В 1937 году в компанию Hershey пришли серьёзные люди в форме армии США и сказали — «мы хотим шоколадку». Серьёзные люди в костюмах Вилли Вонки, немного оторопели, но потом все поняли правильно. На кону стоял крупный заказ от МинОбороны, и значит.... это хорошо. И подобный запрос был вполне понятен и логичен. Шоколад уже с давних пор был известен как прекрасный источник энергии в достаточно плотной форме. Съел кусочек, и вот твой организм получил массу калорий и, значит, энергии. А этот самый кусочек занимает куда меньше места, чем боле традиционные источники питания. Когда Британская Империя была в своём зените и ввозила какао-бобы из заокеанских колоний, то половина этого импорта шла исключительно на приготовление шоколада для военно-морского флота. И поэтому все военные давно положили глаз на этот продукт, в качестве экстренного источника питания для солдат. А те, которые «не пошли в серию» потом достаточно активно поставлялись на гражданский рынок. Вот вы, возможно, не знали, но первые конфетки M&M's были разработаны исключительно для армии США. А их знаменитое карамельное покрытие было создано для того, чтобы защитить шоколада от таянья — одной из основных проблем этого продукта в тёплом климате. Да и батончики Snickers, по слухам, появился в результате попыток разработать новый продукт для министерства обороны. Впрочем, сейчас не об этом разговор. А о более странных представителях этой категории продуктов.
Вот об этой штуке.
Итак, после того как военные попросили шоколадку, Hershey выкатили свой вариант решения гастрономической проблемы. Они тщательно подумали над возможными сложностями, с которыми, предстояло столкнуться их продукту. Потом посовещались с химиками-технологами и представили комиссии так называемый батончик Логана (в честь полковника интендантской службы Пола Логана, который, собственно и делал заказ). Вместо какао-порошка они добавили какао-жир, молоко взяли сухое и обезжиренное. Сверху приправили всё это овсяной мукой. Подумали даже о здоровье солдат, бахнув туда лошадиную дозу витаминов для профилактики болезней и нехватки важных веществ в организме бойца. Этот батончик обладал удивительной термостойкостью даже без покрытия карамельной оболочкой. Представьте себе шоколадку, которая начинала попытки перейти в жидкое состояние только после часового лежания при температуре в районе 50°. Мечта любого завхоза, работающего в жарком климате. Вот только платить за это, пришлось зубами солдат — откусить от такой плитки можно было, приложив значительные челюстные усилия. Но зато даже в тропическом климате у солдат всегда был под рукой экстренный запас еды — питательный и вкусн...
Посмотрите на лицо этого человека. Уже понятно, что не такая уж она и вкусная... да?
А нет, пару слов о вкусе. Это... было... ужасно... Солдаты не зря называли эту плитку «Секретным оружием Гитлера». Во-первых, он был откровенно горьким, ведь сахар в те времена был дефицитом и его не хватало на все виды промышленности. Поэтому при выборе «тратить дорогой дефицит» и «пусть солдаты испытывают горечь шоколада» вариант был очевиден. Во-вторых, ЖКТ бойцов реагировал на эту плитку крайне неоднозначно и мог приводить к проблемам с пищеварением, особенно у тех торопыг, которые сжирали всю плитку за один присест (кто читает инструкции, да?). В-третьих, солдатам с плохими зубами приходилось либо голодать, либо срезать тонкие кусочки шоколадки ножом и грызть уже их. Но и даже здоровые солдаты предпочитали не есть эту плитку. И это был успех, всё, как и рассчитывалось. Нет, Пол Логан, одобривший заказ, не был шпионом и саботажником. В его действиях была чёткая и продуманная логика. Ведь рассудите сами. Шоколад принадлежал к так называемому экстренному пайку. Что это означает? Только то, что потреблять его нужно было исключительно тогда, когда речь идёт непосредственно о выживании. А теперь представьте себе солдата, который сидит в сыром окопе, грустит, делать нечего. Но он знает, что где-то в запасе личного пайка лежит вкусная и сладкая шоколадка. Что он с ней сделает? Естественно, съест её, чтобы поднять себе настроение. Но вот что с бойцом будет потом, в экстремальной ситуации, когда он окажется совсем без еды? Всё, что ему останется — сидеть с пустым брюхом. Так что Логан требовал от армейского шоколадного пайка всего четыре позиции: вес в районе 100 грамм, высокая пищевая ценность, способность выдерживать жару и главное, быть по вкусу «немного лучше, чем варёная картошка». И последнее было очень важным. Настолько важным, что одно время, в экспериментальные образцы пытались добавить немного керосина, чтобы уж наверняка (True Story). Но это уже показалось чересчур, даже для военных.
Вот так вот она выглядит. Как кусок мыла, да?
