Легендарная «трехтонка» ЗИС-5 мелькает в хрониках Великой отечественной войны практически везде. Знакомимся с историей и устройством знакового грузовика
Фото: autowp.ru
ЗИС-5: история создания
Как и большая часть техники той нелегкой поры, ЗИС-5 не стал чисто советской разработкой с нуля. Машина продолжила тему модели-предшественника АМО-2, являвшую собой практически полную копию американского грузовика SA от Autocar Dispatch. Глобально разница была не большой и в основном нацеленной на повышение грузоподъемности с 2,5 до 3 тонн. Но даже прямое сравнение внешности «продвинутого» ЗИС-5 с родоначальником в виде заокеанского Autocar Dispatch SA может ввести неподготовленного наблюдателя в замешательство — уж больно машины похожи.
Более того, интерьер нашего ЗИСа также почти буква в букву копировал далеко не идеального в плане эргономики американца, что влекло за собой и все соответствующие неудобства. Например, в виде тесноты рабочего места водителя и единой жесткой лавки вместо отдельных сидений или мягкого дивана. Единственное, что хоть как-то могло объективно приблизить «трехтонку» к званию отечественного автомобиля был тот факт, что все детали и сборка для него производились только в Советском Союзе.
Первые ЗИСы сошли с конвейера в 1933 году, а с 1934, когда производство наладили, а пилотная партия была признана успешной, завод вышел на проектную мощность — 65 машин в день. Вообще ЗИС расшифровывается как «завод имени Сталина». Но, по стечению обстоятельств, в СССР таковых насчитывалось аж три. Собственно головной ЗИС в Москве (позже ЗИЛ), УльЗИС в Ульяновске (позже УАЗ) и УралЗИС в Миассе (нынешний «УралАЗ»). Производство на основном московском заводе длилось с 1934 по 1948 год, в результате чего свет увидело 571 199 грузовиков ЗИС-5. Точное количество выпущенных машин в Ульяновске и Миассе, где последний экземпляр сошел со стапеля в 1956-м, неизвестно.
1933 ЗиС-5 (Фото: autowp.ru)
По устоявшейся традиции в народе ЗИС-5 окрестили в соответствии с номинальным тоннажом: «трехтонка». Еще имеются сведения о втором имени собственном — «Захар», но среди любителей автоистории до сих пор ведутся дебаты касательно первенства. Дело в том, что «Захаром» еще называют более позднюю и не менее культовую ЗИЛовскую модель — 157.
Как и положено любому грузовику (да и вообще серьезному автомобилю той эпохи), ЗИС-5 выполнен на раме, к которой крепятся прочие агрегаты и узлы. Причем двигатель прикручен к ней жестко, без каких-либо промежуточных подушек или демпферов.
1933 ЗИС-5 (Фото: autowp.ru)
Подвеска зависимая, привод задний. На заднем мосту установлены двускатные колеса со стальными дисками, спереди тоже сталь. Это заслуживает упоминания потому, что детище Autocar Dispatch могло оснащаться и деревянными ободами. Но советские инженеры, трезво оценив условия предстоящей работы, от такого удешевления отказались. К сожалению, сэкономили на другом: в отличие от SA, имевшем передние гидравлические тормоза (сзади была механика), ЗИС-5 был вкруг оснащен менее эффективным механическим приводом. Разумеется, учитывая, что тоннаж и мощность нашей машины были выше «американца», это не могло не сказаться на эффективности замедления. Правда, на последних годах выпуска гидравлические тормоза все же появились, но в самое тяжелое военное время водителям приходилось давить на среднюю педаль что есть мочи.
Еще одной характерной чертой, отличающей ЗИС-5 от оригинала, являлось отсутствие переднего бампера. Экономия часто выходила боком: любой фронтальный удар сразу принимали на себя сильно выступающие передние крепления рессор. Сзади, разумеется, были тоже рессоры, а амортизаторов в подвеске было не предусмотрено вовсе. Ни о каком гидроусилителе шоферу мечтать тоже не приходилось, да и в целом кабина ЗИС-5, мягко говоря, не отличалась убранством. Три циферблата, пара ручек-выключателей, руль, педали, да рычаги КПП с ручным тормозом. Оснащение не предусматривало даже отопителя с простейшим вентилятором. Зато грузовик мог похвастать компрессором для подкачки шин, приводимым непосредственно от двигателя, что было редкостью для того времени.
Чертеж грузовика ЗИС-5В (Фото: drawingdatabase.com)
И правда, основной задачей доработанной модификации было снизить производственные издержки для экономии времени и материалов в условиях войны. Впрочем, доработками это можно назвать с очень большой долей условности, ведь на деле все обстояло ровно наоборот: и без того простейшую машину еще сильнее «раздели».
ЗиС-5В (Фото: autowp.ru)
Кабину перестали обшивать снаружи металлом. Элегантные покатые формы передних крыльев уступили место простым линиям, а полноценную крышу заменили дерматином на деревянных рейках — так проще конвейеру. Исчезли передние тормоза, что свело и без того слабую эффективность торможения практически к нулю. Правую фару и один из откидных бортов — долой. И так же поступали с другими элементами и деталями, хоть сколь-нибудь усложнявшими или удорожавшими выпуск машины. Эти крайние меры позволяли сэкономить на изготовлении каждого ЗИСа более 150 кг металла, которые были более востребованы в производстве танков, самолетов и других видов вооружений. Всего в модификации 5В было выпущено 84 100 автомобилей.
Что до прочих вариаций ЗИС-5, их подробное перечисление потянет на небольшую книгу. Несколько десятков версий порой изменяли грузовик очень сильно, вплоть до постановки на гусеничный ход и добавления третьей оси, менявшей колесную формулу ЗИС-5 на 6х4.
ЗиС-42 (Фото: autowp.ru)
ЗИС-5: история создания
Как и большая часть техники той нелегкой поры, ЗИС-5 не стал чисто советской разработкой с нуля. Машина продолжила тему модели-предшественника АМО-2, являвшую собой практически полную копию американского грузовика SA от Autocar Dispatch. Глобально разница была не большой и в основном нацеленной на повышение грузоподъемности с 2,5 до 3 тонн. Но даже прямое сравнение внешности «продвинутого» ЗИС-5 с родоначальником в виде заокеанского Autocar Dispatch SA может ввести неподготовленного наблюдателя в замешательство — уж больно машины похожи.
Более того, интерьер нашего ЗИСа также почти буква в букву копировал далеко не идеального в плане эргономики американца, что влекло за собой и все соответствующие неудобства. Например, в виде тесноты рабочего места водителя и единой жесткой лавки вместо отдельных сидений или мягкого дивана. Единственное, что хоть как-то могло объективно приблизить «трехтонку» к званию отечественного автомобиля был тот факт, что все детали и сборка для него производились только в Советском Союзе.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
24 июня 2020
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
17 июля 2022
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Первые ЗИСы сошли с конвейера в 1933 году, а с 1934, когда производство наладили, а пилотная партия была признана успешной, завод вышел на проектную мощность — 65 машин в день. Вообще ЗИС расшифровывается как «завод имени Сталина». Но, по стечению обстоятельств, в СССР таковых насчитывалось аж три. Собственно головной ЗИС в Москве (позже ЗИЛ), УльЗИС в Ульяновске (позже УАЗ) и УралЗИС в Миассе (нынешний «УралАЗ»). Производство на основном московском заводе длилось с 1934 по 1948 год, в результате чего свет увидело 571 199 грузовиков ЗИС-5. Точное количество выпущенных машин в Ульяновске и Миассе, где последний экземпляр сошел со стапеля в 1956-м, неизвестно.
1933 ЗиС-5 (Фото: autowp.ru)
По устоявшейся традиции в народе ЗИС-5 окрестили в соответствии с номинальным тоннажом: «трехтонка». Еще имеются сведения о втором имени собственном — «Захар», но среди любителей автоистории до сих пор ведутся дебаты касательно первенства. Дело в том, что «Захаром» еще называют более позднюю и не менее культовую ЗИЛовскую модель — 157.
Устройство ЗИС-5
Так как машина во многом является копией американского прообраза, ключевые особенности конструкции «трехтонки» совпадают с таковыми у грузовика SA. Но, несмотря на прямые заимствования, советский грузовик мог похвастаться более мощным мотором, нежели у собрата из США. Под капотом ЗИС-5 нашел место 5,6-литровый бензиновый 6-цилиндровый двигатель на 73 силы, тогда как SA имел 60 сил на 4,9 литров объема. Правда, корни советского мотора все равно тянутся из-за океана (за основу при разработке был взят американский Hercules), но формально это был наш отечественный мотор. В пару к силовому агрегату полагалась 4-ступенчатая коробка передач. Разумеется, механическая.Как и положено любому грузовику (да и вообще серьезному автомобилю той эпохи), ЗИС-5 выполнен на раме, к которой крепятся прочие агрегаты и узлы. Причем двигатель прикручен к ней жестко, без каких-либо промежуточных подушек или демпферов.
1933 ЗИС-5 (Фото: autowp.ru)
Подвеска зависимая, привод задний. На заднем мосту установлены двускатные колеса со стальными дисками, спереди тоже сталь. Это заслуживает упоминания потому, что детище Autocar Dispatch могло оснащаться и деревянными ободами. Но советские инженеры, трезво оценив условия предстоящей работы, от такого удешевления отказались. К сожалению, сэкономили на другом: в отличие от SA, имевшем передние гидравлические тормоза (сзади была механика), ЗИС-5 был вкруг оснащен менее эффективным механическим приводом. Разумеется, учитывая, что тоннаж и мощность нашей машины были выше «американца», это не могло не сказаться на эффективности замедления. Правда, на последних годах выпуска гидравлические тормоза все же появились, но в самое тяжелое военное время водителям приходилось давить на среднюю педаль что есть мочи.
Еще одной характерной чертой, отличающей ЗИС-5 от оригинала, являлось отсутствие переднего бампера. Экономия часто выходила боком: любой фронтальный удар сразу принимали на себя сильно выступающие передние крепления рессор. Сзади, разумеется, были тоже рессоры, а амортизаторов в подвеске было не предусмотрено вовсе. Ни о каком гидроусилителе шоферу мечтать тоже не приходилось, да и в целом кабина ЗИС-5, мягко говоря, не отличалась убранством. Три циферблата, пара ручек-выключателей, руль, педали, да рычаги КПП с ручным тормозом. Оснащение не предусматривало даже отопителя с простейшим вентилятором. Зато грузовик мог похвастать компрессором для подкачки шин, приводимым непосредственно от двигателя, что было редкостью для того времени.
Чертеж ЗИС-5
Один из вариантов общего чертежа ЗИС-5 приводится ниже.Чертеж грузовика ЗИС-5В (Фото: drawingdatabase.com)
Модификация ЗИС-5В
Как любой массовый продукт автопромышленности, да еще и попавший на военное время, ЗИС-5 имел огромное количество версий. Самой распространенной из которых являлась модификация ЗИС-5В. Официально это название по заводским документам не проходило, но в реалиях Великой отечественной было не до того. Считается, что индекс «В» обозначает «временный». Другая версия трактует литеру как «военный».И правда, основной задачей доработанной модификации было снизить производственные издержки для экономии времени и материалов в условиях войны. Впрочем, доработками это можно назвать с очень большой долей условности, ведь на деле все обстояло ровно наоборот: и без того простейшую машину еще сильнее «раздели».
ЗиС-5В (Фото: autowp.ru)
Кабину перестали обшивать снаружи металлом. Элегантные покатые формы передних крыльев уступили место простым линиям, а полноценную крышу заменили дерматином на деревянных рейках — так проще конвейеру. Исчезли передние тормоза, что свело и без того слабую эффективность торможения практически к нулю. Правую фару и один из откидных бортов — долой. И так же поступали с другими элементами и деталями, хоть сколь-нибудь усложнявшими или удорожавшими выпуск машины. Эти крайние меры позволяли сэкономить на изготовлении каждого ЗИСа более 150 кг металла, которые были более востребованы в производстве танков, самолетов и других видов вооружений. Всего в модификации 5В было выпущено 84 100 автомобилей.
Что до прочих вариаций ЗИС-5, их подробное перечисление потянет на небольшую книгу. Несколько десятков версий порой изменяли грузовик очень сильно, вплоть до постановки на гусеничный ход и добавления третьей оси, менявшей колесную формулу ЗИС-5 на 6х4.
ЗиС-42 (Фото: autowp.ru)
Характеристики ЗИС-5
Ниже приведены основные характеристики грузовика ЗИС-5 в базовом (не военном) исполнении.- Годы производства (на всех заводах): 1933—1958
- Двигатель: ЗИС-5, бензиновый, 6-цилиндровый рядный, объем 5,6 литра, мощность 73 л.с.
- Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
- Снаряженная масса: 3000 кг
- Грузоподъемность: 3000 кг
- Максимальная скорость: 60 км/ч
Фото ЗИС-5
ЗиС-5 пожарная автоцистерна производства Московского завода пожарных машин. С 1941 года получила наименование ПМЗ-2 (Фото: autowp.ru)
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация