозможные факторы, спровоцировавшие сам вызов, а также понимания, какие показания хочет получить инспектор, и как этого не допустить.
Кто может быть свидетелем? По закону, любой человек, обладающий значимыми сведениями для налогового контроля, может быть вызван в качестве свидетеля. Важно подчеркнуть, что не существует территориальных ограничений для вызова свидетеля. Это означает, что налоговая служба может вызвать любого гражданина, вне зависимости от места его проживания.
Однако, ограничения все-таки есть. В качестве свидетеля нельзя вызвать:
Особенности процедуры вызова свидетелей. Процедура вызова свидетелей строго не регламентирована в Налоговом кодексе, что иногда приводит к неопределённости. Минфин в одном из своих писем указывал, что вызов должен осуществляться с помощью повестки, но конкретные детали оформления такой повестки не уточнил. Это создаёт простор для разночтений. Так как даже отсутствие полной информации в повестке не освобождает свидетеля от ответственности за неявку.
Место проведения допроса. Статья 90 НК РФ не устанавливает конкретное место для проведения допроса, что позволяет проводить его как на территории налогоплательщика, так и в помещениях налоговой службы. Важно, что если допрос проходит в жилом помещении, наличие согласия его владельцев обязательно.
Участие представителя на допросе. Особое внимание стоит уделить праву свидетеля на юридическую поддержку. НК РФ не содержит прямых указаний на возможность участия адвоката в процессе допроса, но и запрета нет. Это подразумевает, что свидетель может прибегнуть к помощи квалифицированного юриста для защиты своих прав в процессе дачи показаний. Письма ФНС и решения судов подтверждают, что наличие адвоката на допросе не только допустимо, но и желательно для обеспечения законности процедуры.
Их задача, следить за законностью всей процедуры, отсутствием давления на свидетеля и иных нарушений. Представитель может вносить замечания в протокол, что позволяет зафиксировать его взгляд на процесс допроса.
Отказ от дачи показаний. Как мы уже говорили выше, свидетели имеют право не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников. Тем не менее, такой отказ может повлечь за собой административную ответственность по статье 128 НК РФ и быть расценен не в пользу налогоплательщика при рассмотрении спора с налоговой инспекцией в суде.
Оформление протокола допроса. Показания или отказ по ст. 51 Конституции РФ должны быть зафиксированы в протоколе допроса. Вопросы и ответы в ходе беседы должны совпасть с протоколом. Свидетель обязан получить копию протокола, а отказ от её получения должен быть отмечен в документе. Протокол только тогда считается законным доказательством, если оформлен в соответствии со всеми процессуальными требованиями.
Проигнорировать такое «приглашение» без уважительной причины, стоит 1000 рублей, ст. 128 НК РФ.
Сколько раз можно вызвать одно и тоже лицо в рамках одного и того же контрольного мероприятия/проверки? И, в случае неявки, сколько раз можно оштрафовать? Федеральная налоговая служба в Липецкой области подчеркивает, что каждый пропуск считается отдельным нарушением. Во время одной проверки вас могут вызвать несколько раз, и за каждый раз, когда вы не появитесь, могут оштрафовать. Если вы пропускаете повестку несколько раз, штрафы еще и будут увеличиваться.
Налоговым кодексом не предусмотрено право отказаться от дачи показаний. Если отправить письмо в инспекцию с объяснением, что не сможете прийти и не приложить необходимые оправдательные документы (к примеру, больничный или билеты), это будет расцениваться как отказ от дачи показаний. В этом случае штраф составляет до 3000 рублей.
Право использовать отказ от дачи показаний против себя и своих близких по 51-й статье Конституции РФ остается дискуссионным. Директор или главбух компании вправе хранить молчание на допросе в инспекции, ссылаясь при этом на Конституцию РФ. Но они не должны удивляться, если их за это тоже оштрафуют. Поскольку ссылка директора в ходе допроса на нормы ст. 51 Конституции РФ может быть расценена налоговым органом как уклонение, либо отказ от дачи показаний (Решение ФНС России от 12.04.2017 N СА-4-9/6950@).
Необходимо также сразу оценить все риски, связанные с правом хранить молчание. Поскольку, отказ должностных лиц давать показания, особенно на вопросы по сделкам с проблемными поставщиками, суды расценивают как обстоятельства, свидетельствующие о нереальности сделки, создании формального документооборота для занижения налоговой базы, непроявление должной осмотрительности (Определение ВС РФ от 27.02.2020 N 301-ЭС20-689 по делу N А79-562/2017).
Индивидуальным предпринимателям проще отказаться от дачи показаний, ссылаясь на нормы ст. 51 Конституции РФ, так как согласно НК РФ понятия "налогоплательщик" и "свидетель" не являются идентичными. А налоговый орган не вправе допрашивать налогоплательщика (которым является ИП), в качестве свидетеля.
В любом случае всегда нужно считать масштаб бедствия в виде возможных доначислений от плохого протокола допроса, который вполне может случиться под воздействием стресса от самого вызова и морального давления инспектора в ходе беседы, в сравнении с ущербом в виде относительно небольшого штрафа за неявку или отказа от дачи показаний. И если визита в налоговую не избежать, как показывает наша практика – лучший вариант это подготовка к допросу, с выработкой конкретного сценария развития диалога, в режиме «вопрос-ответ».
Учитывая всевозможные факторы, спровоцировавшие сам вызов, а также понимания, какие показания хочет получить инспектор, и как этого не допустить.
Кратко: на что обратить при вызове в налоговую инспекцию?
Судебная практика и разъяснения госорганов, указывают на важность свидетельских показаний при решении налоговых споров, однако они должны быть получены и использованы в рамках правового поля и без процессуальных нарушений.Кто может быть свидетелем? По закону, любой человек, обладающий значимыми сведениями для налогового контроля, может быть вызван в качестве свидетеля. Важно подчеркнуть, что не существует территориальных ограничений для вызова свидетеля. Это означает, что налоговая служба может вызвать любого гражданина, вне зависимости от места его проживания.
Однако, ограничения все-таки есть. В качестве свидетеля нельзя вызвать:
- Лиц малолетнего возраста — те, кто из-за своего возраста не способны полноценно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.
- Лиц с ограниченными физическими или психическими способностями — если эти состояния мешают адекватному восприятию и воспроизведению информации.
- Лиц, узнавших информацию, в рамках профессиональной деятельности — это относится к адвокатам, аудиторам и другим лицам, для которых полученная информация является частью профессиональной тайны.
Особенности процедуры вызова свидетелей. Процедура вызова свидетелей строго не регламентирована в Налоговом кодексе, что иногда приводит к неопределённости. Минфин в одном из своих писем указывал, что вызов должен осуществляться с помощью повестки, но конкретные детали оформления такой повестки не уточнил. Это создаёт простор для разночтений. Так как даже отсутствие полной информации в повестке не освобождает свидетеля от ответственности за неявку.
Место проведения допроса. Статья 90 НК РФ не устанавливает конкретное место для проведения допроса, что позволяет проводить его как на территории налогоплательщика, так и в помещениях налоговой службы. Важно, что если допрос проходит в жилом помещении, наличие согласия его владельцев обязательно.
Участие представителя на допросе. Особое внимание стоит уделить праву свидетеля на юридическую поддержку. НК РФ не содержит прямых указаний на возможность участия адвоката в процессе допроса, но и запрета нет. Это подразумевает, что свидетель может прибегнуть к помощи квалифицированного юриста для защиты своих прав в процессе дачи показаний. Письма ФНС и решения судов подтверждают, что наличие адвоката на допросе не только допустимо, но и желательно для обеспечения законности процедуры.
Важно отметить, что адвокат или иной представитель, не могут давать показания и отвечать на вопросы за свидетеля.
Их задача, следить за законностью всей процедуры, отсутствием давления на свидетеля и иных нарушений. Представитель может вносить замечания в протокол, что позволяет зафиксировать его взгляд на процесс допроса.
Отказ от дачи показаний. Как мы уже говорили выше, свидетели имеют право не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников. Тем не менее, такой отказ может повлечь за собой административную ответственность по статье 128 НК РФ и быть расценен не в пользу налогоплательщика при рассмотрении спора с налоговой инспекцией в суде.
Оформление протокола допроса. Показания или отказ по ст. 51 Конституции РФ должны быть зафиксированы в протоколе допроса. Вопросы и ответы в ходе беседы должны совпасть с протоколом. Свидетель обязан получить копию протокола, а отказ от её получения должен быть отмечен в документе. Протокол только тогда считается законным доказательством, если оформлен в соответствии со всеми процессуальными требованиями.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация