Вслед за Google и Facebook* свою версию замены сторонним cookies представила Mozilla: разбираемся, как работает технология Privacy-preserving attribution.
В июле 2024 года Mozilla вместе с
Это довольно быстро привлекло внимание поборников онлайн-приватности и привело к появлению в новостях заголовков вроде «Теперь и Mozilla начинает продавать данные пользователей». Шумиха поднялась настолько серьезная, что техническому директору Firefox Бобби Холли пришлось объясняться с пользователями Reddit, что же на самом деле Mozilla сделала и зачем.
Самое время разобраться более подробно, в чем суть технологии Privacy-preserving attribution, зачем она вообще нужна и почему в Mozilla решили представить ее именно сейчас.
В качестве замены сторонних cookies некоторое время назад Google представила собственную разработку под названием
Другой крупнейший игрок индустрии цифровой рекламы, компания Meta*, которая также полагается на сторонние куки, придумала собственный вариант слежки за пользователями. Это так называемая
Что в итоге получается: в результате отключения поддержки сторонних cookies преимущество получают те участники рынка интернет-рекламы, у которых есть какое-либо крупное, полностью контролируемое ими цифровое пространство: самые популярные в мире браузер и ОС в случае Google, самая популярная соцсеть в случае Meta**. Более мелкие игроки при этом оказываются в зависимом положении.
При этом данные пользователей все равно продолжают собирать в промышленных масштабах. И делают это все те же компании, к которым обычно и предъявляют основные претензии с точки зрения нарушения приватности, — Google и Facebook*.
Возникает вопрос: а нельзя ли разработать какой-то механизм, который одновременно позволит рекламодателям отслеживать эффективность рекламы и при этом не предполагает массовый сбор данных пользователей? Ответом именно на этот вопрос и является технология Privacy-preserving attribution.
Далее вы ссыпаете монеты из копилок в одну кучу, пересчитываете и делите на количество пользователей. В результате вы получаете искомое значение среднего возраста пользователей. При этом если хотя бы одна из копилок работает честно (то есть никому не рассказывает о том, что в нее попадает), то невозможно установить, сколько именно монеток разложил по копилкам отдельно взятый пользователь.
Основные этапы обработки информации системой Prio
Поверх этого базового механизма в Prio положено много криптографии, защищающей информацию от перехвата и позволяющей обеспечить достоверность полученных данных. Она не дает пользователям ради той или иной выгоды подсовывать в систему ответы, которые могут испортить общее значение. Однако основная идея — в использовании двух и более агрегаторов, собирающих случайные доли необходимой информации.
У алгоритмов Prio есть еще одна важная особенность: они позволяют обеспечить гораздо более высокую производительность системы по сравнению с прежними подходами надежного анонимизированного сбора данных — в 50–100 раз, по утверждению авторов работы.
Далее, в феврале 2022, Mozilla
В мае 2022 года был
Параллельно с работой над протоколом в ISRG занимались созданием основанной на DAP системы сбора анонимизированной статистики — этот проект получил название
Схематичное объяснение основного принципа работы протокола DAP
Наконец, в октябре 2023 года
Механизм ее работы в общих чертах таков:
При этом любые разговоры о том, что следует как-то ограничить слежку за действиями пользователей, наталкиваются на протесты со стороны рекламщиков. Их аргументация состоит в том, что без сбора данных они лишаются инструмента для оценки эффективности интернет-рекламы.
Собственно, технология Privacy-preserving attribution является экспериментальным примером такого инструмента, который позволяет получать необходимую рекламщикам обратную связь, не собирая и не храня при этом информацию обо всем, что происходило с пользователями.
Если эксперимент покажет, что эта технология способна удовлетворить нужды рекламщиков, то у защитников приватности появится серьезный аргумент, который в дальнейшем можно использовать в разговорах с регуляторами и законотворцами. Грубо говоря, это докажет, что без тотальной слежки в Интернете действительно можно обходиться, поэтому ее следует ограничить законодательно.
Стоит иметь в виду, что отказ от «отказа от cookies» не означает конец Google Ad Topics — в компании собираются продолжить данный эксперимент. Так что рекомендую эту штуку тоже отключить: вот
А если вы пользуетесь мобильным приложением Facebook, то заодно стоит отключить и «Историю ссылок» по
Также для блокировки рекламных трекеров (далеко не все из которых используют cookies) можно и нужно использовать функцию «Защита от сбора данных».
Наконец, мы рекомендуем использовать наш бесплатный сервис Privacy checker, в котором мы собрали инструкции по настройке приватности для наиболее распространенных приложений, сервисов и соцсетей под разные ОС.
