В Крыму возникли массовые проблемы с переносом номеров к местным операторам. Абоненты федеральных компаний не могут портировать номера в сети региональных.
Сложности есть и в других субъектах: людям, переехавшим из одного региона в другой, зачастую приходится звонить по повышенным тарифам. Минцифры и ФАС уже прорабатывают способы решения проблемы. Эксперты полагают, что проблемы на полуострове могли возникнуть из-за того, что ни один федеральный сотовый оператор там до сих пор и не появился.
Один из операторов действительно препятствует переходу своих абонентов — проблема затронула по крайней мере несколько сотен его клиентов, отметил представитель «Миранды». Оператор-донор ссылается на несоответствие заявления (о переходе абонента) правилам. Однако портация с других компаний связи, работающих в Крыму и Севастополе, проходит без проблем.
— Из всей «большой сотовой четверки» лишь МТС продает в Крыму SIM-карты, но они относятся к ее краснодарскому филиалу. Де-юре МТС в этой ситуации права.
— «Порядок оказания услуг телефонной связи», который регламентирует MNP, фиксирует возможность сохранить абонентский номер при смене оператора только в пределах территории субъекта Федерации. SIM-карты МТС в Крыму относятся к Краснодарскому краю.
«Миранда-медиа» хочет переносить эти номера в Крыму, но это другой регион, и сервис MNP тут неприменим. В ситуации должны разобраться ФАС и Роскомнадзор. Требование к МТС об открытии портирования было бы справедливым, ведь ее SIM-карты официально продаются на полуострове.
С момента воссоединения Крыма с Россией прошло уже более 10 лет, но ни один федеральный сотовый оператор там до сих пор не появился. С 2014 года все участники российской «большой сотовой четверки» воздерживались от выхода в республику и город федерального значения Севастополь, опасаясь западных. Аналогично вели себя и крупные банки.
С 2014 года в Крыму и Севастополе работает ООО «К-Телеком» (бренд Win mobile), которое опирается на инфраструктуру бывшей украинской «дочки» МТС, поэтому многие крымчане ассоциируют «К-Телеком» с МТС, рассказал Леонид Коник. Проблем с переносом номера из сетей операторов, которые имеют сотовую инфраструктуру на полуострове, у «Миранда-медиа» возникать не должно. Наряду с Win mobile там присутствуют компании «Волна Мобайл» (ООО «КТК Телеком») и «Крымтелеком», а также «СевМобайл», работающий только в Севастополе и Балаклаве, причем лишь в 3G и GSM. «Крымтелеком» пока также не поднялся выше третьего поколения мобильной связи.
— Еще в 2018 году были приняты поправки в закон «О связи», которые обязали всех операторов отменить любой роуминг в пределах России. Но Крым фактически остался вне этих норм в силу того, что ни один из операторов «большой четверки» там физически не присутствует и использует мощности локальных полуостровных операторов. Это позволяет формально обходить закон о роуминге.
— Если они не откроют свои офисы и не создадут инфраструктуру в Крыму и других новых регионах России, то будем рассматривать законопроект, который их прямо обяжет к этому.
В Крыму и Севастополе у «Билайна», как и у других крупных операторов, нет собственной инфраструктуры связи, объяснил представитель оператора.
— Это обусловлено отсутствием доступа к необходимым частотам и прочим ресурсам. В этих условиях мы ведем активную работу с местными операторами, которые выступают роуминговыми партнерами.
В Теле2 приняли решение упразднить дополнительную плату за пользование услугами связи на территории Республики Крым и Севастополя.
— Во время пребывания абонентов в этих регионах минуты и гигабайты будут тарифицироваться, как в домашнем регионе: расходоваться из пакета или оплачиваться по стандартным условиям тарифного плана. Компания уже приступила к соответствующим доработкам в IT-системах и планирует привести тарифы в регионе в соответствие общероссийским этой осенью.
Офисов продаж МТС на территории Республики Крым нет, потому что МТС услуги подвижной связи на полуострове не оказывает, сообщили «Известиям» в Роскомнадзоре. Потенциально можно заказать SIM-карту, например, через сайт оператора и ее доставят курьером, отметили в ведомстве. Роскомнадзор получил семь жалоб от жителей Крыма на проблемы с портацией номеров МТС к «Миранде», специалисты ведомства рассмотрели одну жалобу, сообщили в его пресс-службе.
— Проблема решена, причиной сложностей с переносом номера был технический сбой. Остальные обращения находятся на рассмотрении, — заверили в Роскомнадзоре. — Ведомство рассматривает каждое обращение по этому вопросу в индивидуальном порядке.
В соответствии с действующим законодательством перенос номера возможен только в пределах субъекта РФ, разъяснили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Ведомство неоднократно поднимало вопрос о реализации такого права между субъектами.
— В апреле 2024 года на экспертном совете по вопросам связи служба рассматривала этот вопрос. По его итогам Минцифры рекомендовано продолжить работу по упрощению процедур, включая перенос номеров между субъектами РФ.
Минцифры совместно с телеком-отраслью прорабатывает возможность переноса абонентского номера от одного оператора к другому между регионами, чтобы у граждан появилась возможность сохранить номер телефона при переезде, отметили в телекоммуникационном ведомстве.
— При этом такая услуга уже давно предоставляется в рамках одного региона. В Крыму действуют местные операторы связи. Они уже покрывают большую часть населения, а также ведут активные строительные и интеграционные работы по развитию инфраструктуры сетей связи.
«Вымпелком» поддерживает инициативы, направленные на оптимизацию процесса переноса номеров и возможность их дистанционного оформления, сообщили «Известиям» в пресс-службе компании. Такие изменения улучшат пользовательский опыт и упростят саму процедуру для клиентов, считают в «Вымпелкоме».
В то же время вопрос межрегионального MNP остается сложным из-за необходимости унификации тарифов и условий обслуживания в разных регионах страны, полагает представитель оператора. Кроме того, должны быть тщательно проработаны все технические аспекты во избежание риска недозвонов до абонентов, которые перенесли номер в другой регион, отметили в компании.
В целом межрегиональный MNP будет мало востребован ввиду отмены внутрисетевого роуминга и применения единых принципов тарификации в домашнем и гостевом регионах. Не ожидается большой миграции клиентов в случае запуска услуги.
Решение проблемы с межрегиональной портацией номеров не единственное возможное изменение, касающееся MNP. НИИ радио (оператор базы данных переноса номера от оператора к оператору) может стать «независимым арбитром» при переносе номеров. В НИИР, арбитр будет проверять актуальность данных переносящего номер абонента, в том числе с помощью государственных информсистем. Такая мера позволит сократить число отказов переносить номер, связанных с несовпадением абонентских данных: зачастую такие отказы надуманы, их обоснованность должен проверять арбитр.
Сложности есть и в других субъектах: людям, переехавшим из одного региона в другой, зачастую приходится звонить по повышенным тарифам. Минцифры и ФАС уже прорабатывают способы решения проблемы. Эксперты полагают, что проблемы на полуострове могли возникнуть из-за того, что ни один федеральный сотовый оператор там до сих пор и не появился.
Портация по-крымски
О том, что часть крымских абонентов не может воспользоваться услугой Mobile Number Portability (MNP, перенос номера), рассказал один из связистов, работающих на полуострове. О проблемах в социальных сетях пишут и пользователи — они жалуются, что не могут перенести свой номер из МТС, чьи SIM-карты продаются в Крыму (сам оператор работает в регионе на сетях других компаний), в «Миранда-медиа», одним из акционеров которой является «Ростелеком».Один из операторов действительно препятствует переходу своих абонентов — проблема затронула по крайней мере несколько сотен его клиентов, отметил представитель «Миранды». Оператор-донор ссылается на несоответствие заявления (о переходе абонента) правилам. Однако портация с других компаний связи, работающих в Крыму и Севастополе, проходит без проблем.
В МТС отказались от комментариев. Причины того, почему МТС не работает в Крыму напрямую, в компании не комментируют.
— Из всей «большой сотовой четверки» лишь МТС продает в Крыму SIM-карты, но они относятся к ее краснодарскому филиалу. Де-юре МТС в этой ситуации права.
— «Порядок оказания услуг телефонной связи», который регламентирует MNP, фиксирует возможность сохранить абонентский номер при смене оператора только в пределах территории субъекта Федерации. SIM-карты МТС в Крыму относятся к Краснодарскому краю.
«Миранда-медиа» хочет переносить эти номера в Крыму, но это другой регион, и сервис MNP тут неприменим. В ситуации должны разобраться ФАС и Роскомнадзор. Требование к МТС об открытии портирования было бы справедливым, ведь ее SIM-карты официально продаются на полуострове.
С момента воссоединения Крыма с Россией прошло уже более 10 лет, но ни один федеральный сотовый оператор там до сих пор не появился. С 2014 года все участники российской «большой сотовой четверки» воздерживались от выхода в республику и город федерального значения Севастополь, опасаясь западных. Аналогично вели себя и крупные банки.
— Однако с 2023 года они открывают на территории Крымского полуострова отделения и банкоматы, попав под санкции. Но с операторами мобильной связи ситуация не изменилась — отчасти из-за того, что частоты в Крыму достались другим игрокам.
С 2014 года в Крыму и Севастополе работает ООО «К-Телеком» (бренд Win mobile), которое опирается на инфраструктуру бывшей украинской «дочки» МТС, поэтому многие крымчане ассоциируют «К-Телеком» с МТС, рассказал Леонид Коник. Проблем с переносом номера из сетей операторов, которые имеют сотовую инфраструктуру на полуострове, у «Миранда-медиа» возникать не должно. Наряду с Win mobile там присутствуют компании «Волна Мобайл» (ООО «КТК Телеком») и «Крымтелеком», а также «СевМобайл», работающий только в Севастополе и Балаклаве, причем лишь в 3G и GSM. «Крымтелеком» пока также не поднялся выше третьего поколения мобильной связи.
— Еще в 2018 году были приняты поправки в закон «О связи», которые обязали всех операторов отменить любой роуминг в пределах России. Но Крым фактически остался вне этих норм в силу того, что ни один из операторов «большой четверки» там физически не присутствует и использует мощности локальных полуостровных операторов. Это позволяет формально обходить закон о роуминге.
Некоторое время операторам шли навстречу, чтобы избежать санкций и сохранить возможность «вбелую» покупать оборудование. Но в последние два года для этого нет никаких оснований: прямой импорт из стран НАТО в Россию средств связи запрещен, а всё, что покупается, идет либо из дружественных стран, либо по параллельному импорту. Поэтому, конечно, операторов нужно принуждать наконец преодолеть этот психологический барьер.
— Если они не откроют свои офисы и не создадут инфраструктуру в Крыму и других новых регионах России, то будем рассматривать законопроект, который их прямо обяжет к этому.
В Крыму и Севастополе у «Билайна», как и у других крупных операторов, нет собственной инфраструктуры связи, объяснил представитель оператора.
— Это обусловлено отсутствием доступа к необходимым частотам и прочим ресурсам. В этих условиях мы ведем активную работу с местными операторами, которые выступают роуминговыми партнерами.
В Теле2 приняли решение упразднить дополнительную плату за пользование услугами связи на территории Республики Крым и Севастополя.
— Во время пребывания абонентов в этих регионах минуты и гигабайты будут тарифицироваться, как в домашнем регионе: расходоваться из пакета или оплачиваться по стандартным условиям тарифного плана. Компания уже приступила к соответствующим доработкам в IT-системах и планирует привести тарифы в регионе в соответствие общероссийским этой осенью.
Офисов продаж МТС на территории Республики Крым нет, потому что МТС услуги подвижной связи на полуострове не оказывает, сообщили «Известиям» в Роскомнадзоре. Потенциально можно заказать SIM-карту, например, через сайт оператора и ее доставят курьером, отметили в ведомстве. Роскомнадзор получил семь жалоб от жителей Крыма на проблемы с портацией номеров МТС к «Миранде», специалисты ведомства рассмотрели одну жалобу, сообщили в его пресс-службе.
— Проблема решена, причиной сложностей с переносом номера был технический сбой. Остальные обращения находятся на рассмотрении, — заверили в Роскомнадзоре. — Ведомство рассматривает каждое обращение по этому вопросу в индивидуальном порядке.
По большому счету
Невозможность перенести номер из региона в регион — реальная проблема и в случае с крымскими операторами она проявилась наиболее ярко. Невозможность сменить «прописку» зачастую приводит к неоправданным расходам собеседников тех, кто по работе переехал, к примеру, из Петербурга в Москву, из столицы — в другие субъекты и так далее. Это касается части пользователей архивных тарифов — современные пакетные предложения таких недостатков, как правило, лишены.— Люди звонят партнеру по бизнесу или коллеге по работе, а потом получают огромные счета за переговоры. Зачастую они не подозревают, что, соединяясь с собеседником в соседнем офисе, они звонят по межгороду, ведь вызываемый номер зарегистрирован в другом регионе.
В соответствии с действующим законодательством перенос номера возможен только в пределах субъекта РФ, разъяснили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Ведомство неоднократно поднимало вопрос о реализации такого права между субъектами.
— В апреле 2024 года на экспертном совете по вопросам связи служба рассматривала этот вопрос. По его итогам Минцифры рекомендовано продолжить работу по упрощению процедур, включая перенос номеров между субъектами РФ.
Минцифры совместно с телеком-отраслью прорабатывает возможность переноса абонентского номера от одного оператора к другому между регионами, чтобы у граждан появилась возможность сохранить номер телефона при переезде, отметили в телекоммуникационном ведомстве.
— При этом такая услуга уже давно предоставляется в рамках одного региона. В Крыму действуют местные операторы связи. Они уже покрывают большую часть населения, а также ведут активные строительные и интеграционные работы по развитию инфраструктуры сетей связи.
«Вымпелком» поддерживает инициативы, направленные на оптимизацию процесса переноса номеров и возможность их дистанционного оформления, сообщили «Известиям» в пресс-службе компании. Такие изменения улучшат пользовательский опыт и упростят саму процедуру для клиентов, считают в «Вымпелкоме».
В то же время вопрос межрегионального MNP остается сложным из-за необходимости унификации тарифов и условий обслуживания в разных регионах страны, полагает представитель оператора. Кроме того, должны быть тщательно проработаны все технические аспекты во избежание риска недозвонов до абонентов, которые перенесли номер в другой регион, отметили в компании.
В целом межрегиональный MNP будет мало востребован ввиду отмены внутрисетевого роуминга и применения единых принципов тарификации в домашнем и гостевом регионах. Не ожидается большой миграции клиентов в случае запуска услуги.
По оценке оператора, она может быть интересна менее чем 0,04% клиентов, поскольку сейчас такие обращения единичны. Пока неясно, как технически будет реализован проект, но оператор готов принять участие в тестировании.
Решение проблемы с межрегиональной портацией номеров не единственное возможное изменение, касающееся MNP. НИИ радио (оператор базы данных переноса номера от оператора к оператору) может стать «независимым арбитром» при переносе номеров. В НИИР, арбитр будет проверять актуальность данных переносящего номер абонента, в том числе с помощью государственных информсистем. Такая мера позволит сократить число отказов переносить номер, связанных с несовпадением абонентских данных: зачастую такие отказы надуманы, их обоснованность должен проверять арбитр.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация