Требования от ФНС

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
27.689
Репутация
11.420
Реакции
61.002
RUB
50
Под конец года ФНС решила конкретно погрозить пальцем территориям, сначала на предмет законности вызовов, в том числе на всякие комиссии по легализации, о чем мы уже писали.


Следом пришло аналогичное по сути и форме письмо о законности содержания некоторых требований, которые попались ФНС на глаза.

Теперь ФНС с удивлением выясняет, что: (далее: ❌-удивление ФНС, ✅ - комментарий автора)

❌ В требованиях не всегда указано мероприятие налогового контроля, в рамках которого оно выставлено

✅ То, что форма требования, правовое обоснование и вид истребования зашиты в формы АИС Налог-3 - не, не слышали?


❌ Не указываются сведения, позволяющие идентифицировать истребуемые документы или конкретную сделку

✅ Очень субъективное суждение и узкий взгляд, ну да ладно.


❌ Выявлены вопиющие факты истребования документов, не имеющих отношения к предмету проверки

✅ Очень интересно, кто это определил и каким образом? По мнению автора почти любое мутное требование можно привязать к предмету проверки, креативно, но привязать.


❌ Истребуются документы, не подлежащие истребованию, а особенно по пункту 2 статьи 93.1 без указания конкретной сделки

✅ Интересно, а как ещё доставать инфу вне ВНП, в ходе предпроверки, отдельных камералок? Если дословно исполнять такие письма, то никак.


❌Направляются требования в рамках проверок и со ссылкой на них по истечении срока их проведения

✅ Ну проспали, увидели уже после завершения, с кем не бывает.

Такие же хулиганства характерны и для случаев направления поручений об истребовании.

Отмечено, что требование штука серьёзная, порождает последствия для лица, которому оно было направлено, вплоть до применения штрафных санкций, поэтому так хулиганить не надо.

Надо усилить и углубить контроль за недопущением таких ситуаций при направлении требований и вообще всем взять под козырёк.

По факту думаю, управления, не читая письмо, спустят его в инспекции, где его тоже прочитает от силы процентов 10 контрольщиков, которые уже после новогодних праздников забудут о его существовании.

Письмо без пометки ДСП, скоро думаю появится во всех правовых системах, поэтому на него вполне можно сослаться при ответах на мутные требования, взамен судебной практики, которую все равно никто не читает, письмо ФНС в ответе на требование и при попытке штрафовать за его неисполнение может хоть представители правового отдела откроют и что-то для себя почерпнут, но это не точно.

Реквизиты рассмотренного письма ФНС - от 23.12.2021 N СД-4-2/18103@.
 
Требования. Как на них реагировать?


Бесконечные требования налоговиков иногда просто бесят. Каждый квартал одно и то же. Как только сдали декларации, так полетели.

О них написано уже много постов, но тема актуальная и широкая, поэтому напомним, как отвечать адекватно, а когда можно и не отвечать. Конечно, если с умом.

Срок камерального контроля – 3 месяца. Если налоговики в него не уложились и прислали требование позже, можно его не исполнять. Но ответить обязательно.

- В течение пяти рабочих дней отправьте письмо, что если камеральная проверка не проведена в срок (ст. 88 НК), то следующая возможность будет только на выездной.
И не бойтесь, сейчас с ВНП всё строго, просто так не придут, нужны «железные» аргументы.

Ещё бывает, когда посторонняя ИФНС присылает требование о встречной проверке. Хорошо если вашего контрагента. Подобрали документы, отправили ответ и успокоились. Но иногда присылают вообще полный бред, какие-то неизвестные компании, о которых вы даже не слышали.

В любом случае отвечайте, иначе – штраф 5 000 рублей за первый раз и 20 000 рублей, если повторно. Оно вам надо?

Ежеквартально налоговая присылает одни и те же требования, как под копирку. Например, любимое многими, разница между выручкой в декларации по НДС и доходами в декларации по налогу на прибыль.

Но нужно отвечать. Один раз сделайте сравнительную таблицу по базам НДС и налогу на прибыль с пояснениями по каждому пункту. Потом останется лишь цифры менять каждый квартал. Много времени не отнимет, а инспектор будет доволен.

Не забывайте, что если требование пришло по камералке НДС, то за те же пять рабочих дней ответить нужно ещё и электронно по ТКС.

Ещё одна фишка налоговиков – требовать не только пояснения, но и документы к ним. Не ведитесь на это, тут они перегибают.

Мы уже писали, что, согласно п.7 ст. 88 НК, в рамках камералки требовать дополнительные материалы и пояснения нельзя. Но, если того не требует ст. 88 НК или если в кодексе не установлено, что документы надо представлять вместе с декларацией.

В этой же статье перечислены исключения, когда можно требовать и пояснения, и документы. Если хотят от вас это получить, значит, должны обосновать, почему компания попадает под эти самые исключения.

И вообще, есть всего три основания для запроса пояснений налоговиками:

- в декларации ошибка, противоречия или несоответствие;

- сдана уточненка в сторону уменьшения налога;

- в декларации убыток.

Если в требовании эти основания не указаны, смело пишите отказ от ответа или жалобу в вышестоящую инстанцию.

И последнее об уточнёнке. При камералке не должны требовать и пояснения, и уточнёнку. Только одно из двух. Но, от греха подальше, лучше отправить и то, и другое. Спокойнее будет. А они пусть изучают вашу писанину.
 
Ни для кого не секрет, что направление требований это самое популярное мероприятие налогового контроля.


А расширенное толкование налоговиками положений статьи 93.1 НК РФ, придает этому мероприятию бесконечное значение как по количеству требований, так и по объёму их содержания.

ЦА ФНС давно был обеспокоен беспрецедентным ростом количества истребуемых документов, при чем как в ходе проверок, так и за их рамками.

При этом и законностью огромное количество требований не блещет и кто-то пытается в срок ответить на десятки требований, кто-то отвечает дерзкими отписками, иногда получает штрафы, иногда не получает, идёт жаловаться и судиться, иногда отменяет решение налорга о привлечении к ответственности, иногда их признают законными.

В любом случае, завал требованиями частенько является способом и инструментом административного давления.

На минувшей неделе ФНС предприняла очередную попытку снизить давление по требованиям территорий о представлении документов и выпустила два письма об ограничении случаев истребования при КНП возмещения НДС и в ходе проведения предпроверочного анализа.

В ходе проверок обоснованности возмещения по 93.1 теперь не должны истребоваться документы:

1. По прослеживаемым товарам;

2. По вычетам от крупнейших налогоплательщиков на налоговом мониторинге;

3. При совокупности следующих условий:

✅ Декларация контрагента в АСК НДС-2 имеет низкий или средний уровень риска;

✅ У налогоплательщика отсутствует разрыв с контрагентом;

✅ У контрагента разрывы в декларации не превышают 5 процентов от общей суммы вычетов;

✅ По взаимоотношениям с контрагентом в течение 12 месяцев, предшествующих подаче декларации на возмещение НДС не установлено фактов занижения НДС к уплате в бюджет (перевожу - контрагент не должен быть техничкой, которую уже снимали с вычетов по предыдущим периодам);

✅ У контрагента отсутствует запись о недостоверности в ЕГРЮЛ;

✅ Проверяемый налогоплательщик не должен быть не уточнившимся выгодником по автоцепочкам, комментариям и сложным разрывам, а так же в ИАС КБ.

Кратко итог - для самих возмещенцев НДС ничего не меняется, все так же нужно иметь под рукой и представлять документы, подтверждающие вычеты по НДС, возможно, где-то чуть легче будет контрагентам возмещенцев, чуть отступит веерное и повальное истребование всех документов по всем цепочкам.

Что касается истребования в рамках проведения предпроверочного анализа, то в рамках этой работы поступил запрет истребования всякой хрени, типа отрицательной динамики суммы уплаченных налогов, причин снижения налоговой базы и прочей неинформативной ерунды, которую раньше надо было истребовать просто, ради того, чтобы ресурс ППА в АИС Налог-3 наполнить.

То есть валились требования, на которые требовались пространные пояснения.

Налогоплательщики пограмотнее смело посылали нал. органы в пешее эротическое путешествие, а налоговики шли, потому что по прошлым периодам все камералки давно закрыты, сообщение законно уже не направить, остаётся что? Правильно, валить всем требования по 93.1, истребуя не информацию по конкретным сделкам, а все подряд, чтобы хоть чем-то отчитаться и загрузить в АИС, в заключение ППА.

При этом именно ЦА ФНС понимал всю бесперспективность этой работы, все это проделывать заставляли именно управления, руководствуясь принципом "а вдруг чего завтра случится, а у нас документы не истребованы".

Этим самым бесполезной работой были завалены и инспекции и налогоплательщики.

ЦА ФНС настолько проникся этими утопическими затеями региональных управлений, что этим письмом поручил всем управлениям в течение 10 дней с получения этого письма отменить свои организационно-распорядительные по вопросу сплошного истребования документов и отчитаться об этом в ЦА.

То есть высшее руководство осознало всю бесполезность этой затеи, а руководству на местах было глубоко до фонаря кто, как и сколько истребует документов,главное красивые круглые цифры количества требований.

Резюме - всем должно стать полегче, теперь не надо истребовать все документы по всем цепочкам, чтобы просто доказать управлению, что налогоплательщик не верблюд
 
Сверху Снизу