Владелец 19-летнего Porsche Cayenne не покупал ОСАГО, не дал страховщику осмотреть повреждённый по чужой вине автомобиль, а финомбудсмену — запрошенных документов и цветных фото. Но доказал Верховному суду свою правоту.
Отказ омбудсмена рассматривать обращение не может быть обжалован в суде, но не мешает обратиться с иском о взыскании страхового возмещения. Фото: auto.ru.
Юлия ГЕРАСИМОВА
Как стало известно АСН, Верховный суд встал на сторону
12 декабря 2019 г. отечественная «Лада» повредила Porsche Cayenne (2003 г. в.). Виновником был С., который управлял отечественным автомобилем, у него был полис ОСАГО от СК «Двадцать первый век». Ответственность пострадавшего водителя Porsche Cayenne М. застрахована не была.
М. обратился в СК «Двадцать первый век» с заявлением о страховом возмещении. Страховщик ему отказал, потому что заявитель не предоставил повреждённое ТС на осмотр.
Владелец Porsche Cayenne сам заказал экспертизу, которая оценила повреждения с учётом износа в размере 340,2 тыс. р., без учёта износа — в 515,1 тыс. р. Эксперт также пришёл к выводу о полной гибели автомобиля истца.
3 июня 2020 г. М. обратился к финуполномоченному с требованием о взыскании страхового возмещения и расходов на проведение независимой экспертизы. 4 июля 2020 г. финомбудсмен принял решение прекратить рассмотрение обращения.
Финуполномоченный указал, что ему пострадавший не представил документы, разъяснения и необходимые сведения. Для независимой экспертизы финобмудсмену необходим был для осмотра автомобиль, который к тому моменту уже был отремонтирован. По материалам страховщика и пострадавшего выводы эксперт сделать не мог, а цветных фотографий (по которым омбудсмен смог бы провести экспертизу), М. ему не предоставил.
Все это не позволило омбудсмену рассмотреть вопрос по существу, рассмотрение обращения было прекращено.
М. обратился в суд.
Советский районный суд Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в феврале 2021 г. посчитал, что истцом соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, частично удовлетворив иск. Суд взыскал со страховщика 400 тыс. р., неустойку 100 тыс. р., штраф — 200 тыс. р., моральный вред — 5 тыс. р. и судебные расходы.
При этом судом была проведена судебная экспертиза, которая установила как факт страхового случая, так и размер ущерба.
Апелляция решение суда первой инстанции отменила и оставила иск без рассмотрения. Основной аргумент — истцом не соблюдён досудебный порядок спора. С ним согласилась и кассация.
Минимальный пакет документов для обращения к финомбудсмену
Верховный суд с апелляцией и кассацией не согласился. Оставление иска без рассмотрения в целях лишь формального соблюдения процедуры досудебного порядка урегулирования спора противоречит смыслу и целям этого досудебного порядка, а также не соответствует задачам гражданского судопроизводства, следует из постановления коллегии ВС.
Верховный суд обратил внимание, что закон о финуполномоченном принят для защиты прав и законных интересов потребителей финуслуг (ст. 1 закона о финуполномоченном).
Судьи Верховного суда обратили внимание, что к обращению потребителя должны прилагаться копии заявления к страховщику, договоры с финорганизацией и документы по существу спора (
Верховный суд отметил, что пострадавший вправе обратиться в суд в случае прекращения или отказа в рассмотрении его обращения омбудсменом (пункт 2 части 1 статьи 15 закона о финуполномоченном). В своём заявлении он может указать причины несогласия с таким решением. Если суд сочтёт эти причины несущественными, тогда, судебный порядок считается несоблюдённым и суд возвращает исковое заявление. Единственная причина, по которой это возможно — когда именно со стороны заявителя при подаче обращения не были соблюдены требования закона о финомбудсмене, уточнил Верховный суд.
Если же суд посчитает причины несогласия с омбудсменом весомыми (то есть со стороны заявителя обращение финуполномоченному было подано с соблюдением требований закона), то он должен принять заявление и считать досудебный порядок соблюденным (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 о некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).
Верховный суд отметил, что апелляция как раз и не указала, какие именно требования закона не были выполнены истцом при обращении к финомбудсмену. При этом отсутствие у потребителя запрошенных документов или цветных фотографий автомобиля не может являться непреодолимым препятствием для обращения в суд.
В итоге Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение в апелляцию.
Аналогичную позицию Верховный суд высказал в других делах, где суды оставили заявление пострадавшей без рассмотрения из-за того, что в
Юлия ГЕРАСИМОВА
Как стало известно АСН, Верховный суд встал на сторону
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, взыскивающего выплату у страховщика виновника ДТП. У потерпевшего не было ОСАГО, он не предоставил автомобиль на осмотр страховщику, а финомбудсмену — запрошенные документы. Суды посчитали несоблюдённым досудебный порядок, но Верховный суд защитил пострадавшего.12 декабря 2019 г. отечественная «Лада» повредила Porsche Cayenne (2003 г. в.). Виновником был С., который управлял отечественным автомобилем, у него был полис ОСАГО от СК «Двадцать первый век». Ответственность пострадавшего водителя Porsche Cayenne М. застрахована не была.
М. обратился в СК «Двадцать первый век» с заявлением о страховом возмещении. Страховщик ему отказал, потому что заявитель не предоставил повреждённое ТС на осмотр.
Владелец Porsche Cayenne сам заказал экспертизу, которая оценила повреждения с учётом износа в размере 340,2 тыс. р., без учёта износа — в 515,1 тыс. р. Эксперт также пришёл к выводу о полной гибели автомобиля истца.
3 июня 2020 г. М. обратился к финуполномоченному с требованием о взыскании страхового возмещения и расходов на проведение независимой экспертизы. 4 июля 2020 г. финомбудсмен принял решение прекратить рассмотрение обращения.
Финуполномоченный указал, что ему пострадавший не представил документы, разъяснения и необходимые сведения. Для независимой экспертизы финобмудсмену необходим был для осмотра автомобиль, который к тому моменту уже был отремонтирован. По материалам страховщика и пострадавшего выводы эксперт сделать не мог, а цветных фотографий (по которым омбудсмен смог бы провести экспертизу), М. ему не предоставил.
Все это не позволило омбудсмену рассмотреть вопрос по существу, рассмотрение обращения было прекращено.
М. обратился в суд.
Советский районный суд Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в феврале 2021 г. посчитал, что истцом соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, частично удовлетворив иск. Суд взыскал со страховщика 400 тыс. р., неустойку 100 тыс. р., штраф — 200 тыс. р., моральный вред — 5 тыс. р. и судебные расходы.
При этом судом была проведена судебная экспертиза, которая установила как факт страхового случая, так и размер ущерба.
Апелляция решение суда первой инстанции отменила и оставила иск без рассмотрения. Основной аргумент — истцом не соблюдён досудебный порядок спора. С ним согласилась и кассация.
Минимальный пакет документов для обращения к финомбудсмену
Верховный суд с апелляцией и кассацией не согласился. Оставление иска без рассмотрения в целях лишь формального соблюдения процедуры досудебного порядка урегулирования спора противоречит смыслу и целям этого досудебного порядка, а также не соответствует задачам гражданского судопроизводства, следует из постановления коллегии ВС.
Верховный суд обратил внимание, что закон о финуполномоченном принят для защиты прав и законных интересов потребителей финуслуг (ст. 1 закона о финуполномоченном).
Судьи Верховного суда обратили внимание, что к обращению потребителя должны прилагаться копии заявления к страховщику, договоры с финорганизацией и документы по существу спора (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). Иных требований по предоставлению документов в законе о финомбудсмене не предусмотрено, указала коллегия Верховного суда.Верховный суд отметил, что пострадавший вправе обратиться в суд в случае прекращения или отказа в рассмотрении его обращения омбудсменом (пункт 2 части 1 статьи 15 закона о финуполномоченном). В своём заявлении он может указать причины несогласия с таким решением. Если суд сочтёт эти причины несущественными, тогда, судебный порядок считается несоблюдённым и суд возвращает исковое заявление. Единственная причина, по которой это возможно — когда именно со стороны заявителя при подаче обращения не были соблюдены требования закона о финомбудсмене, уточнил Верховный суд.
Если же суд посчитает причины несогласия с омбудсменом весомыми (то есть со стороны заявителя обращение финуполномоченному было подано с соблюдением требований закона), то он должен принять заявление и считать досудебный порядок соблюденным (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 18 о некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).
Верховный суд отметил, что апелляция как раз и не указала, какие именно требования закона не были выполнены истцом при обращении к финомбудсмену. При этом отсутствие у потребителя запрошенных документов или цветных фотографий автомобиля не может являться непреодолимым препятствием для обращения в суд.
В итоге Верховный суд вернул дело на новое рассмотрение в апелляцию.
Аналогичную позицию Верховный суд высказал в других делах, где суды оставили заявление пострадавшей без рассмотрения из-за того, что в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
финуполномоченный прекратил рассмотрение обращения, в а другом —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация