К чему приведут налоговые изменения в России: семь последствий
Минфин 28 мая внес в правительство пакет законопроектов по изменениям налоговой системы, необходимость которых власти объясняют запросом на справедливость. Как они будут работать и к чему приведут?
Минфин 28 мая
в правительство пакет законопроектов по изменениям налоговой системы. 29 мая его одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, сообщило финансовое ведомство. Правительство рассмотрит пакет на заседании в четверг 30 мая, а Госдума может принять в весеннюю сессию.
Основные предложения Минфина касаются введения пятиступенчатой прогрессивной шкалы НДФЛ вместо существующей двухступенчатой, повышения налога на прибыль компаний с 20% до 25% и введения НДС для малых компаний с доходом от 60 млн рублей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Сейчас в России обычная ставка НДФЛ составляет 13% для доходов ниже 5 млн рублей в год (это около 417 000 рублей в месяц), все, что свыше облагается по ставке 15%.
По предложению Минфина для доходов до 200 000 рублей в месяц ставка сохранится на уровне 13%, для части дохода в диапазоне от 200 000 до 416 666 она составит 15%, от 416 666 до 1,67 млн рублей в месяц — 18%, от 1,67 до 4,17 млн рублей в месяц — 20%. Наконец, по ставке в 22% будут облагаться доходы свыше 4,17 млн рублей в месяц. Важно, что повышенными ставками облагается не весь доход, а сумма превышения его порогового значения. Доходы участников «спецоперации»* Минфин предлагает облагать по плоской шкале. Родители с двумя и более детьми, среднедушевой доход на члена семьи которых не превышает 1,5 прожиточного минимума в месяц, получат возврат уплаченного НДФЛ в размере 7% из 13%, то есть для них ставка фактически составит 6%.
Ставка налога на дивиденды сохранится на уровне 13% до суммы свыше 2,4 млн рублей (сейчас свыше 5 млн рублей), все, что выше, будет облагаться по ставке 15%. Те же параметры предлагаются для налога на проценты по депозитам и налога от продажи недвижимости. Освобождение от уплаты налога от продажи имущества физлица в случае пятилетнего владения сохраняется. При этом Минфин предложил отменить льготу, при которой не нужно платить подоходный налог с продажи акций и долей в компании при более чем пятилетнем владении. По предложению ведомства, льгота не будет действовать, если владелец получил по бумагам доход выше 50 млн рублей в год.
Налог на прибыль компаний повышается с 20% до 25%.
Пороги для применения упрощенной системы налогообложения Минфин предлагает повысить до 450 млн рублей (сейчас
рублей) по доходам и до 200 млн рублей по основным средствам (сейчас 150 млн рублей в год).
Минфин предлагает повысить НДПИ для компаний, занимающихся добычей железа (в 1,15 раза), производством калийных удобрений (в 2,3 раза), производством фосфорных удобрений (в 2 раза). Для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на покупку газа для производства аммиака в 1200 рублей за тысячу кубометров. При этом Минфин считает, что налоговую нагрузку можно не корректировать для компаний с высоким уровнем инвестиций — тех, кто направляет более 20% от выручки на капвложения. Курсовые экспортные пошлины, применяющиеся сейчас, перестанут действовать с 1 января 2025 года.
Какого эффекта можно ожидать от предложений?
Бизнес принесет бюджету больше всего
Все налоговые изменения принесут бюджетной системе 2,6 трлн рублей в следующем году,
самого Минфина. Больше половины этой суммы обеспечит повышение налога на прибыль организаций — 1,6 трлн рублей. Прогрессивная шкала по НДФЛ — около 533 млрд рублей.
«С самого начала обсуждения все понимали, что реальный эффект принесут налоги на бизнес, а дискуссия вокруг НДФЛ была нужна как ответ на запрос общества на справедливость, в период «единения вокруг флага», — говорит Forbes источник, участвовавший в обсуждениях.
Налог на крупные города и нефтегазовые регионы
Предложенные изменения по НДФЛ затронут небольшую часть населения — Минфин считает, что это коснется примерно 3,2% работающего населения. Но это повысит нагрузку на жителей нескольких крупных городов и регионов России, где зарплаты и доходы традиционно выше — это Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ямал, ХМАО, Сахалин, говорит Forbes демограф Игорь Ефремов.
Налог на зарплаты, а не на доходы
Предложения по прогрессивной шкале НДФЛ выглядят более мягкими, чем в изначальном варианте, о котором
СМИ, поскольку уровень доходов, с которых начинает повышаться налог, установлен достаточно высоко — 200 000 рублей в месяц. Но в итоге это выглядит как повышение налога именно на заработные платы, что с точки зрения логики справедливости не очень правильно, считает главный экономист
«Эксперт РА» и доцент экономфака МГУ Антон Табах.
Он напоминает, что пятиступенчатая прогрессия не коснется ставок по налогу с дивидендов и с процентов по депозитам, и свобода от налогообложения доходов от продажи недвижимости после нескольких лет владения осталась прежней. «
Фактически это означает повышение нагрузки на работающий средний класс», — сказал он.
Доходы от дивидендов, процентов и так далее весят «значительно больше в доходах состоятельных граждан»,
в Telegram-канале «Холодный расчет» экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков.
Прогрессия может затронуть больше людей
Сейчас в России происходит гонка зарплат на фоне дефицита кадров — по последним
, реальные начисленные заработные платы (то есть с учетом инфляции) выросли в феврале на 10,8% в годовом выражении. По данным ЦБ планы компаний по найму на II квартал этого года находятся на максимуме. Растет и инфляция —
к 20 мая она составила 8,1%.
Разного рода социальные вычеты, вычет за покупку недвижимости и так далее, не индексировались уже много лет, говорит Антон Табах. Но за счет неиндексации вычетов, роста зарплат и инфляции все больше людей будут попадать под повышенное налогообложение, в скором времени это может коснуться уже 5-10% работающих, сказал он. Он добавляет, что чистый эффект от предложений по НДФЛ для бюджетной системы составит в первый год от 500 млрд до 1 трлн рублей, ближе к середине диапазона.
Бедность победить не получится
Минфин подчеркивает, что при подготовке изменений учитывались меры поддержки семей с детьми. В частности, налоговый кэшбек смогут получить около половины от общего числа всех семей с двумя и более детьми, оценивал министр финансов Антон Силуанов. Но в целом снижения налогов для малообеспеченных слоев населения не произойдет, так как ставка НДФЛ в 13% сохранится (за исключением тех, кто получит кэшбек). Поэтому существенно снизить количество бедных в стране не получится, говорит демограф Игорь Ефремов.
Он отмечает, что предложенный налоговый кэшбек для семей с двумя и более детьми с точки зрения демографии не будет иметь серьезного эффекта, как и уже действующие вычеты не привели к росту рождаемости. Максимальный эффект для показателя рождаемости будет заключаться в том, что семьи смогут родить ребенка чуть раньше, чем планировали. Сейчас в России большой интервал между рождением детей, так как семьям нужно накопить средства. Но и этого эффекта можно будет ожидать лишь спустя несколько лет, добавляет он.
Двойная нагрузка на бизнес
Предложенные изменения для бизнеса означают двойной рост нагрузки — помимо увеличения налога на прибыль, нагрузкой станет и прогрессивная шкала НДФЛ, сказал директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. «В условиях дефицита на рынке труда, 99,9% роста нагрузки на фонд оплаты труда по НДФЛ примет на себя работодатель, сохранив на прежнем уровне чистую зарплату, а значит, увеличив грязную. Он же в результате примет на себя и дополнительную нагрузку по взносам, которые исчисляются от зарплаты до вычета НДФЛ», — объясняет он.
Необходимость для малого и среднего бизнеса с выручкой от 60 млн рублей платить НДС, по его словам, одно из ключевых изменений. «Это и повышает нагрузку, и затрудняет дробление бизнеса, включая компании на упрощенной системе в контрольную цепочку по НДС. Но и реализует обещание обеспечить более плавный рост нагрузки между УСН и общей системой налогообложения», — добавляет он.
По оценке Минфина, у 96,8% предпринимателей на УСН выручка меньше 60 млн рублей, поэтому мера «не коснется подавляющего большинства налогоплательщиков».
У бизнеса не появилось ясных стимулов для инвестиций
Минфин вместе с повышением налога на прибыль предлагает поощрять активно инвестирующие компании — через инвестиционный налоговый вычет и дополнительный новый инвествычет для федеральной части налога на прибыль (в 2017-2024 годах федеральный бюджет получает 3% от уплаченного налога, остальное идет в региональный бюджет). Еще одна мера — повышение коэффициента для проведения НИОКР при расчете расходов с 1,5 до 2. Таким образом налог на прибыль будет платиться с меньшего размера налогооблагаемой прибыли.
«Минфин через повышение налога решает вопрос привлечения дополнительных средств в федеральный бюджет. А вот инвестиционные вычеты предлагаются в полуручном режиме и в радикально недостаточном объеме, по сути для отдельных проектов. Вкупе с ростом налоговой нагрузки это вряд ли соответствует заявленной цели повышения объема инвестиций», — считает Кирилл Никитин.
Основным предметом для обсуждения между бизнесом и правительством в ближайшее время как раз будет возможность фактического снижения номинальной ставки налога на прибыль для компаний, которые много инвестируют, полагает он.
В целом система принципиально не изменяется в части налогов на бизнес, растут лишь ставки, причем сильно, и дополнительно перераспределяется нагрузка между отраслями за счет донастройки НДПИ, оценивает партнер Б1 Марина Белякова. По ее словам, о системном изменении можно было бы говорить при серьезном новом льготировании инвестиций, но таких мер пока детально не предложено. Возможно, хороший эффект будет от федерального инвествычета, но его параметры пока не ясны, добавляет она.
«В связи с этим корпоративная донастройка налогов, судя по всему, будет рассматриваться бизнесом как рост налога — и в общем все. Нельзя сказать, что бизнес к росту ставки налога на прибыль не был готов, особенно после новелл прошлого года (экспортные пошлины, налог на сверхприбыль) — но вопрос в том, насколько с этим ростом система стабилизируется, и каковы гарантии», — рассуждает Марина Белякова.
По налоговому исследованию Б1, при принятии инвестиционных решений бизнес в первую очередь ориентируется на рыночные факторы (спрос, рынки сбыта, возможности платежей), налоги также важны, но как один из факторов общей модели, сказала Белякова. «Тем не менее, интересно будет оценить настройку в части НДПИ по отраслям и сравнить ожидаемую нагрузку с нагрузкой на аналогичные отрасли в других странах. В случае завышенной нагрузки, очевидно, экспортеры из соответствующих отраслей будут поставлены в сложную ситуацию», — добавила она.