Приходит очень много вопросов про ЗСК. К сожалению, в большинстве случаев сложно помочь по причине отсутствия законодательных процедур.
Знаем, что многие недобросовестные юристы берут деньги за составления жалоб и претензий по любому поводу. В результате люди получают отказы в реабилитации и теряют деньги. Обидно, что многие от этого пострадали.
В данном материале дадим описание в каких случаях можно оспорить риск ЗСК, а в каких нельзя.
ЦБ делит всех юр лиц и ИП на три уровня риска (низкий, средний, высокий). ЦБ обновляет эти уровни риска один раз в рабочий день (банки загружают обновление либо поздно вечером, либо рано утром).
Одновременно, обслуживающий банк также обязан поделить всех клиентов по 3 уровням риска (низкий, средний, высокий). Порядок и сроки обновления своих степеней риска банк устанавливает сам.
Дальше банки смотрят, совпали их оценки с ЦБ или нет, и принимают решения в зависимости от комбинации. Причем у каждого банка может быть своя оценка, поэтому и комбинации в разных банках могут быть разными.
Согласно тому самому 115-ФЗ банки обязаны самостоятельно принимать решение и не должны опираться только на оценку ЦБ, а должны оценивать клиента по совокупности факторов. Т. е., сам по себе только высокий риск ЦБ не может являться единственным основанием для блокировки счета, нужны еще дополнительные причины и основания, которые должен сформулировать обслуживающий банк.
Что же можно оспорить?
Оспорить высокий риск ЗСК можно только в том случае, если и ЦБ и Банк вместе присвоили клиенту высокий риск. При этом банк обязательно должен письменно уведомить клиента о применении мер согласно п. 5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ.
Т.е., мы оспариваем не сам факт высокого риска ЗСК, а оспариваем применение мер банком по п. 5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ. При удачном оспаривании ЦБ понижает риск автоматически и дает банку предписание в течении суток также понизить риск.
Что же нельзя оспорить?
Нельзя оспорить все остальные случаи.
А именно:
нельзя оспорить средний риск. Чтобы риск снова стал низким, необходимо устранить основания в виде сомнительных платежей, например: плохие контрагенты, снятия наличных через корп карту, транзитную составляющую и пр. Риск понизится автоматически.
нельзя оспорить высокий риск от ЦБ, если банк не применял меры по п. 5 ст. 7.7. Закона 115-ФЗ. Это самый распространенный миф, что жалоба в ЦБ снизит этот риск. Нет, не снизит. Клиент получит письмо на 2 листах с обоснованием, что он не прав и ему отказано в заявлении.
Подавать в суд на ЦБ также нет смысла, если банк не применял меры по п.5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ. Все это прямо прописано в законе и подзаконных актах.
Знаем, что многие недобросовестные юристы берут деньги за составления жалоб и претензий по любому поводу. В результате люди получают отказы в реабилитации и теряют деньги. Обидно, что многие от этого пострадали.
В данном материале дадим описание в каких случаях можно оспорить риск ЗСК, а в каких нельзя.
ЦБ делит всех юр лиц и ИП на три уровня риска (низкий, средний, высокий). ЦБ обновляет эти уровни риска один раз в рабочий день (банки загружают обновление либо поздно вечером, либо рано утром).
Одновременно, обслуживающий банк также обязан поделить всех клиентов по 3 уровням риска (низкий, средний, высокий). Порядок и сроки обновления своих степеней риска банк устанавливает сам.
Дальше банки смотрят, совпали их оценки с ЦБ или нет, и принимают решения в зависимости от комбинации. Причем у каждого банка может быть своя оценка, поэтому и комбинации в разных банках могут быть разными.
Здесь важно понимать, ЦБ всегда настаивает, что их оценка риска является для банков вспомогательной.
Согласно тому самому 115-ФЗ банки обязаны самостоятельно принимать решение и не должны опираться только на оценку ЦБ, а должны оценивать клиента по совокупности факторов. Т. е., сам по себе только высокий риск ЦБ не может являться единственным основанием для блокировки счета, нужны еще дополнительные причины и основания, которые должен сформулировать обслуживающий банк.
Что же можно оспорить?
Оспорить высокий риск ЗСК можно только в том случае, если и ЦБ и Банк вместе присвоили клиенту высокий риск. При этом банк обязательно должен письменно уведомить клиента о применении мер согласно п. 5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ.
Т.е., мы оспариваем не сам факт высокого риска ЗСК, а оспариваем применение мер банком по п. 5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ. При удачном оспаривании ЦБ понижает риск автоматически и дает банку предписание в течении суток также понизить риск.
Что же нельзя оспорить?
Нельзя оспорить все остальные случаи.
А именно:
нельзя оспорить средний риск. Чтобы риск снова стал низким, необходимо устранить основания в виде сомнительных платежей, например: плохие контрагенты, снятия наличных через корп карту, транзитную составляющую и пр. Риск понизится автоматически.
нельзя оспорить высокий риск от ЦБ, если банк не применял меры по п. 5 ст. 7.7. Закона 115-ФЗ. Это самый распространенный миф, что жалоба в ЦБ снизит этот риск. Нет, не снизит. Клиент получит письмо на 2 листах с обоснованием, что он не прав и ему отказано в заявлении.
Статья 7.7. Права и обязанности кредитных организаций при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в зависимости от отнесения их к группам риска совершения подозрительных операций
5. При осуществлении внутреннего контроля кредитная организация, использующая информацию Центрального банка Российской Федерации, предусмотреннуюДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрациянастоящего Федерального закона, в отношении клиента - юридического лица (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуального предпринимателя), зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, который отнесен кредитной организацией и Центральным банком Российской Федерации к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, применяет следующие меры:
не проводит операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, операции выдачи наличных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренныхДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрациянастоящей статьи, а также операции с иным имуществом;
не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денежных средств на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента, за исключением случаев, предусмотренныхДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или РегистрацияиДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрациянастоящей статьи;
прекращает обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.
Подавать в суд на ЦБ также нет смысла, если банк не применял меры по п.5 ст. 7.7 Закона 115-ФЗ. Все это прямо прописано в законе и подзаконных актах.