Что касается Privacy-preserving attribution, то эта технология выглядит весьма полезной. Если вы считаете иначе,
В июле 2024 года Mozilla вместе с
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
своего браузера Firefox представила технологию, которая называется Privacy-preserving attribution (атрибуция с сохранением приватности) и предназначена для отслеживания эффективности интернет-рекламы. Она включена по умолчанию в Firefox 128.Это довольно быстро привлекло внимание поборников онлайн-приватности и привело к появлению в новостях заголовков вроде «Теперь и Mozilla начинает продавать данные пользователей». Шумиха поднялась настолько серьезная, что техническому директору Firefox Бобби Холли пришлось объясняться с пользователями Reddit, что же на самом деле Mozilla сделала и зачем.
Самое время разобраться более подробно, в чем суть технологии Privacy-preserving attribution, зачем она вообще нужна и почему в Mozilla решили представить ее именно сейчас.
Google Ad Topics и «История ссылок» в Facebook*
Начну с предыстории. Как вы, возможно, помните, разработчики самого популярного в мире браузера — Google Chrome — еще с 2019 года вынашивают планы по полному отключению поддержки сторонних cookies.Эта технология уже третье десятилетие повсеместно используется для отслеживания действий пользователей в Интернете. Так что, с одной стороны, она является основой индустрии онлайн-рекламы, а с другой — главным инструментом нарушения приватности пользователей.
В качестве замены сторонних cookies некоторое время назад Google представила собственную разработку под названием
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. В рамках этой технологии отслеживание пользователя происходит на основе истории браузера Chrome и истории взаимодействия пользователя с приложениями в Android. Предполагалось, что благодаря внедрению Ad Topics поддержку сторонних cookies в браузере отключат уже во второй половине 2024 года.Другой крупнейший игрок индустрии цифровой рекламы, компания Meta*, которая также полагается на сторонние куки, придумала собственный вариант слежки за пользователями. Это так называемая
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
: все внешние ссылки в мобильных приложениях Facebook теперь открываются во встроенном в приложение браузере, где компания все еще может следить за действиями пользователя.Что в итоге получается: в результате отключения поддержки сторонних cookies преимущество получают те участники рынка интернет-рекламы, у которых есть какое-либо крупное, полностью контролируемое ими цифровое пространство: самые популярные в мире браузер и ОС в случае Google, самая популярная соцсеть в случае Meta**. Более мелкие игроки при этом оказываются в зависимом положении.
При этом данные пользователей все равно продолжают собирать в промышленных масштабах. И делают это все те же компании, к которым обычно и предъявляют основные претензии с точки зрения нарушения приватности, — Google и Facebook*.
Возникает вопрос: а нельзя ли разработать какой-то механизм, который одновременно позволит рекламодателям отслеживать эффективность рекламы и при этом не предполагает массовый сбор данных пользователей? Ответом именно на этот вопрос и является технология Privacy-preserving attribution.
Система приватного агрегирования Prio
Чтобы лучше понять историю этой технологии, придется начать немного издалека. В 2017 году криптографы Генри Корреган-Гиббс и Дэн Боне из Стэнфордского университета представили
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. В ней они описали ориентированную на приватность систему сбора агрегированной статистики, которую они назвали Prio.Если очень сильно упростить, то в основе Prio лежит следующий механизм. Допустим, вас интересует средний возраст некоторого количества пользователей, но вы хотите сохранить их приватность. Вы ставите две (или более) копилки и просите каждого из пользователей отсчитать соответствующее их возрасту количество монеток и, никому не показывая, случайным образом разложить эти монетки по разным копилкам.
Далее вы ссыпаете монеты из копилок в одну кучу, пересчитываете и делите на количество пользователей. В результате вы получаете искомое значение среднего возраста пользователей. При этом если хотя бы одна из копилок работает честно (то есть никому не рассказывает о том, что в нее попадает), то невозможно установить, сколько именно монеток разложил по копилкам отдельно взятый пользователь.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Основные этапы обработки информации системой Prio
Поверх этого базового механизма в Prio положено много криптографии, защищающей информацию от перехвата и позволяющей обеспечить достоверность полученных данных. Она не дает пользователям ради той или иной выгоды подсовывать в систему ответы, которые могут испортить общее значение. Однако основная идея — в использовании двух и более агрегаторов, собирающих случайные доли необходимой информации.
У алгоритмов Prio есть еще одна важная особенность: они позволяют обеспечить гораздо более высокую производительность системы по сравнению с прежними подходами надежного анонимизированного сбора данных — в 50–100 раз, по утверждению авторов работы.
Протокол DAP — Distributed Aggregation Protocol
В Mozilla заинтересовались Prio еще в 2018 году. Первым результатом этого интереса стала
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Firefox Origin Telemetry, основанной на Prio. Примечательно, что данная система была предназначена для приватного сбора телеметрии об эффективности борьбы браузера с рекламными трекерами.Далее, в феврале 2022, Mozilla
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
разработанную совместно с Meta** технологию IPA (Interoperable private attribution), которая, судя по всему, в итоге и стала прообразом PPA, Privacy-preserving attribution.В мае 2022 года был
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
нулевой драфт основанного на Prio протокола DAP, Distributed Aggregation Protocol. Авторами этого драфта стали представители некоммерческих организаций Mozilla и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, хорошо известной по проекту Let’s Encrypt, демократизировавшему использование HTTPS, а также двое сотрудников Cloudflare.Параллельно с работой над протоколом в ISRG занимались созданием основанной на DAP системы сбора анонимизированной статистики — этот проект получил название
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Данная система в первую очередь предназначена для сбора различной технической телеметрии, которая необходима для улучшения работы сайтов, — например, времени загрузки страницы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Схематичное объяснение основного принципа работы протокола DAP
Наконец, в октябре 2023 года
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
анонсировали, что они ведут совместную работу над внедрением протокола DAP в браузер Firefox. В рамках этой работы была создана система из двух агрегаторов, один из которых работает на стороне Mozilla, а второй — на стороне Divvi Up.Как работает технология Privacy-preserving attribution (PPA)
Именно последняя система, совместно созданная Divvi Up и Mozilla, в итоге и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
технологией Privacy-preserving attribution на данный момент. Пока это всего лишь эксперимент, в котором участвует ограниченное количество сайтов.Механизм ее работы в общих чертах таков:
- Веб-сайт просит браузер запомнить, что произошел успешный показ определенной рекламы.
- В случае если пользователь совершает некие действия, которые сайт считает полезными (например, покупает товар), то сайт просит браузер рассказать ему, видел ли данный пользователь рекламу.
- Браузер ничего не рассказывает сайту, а отправляет информацию с помощью протокола DAP на серверы агрегирования.
- Все подобные отчеты накапливаются в агрегаторах, а сайту периодически отправляется сводка.
Зачем нужна технология Privacy-preserving attribution (PPA)
В ходе упомянутой в начале этого поста
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
технический директор Firefox объяснил, чего они хотели добиться, представляя Privacy-preserving attribution вместе с новой версией своего браузера.Точка зрения Mozilla примерно следующая. Онлайн-реклама, как минимум на данном этапе развития Интернета, является неизбежным злом. И в целом понятно желание рекламодателей иметь возможность измерять ее эффективность. Однако инструменты, которые используются для этого сейчас, совершенно не считаются с приватностью пользователей.
При этом любые разговоры о том, что следует как-то ограничить слежку за действиями пользователей, наталкиваются на протесты со стороны рекламщиков. Их аргументация состоит в том, что без сбора данных они лишаются инструмента для оценки эффективности интернет-рекламы.
Собственно, технология Privacy-preserving attribution является экспериментальным примером такого инструмента, который позволяет получать необходимую рекламщикам обратную связь, не собирая и не храня при этом информацию обо всем, что происходило с пользователями.
Если эксперимент покажет, что эта технология способна удовлетворить нужды рекламщиков, то у защитников приватности появится серьезный аргумент, который в дальнейшем можно использовать в разговорах с регуляторами и законотворцами. Грубо говоря, это докажет, что без тотальной слежки в Интернете действительно можно обходиться, поэтому ее следует ограничить законодательно.
Отключите сторонние cookies прямо сейчас
Так уж совпало, что почти сразу после шумихи вокруг новой технологии Mozilla в Google
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
о полном отказе от своих планов по отключению сторонних cookies. Похоже, эти нехорошие куки с нами еще надолго — и это немного напоминает те трудности, которые испытывает Microsoft с захоронением своего Internet Explorer.Хорошая новость в том, что, в отличие от Internet Explorer, который действительно сложно выкорчевать из Windows, со сторонними cookies каждый пользователь может справиться самостоятельно. Все современные браузеры позволяют легко их отключить — у нас естьДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация.
Стоит иметь в виду, что отказ от «отказа от cookies» не означает конец Google Ad Topics — в компании собираются продолжить данный эксперимент. Так что рекомендую эту штуку тоже отключить: вот
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
подробно описано, как это делается в Chrome и Android.А если вы пользуетесь мобильным приложением Facebook, то заодно стоит отключить и «Историю ссылок» по
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Также для блокировки рекламных трекеров (далеко не все из которых используют cookies) можно и нужно использовать функцию «Защита от сбора данных».
Наконец, мы рекомендуем использовать наш бесплатный сервис Privacy checker, в котором мы собрали инструкции по настройке приватности для наиболее распространенных приложений, сервисов и соцсетей под разные ОС.
Что касается Privacy-preserving attribution, то эта технология выглядит весьма полезной. Если вы считаете иначе,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
есть несложная инструкция, как ее отключить в Firefox. Но лично я предпочту поддержать развитие данной технологии, поэтому не собираюсь выключать ее в своем браузере.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация