
Так снаружи выглядит арт-галерея Amos Rex в Хельсинки. Этот объект — один из многих в подземном городе.
Системы скрытых подземных проходов или тоннелей построена во многих городах мира. Однако цели создания подобных сооружений могут быть совершенно разными
Лион — одна из столиц французского Сопротивления во времена Второй мировой войны. Особенно хорошо у французов получалось скрываться от врагов, забегая вроде бы в заурядную лавку. Дверь захлопывалась, и немецкий преследователь оставался ждать, не зная, что его оппонент юркнул в какой-то из знаменитых коридоров под названием «трабуль» (traboule) и теперь выйдет на поверхность на другой улице совсем в иной части города. Такие коридоры, прорытые сквозь подвалы и жилые дома средневековой застройки, позволяли горожанам быстро перемещаться между улицами, не привлекая к себе внимания.
Система скрытых подземных проходов или тоннелей построена во многих городах мира. Однако цели создания подобных сооружений могут быть совершенно разными.
Спастись от холода
Underground City (Монреаль, Канада)В канадском Монреале 32 км подземных пространств объединяют высотки офисов, 2000 магазинов, жилые комплексы, отели, четыре университета, кафедральный собор и 10 станций метро. «Подземный город», или RESO, занимает 12 кв. км, ежедневно его посещает более полумиллиона человек.
Основное назначение подземного города — защитить жителей от долгих холодных и снежных зим. Начало лабиринту положил в 1962 году известный канадский урбанист Винсент Понте, спроектировавший небоскреб с подземным торговым центром на площади Виль Мари. Постепенно, десятилетие за десятилетием, пешеходные тоннели связывали все новые районы города и станции метро. Работает RESO так же, как и метро, с шести утра до часу ночи.

Подземный город в Монреале работает в те же часы, что и метро. В 1970-е метро финансировалось на деньги от аренды площадей.
Собственниками и арендаторами являются частные компании. Они обязаны поддерживать температуру, обеспечивать вентиляцию и доступ пешеходов во все время доступности подземного города. Но пятисоттысячный трафик покрывает все эти расходы. В последнее время муниципалитет сдерживает дальнейшую экспансию подземного города, опасаясь за магазины и рестораны, расположенные на городских наземных улицах.
Спастись от войны
Подземный город (Хельсинки, Финляндия)Под улицами тихой столицы Финляндии скрыта разветвленная сеть из 5000 бомбоубежищ и бункеров, они могут вместить 900 000 человек (население Хельсинки — чуть менее 700 000) и выдержать взрыв ядерной бомбы. Прорубать укрытия в граните, на котором стоит город, начали во время холодной войны. Держась внеблокового статуса, Финляндия все же хотела иметь возможность защитить себя, поэтому в 1960-х и 1970-х годах закапывалась в землю.
Коридоры подземного города укреплены армированным бетоном, туда проведены вентиляция, канализация, есть запасы еды и воды, оборудованы места для сна.
Но и в мирное время эти титанические сооружения не пустуют: под землей находятся бассейны, хоккейные ринги, торговые центры. В планах у Финляндии — расширять нижний город дальше, оборудовать там дата-центры и даже разбить подземный парк.
Получить больше места
СингапурСингапур входит в десятку городов с самой высокой плотностью населения, поэтому подземное пространство здесь используют активно. Железная дорога, шоссе, пешеходные пути, канализация и станция очистки воды — все это спрятано глубоко под землей.
Первая ветка подземной железной дороги заработала в 1987 году, сегодня по насыщенности железнодорожным транспортом Сингапур уступает только Токио и обгоняет Лондон. Под землей скрыто порядка 10% улично-дорожной сети. Еще там расположены гигантские хранилища, способные вместить 1,47 млн куб. м нефти и нефтепродуктов.

В Сингапуре глубоко под землей строятся не только резервуары с нефтью и водой, но и транспортные развязки, склады и коммерческая недвижимость.
Финансируют строительство власти, привлекая к некоторым сегментам частный капитал. Они же сейчас разрабатывают масштабную 3D-модель для удобства проектирования и управления. В соответствии с градостроительным планом, к 2030 году под землей должны находиться 17% офисных и промышленных помещений и 13% всей транспортной инфраструктуры.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация