Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история

MISTER "X"

Эксперт
Команда форума
Судья
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Регистрация
7/2/15
Сообщения
7.695
Репутация
13.380
Реакции
33.491
RUB
0
Депозит
18 000 рублей
Сделок через гаранта
23
Что такое МКАД и чем дорога отличается от ЦКАД

МКАД — один из главных архитектурно-инженерных символов Москвы наряду с Главным зданием МГУ и Останкинской телебашней. Как развивалась и что собой представляет сегодня столичная кольцевая автомагистраль
Реконструкция развязки МКАД — ул. Верхние Поля
Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Что такое МКАД​


МКАД (Московская кольцевая автомобильная дорога) — это кольцевая бессветофорная автомобильная дорога федерального значения, которая сегодня частично проходит по административной границе Москвы. МКАД является частью Европейских маршрутов Е30, Е101, Е105, Е115, Е119, а также Азиатских маршрутов АН6 и АН8.




Протяженность трассы с асфальтобетонным покрытием — 108,9 км. Нулевым километром изначально определили место пересечения трассы с Ярославским шоссе, но затем перенесли к пересечению с шоссе Энтузиастов. На этом якобы настоял тогдашний глава советского государства Никита Хрущев, предполагавший, что оттуда будет начинаться «великая трасса в Китай», который тогда виделся главным стратегическим союзником СССР. Затем наступил кризис в отношениях между двумя социалистическими государствами, но на расположение нулевого километра МКАД это не повлияло.

Расстояния на столичной кольцевой трассе отсчитываются от нулевого километра по часовой стрелке.
В 2024 году на МКАД имеется 35 съездов и 12 транспортных развязок в местах пересечения с вылетными магистралями и Северо-Восточной хордой. Скоростной лимит — 100 км/ч. МКАД лидирует в Москве по плотности камер фотовидеофиксации — по данным за прошлый год, на дороге работает 770 умных камер, выявляющих до 13 типов инцидентов.

История МКАД​

Официальное открытие МКАД состоялось 5 ноября 1962 года, в канун 45-й годовщины Октябрьской революции. Однако к проектированию трассы приступили еще в 1937-м, а двумя годами позже ее маршрут был закреплен на местности. Реализации планов строительства помешала начавшаяся 22 июня 1941 года война с гитлеровской Германией. В июле-августе того же года по решению

Государственного комитета обороны СССР по упрощенной схеме к западу от столицы была построена временная обходная грунтовка протяженностью порядка 130 км с наплавными мостами через Москва-реку и канал Москва-Волга. Эта безымянная дорога, сыгравшая важную роль в контрнаступлении советских войск в декабре 1941 года, может считаться прообразом МКАД, хотя маршруты трасс в значительной мере различались. В обоих случаях строительством руководил инженер-полковник А.С.Кубасов (1898-1986), организатор и первый директор института «Союздорпроект» ГУШОСДОР НКВД-МВД СССР.


Москва. Ноябрь 1960 г. Восточный участок Московской кольцевой автомобильной дороги


Москва. Ноябрь 1960 г. Восточный участок Московской кольцевой автомобильной дороги (Фото: Наум Грановский / ТАСС)


Строительство МКАД​

МКАД в своем развитии прошла несколько этапов:

1. Начало строительства​

По замыслу проектировщиков, трасса должна была иметь:
  1. Асфальтовое покрытие.
  2. По четыре полосы для движения в каждом направлении.
  3. Систему освещения.
Однако в стране, недавно пережившей страшную войну, а затем включившейся в гонку вооружений и развивающей амбициозную космическую программу, ощущался дефицит средств, поэтому изначальный проект максимально удешевили:
  1. Количество полос в каждом направлении сократили до двух общей шириной 7 м.
  2. Вместо асфальта покрытие по американской технологии выполнили из бетонных плит, а обочину — из рифленых плит, сигнализирующих о съезде с дорожного полотна.
  3. Система освещения, разметка, а также подземные и надземные пешеходные переходы отсутствовали.
Вместе с тем впервые в практике дорожного строительства в СССР на МКАД были выполнены развязки клеверного типа. Вдоль трассы обустроили «карманы» для остановки транспорта, автобусные остановки, стационарные посты ГАИ, несколько АЗС, а также построили мотели. Безопасность встречных потоков обеспечивал 4-метровый газон с высокими бордюрами.

Строительство МКАД началось в конце 1956 года, а 22 ноября 1960 года был открыт для движения первый участок от Ярославского до Симферопольского шоссе. Еще через два года трассу, рассчитанную на пропуск 36 тыс. автомобилей в сутки, сдали в эксплуатацию. На тот момент на МКАД имелось 7 мостов, 54 путепровода и 33 двухуровневых развязки.

2. Второй этап​



Москва. На одном из участков кольцевой дороги, в районе «Капотня», 1975 год


Москва. На одном из участков кольцевой дороги, в районе «Капотня», 1975 год (Фото: Виктор Кошевой / Фотохроника ТАСС)


В 1970-е в связи с ростом транспортных потоков потребовалось увеличить пропускную способность МКАД до 50 тыс. автомобилей в сутки. Для этого с 1974 года проводилась частичная реконструкция магистрали, в ходе которой, в частности, на самом старом участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом число полос в каждом направлении увеличили до трех, а также построили дополнительные пешеходные переходы. Однако эти полумеры в целом ситуацию к лучшему не изменили.

Реконструкция МКАД​

К концу 1980-х стало очевидно, что МКАД нуждается в глубокой реконструкции, но нараставшие негативные процессы в СССР и последующий распад страны отразились на объемах и темпах выполнения необходимых работ.

1. 1990-1991 годы​

В этот период на многих участках количество полос для движения в каждом направлении увеличили до трех за счет отказа от разделительного газона, что негативно отразилось на безопасности движения. В год на трассе погибало более двухсот человек и свыше тысячи получали увечья. Тогда за МКАД закрепилось неофициальное название «дорога смерти». При этом скорость потока не превышала 40 км/ч, а заторы, особенно в час пик, стали обыденным явлением.


Москва. 1 октября 1990 г. Автомобильная авария на Московской кольцевой автодороге


Москва. 1 октября 1990 г. Автомобильная авария на Московской кольцевой автодороге (Фото: Шогин Александр / Фотохроника ТАСС)


2. 1993-1994 год​

В качестве первоочередных мероприятий по реконструкции МКАД были выполнены работы по освещению трассы и устройству барьеров, разделяющих встречные потоки.

3. 1995-1998 год​

На этот период пришлись наиболее масштабные работы (их стоимость составила 24 млрд. рублей в ценах 1995 года) по , которая позволила привести всю трассу в соответствие с международными стандартами для магистралей высшей категории. В результате:
  1. Дорожное полотно расширено до 50 м, что позволило довести число полос в каждом направлении до пяти.
  2. Построено 76 мостов и путепроводов, 47 развязок, в том числе трех- и четырехуровневых, 11 транспортных и коммуникационных тоннелей.
  3. Построено 49 надземных и 4 подземных пешеходных перехода.
  4. Построено 49 пар автобусных остановок.
  5. Установлено 11,6 км шумозащитных и 6,8 км декоративных заграждений.
  6. Создана кольцевая система связи (КСС МКАД), отвечающая за контроль и управление наружным освещением трассы.


Москва. 21 октября 1997 г. Расширение МКАД в районе Алтуфьевского шоссе


Москва. 21 октября 1997 г. Расширение МКАД в районе Алтуфьевского шоссе (Фото: Величкин Сергей / Фотохроника ТАСС)


Несмотря на проведенный огромный объем работ, избавить МКАД от «пробок» не удалось. Рекорд был зафиксирован 15 мая 2008 года, когда из-за перекрытия нескольких дорог сотрудниками ДПС внутренняя сторона МКАД на участке протяженностью 68 км стояла порядка 12 часов.

4. 2011-​

Период замены оставшихся «накопителей» заторов, дорожных развязок клеверного типа на направленные съезды. Последний такой объект, Липецкая развязка, главные южные ворота Москвы с прямым выходом на федеральную трассу М-4 «Дон», был открыт для движения 18 сентября 2023 года. Кроме того, в программе этого этапа реконструкции МКАД:
  1. Строительство дублеров рядом с крупными торговыми центрами и офисными объектами.
  2. Обустройство дополнительных полос для движения на ряде участков.
  3. Обустройство новых полос для разгона и торможения.
До конца 2024 года в рамках дополнительных мероприятий планируется построить еще 11,8 км дорог, включая путепровод через ж/д пути на боковом проезде с внешней стороны МКАД длиной 60 м. С внутренней и внешней стороны МКАД 26-31 км организуют боковые проезды общей протяженностью 3,8 км.


Открытие после реконструкции развязки на пересечении МКАД с Липецкой улицей, 18 сентября 2023 года


Открытие после реконструкции развязки на пересечении МКАД с Липецкой улицей, 18 сентября 2023 года (Фото: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы)


Объекты МКАД​

За период своего существования и особенно в последние десятилетия вдоль МКАД сложилась развитая инфраструктура. Она включает:

Торговые центры и магазины:​

  1. Гипер Лента, гипермаркет, 2 км.
  2. Шоколад, торговый центр, 2 км.
  3. Драйв, торговый центр, 8 км.
  4. Скарабей, торговый центр, 8 км.
  5. Hoff, магазин мебели, 8 км.
  6. Меха и кожа, торговый центр, 14 км.
  7. Птичий рынок, магазин зоотоваров,14 км.
  8. Садовод, вещевой рынок, 14 км.
  9. Южные ворота, торговый центр, 19 км.
  10. Развилка, магазин автозапчастей, 23 км.
  11. Vegas, торговый центр, 24 км.
  12. Ашан, гипермаркет, 24 км.
  13. Твой Дом, строительный гипермаркет, 24 км.
  14. ТК конструктор, строительный магазин, 25 км.
  15. Варшавка 33, торговый центр, 33 км.
  16. МЕГА, торговый центр, 41 км.
  17. Галерея Ремонта, торговый центр, 47 км.
  18. Гипер Лента, 47 км.
  19. Говорово, торговый центр, 47 км.
  20. OBI, строительный гипермаркет, 47 км.
  21. Автоджин, автомолл, 55 км.
  22. Ашан, гипермаркет, 66 км.
  23. Крокус Сити Молл, торговый центр, 66 км.
  24. Твой дом, строительный гипермаркет, 67 км.
  25. Гвоздь, торговый центр, 68 км.
  26. Вэйпарк, торговый центр, 71 км.
  27. КухниПарк, торговый центр, 71 км.
  28. О’кей, гипермаркет, 71 км.
  29. Арфа, торговый центр, 73 км.
  30. Dexter, торговый центр, 78 км.
  31. РИО, торговый центр, 81 км.
  32. Ашан Алтуфьево, гипермаркет, 84 км.
  33. Час Пик, торговый центр, 87 км.
  34. Ашан, гипермаркет, 91 км.
  35. Metro, гипермаркет, 104 км.


Москва. Торговый комплекс «Садовод» на 14-м километре МКАД, март 2019 года


Москва. Торговый комплекс «Садовод» на 14-м километре МКАД, март 2019 года (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)


Развлекательные центры:​

  1. ТейкаБум, 24 км.
  2. Little Star&Happy City, 24 км.
  3. Playport, 32 км.
  4. Аэродинамика, 47 км.
  5. Joki Joya, 55 км.
  6. Майхоббибокс, 66 км.
  7. Набеги, 67 км.
  8. LaserLand, 67 км.
  9. Джампвэй, 71 км.
  10. Космик, 71 км.
  11. ЧайЛэнд, 87 км.

АЗС:​

  1. Татнефть, 1 км.
  2. Лукойл, 2 км.
  3. Лукойл, 3 км.
  4. Татнефть, 4 км.
  5. Роснефть, 5 км.
  6. Роснефть, 6 км.
  7. Роснефть, 8 км.
  8. Лукойл, 9 км.
  9. Роснефть, 10 км.
  10. Нефтьмагистраль, 12 км.
  11. Нефтьмагистраль, 13 км.
  12. Газпромнефть, 16 км.
  13. Газпромнефть, 19 км.
  14. Радуга, 19 км.
  15. Роснефть, 25 км.
  16. Сибирьнефть, 26 км.
  17. Лукойл, 28 км.
  18. Роснефть, 29 км.
  19. Татнефть, 29 км.
  20. Газпромнефть, 31 км.
  21. Avis, 32 км.
  22. Mmk Petrol, 33 км.
  23. Газпромнефть, 34 км.
  24. Татнефть, 38 км.
  25. Фортекс, 38 км.
  26. Лукойл, 40 км.
  27. Газпромнефть, 43 км.
  28. Газпромнефть, 46 км.
  29. Shell, 49 км.
  30. Лукойл, 51 км.
  31. Нефтьмагистраль, 51 км.
  32. Эверон, 52 км.
  33. Газпромнефть, 53 км.
  34. Лукойл, 58 км.
  35. Роснефть, 62 км.
  36. Газпромнефть, 64 км.
  37. Роснефть 64 км.
  38. Роснефть, 73 км.
  39. ФСВ, 78 км.
  40. Роснефть, 81 км.
  41. Газпромнефть, 84 км.
  42. Газпромнефть, 86 км.
  43. Газпромнефть, 90 км.
  44. ТрансАЗС, 90 км.
  45. ТрансАЗС, 93 км.
  46. Shell, 103 км.
  47. Газпромнефть, 104 км.
  48. Лукойл, 109 км.


Москва. Автомобильное движение в районе 53 километра московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), июнь 2023 года


Москва. Автомобильное движение в районе 53 километра московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), июнь 2023 года (Фото: Михаил Кутузов / ТАСС )


Гостиницы:​

  1. Рослеспром, 33 км.
  2. Русотель, 33 км.
  3. Аквариум, 67 км.
  4. Гринвуд, 73 км.

Часто задаваемые вопросы​

Оправдывает ли себя МКАД?​

В связи с расширением административных границ Москвы, начиная с середины 1980-х, МКАД на значительном протяжении превратилась во внутригородскую магистраль, которая по-прежнему обеспечивает связь между многими районами столицы, поскольку строительство хордового кольца по меньшему радиусу продолжается.

Какие перспективы есть у МКАДа?​

Сегодня, по мнению экспертов, МКАД исчерпала ресурсы развития. Это связано с тем, что в непосредственной близости от трассы находятся торговые, развлекательные, выставочные центры и жилые кварталы, препятствующие дальнейшему расширению автомагистрали. Единственным способом разгрузить МКАД является строительство трасс-дублеров как на большем, так и на меньшем удалении от центра Москвы.

Чем МКАД отличается от ЦКАД?​



Схема ЦКАД


Схема ЦКАД (Фото: Косарева Александра / Stroi.mos.ru)


ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113), на всем протяжении которой движение было открыто в 2021 году, также опоясывает Москву, но:
  1. ЦКАД проложена по существенно бОльшему радиусу, чем МКАД. В связи с этим длина трассы составляет 336,5 км.
  2. 260 км ЦКАД приходится на платные участки, тогда как за проезд по МКАД плата не взимается.
  3. Число полос движения на ЦКАД в настоящий момент меньше: 4 против 10 на МКАД.
  4. Скоростной лимит на платных участках ЦКАД несколько выше: 110 против 100 км/ч. На бесплатном отрезке ЦКАД действуют ограничения в 90 и 70 км/ч.
  5. Загруженность ЦКАД существенно ниже. По данным на середину прошлого года, в сутки по новой кольцевой магистрали проезжало порядка 21 тыс. автомобилей, тогда как трафик на МКАД превысил миллион транспортных средств.

 
  • Теги
    мкад
  • Сверху Снизу