И новый паёк полностью соответствовал всем требованиям. Особенно последнему. Многие из солдат действительно утверждали, что предпочли бы питаться исключительно варёной картошкой, а не этой гадостью. А производителям пришлось пересмотреть технологический процесс целиком. Тугоплавкий шоколад, что удивительно, отказывался плавиться и его приходилось буквально вручную трамбовать в формы. Но военный контракт того стоил. Даже когда в США закрывались кондитерские производства, Hershey остались на плаву именно потому, что они штамповали пайки для войны. Всего за 1941—1945 на фронты было отправлено более трёх миллиардов батончиков. В конце второй мировой их мощности достигали 3 миллионов шоколадок в сутки, а компания получила награду Е от армии и флота, как выдающийся производитель. Из 85 тысяч предприятий, которые работали на оборону США, всего около 4 тысяч получили подобную награду. Ну и немного по цифрам. Стоимость производства такой шоколадки была в районе 5 центов. Один батончик содержал 600 калорий. Всего рацион D содержал в себе три батончика и значит солдат получал от них около 1800 калорий. Это было меньше расчетных 4000 калорий в сутки, но вполне достаточно для того, чтобы человек мог продержаться несколько дней.
Этот вариант был чуть лучше. Но все равно — далек от стандартов нормального человека.
Бонус: из всего рациона эта плитка была единственным из армейской еды, чем могли питаться больные дизентерией. Что как вы понимаете было важным преимуществом во время походов. Пусть для этого и приходилось растворять шоколадку в кипятке, пытаясь сообразить что-то вроде горького какао. Именно поэтому многие солдаты часто расшифровывали D-bar (официальное название этой шоколадки) как dysentery Bar. Если вам интересно, полевое питание A и B — это были аналоги гарнизонного рациона, для приготовления которых надо было использовать повара и передвижную кухню. C — это консервы, которые солдат носил с собой в походе. Ну а D — вот эта самая шоколадка. Позднее, американские солдаты обнаружили ещё одно исключительно полезное свойство этой штуки. Если где-то их обступали назойливые местные детишки и требовали вкусняшек, обычно хватало всего одной такой шоколадки, чтобы надолго отвадить попрошаек. После поедания этой... пусть будет, сладости... дети обычно принимали решение больше никогда ничего не просить у американских солдат. И вообще, в некоторых случаях пересматривали свою любовь к шоколаду на долгие годы. Особо ушлые янки, меняли плитку на обычную гражданскую еду. И пытались побыстрее покинуть место обмена, во избежание народных волнений. Позднее состав «рациона D» был немного модернизирован и вкус чуть-чуть улучшили (но не настолько, чтобы его можно было есть без проблем). Это было сделано для войны в тропическом климате — как раз Америка сражалась на Тихоокеанском театре, и там были немного другие температурные условия, да и солдаты, слишком часто выбрасывали обычные шоколадки. Надо было хоть в чём-то их улучшить. И вот этот «тропический вариант» пробыл на службе до середины шестидесятых годов и даже был отправлен на Луну с астронавтами Аполлона-15. Короче, мораль тут будет неожиданная для истории об обычной шоколадке: смысл существования любого объекта не всегда заключается в том, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Вы можете просто не понимать всей картины.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Вот об этой штуке.
Итак, после того как военные попросили шоколадку, Hershey выкатили свой вариант решения гастрономической проблемы. Они тщательно подумали над возможными сложностями, с которыми, предстояло столкнуться их продукту. Потом посовещались с химиками-технологами и представили комиссии так называемый батончик Логана (в честь полковника интендантской службы Пола Логана, который, собственно и делал заказ). Вместо какао-порошка они добавили какао-жир, молоко взяли сухое и обезжиренное. Сверху приправили всё это овсяной мукой. Подумали даже о здоровье солдат, бахнув туда лошадиную дозу витаминов для профилактики болезней и нехватки важных веществ в организме бойца. Этот батончик обладал удивительной термостойкостью даже без покрытия карамельной оболочкой. Представьте себе шоколадку, которая начинала попытки перейти в жидкое состояние только после часового лежания при температуре в районе 50°. Мечта любого завхоза, работающего в жарком климате. Вот только платить за это, пришлось зубами солдат — откусить от такой плитки можно было, приложив значительные челюстные усилия. Но зато даже в тропическом климате у солдат всегда был под рукой экстренный запас еды — питательный и вкусн...
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Посмотрите на лицо этого человека. Уже понятно, что не такая уж она и вкусная... да?
А нет, пару слов о вкусе. Это... было... ужасно... Солдаты не зря называли эту плитку «Секретным оружием Гитлера». Во-первых, он был откровенно горьким, ведь сахар в те времена был дефицитом и его не хватало на все виды промышленности. Поэтому при выборе «тратить дорогой дефицит» и «пусть солдаты испытывают горечь шоколада» вариант был очевиден. Во-вторых, ЖКТ бойцов реагировал на эту плитку крайне неоднозначно и мог приводить к проблемам с пищеварением, особенно у тех торопыг, которые сжирали всю плитку за один присест (кто читает инструкции, да?). В-третьих, солдатам с плохими зубами приходилось либо голодать, либо срезать тонкие кусочки шоколадки ножом и грызть уже их. Но и даже здоровые солдаты предпочитали не есть эту плитку. И это был успех, всё, как и рассчитывалось. Нет, Пол Логан, одобривший заказ, не был шпионом и саботажником. В его действиях была чёткая и продуманная логика. Ведь рассудите сами. Шоколад принадлежал к так называемому экстренному пайку. Что это означает? Только то, что потреблять его нужно было исключительно тогда, когда речь идёт непосредственно о выживании. А теперь представьте себе солдата, который сидит в сыром окопе, грустит, делать нечего. Но он знает, что где-то в запасе личного пайка лежит вкусная и сладкая шоколадка. Что он с ней сделает? Естественно, съест её, чтобы поднять себе настроение. Но вот что с бойцом будет потом, в экстремальной ситуации, когда он окажется совсем без еды? Всё, что ему останется — сидеть с пустым брюхом. Так что Логан требовал от армейского шоколадного пайка всего четыре позиции: вес в районе 100 грамм, высокая пищевая ценность, способность выдерживать жару и главное, быть по вкусу «немного лучше, чем варёная картошка». И последнее было очень важным. Настолько важным, что одно время, в экспериментальные образцы пытались добавить немного керосина, чтобы уж наверняка (True Story). Но это уже показалось чересчур, даже для военных.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Вот так вот она выглядит. Как кусок мыла, да?
И новый паёк полностью соответствовал всем требованиям. Особенно последнему. Многие из солдат действительно утверждали, что предпочли бы питаться исключительно варёной картошкой, а не этой гадостью. А производителям пришлось пересмотреть технологический процесс целиком. Тугоплавкий шоколад, что удивительно, отказывался плавиться и его приходилось буквально вручную трамбовать в формы. Но военный контракт того стоил. Даже когда в США закрывались кондитерские производства, Hershey остались на плаву именно потому, что они штамповали пайки для войны. Всего за 1941—1945 на фронты было отправлено более трёх миллиардов батончиков. В конце второй мировой их мощности достигали 3 миллионов шоколадок в сутки, а компания получила награду Е от армии и флота, как выдающийся производитель. Из 85 тысяч предприятий, которые работали на оборону США, всего около 4 тысяч получили подобную награду. Ну и немного по цифрам. Стоимость производства такой шоколадки была в районе 5 центов. Один батончик содержал 600 калорий. Всего рацион D содержал в себе три батончика и значит солдат получал от них около 1800 калорий. Это было меньше расчетных 4000 калорий в сутки, но вполне достаточно для того, чтобы человек мог продержаться несколько дней.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Этот вариант был чуть лучше. Но все равно — далек от стандартов нормального человека.
Бонус: из всего рациона эта плитка была единственным из армейской еды, чем могли питаться больные дизентерией. Что как вы понимаете было важным преимуществом во время походов. Пусть для этого и приходилось растворять шоколадку в кипятке, пытаясь сообразить что-то вроде горького какао. Именно поэтому многие солдаты часто расшифровывали D-bar (официальное название этой шоколадки) как dysentery Bar. Если вам интересно, полевое питание A и B — это были аналоги гарнизонного рациона, для приготовления которых надо было использовать повара и передвижную кухню. C — это консервы, которые солдат носил с собой в походе. Ну а D — вот эта самая шоколадка. Позднее, американские солдаты обнаружили ещё одно исключительно полезное свойство этой штуки. Если где-то их обступали назойливые местные детишки и требовали вкусняшек, обычно хватало всего одной такой шоколадки, чтобы надолго отвадить попрошаек. После поедания этой... пусть будет, сладости... дети обычно принимали решение больше никогда ничего не просить у американских солдат. И вообще, в некоторых случаях пересматривали свою любовь к шоколаду на долгие годы. Особо ушлые янки, меняли плитку на обычную гражданскую еду. И пытались побыстрее покинуть место обмена, во избежание народных волнений. Позднее состав «рациона D» был немного модернизирован и вкус чуть-чуть улучшили (но не настолько, чтобы его можно было есть без проблем). Это было сделано для войны в тропическом климате — как раз Америка сражалась на Тихоокеанском театре, и там были немного другие температурные условия, да и солдаты, слишком часто выбрасывали обычные шоколадки. Надо было хоть в чём-то их улучшить. И вот этот «тропический вариант» пробыл на службе до середины шестидесятых годов и даже был отправлен на Луну с астронавтами Аполлона-15. Короче, мораль тут будет неожиданная для истории об обычной шоколадке: смысл существования любого объекта не всегда заключается в том, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Вы можете просто не понимать всей картины.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация