Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела жалобу налоговой инспекции на отказ привлечь ООО к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговики доначислили обществу налоги на добавленную стоимость и на прибыль организаций в общей сумме почти 29,5 миллиона рублей, начислили пени более 11,5 миллионов рублей рублей и налоговые санкции свыше 4,5 миллионов рублей.
Инспекция сочла, что компания, привлекая липовых контрагентов, умышленно применяла схему для имитации права на налоговые вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль путем формирования фиктивного документооборота.
Общество оспорило выводы налоговиков в судебном порядке, но суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, а вот суды апелляционной инстанции и округа признали правоту заявителя частично.
Также суды сослались на нормы Закона о банкротстве, в силу которых в период моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей — пункт 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности».
Кроме того, суды приняли во внимание разъяснения, данные в пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44.
Позиция ВС
Действительно, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях — при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах — правительство вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, констатирует ВС.
На срок действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, напоминает высшая инстанция со ссылкой на пункт 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44.
"При этом, как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично–правовых санкций штрафного характера, целью которых, в качестве универсального правила, является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (в том числе часть 1 статьи 3.1 КоАП)", — разъясняет ВС.
"Таким образом, положения Закона о банкротстве не позволяют сделать вывод о прекращении полномочий налогового (иного уполномоченного) органа по привлечению к публично–правовым санкциям штрафного характера (в том числе за налоговые правонарушения), в связи с введением каких–либо процедур по указанному Федеральному закону", — резюмирует ВС.
Непрерывность таких полномочий следует и из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 27.10.2022 № 2792-О, а также из пункта 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом ВС РФ 20.12.2016), указывает высшая инстанция.
"Соответственно, мораторий, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, не мог распространяться на права налоговых органов по привлечению к налоговой ответственности", — приходит к выводу Экономическая коллегия.
В результате ВС РФ определил оставить в силе решение Арбитражного суда Московской области (дело № А41-96819/2022).
Налоговики доначислили обществу налоги на добавленную стоимость и на прибыль организаций в общей сумме почти 29,5 миллиона рублей, начислили пени более 11,5 миллионов рублей рублей и налоговые санкции свыше 4,5 миллионов рублей.
Инспекция сочла, что компания, привлекая липовых контрагентов, умышленно применяла схему для имитации права на налоговые вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль путем формирования фиктивного документооборота.
Общество оспорило выводы налоговиков в судебном порядке, но суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, а вот суды апелляционной инстанции и округа признали правоту заявителя частично.
Признавая недействительным решение в части начисления пени и налоговых санкций, суды учитывали, в том числе, положения постановления правительства "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве" от 2022 года, который действовал полгода с 1 апреля 2022 года.
Также суды сослались на нормы Закона о банкротстве, в силу которых в период моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей — пункт 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности».
Кроме того, суды приняли во внимание разъяснения, данные в пункте 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44.
Позиция ВС
Действительно, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях — при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах — правительство вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, констатирует ВС.
На срок действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, напоминает высшая инстанция со ссылкой на пункт 7 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44.
"При этом, как указанные, так и иные разъяснения не предполагают, что частные субъекты, на которых распространяется действие моратория, освобождаются от публично–правовых санкций штрафного характера, целью которых, в качестве универсального правила, является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (в том числе часть 1 статьи 3.1 КоАП)", — разъясняет ВС.
Иной подход без должных оснований нарушал бы конституционное требование равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции), отмечает высшая инстанция.
"Таким образом, положения Закона о банкротстве не позволяют сделать вывод о прекращении полномочий налогового (иного уполномоченного) органа по привлечению к публично–правовым санкциям штрафного характера (в том числе за налоговые правонарушения), в связи с введением каких–либо процедур по указанному Федеральному закону", — резюмирует ВС.
Непрерывность таких полномочий следует и из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 27.10.2022 № 2792-О, а также из пункта 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом ВС РФ 20.12.2016), указывает высшая инстанция.
"Соответственно, мораторий, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497, не мог распространяться на права налоговых органов по привлечению к налоговой ответственности", — приходит к выводу Экономическая коллегия.
В результате ВС РФ определил оставить в силе решение Арбитражного суда Московской области (дело № А41-96819/2022).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация