Знаете, граждане, какой банк до ваших денег самый охочий - до такой степени, что даже не пытается нас с вами от мошенников защищать?
Не знаете вы этого, точно вам говорю. А я знаю, и вам сейчас расскажу.
У меня за последние два месяца что ни неделя - звонок из разных областей и краев нашей необъятной Родины:
- Антон Геннадьевич, беда: у меня мошенники деньги украли...
И начинается более-менее одинаковая история (с вариациями, разумеется) о том, как, выманив у моего дорогого читателя или читательницы тем или другим коварным способом доступ к личному кабинету одного из самых крупных отечественных банков, мошенники оформили на его имя кредит на скромную сумму. Минимум - пару сотен рублей, максимум недавно был - 1 миллион 250 тысяч.
Погодите, говорю, не говорите, в каком банке беда эта приключилась, дайте я сам угадаю.
И угадываю. Всегда угадываю. После третьего случая как начал угадывать - ни разу не промазал. Только за вчерашний день два раза опять угадал.
А вы вот не угадали, это я точно знаю, потому что недавно я у себя в телеграм-канале проводил опрос на эту тему - большинство читателей в телеге решили, что это "Сбер". А это вовсе и не "Сбер", это совсем даже "ВТБ" оказался.
Слушайте, хотите - верьте, хотите - нет, но вместе со вчерашними звонками у меня за два месяца уже 13 обращений от граждан, на которых мошенники самым наглым образом проехались, и все до единого - клиенты "ВТБ".
Я вам клянусь своей собственной бородой: не звонят мне клиенты других банков. Гадом буду, век воли не видать, да чтобы я в жизни больше никогда осетровой икры не ел.
Я с эти удивительным банком в свое время тоже хапнул веселья, но по другой причине. Была у меня их карточка, которая мне надоела. Самая обычная дебетовка, ничего особенного - ни кешбэка приличного, ни бонусов пристойных, а потому решил я от нее отделаться. По телефону или там в интернетах прекратить ее обслуживание оказалось невозможно - пришлось в офис ехать, в очереди сидеть. Самое смешно, что все равно потом девица-оператор этого чудесного банка, сидючи за стеклом, для того, чтобы прекратить все мои отношения с этим кредитным учреждением, отправляла мне всякие смски и уведомления в личный кабинет, а я ей коды, явки и пароли говорил. То есть, по идее можно было бы в офис к ним и не ездить совсем, потому что все наше общение с банком происходило онлайн - как у всех приличных людей, которые за одним столом обедая в мессенджере друг с другом переписываются.
Все коды с паролями девушке сказал, все явки открыл - все, говорю, я больше не ваш клиент?
Все, говорит, нет у вас больше нашей карточки, об чем лично я, говорит, очень сильно сожалею.
Я и ушел.
Год после этого прошел - недоразумение приключается. Проконсультировал по телефону клиентку, хорошую женщину, она меня устно отблагодарила, а финансово - нет. Я день подождал, два подождал, а потом ей пишу: мадам, я хоть и гусар, но с женщин деньги беру, причем регулярно, а потому благоволите.
Так я, говорит, соблаговолила еще два дни как, это вы там, уважаемый, сослепу ничего не видите, или спьяну. Я вам на ВТБ перевела.
КУДА?!
Оказалось, что карту мне ВТБ закрыл, а какой-то загадочный "мастер-счет" - нет. Я когда на их горячей линии на оператора наорал, выяснилось, что "мастер-счет", привязанный к карте, надо закрывать отдельно, через две недели после закрытия самой карты.
Логика, да? Сначала мы тебе закроем пластик, а через 2 недели ты еще раз приезжай и счет, который к этому пластику был привязан, еще раз закрой. Иначе он остается привязанным к номеру твоего телефона и туда вполне можно переводить денежку.
А главное - вы про этот счет вообще не в курсе. Вы-то в полной уверенности, что ваши отношения с банком ВТБ полностью прекращены, верно?
А они вовсе не прекращены, вы все еще клиент этого банка со всеми вытекающими последствиями. А последствия, уверяю вас, могут быть очень разными.
Один из читателей: знаете, как попал в неприятности с этим прекрасным банком? Человек просто номер телефона поменял. Есть у нас граждане, которые по каким-то причинам берут, да и меняют периодически номер телефона.
"Что с номером происходит, когда человек от него отказывается? Он отлеживается некоторое время, а потом его снова выкидывают в продажу и он попадает к другому абоненту. И если вы в свой банк не сообщили, что этот самый номер больше вам не принадлежит, то что имеет новый абонент?
Правильно: он имеет доступ к вашим счетам, причем как здрасьте.
Правда, вашу сим-карту ему не выдадут, конечно - ему выдадут другую карточку с вашим бывшим номером. И у этой симки будет совершенно другой IMSI - это примерно то же самое, что и IMEI у вашего мобильника. Будем считать, что это отпечаток пальца. Короче говоря, у новой карточки он будет другим, и приличные банки это увидят, и когда мошенник с такой карточки попытается зайти в ваш личный кабинет, они ему ответят, что по их данным он недавно поменял сим-карту, а потому пусть, голубчик, приезжает в банк и подтвердит свой номер телефона. Это для банка сигнал, что вашим телефонным номером может пользоваться мошенник.
Тем более, что ни один оператор связи не передает ваш старый номер другому человеку сразу после того, как вы от него отказались. Номер "вылеживается", как минимум, три месяца после того, как вы перестали им пользоваться, а у некоторых операторов и дольше, и только после этого снова поступает в оборот."
И совершенно очевидно, что если банк видит, что человек длительное время номером не пользовался (а банк прекрасно видит, когда человек заходит в его приложение, с какого номера телефона и с какой сим-карты), а потом внезапно заходит с новой симки - банк должен этого человека к себе в офис пригласить и посмотреть: кто ты, милчеловек?
Но это не про ВТБ, дорогие мои.
Знаете, что еще обычно происходит в приличных банках?
В них подозрительные платежи блокируют. Я не буду писать, в каком банке я обслуживаюсь, чтобы не заниматься здесь рекламой, но мне этой зимой надо было срочно перевести деньги, сравнительно крупную сумму, сыну: я для этого закрыл срочный вклад, на котором они у меня лежали и попытался их перевести сыну, который обслуживается, на минуточку, в том же самом банке, причем не первый год, то есть его никак нельзя отнести к новым подозрительным клиентам.
Перевел, думаете?
Да черта лысого. Заблокировали платеж, и пока я не прозвонился им, пока не показал по видеосвязи себя, сына, наши паспорта и кассу, в которой мы находились, и клятвенно не заверил, что я в этот момент не перевожу деньги на "безопасный счет" - мне счет не разблокировали.
Потому что подозрительно: человек закрывает депозит, отказывается от процентов и сразу переводит деньги другому человеку. Подожди, голубчик, давай разберемся.
Но это в приличном банке!
А в ВТБ мошенник, зашедший в приложение с новой симки со старым номером оформляет кредит в 4 часа утра (!) и после этого сразу же совершенно спокойно снимает его за пятьсот километров от места жительства реального владельца счета в банкомате на "виртуальный токен" - то есть, в отсутствие физической карты.
То есть, ситуация максимально подозрительная, у банка система безопасности должна благим матом орать - ан, нет! Берите, дорогие мошенники, все, что хотите.
А после этого банк сообщает владельцу счета, что он счастливый плательщик кредита на несколько сот тысяч рублей. Человек, на минуточку, ни сном, ни духом. И никому никакие коды от Госуслуг он не сообщал, и "на безопасный счет" деньги не переводил.
А платить теперь должен.
Нравится ситуация?
Настоящая веселуха. Особенно если кредит получился большой. В описанном случае был маленький - 250 с хвостиком. А еще в нескольких - по миллиону и выше. И везде такое впечатление, что банку ВТБ совершенно наплевать на все нормы безопасности и противодействия мошенничкам.
Другой читатель, пенсионер, за 10 лет обслуживания в этом банке ни одного кредита не взял, просто получал в нем пенсию - и тут, внезапно, "берет кредит" на миллион и аккуратными платежами по 150 и 100 тысяч с периодичностью в несколько минут переводит его какому-то гражданину Зильбершухеру на другом конце страны.
Служба безопасности, ау! Где у вас красная кнопка? Поломалась?
А когда с ними начинаешь переписываться - они тебе на голубом глазу сообщают: ничонезнаем, платите бабло, или подадим на вас в суд.
На нас в суд? Мы и сами на вас в суд подать можем, не проблема. Сейчас у меня конкретно по ВТБ по России 4 дела в производстве. Было 5, но в одном случае банк после получения искового просто закрыл человеку кредит - видимо, прикинули на месте шансы и решили не судиться.
Что очень радует - так это то, что наша полиция теперь гораздо чаще признаёт потерпевшим не человека, на которого кредит оформлен, а именно банк. Вот вам живые постановления из этого прекрасного ведомства:
Что нам это дает?
А нам это дает, как минимум, то, что ущерб у нас возмещается его причинителем, а ущерб от преступления, соответственно, преступником, и раз уж вы у нас, граждане банкиры, проходите потерпевшими от действий третьего лица - с него и взыскивайте, а вот этот договорчик, который оно, это самое третье лицо, с вами от лица вашего клиента благодаря дыркам в вашей системе безопасности заключило - засуньте себе в портмоне поглубже.
Понятное дело, что людям самим надо повнимательней быть и не вестись на мошеннические разводы. Но обычный человек, все-таки, не живет в постоянном ожидании того, что его могут кинуть. А вот банк обязан быть в полной боевой готовности круглосуточно.
Или пусть страдает материально.
А вам, дорогие мои, я очень сильно посоветую: если вы клиент ВТБ - будьте внимательны втройне. Моя личная статистика по этому банку, откровенно говоря, удручающая: у них в системе безопасности не просто дыра - там дырища.
Оно вам надо - в нее проваливаться?
Не знаете вы этого, точно вам говорю. А я знаю, и вам сейчас расскажу.
У меня за последние два месяца что ни неделя - звонок из разных областей и краев нашей необъятной Родины:
- Антон Геннадьевич, беда: у меня мошенники деньги украли...
И начинается более-менее одинаковая история (с вариациями, разумеется) о том, как, выманив у моего дорогого читателя или читательницы тем или другим коварным способом доступ к личному кабинету одного из самых крупных отечественных банков, мошенники оформили на его имя кредит на скромную сумму. Минимум - пару сотен рублей, максимум недавно был - 1 миллион 250 тысяч.
Погодите, говорю, не говорите, в каком банке беда эта приключилась, дайте я сам угадаю.
И угадываю. Всегда угадываю. После третьего случая как начал угадывать - ни разу не промазал. Только за вчерашний день два раза опять угадал.
А вы вот не угадали, это я точно знаю, потому что недавно я у себя в телеграм-канале проводил опрос на эту тему - большинство читателей в телеге решили, что это "Сбер". А это вовсе и не "Сбер", это совсем даже "ВТБ" оказался.
Слушайте, хотите - верьте, хотите - нет, но вместе со вчерашними звонками у меня за два месяца уже 13 обращений от граждан, на которых мошенники самым наглым образом проехались, и все до единого - клиенты "ВТБ".
Я вам клянусь своей собственной бородой: не звонят мне клиенты других банков. Гадом буду, век воли не видать, да чтобы я в жизни больше никогда осетровой икры не ел.
Я с эти удивительным банком в свое время тоже хапнул веселья, но по другой причине. Была у меня их карточка, которая мне надоела. Самая обычная дебетовка, ничего особенного - ни кешбэка приличного, ни бонусов пристойных, а потому решил я от нее отделаться. По телефону или там в интернетах прекратить ее обслуживание оказалось невозможно - пришлось в офис ехать, в очереди сидеть. Самое смешно, что все равно потом девица-оператор этого чудесного банка, сидючи за стеклом, для того, чтобы прекратить все мои отношения с этим кредитным учреждением, отправляла мне всякие смски и уведомления в личный кабинет, а я ей коды, явки и пароли говорил. То есть, по идее можно было бы в офис к ним и не ездить совсем, потому что все наше общение с банком происходило онлайн - как у всех приличных людей, которые за одним столом обедая в мессенджере друг с другом переписываются.
Все коды с паролями девушке сказал, все явки открыл - все, говорю, я больше не ваш клиент?
Все, говорит, нет у вас больше нашей карточки, об чем лично я, говорит, очень сильно сожалею.
Я и ушел.
Год после этого прошел - недоразумение приключается. Проконсультировал по телефону клиентку, хорошую женщину, она меня устно отблагодарила, а финансово - нет. Я день подождал, два подождал, а потом ей пишу: мадам, я хоть и гусар, но с женщин деньги беру, причем регулярно, а потому благоволите.
Так я, говорит, соблаговолила еще два дни как, это вы там, уважаемый, сослепу ничего не видите, или спьяну. Я вам на ВТБ перевела.
КУДА?!
Оказалось, что карту мне ВТБ закрыл, а какой-то загадочный "мастер-счет" - нет. Я когда на их горячей линии на оператора наорал, выяснилось, что "мастер-счет", привязанный к карте, надо закрывать отдельно, через две недели после закрытия самой карты.
Логика, да? Сначала мы тебе закроем пластик, а через 2 недели ты еще раз приезжай и счет, который к этому пластику был привязан, еще раз закрой. Иначе он остается привязанным к номеру твоего телефона и туда вполне можно переводить денежку.
А главное - вы про этот счет вообще не в курсе. Вы-то в полной уверенности, что ваши отношения с банком ВТБ полностью прекращены, верно?
А они вовсе не прекращены, вы все еще клиент этого банка со всеми вытекающими последствиями. А последствия, уверяю вас, могут быть очень разными.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Один из читателей: знаете, как попал в неприятности с этим прекрасным банком? Человек просто номер телефона поменял. Есть у нас граждане, которые по каким-то причинам берут, да и меняют периодически номер телефона.
"Что с номером происходит, когда человек от него отказывается? Он отлеживается некоторое время, а потом его снова выкидывают в продажу и он попадает к другому абоненту. И если вы в свой банк не сообщили, что этот самый номер больше вам не принадлежит, то что имеет новый абонент?
Правильно: он имеет доступ к вашим счетам, причем как здрасьте.
Правда, вашу сим-карту ему не выдадут, конечно - ему выдадут другую карточку с вашим бывшим номером. И у этой симки будет совершенно другой IMSI - это примерно то же самое, что и IMEI у вашего мобильника. Будем считать, что это отпечаток пальца. Короче говоря, у новой карточки он будет другим, и приличные банки это увидят, и когда мошенник с такой карточки попытается зайти в ваш личный кабинет, они ему ответят, что по их данным он недавно поменял сим-карту, а потому пусть, голубчик, приезжает в банк и подтвердит свой номер телефона. Это для банка сигнал, что вашим телефонным номером может пользоваться мошенник.
Тем более, что ни один оператор связи не передает ваш старый номер другому человеку сразу после того, как вы от него отказались. Номер "вылеживается", как минимум, три месяца после того, как вы перестали им пользоваться, а у некоторых операторов и дольше, и только после этого снова поступает в оборот."
И совершенно очевидно, что если банк видит, что человек длительное время номером не пользовался (а банк прекрасно видит, когда человек заходит в его приложение, с какого номера телефона и с какой сим-карты), а потом внезапно заходит с новой симки - банк должен этого человека к себе в офис пригласить и посмотреть: кто ты, милчеловек?
Но это не про ВТБ, дорогие мои.
Знаете, что еще обычно происходит в приличных банках?
В них подозрительные платежи блокируют. Я не буду писать, в каком банке я обслуживаюсь, чтобы не заниматься здесь рекламой, но мне этой зимой надо было срочно перевести деньги, сравнительно крупную сумму, сыну: я для этого закрыл срочный вклад, на котором они у меня лежали и попытался их перевести сыну, который обслуживается, на минуточку, в том же самом банке, причем не первый год, то есть его никак нельзя отнести к новым подозрительным клиентам.
Перевел, думаете?
Да черта лысого. Заблокировали платеж, и пока я не прозвонился им, пока не показал по видеосвязи себя, сына, наши паспорта и кассу, в которой мы находились, и клятвенно не заверил, что я в этот момент не перевожу деньги на "безопасный счет" - мне счет не разблокировали.
Потому что подозрительно: человек закрывает депозит, отказывается от процентов и сразу переводит деньги другому человеку. Подожди, голубчик, давай разберемся.
Но это в приличном банке!
А в ВТБ мошенник, зашедший в приложение с новой симки со старым номером оформляет кредит в 4 часа утра (!) и после этого сразу же совершенно спокойно снимает его за пятьсот километров от места жительства реального владельца счета в банкомате на "виртуальный токен" - то есть, в отсутствие физической карты.
То есть, ситуация максимально подозрительная, у банка система безопасности должна благим матом орать - ан, нет! Берите, дорогие мошенники, все, что хотите.
А после этого банк сообщает владельцу счета, что он счастливый плательщик кредита на несколько сот тысяч рублей. Человек, на минуточку, ни сном, ни духом. И никому никакие коды от Госуслуг он не сообщал, и "на безопасный счет" деньги не переводил.
А платить теперь должен.
Нравится ситуация?
Настоящая веселуха. Особенно если кредит получился большой. В описанном случае был маленький - 250 с хвостиком. А еще в нескольких - по миллиону и выше. И везде такое впечатление, что банку ВТБ совершенно наплевать на все нормы безопасности и противодействия мошенничкам.
Другой читатель, пенсионер, за 10 лет обслуживания в этом банке ни одного кредита не взял, просто получал в нем пенсию - и тут, внезапно, "берет кредит" на миллион и аккуратными платежами по 150 и 100 тысяч с периодичностью в несколько минут переводит его какому-то гражданину Зильбершухеру на другом конце страны.
Служба безопасности, ау! Где у вас красная кнопка? Поломалась?
А когда с ними начинаешь переписываться - они тебе на голубом глазу сообщают: ничонезнаем, платите бабло, или подадим на вас в суд.
На нас в суд? Мы и сами на вас в суд подать можем, не проблема. Сейчас у меня конкретно по ВТБ по России 4 дела в производстве. Было 5, но в одном случае банк после получения искового просто закрыл человеку кредит - видимо, прикинули на месте шансы и решили не судиться.
Что очень радует - так это то, что наша полиция теперь гораздо чаще признаёт потерпевшим не человека, на которого кредит оформлен, а именно банк. Вот вам живые постановления из этого прекрасного ведомства:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Что нам это дает?
А нам это дает, как минимум, то, что ущерб у нас возмещается его причинителем, а ущерб от преступления, соответственно, преступником, и раз уж вы у нас, граждане банкиры, проходите потерпевшими от действий третьего лица - с него и взыскивайте, а вот этот договорчик, который оно, это самое третье лицо, с вами от лица вашего клиента благодаря дыркам в вашей системе безопасности заключило - засуньте себе в портмоне поглубже.
Понятное дело, что людям самим надо повнимательней быть и не вестись на мошеннические разводы. Но обычный человек, все-таки, не живет в постоянном ожидании того, что его могут кинуть. А вот банк обязан быть в полной боевой готовности круглосуточно.
Или пусть страдает материально.
А вам, дорогие мои, я очень сильно посоветую: если вы клиент ВТБ - будьте внимательны втройне. Моя личная статистика по этому банку, откровенно говоря, удручающая: у них в системе безопасности не просто дыра - там дырища.
Оно вам надо - в нее проваливаться?
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация