Великий буддийский учитель Цонкапа, основатель школы Гелуг тибетского буддизма, в 1409м году решил заложить свой монастырь неподалёку от Лхасы и избрал место на горе Дрокри.
Монастырь получил название Гандэн, что на тибетском означает "тушита" - небеса, чистая обитель, где сейчас пребывает Майтрейя, будда будущего. В течение года были построены около 70 зданий, но главный зал закончили только к 1417му году.
К сожалению, во время "культурной революции" китайцы разрушили Гандэн почти до основания.
1.
2. Однако и по сей день потихоньку здания восстанавливают и отстраивают заново, главным образом, на частные средства. Когда мы приехали в Гандэн, несмотря на дождь рабочие трудились, возводя каркас нового здания.
3. Раньше в Гандэне проживали до 5 тысяч монахов. После разрушения в 1959м году все они покинули Гандэн, и монастырь вымер. По мере восстановления зданий китайское правительство разрешило 400 монахам вернуться в стены "чистой обители", сейчас здесь проживает около 500-600 монахов.
4. В большом зале для собраний каждый день проводятся службы, по центру зала - трон для Далай Ламы, на котором он уже, видимо, никогда сидеть не будет. Фотографирование внутри монастыря не приветствуется, в некоторых залах платное, да и в монастырях внутри мне очень редко хочется снимать.
5. Все статуи и фрески в Гандэне новые - старые были окончательно разрушены динамитом после сноса зданий.
6. Ступа с останками или реликвиями одного из настоятелей монастыря. Для тех, кто не знаком с буддийской традицией, скажу, что ступы не строят просто так. Внутрь ступы всегда заключают некий артефакт или реликвию, например, волос или зуб Будды, мощи учителя или святого и т.д.
7. В комнате с протекторами, божествами-защитниками, особенно бросается в глаза Ямантака, гневное воплощение бодхисаттвы мудрости Манджужри. У Ямантаки 9 голов, одна из них бычья (по ней и легко распознать божество), самая верхняя - голова Манджушри. Также у божества 16 ног и 34 руки. Здесь Ямантака изображен в союзе яб-юм со своей супругой Ваджраветали. Женщин при этом в комнату с протекторами никогда не пускают.
8. Стены украшают фрески с изображениями Цонкапы и его учеников, а также большого пантеона тибетских йидамов и божеств. У Гухьясамаджи шесть рук и три лица: синего, белого и красного цветов, символизирующие преобразование трёх ядов: привязанности (жадности), невежества (заблуждения) и гнева (ненависти). Тело у Гухьясамаджи тёмно-синего цвета, он изображен в соитии, яб-юм с супругой Спаршаваджра. Оба держат одни и те же символы: ваджру, лотос, колесо дхармы, колокольчик, меч и драгоценность, исполняющую желания.
9. Все книги в монастыре тоже новые, либо отпечатанные в своей недавно открытой типографии, либо доставленные из других монастырей, например, из Сэры.
10. И снова везде плавятся в чанах килограммы ячьего масла, приносимого паломниками.
11. В одном из залов снял монаха в процессе выполнения простираний. Как видите, для того чтобы удобнее было скользить руками по полу и уводить их за голову, он использовал небольшие кусочки ткани. Паломники в горах и на улицах используют перчатки и подкладки посерьёзнее и более износостойкие.
12. Главная святыня Гандэна - ступа-трум с остатками тела Цонкапы. По преданиям, когда Цонкапа умер, его тело приняло форму 16летнего подростка, в таком виде тело великого учителя и заключили в большую ступу. Когда во время "культурной революции" ступу разрушили, но внутри обнаружили нетленное тело в идеальном состоянии, а волосы и ногти медленно, но продолжали расти все эти долгие годы (Цонкапа умер в 1419м году). Китайские хунвейбины разрубили тело и приказали сжечь останки дотла, но монах, которого заставили нести мощи на костёр, смог сохранить несколько фрагментов черепа великого учителя. Эти кусочки черепа и находятся сейчас в заново построенной ступе. Перед ступой - статуи Цонкапы и двух его ближайших учеников, Гьелцаб Дже и Кедруб Дже.
13. В прошлый визит я ловил кадр с монахом, подливающим масло в лампадки, в этот раз тоже не устоял перед колоритной картинкой.
14. Вот такая у этого огромного монастыря трагичная история, хотя с первого взгляда подобное ощущение не появляется - больно органично и величественно смотрится Гандэн на склонах горы.
15 Несмотря на моросивший дождь мы решили обойти Кору вокруг Гандэна, по времени это занимает около часа. По пути можно увидеть и побывать в ретритной пещере Цонкапы.
16. Местами на тропе были растянуты молитвенные флажки, словно ставшие ещё более яркими на фоне густого серо-белого неба.
17. Кое-где лежали принесённые паломниками глиняные тса-тса. Внутрь обычно заключают прах или толчёные кости покойника после выполнения ритуала небесных похорон. Так что прикасаться вообще не советую.
18
19 Дождь то стихал, то усиливался, но абсолютно не напрягал. Всё-таки прогулка имела сакральный смысл, тут погодные неурядицы - не помеха.
20. В одном месте на тропе наш гид Джун показала расщелину между камнями, через которую надо пролезть. То ли проверка на хорошую карму, скорее всего, то ли исполнение желания.
Монастырь получил название Гандэн, что на тибетском означает "тушита" - небеса, чистая обитель, где сейчас пребывает Майтрейя, будда будущего. В течение года были построены около 70 зданий, но главный зал закончили только к 1417му году.
К сожалению, во время "культурной революции" китайцы разрушили Гандэн почти до основания.
1.
2. Однако и по сей день потихоньку здания восстанавливают и отстраивают заново, главным образом, на частные средства. Когда мы приехали в Гандэн, несмотря на дождь рабочие трудились, возводя каркас нового здания.
3. Раньше в Гандэне проживали до 5 тысяч монахов. После разрушения в 1959м году все они покинули Гандэн, и монастырь вымер. По мере восстановления зданий китайское правительство разрешило 400 монахам вернуться в стены "чистой обители", сейчас здесь проживает около 500-600 монахов.
4. В большом зале для собраний каждый день проводятся службы, по центру зала - трон для Далай Ламы, на котором он уже, видимо, никогда сидеть не будет. Фотографирование внутри монастыря не приветствуется, в некоторых залах платное, да и в монастырях внутри мне очень редко хочется снимать.
5. Все статуи и фрески в Гандэне новые - старые были окончательно разрушены динамитом после сноса зданий.
6. Ступа с останками или реликвиями одного из настоятелей монастыря. Для тех, кто не знаком с буддийской традицией, скажу, что ступы не строят просто так. Внутрь ступы всегда заключают некий артефакт или реликвию, например, волос или зуб Будды, мощи учителя или святого и т.д.
7. В комнате с протекторами, божествами-защитниками, особенно бросается в глаза Ямантака, гневное воплощение бодхисаттвы мудрости Манджужри. У Ямантаки 9 голов, одна из них бычья (по ней и легко распознать божество), самая верхняя - голова Манджушри. Также у божества 16 ног и 34 руки. Здесь Ямантака изображен в союзе яб-юм со своей супругой Ваджраветали. Женщин при этом в комнату с протекторами никогда не пускают.
8. Стены украшают фрески с изображениями Цонкапы и его учеников, а также большого пантеона тибетских йидамов и божеств. У Гухьясамаджи шесть рук и три лица: синего, белого и красного цветов, символизирующие преобразование трёх ядов: привязанности (жадности), невежества (заблуждения) и гнева (ненависти). Тело у Гухьясамаджи тёмно-синего цвета, он изображен в соитии, яб-юм с супругой Спаршаваджра. Оба держат одни и те же символы: ваджру, лотос, колесо дхармы, колокольчик, меч и драгоценность, исполняющую желания.
9. Все книги в монастыре тоже новые, либо отпечатанные в своей недавно открытой типографии, либо доставленные из других монастырей, например, из Сэры.
10. И снова везде плавятся в чанах килограммы ячьего масла, приносимого паломниками.
11. В одном из залов снял монаха в процессе выполнения простираний. Как видите, для того чтобы удобнее было скользить руками по полу и уводить их за голову, он использовал небольшие кусочки ткани. Паломники в горах и на улицах используют перчатки и подкладки посерьёзнее и более износостойкие.
12. Главная святыня Гандэна - ступа-трум с остатками тела Цонкапы. По преданиям, когда Цонкапа умер, его тело приняло форму 16летнего подростка, в таком виде тело великого учителя и заключили в большую ступу. Когда во время "культурной революции" ступу разрушили, но внутри обнаружили нетленное тело в идеальном состоянии, а волосы и ногти медленно, но продолжали расти все эти долгие годы (Цонкапа умер в 1419м году). Китайские хунвейбины разрубили тело и приказали сжечь останки дотла, но монах, которого заставили нести мощи на костёр, смог сохранить несколько фрагментов черепа великого учителя. Эти кусочки черепа и находятся сейчас в заново построенной ступе. Перед ступой - статуи Цонкапы и двух его ближайших учеников, Гьелцаб Дже и Кедруб Дже.
13. В прошлый визит я ловил кадр с монахом, подливающим масло в лампадки, в этот раз тоже не устоял перед колоритной картинкой.
14. Вот такая у этого огромного монастыря трагичная история, хотя с первого взгляда подобное ощущение не появляется - больно органично и величественно смотрится Гандэн на склонах горы.
15 Несмотря на моросивший дождь мы решили обойти Кору вокруг Гандэна, по времени это занимает около часа. По пути можно увидеть и побывать в ретритной пещере Цонкапы.
16. Местами на тропе были растянуты молитвенные флажки, словно ставшие ещё более яркими на фоне густого серо-белого неба.
17. Кое-где лежали принесённые паломниками глиняные тса-тса. Внутрь обычно заключают прах или толчёные кости покойника после выполнения ритуала небесных похорон. Так что прикасаться вообще не советую.
18
19 Дождь то стихал, то усиливался, но абсолютно не напрягал. Всё-таки прогулка имела сакральный смысл, тут погодные неурядицы - не помеха.
20. В одном месте на тропе наш гид Джун показала расщелину между камнями, через которую надо пролезть. То ли проверка на хорошую карму, скорее всего, то ли исполнение желания.