Утечки персональных данных из банка: насколько это опасно и как защитить себя

Marat_1162

Стаж на ФС с 2014 г
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
25/3/16
Сообщения
4.649
Репутация
9.166
Реакции
22.743
RUB
0
Депозит
3 500 рублей
Сделок через гаранта
4
25b998f32d405edb891a0baa34ed7f6f_compressed_v1.jpg

Данные из банков утекают редко, но метко: опасность стать жертвой мошенников, получивших доступ к персональной информации, велика. Разбираем правила защиты.
Персональные данные — спорный термин. Под ним могут подразумеваться базы данных социальных сетей, списки сотрудников организаций, информация о клиентах интернет-магазинов и многое другое. И эти базы данных из разных компаний периодически «утекают».
В связи с этим у обычного человека возникают вопросы:
  1. Почему такие утечки случаются?
  2. Какая информация может «утекать»?
  3. Насколько эти утечки опасны для каждого из нас и что с этим делать?
Разберемся по порядку.

Почему наши данные «утекают»​

Утечки персональных данных из банков случаются намного реже, чем из небанковских организаций. Банки могут позволить себе ставить дорогостоящее программное обеспечение, которое сильно снижает риски утечек.
Многие считают, что банки подвергаются только атакам извне и всему виной хакеры. На самом деле обойти защищенный информационный периметр банка сложно и потому безумно дорого. Особенно когда конечной целью является получение базы данных клиентов. Результаты расследований самых крупных инцидентов утечек говорят о том, что данные «утекают» именно по вине рядового персонала, который допускает ошибку либо осознанно продает информацию. Поэтому демонизировать «страшных хакеров» не стоит.

Какая информация может быть в утечках​

Ценность любой «уплывшей» базы зависит от конкретных данных, которые в ней содержатся. Сведения о номерах карт или счетов клиентов в связке с Ф.И.О. по понятным причинам считаются очень ценными. Также в базе могут содержаться данные об остатках средств на счетах клиентов, что тоже полезно для реализации многих мошеннических действий в дальнейшем. А вот ценность базы, которая содержит, например, только контактные данные (почта и номер телефона), название банка и Ф.И.О. клиентов, будет на порядок ниже.
Самую большую опасность несут «обогащенные» базы данных. Предположим, «утекли» данные из какого-нибудь банка и крупного интернет-магазина. Злоумышленник может дополнить общий «цифровой профиль» конкретного человека, используя данные двух баз, так как объект может одновременно находиться в обеих. В этом случае из одной базы можно получить контактную информацию, а из другой — платежную.

В чем опасность​

Векторов атак, доступных злоумышленникам после получения на руки базы персональных данных, не так много, как может казаться. Ключевой тип атаки — социальная инженерия. Рассмотрим два самых частых сценария.
1. Массовая фишинговая рассылка. Составляется письмо, внутри которого будет ссылка, ведущая на вредоносный ресурс (например, сайт, который просит ввести данные банковской карты или нечто подобное). Эффективность этого метода до сих пор составляет порядка 10–12%. Это довольно большая цифра при условии того, что все слышали про такой тип мошенничества. «Второе дыхание» у фишинга открылось в последний год благодаря пандемии.
2. Вишинг. Это «легендированный прозвон», задача которого — сделать так, чтобы жертва сама сообщила нужную злоумышленнику информацию. Для увеличения доверия к мошеннику используются персональные данные, полученные из той самой утечки. Соответственно, чем больше информации есть у злоумышленника, тем больше вероятность, что жертва поверит в «развод».
Полученные в результате фишинга и вишинга сведения могут быть использованы как для похищения денег со счетов, так и для оформления кредитов на жертву.
Пример из практики. В 2019 году один из моих клиентов случайно обнаружил у себя задолженность по платежам в нескольких кредитных организациях. Общая сумма долга составила более 350 тыс. рублей. Мошенники получили доступ к его персональным сведениям после утечки данных 900 тыс. человек клиентов Альфа-Банка, ОТП Банка и Хоум Кредит Банка в мае 2019 года. Все кредиты на клиента были оформлены в нескольких микрофинансовых организациях ровно через сутки после той самой утечки, причем он одновременно являлся клиентом ОТП Банка и Альфа-Банка.
Примечательно, что кусок базы, относящийся к Альфа-Банку, был составлен по жителям Северо-Западного федерального округа, в котором как раз и проживал мой клиент. В той утечке были паспортные данные, сведения о месте работы и номера телефонов. Для многих кредитных организаций этих данных вполне достаточно, чтобы оформить кредит дистанционно. В тех организациях, где необходимо прислать фото паспорта, злоумышленники пользуются сервисами, которые генерируют сканы паспортов. Туда достаточно ввести данные паспорта жертвы.
К сожалению, для моего клиента эта история закончилась печально: доказать, что кредиты были оформлены без его ведома, не удалось, и ему пришлось самостоятельно погашать задолженность.

Как с этим бороться?​

Повлиять на уменьшение числа утечек мы с вами не можем никак. Со стороны государства недавно начались подвижки в эту сторону за счет ужесточения ответственности и увеличения штрафов. Также в Госдуме недавно предложили законопроект, который позволит гражданам заранее отказываться от любых кредитов и не платить по ним, если их все-таки оформят. Правда, об эффективности этого проекта говорить пока сложно. Например, не ясно, на какие именно финансовые организации будет распространяться запрет.
Также всегда остается риск недобросовестных действий со стороны сотрудников этих финансовых организаций. И наконец, мошенники могут посредством того же вишинга получить доступ к учетным записям граждан на «Госуслугах» и снять запрет. В общем, такая мера может снизить число пострадавших, но полностью проблему не решит.

Что можете сделать лично вы?​

Главный способ минимизировать возможный ущерб — быть внимательным. Нужно сразу же вешать трубку в случае звонка из любого банка. Лучше перезвонить самому на официальный номер и спросить, звонили ли вам из банка. В 99% случаев вам скажут, что никто не звонил. То же касается и писем. Всегда проверяйте ссылки специальными сервисами, хотя бы банальным VirusTotal, а лучше вовсе не переходите ни на какие сайты с подозрительным содержанием.

И в целом повышайте свой уровень знаний в области цифровой гигиены. В современных реалиях это стало одним из важнейших навыков.
 

Как банки лезут к нам в личную жизнь: опасайтесь слива данных​


2028364c7ae387336d5350e166eaa703.jpg

Пару лет назад мы делали обзор премиальных банковских карт и обзор как экономить на страховках, если нет премиалки. А сейчас мы проанализировали порядка сотни приложений банков на права доступа, которые они требуют при установке их мобильного приложения на андроид. Результаты .
Банковские приложения и сами банки ведут себя очень наглым образом. Уже при установке они запрашивают права доступа, которые им необязательны или совсем не нужны для работы. Например, приложение Сбербанка сразу требует доступ к звонкам и фоткам. Я категорически против. Отказываю. А приложение не хочет работать при таком раскладе.
0d9928995448afea4cc9205daac2fe18.jpg

Банки, конечно, говорят, что всё во благо народа.
d2ed1bde565fb236fc169c4d3e098737.jpg

Нам же и пенсионный возраст, и НДС повышают по просьбам трудящихся, и даже старого деда до 2036 года продлили. Мы не хотим. А они делают всё, чтобы нам было им проще дать, чем объяснить почему не хочется.
b1a1a952854f383d619f45dc06c741e6.jpg

просто поражает:
ba36845ea437c3af55e2f168d02dfb1d.jpg

Сбер не одинок. Такая же ситуация и с ВТБ, с которым мы год судимся за закрытие счёта.
Ответ ВТБ:
551f24bf788b2823e9e1e17970cf0c78.jpg

Кто-то даёт добро банкам к с своим личным данным не глядя, а потом банки используют эти данные.
f6d0736c8fa29b151be152f780c2cf9e.jpg

Когда сталкиваешься со спамом целенаправленным и понимаешь, что кое-кто слил персональные данные, то уже начинаешь относиться к ним куда бережнее.
Ещё у нас тут Ситибанк и Совкомбанк отличились, если вы клиент этих банков и живёте за границей, то банк считает, что приложение вам не должно быть доступно.
bac34ac72450a413932ba8dd91f666a9.jpg

Анализ приложений известных банков​

Мы решили сделать анализ приложений основных банков. Проанализировать три типа мобильных приложений банка:
  1. Для физических лиц.
  2. Для юридических лиц.
  3. И брокерские приложения для инвестиций в ценные бумаги.
Все сведения мы . Теперь вы можете заранее выбирать нормальный банк, которые не лезет вам нагло в штаны ваш смартфон за вашими данными.
.
Ситуация не такая уж и угрожающая. Но пока неизвестно куда тренд идёт. Важно, чтобы все клетки в таблице стали зелёными, а не количество красных увеличилось.
Права доступа запрашивают почти все. И в идеале надо зелёными отмечать только тех, кто не запрашивает никаких прав доступа, а жёлтым цветом отмечать тех, кто запрашивает, но работает, если в правах доступа отказано. Если представители банков всё же отреагируют на наши недовольства, то через годик будет уместно повторить тестирование.

Проблема копий паспорта​

И чтобы два раза не вставать поговорим про копии паспортов ещё. Нигде никаким законом не предписано коллекционировать копии паспортов. Смысла в их коллекционировании нет. Например, у нас в ITSOFT были перегибы на местах, когда сотрудники брали копии паспортов, но я это запретил делать категорически.
Рынку вообще нужна система идентификации по одному ИНН вместо кучи реквизитов и персональных данных.
Никогда никому старайтесь не давать копии паспортов. Всегда требуйте законное обоснование, чтобы потом кредит на вас не повесили или ещё что, а вам не пришлось доказывать, что подпись не ваша. Если же там упираются, то когда снимаете копию с паспорта нужно приложить 2-3 листочка на пустое место в паспорте с указанием куда предоставляется копия паспорта. Потом такой копией невозможно воспользоваться, если она уйдёт на чёрный рынок. А у вас будет хотя бы теоретическая возможность привлечь виновника к ответственности в суде.
Банки пока в массе не применяют ЕБС ( ).
63-ФЗ об электронной подписи принят уже лет 10 как. Но банки его игнорируют и упорно не хотят работать с документами подписанными УКЭП, хотя согласно п. 1 ст. 6 63-ФЗ они обязаны. По сути мы уже год с ВТБ за это и судимся.

Возможные решения проблемы​

Пинать и стыдить постоянно банки и всех, кто пытается без нужды получить доступ к нашим данным.
Проверьте какие права имеют все ваши мобильные приложения и запретить всё лишнее. Это можно сделать в Настройки → Приложения → Менеджер настроек. Не бойтесь запретить нужные права, если потребуются, потом можно всегда разрешить.
Если вы не пишете видео со звуком из Facebook и Instagram, то этим приложениям не нужен доступ к микрофону.
Если вы используете приложения соцсетей только для чтения и не постите фотки, то и доступ к камере им ни к чему.
Зачем доступ к камере смартфона имеют некоторые банковские приложения вообще непонятно. Ещё они доступ к диску имеют. Они вполне могут работать и без него.
Тем банковским приложениям, которые отказываются работать без прав ставим единицу в рейтингах Google Play, пишем отзывы на банкиру.
С этим нужно что-то делать на законодательном уровне. Отчасти даже сделано — ст. 5 152-ФЗ. Там сказано, что собирать персональные данные можно только те, которые реально нужны. Есть ст. 15 152-ФЗ, где запрещено без нашего согласия использовать наши данные для того, чтобы нам что-то впарить. Но банки в своих кабальных договорах уже получают от нас согласие и большинство это подписывает не глядя. Хотя согласно закону мы можем отказать банку в части его хотелок. Тут нужно внимательно читать договор и приложения к нему.
Совсем отвратительно то, что согласно ст. 14 152-ФЗ мы не можем получить информацию об обработке наших данных указанную в п. 7, так как согласно подпункту 3) п. 8 наше право может быть ограничено. Банк же всегда может сослаться, что он залезает к нам в трусы смартфон не чтобы лучше нам рекламу показывать и продвигать свои услуги, а чтобы с терроризмом бороться. Мало ли кто чего не то думает про власть.
Банки ловили уже за руку на утечке персональных данных, но им ничего не было по сути, а пострадавшие клиенты существенных компенсаций не получали.
Сейчас пора предвыборных кампаний начинается. Можно обратиться к депутатам и к кандидатам в депутаты, что есть конкретная проблема. Отличный повод с ними познакомиться. Со своими я знакомился в битве за поправками против судебных приказов. В очередной раз напишу письма со ссылкой на данную статью. Тема очень больная. Статей и откликов много. Давно пора навести порядок в том, какие данные банки могут получать, а какие не могут. Ст. 5 152-ФЗ должна работать, а те, кто без необходимости собирает данные, должны за это дело отвечать очень серьёзно и не перед государством, а перед физическими лицами. А то права нарушаются наши, а штрафы собирает государство обычно. В результат я, конечно, не верю, но времени это тоже много не занимает.
В ЦБ РФ жалобы писать бесполезно, они там одни отписки дают, что не вправе вмешиваться в деятельность банков.
Если у вас есть возможность совсем не пользоваться телефонной связью, то лучше не пользуйтесь. Банки почему-то не внедряют общение через Telegram. Мы давно внедрили и всем . Телефонная связь пишется в нескольких местах. Все данные озвученные по телефонной связи почти в открытом доступе. Прослушки сливают регулярно в сеть и к вашим телефонным переговорам имеет доступ большой круг лиц.
Не светите личную мобилу для банков.
В идеале СМС принимать на одном телефоне, а приложение банка на другом. Совсем в идеале банкам уйти от СМС и сим-карт. Сим-карты бывает и подделывают в смысле перевыпускают незаконно. И СМС-ки дорого стоят. Ведь куда безопаснее и дешевле. Но банкам, за редким исключением, почему-то проще за смски платить, чем перейти на аппаратные токены. Сейчас начали внедрять некоторые банки программные генераторы кодов, но они инициализируются через смс, т. е. деньги они экономят, а безопасности не дают.
 
Сверху Снизу