Квартальная отчетность Tesla оказалась гораздо хуже, чем ожидали аналитики. По словам финдиректора Tesla, начало 2019 года стало одним из самых сложных отрезков в истории компании
В первом квартале Tesla снова оказалась в красной зоне после прибыльного второго полугодия 2018 года из-за ухудшившихся показателей ее электромобилей. Компания сообщила о гораздо больших убытках, чем ожидали аналитики. Запас наличных средств тоже пострадал из-за выплат по конвертируемому займу и уменьшился на $1,5 млрд.
Всего через два дня после того, как гендиректор компании Илон Маск с гордостью рассказал о новом автономном компьютере Tesla и других технических достижениях, эксцентричный миллиардер опубликовал неважные результаты, обещая, однако, значительный рост объемов поставок и производства в следующих кварталах. Согласно стандартам GAAP, в этом квартале Tesla потеряла $702 млн, убыток на акцию составил $4,10. По сравнению с первым кварталом прошлого года ситуация изменилась мало.
«Это один из самых сложных кварталов в истории компании на моей памяти», — сказал на конференц-коле с аналитиками новый финансовый директор Tesla Захари Киркхорн. В числе основных проблем — начало поставок электроседанов Model 3 в Китай и Европу, что потребовало больше времени, чем планировалось. Тем не менее объемы поставок в апреле «могут оказаться крупнейшими» в истории компании.
Компания со штаб-квартирой в Пало-Альто, штат Калифорния, сейчас переживает критический период своего короткого существования в качестве автопроизводителя, поскольку пытается отойти от статуса нишевого производителя люксовых автомобилей на батареях, слишком дорогих для массового потребителя. Она отчаянно пыталась выполнить давнее обещание Маска выпустить Model 3 за $35 000, которая была наконец выставлена на продажу в начале этого года, но быстро снята с сайта Tesla и переведена в статус специального заказа. Производство чуть более дорогостоящего кроссовера Model Y начнется в следующем году (хотя Маск говорит, что еще не решено, где его собирать). Тогда же начнут собирать электрический грузовик Tesla. Главным вызовом для компании остается сохранение прежнего уровня расходов на материалы и производство при увеличении объема выпуска и качества продукции.
Потери Tesla на акцию равняются $2,90 (non-GAAP), в четыре раза выше ожидаемых убытков в 69 центов, согласно консенсус-прогнозу аналитиков. Это в сравнении с потерями в размере $3,35 (non-GAAP) в первом квартале прошлого года. Квартальная выручка, полученная преимущественно от поставки 63 000 автомобилей Model 3, X SUV и S-седанов, составила $4,5 млрд, хотя аналитики предсказывали $5,4 млрд.
«Все ожидали, что в первом квартале Tesla понесет убытки, но никто не ожидал таких масштабов, — говорит Карл Брауер, издатель Kelley Blue Book и Autotrader. — Интересно, что у этого нет единственной ключевой причины».
В начале этого месяца Tesla сообщила, что объем поставок снизился почти на треть по сравнению с предыдущим кварталом. Это вызвало беспокойство на тему того, что спрос на стильные электромобили, по крайней мере среди американских покупателей, снижается.
«Заслуга Tesla в том, что она заставила всех говорить об электромобилях, но все указывает на снижение популярности бренда, — сказала Джессика Калдвелл, исполнительный директор подразделения отраслевого анализа в Edmunds. – Tesla может гордиться тем, что Model 3 стала самым востребованным люксовым автомобилем в США, однако, по оценкам Edmunds, большая часть машин, произведенных Tesla в первом квартале, была отправлена на зарубежные рынки, а это значит, что спрос внутри страны сокращается».
Запас денежных средств и их эквивалентов снизился до $2,2 млрд из-за выплат по займу на $920 млн и затрат, связанных с большим количество автомобилей, находящихся в процессе доставки покупателям. В отличие от традиционных автопроизводителей, которые продают свои машины дилерам, Tesla не может считать свои автомобили проданными, пока они не были получены покупателями. Это стало особенно критично в 2019 году в ситуации с автомобилями Model 3, отправленными в Китай.
Маск подтвердил, что в 2019 году Tesla намеревается произвести от 360 000 до 400 000 автомобилей. Если предположить, что завод Gigaplant в Шанхае действительно запустят, в чем эксперты отрасли сомневаются, «нам с большой вероятностью удастся произвести более 500 000 автомобилей по всему миру за 12 месяцев до 30 июня 2020 года», сообщила компания.
Строительство нового завода в Китае, первого завода Tesla на этом чрезвычайно важном рынке, началось в январе, и Маск настаивает на его открытии через 11 месяцев. «Похоже, к концу года мы сможем достичь объема производства, скажем, более тысячи машин в неделю, может быть, две тысячи от Giga в Шанхае, — сообщил он аналитикам. — Так ситуация выглядит сейчас. В крайнем случае цель будет достигнута ненамного позже».
Тем временем Маск и Комиссия по ценным бумагам и биржам 25 апреля должны уведомить федерального судью в Нью-Йорке, удалось ли им достичь согласия в споре, связанном с использованием Маском своего блога в Twitter для обсуждения существенной информации о компании.
Результаты были опубликованы через два дня после конференции Маска Autonomy Day, где миллиардер имел возможность поразить гостей и десятки тысяч онлайн-зрителей своими планами по выведению миллиона беспилотных автомобилей Tesla на дороги к следующему году, в идеале в рамках сервиса для поиска такси, разработанного компанией. Аналитики сомневаются, что это произойдет в названные Маском сроки, даже если предположить, что все технические проблемы уже решены.
«Планы по созданию роботакси Tesla Network кажутся совсем сырыми, причем компания то ли не нашла ответы, то ли вообще не задумывалась о простейших вопросах вроде ценообразования, страхования или регуляторных и юридических требований», — заявил Джеффри Осборн, аналитик рынка акций в Cowen. Он поставил акциям Tesla рейтинг «Хуже рынка».
Цена на акции Tesla упала на 2%, до $258,66, перед выпуском отчета о выручке и в общей сложности снизилась на 15% за этот год.