Новости В ЦБ предупредили о новой схеме мошенничества под предлогом дефицита наличных

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.008
Репутация
11.595
Реакции
61.852
RUB
50
В условиях санкций мошенники стали выманивать деньги у россиян под предлогом дефицита валюты, а также обещая оформить карту Visa или MasterCard иностранного банка. Об этом в интервью «Известиям» рассказал директор департамента информационной безопасности Центробанка Вадим Уваров.


Он также сообщил об инициативе обязать банки возвращать украденные у клиентов деньги, если перевод был осуществлен на счет из базы ЦБ о подозрительных адресатах. Кроме того, может быть введен двухдневный «период охлаждения», в течение которого разрешается отозвать перевод на счет из этой базы. По предварительным данным регулятора, за I квартал 2022-го на блокировку было направлено 90 тыс. мошеннических номеров и 1,3 тыс. фишинговых сайтов.

nBkSUhL2hFYvns6wLr6BvMKnxdDs95C-yyqYy7jLs2KQeXqLBmmcmzZh59JUtRPBsdaJqSfJd54qEr7t1mNwKSGK7WY=GXG4JAM2FnmbeDluzlGeyw.jpg



— С 1 декабря 2021 года ЦБ получил право во внесудебном порядке блокировать мошеннические сайты. Сколько их закрыли за прошедшее время? По вашим предварительным оценкам, как эта норма отразилась на борьбе с мошенническими ресурсами?

— Почти за пять месяцев действия этого механизма мы инициировали блокировку более 2,4 тыс. мошеннических сайтов. Он также распространяется и на порталы в иностранных доменных зонах. Большая часть из заблокированных ресурсов была связана с финансовыми пирамидами, лжебанками и осуществлением деятельности без лицензии на рынке ценных бумаг. И хотя мы и раньше активно противодействовали мошенническим сайтам, теперь процесс блокировки благодаря закону значительно сократился — с нескольких недель до двух-трех дней. До вступления закона в силу за 11 месяцев прошлого года в формате эксперимента на блокировку было отправлено чуть больше 2,5 тыс. порталов.

Тем не менее мы считаем, что нужно еще больше сократить срок выявления и блокировки фишинговых сайтов. Чем короче период работы мошеннических интернет-ресурсов, тем меньше людей рискуют потерять на них деньги. Поэтому сейчас мы совместно с коллегами из заинтересованных ведомств прорабатываем этот вопрос.

— Одна из инициатив по борьбе с телефонными мошенниками, которая предложена Банком России, предусматривает возврат клиенту украденных денег при соблюдении ряда условий. Сейчас ведется активное обсуждение этого предложения с рынком. В соответствии с концепцией на нынешнем этапе обсуждений как может работать механизм возмещения?

— Банк России ведет базу о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента. В ней аккумулируются данные, которые банки направляют нам, в том числе содержатся сведения о дропперских счетах. То есть о счетах, которые злоумышленники используют для вывода и снятия похищенных средств. Мы предлагаем следующий механизм возмещения гражданам похищенных злоумышленниками средств: если банк — отправитель платежа получил от нас информацию из базы, но не учел ее в своих бизнес-процессах и совершил перевод на такой счет, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные средства. Даже если мошенническая операция произошла с использованием методов так называемой социальной инженерии.

Сейчас распространено телефонное мошенничество, под влиянием которого граждане переводят деньги добровольно. Человек осознает, что стал жертвой, спустя время, когда отменить перевод и вернуть деньги уже невозможно, потому что самостоятельно провел операцию и нарушил условия договора. Поэтому для защиты интересов граждан мы хотим обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на счет, информация о котором содержится в нашей базе. Другими словами, внедрить так называемый период охлаждения, когда у гражданина будет время обдумать и оценить совершаемые действия. По закону перевод совершается в срок до трех рабочих дней, таким образом, банк не нарушит права добросовестных граждан и законодательство.




 
Сверху Снизу