Тайны камерального контроля.

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.008
Репутация
11.595
Реакции
61.851
RUB
50
Не редко общение налоговых органов с налогоплательщиками посредством требований, напоминает поведение гопников в подворотне. В зависимости от настроения могут лишить кошелька, а могут и шапку-шубу-сумку потребовать.

Поведение иных инспекторов – хорошая иллюстрация того, что необходимо более глубоко знать свои права и обязанности при осуществлении налоговым органом мероприятий налогового контроля. И что немаловажно, права и обязанности самих налоговиков.

Итак, при подготовке ответа на запрос или требование налоговой службы необходимо знать границы действий налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки. Потому, что полномочия налоговых органов не абсолютны, а должны иметь правовые основания.

Необходимо запомнить, что Налоговым Кодексом при проведении налоговой проверки установлены основания, предметный состав и порядок истребования документов (информации) и пояснений.

✔ По статье 88 НК РФ установлен закрытый перечень оснований для истребования пояснений, документов (информации), а предметный состав запрашиваемых сведений и документов (информации) конкретизирован

✔ По статьям 93 и 93.1 порядок истребования сведений и документов (информации) налоговым органом в зависимости от формы контроля, вида налоговой проверки, статуса налогоплательщика при проверке в пределах срока и вне срока ее проведения.

При реализации своих полномочий по истребованию документов и информации налоговые органы обязаны использовать типовые документы согласно приказов ФНС РФ от 07.11.2018 № 628@, от 27.08.2020 № 609 и соблюдать правила их заполнения. Для тех инспекторов, которые творчески подходят к правилам, закрепленным в Налоговом кодексе, напоминаем:
✅ «Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах» пп.1 п.1 ст.31 НК РФ
✅ «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции» абз.2 п.1 ст.82.НК РФ

Для того, что бы разобраться в сущности статей 93 и 93.1 необходимо сократить их до смысла в разрезе вопросов: Кто (1), При каких обстоятельствах (2), Что делает (3), В отношении какого лица (4), Что истребует (5), Характеризующие признаки (6).

? Ст. 93 НК РФ: Должностное лицо налогового органа (1), проводящее проверку (2), вправе истребовать (3), у проверяемого лица (4), документы (5), необходимые для проверки (6).

? П. 1 ст. 93.1 НК РФ: Должностное лицо налогового органа (1) проводящее налоговую проверку или рассматривающее материалы проверки (2), вправе истребовать (3), у контрагента или иных лиц, располагающих документами (4), эти документы (информацию) (5), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (6)

- Согласно п. 2 ст. 93.1: Должностное лицо налогового органа (1) если вне рамок камеральной проверки возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) (2) вправе истребовать (3) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (4) документов (информации) относительно конкретной сделки (5)

На какие моменты необходимо обратить внимание при истребовании документов согласно п. 1 ст. 93.1 (разбиралось неделей ранее)? То, что документы должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика. К примеру, ваше штатное расписание (особенно если хотят его с телефонами сотрудников) касается деятельности вашего контрагента так же как химический состав Луны. То есть никак. Нам в помощь есть Постановление ВС на эту тему.

- При получении требования согласно п.2 ст. 93.1 НК РФ обращаем внимание на то, что истребование документов должно осуществлять относительно конкретной сделки. Необходимо учитывать, что если есть ИНН контрагента и период, за который запрашивают документы, то суды считают, что сделка идентифицирована. Отказать бесплатно в таком случае не получится.

? У нас остается только вариант, что практически ни один запрос по п. 2 ст. 93.1 НК РФ не содержит обоснования необходимости получения документов. Но этот аргумент достаточно неоднозначный для категоричного отказа представить документы, и может использоваться только как соломинка, за которую хватается утопающий.

❇ Следует заметить, что если запрос на представление документов отправляет инспекция контрагента, то он направляется в вашу налоговую в виде об истребовании документов (информации). На данное поручение обязательно должна быть ссылка в требовании и копия должна быть направлена вам вместе с поручением (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Без этой копии требование незаконно.

?Немаловажным вопросом, который часто задают наши подписчики, является вопрос о полномочиях налогового органа, который вправе проводить налоговую проверку. Для этого нам нужно рассмотреть совокупность трех статей Налогового Кодекса. Пунктом 1 статьи 83 установлено, где происходит постановка на учет налогоплательщиков:

? по месту нахождения организации
? месту нахождения её обособленных подразделений
? месту жительства физического лица
? по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств
? иным основаниям, предусмотренным НК РФ

В ст. 82 установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: налоговых проверок (другие основания нас сейчас не интересуют). Ну а в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

То есть получается, что если согласно ст. 88 НК РФ «КНП проводится по месту нахождения НО на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком уполномоченными должностными лицами НО в соответствии с их служебными обязанностями». То есть камеральную проверку может проводить только тот налоговый орган, в который вы подали свою декларацию или расчет.

- Надо признать, что есть случаи проведения камеральных проверок другими территориальными подразделениями. А так же есть негативный для налогоплательщиков прецедент по непредставлению документов по такой проверке. Так, что если вы обратили внимание, что вашего контрагента из Москвы камералит Сахалин и в связи с этим шлет вам требование о представлении документов, то ответ «да пошли вы читать Налоговый Кодекс» может иметь последствия.
 
Часть: 2

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано (п. 5 ст. 88 НК РФ):
✔ рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы
✔ если установит факт совершения налогового правонарушения, составить акт проверки в порядке ст. 100 НК РФ

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку вправе (ст. 93 НК РФ):

✔ истребовать документы (п. 1)
✔ ознакомиться с подлинниками документов (п. 2)

- Разберемся, когда должностное лицо имеет право истребовать документы у контрагентов и иных лиц, либо информацию о конкретных сделках. Все это описано в статье 93.1 НК РФ:

✅ проводящее налоговую проверку относительно деятельности налогоплательщика
✅ при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля
✅ проводящее налоговый мониторинг (с 01.07.2021)
✅ если вне рамок проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость
✅ при проверке иностранной организации с согласия ФНС

- Данное истребование происходит в порядке, обусловленном п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ. То есть налоговый орган, который действует в рамках полномочий, которые мы только что рассмотрели, направляет в налоговую инспекцию по месту учета лица, у которого он хочет истребовать документы (информацию), Поручение. А вот уже налоговая по месту учета, выставляет требование, не забыв приложить к нему копию поручения.

Рассмотрим самый проблематичный налог, в рамках камеральной проверки которого в настоящее время у налогоплательщиков возникает больше всего проблем: НДС.

Объектом проверки является каждая актуальная декларация по НДС.

Цель контроля:

✔проверить правомерность применения: налогового вычета при возмещении НДС; ставки «0»; льготы
✔ противоречия и несоответствия между сведениями

Вид проверки:

- Без истребования документов (п. 3 ст. 88 НК РФ)
- С истребованием документов (п. 6, 8, 8.1, 8.3, 8.5, 8.7 , 8.9 ст.88 НК РФ). ‼Закрытый перечень

Срок проведения проверки 2 месяца с даты представления декларации. Возможно продление срока по решению территориального налогового органа в случае установления признаков возможного нарушения законодательства о налогах и сборах

Итак, какие же есть основания истребовать документы у налогового органа? Что содержат данные пункты?

?пункт 6 - заявлены льготы по статье 149 НК РФ
?пункт 8 - заявлена сумма НДС к возмещению (проверка порядка применения налоговых вычетов ст.172 НК РФ)
?пункт 8.1 - выявлены противоречия и несоответствия между сведениями об операциях, содержащимися в налоговых декларациях по НДС налогоплательщиков (прямые разрывы)
?пункт 8.3 - представлена уточненная декларация по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи, в которой сумма налога уменьшена
?пункт 8.5 - у иностранной организации о месте оказания услуг, указанных в п.1 статьи 174.2, на территории РФ
?пункт 8.7 - заявлены вычеты, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 171
?пункт 8.9 – несоответствия операции с прослеживаемым товаром (с 01.07.2021)
 
Предметный состав пояснений, документов и информации, которые вправе требовать налоговые органы в соответствии с отдельными пунктами Налогового Кодекса при проведении камеральных проверок.


? Основание:
п.3 ст. 88 НК «выявлены ошибки, несоответствия, противоречия в сведениях налогоплательщиков»
Требование: «представить пояснения или исправить ошибки»
Дополнительно: «налогоплательщик ВПРАВЕ представить документы, подтверждающие достоверность данных» (п. 4 ст. 88 НК РФ)
Комментарий: для истребования пояснений обязаны указать, какие именно ошибки и противоречия выявлены. Документы истребовать не вправе.

?Основание: абз. 2 п. 3 ст.88 НК «представлена уточненная декларация, где уменьшена сумма налога к уплате»
Требование: «представить пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей в декларации»
Дополнительно: п.4 ст. 88 НК РФ
Комментарий: требование о представлении пояснений выставляется ТОЛЬКО при уменьшении платежей в бюджет. Документы истребовать не вправе.

?Основание: абз. 3 п. 3 ст.88 НК «представлена декларация (расчет) по налогу на прибыль с убытком»
Требование: «представить необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка».
Дополнительно: п.4 ст. 88 НК РФ
Комментарий: документы ТРЕБОВАТЬ не вправе

?Основание: п.6 ст. 88 НК «применение льготы»
Требование: «пояснение об операциях (имуществе) по которым применены льготы, либо истребовать подтверждающие документы»
Комментарий: налогоплательщики с 01 июля 2021 вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов. Истребованные документы должны подтверждать использование льготы.

?Основание: п. 8 ст. 88 «подана декларация по НДС с суммой к возмещению»
Требование: «документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК правомерность применения налоговых вычетов»
Комментарий: вправе затребовать только те документы, которые поименованы в ст. 172 НК. По факту, для отсутствия проблем с возмещением, представляется базовый набор документов: договоры, счета-фактуры, накладные

?Основание: п. 8.1. ст. 88 НК «противоречия и несоответствия со сведениями поставщика». Прямые разрывы
Требование: счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении Σ налога к уплате или завышении Σ налога к возмещению
Комментарий: документы должны относиться к конкретным операциям (контрагентам), формулировка «и иные документы» делает перечень документов открытым

? Все остальные основания для истребования документов и информации в рамках камерального контроля, а так же дополнительные нововведения с 1 июля 2021 года разберем в следующей публикации.
 
В предыдущей публикации мы начали разбирать предметный состав пояснений, документов и информации, которые вправе требовать налоговые органы в соответствии с отдельными пунктами Налогового Кодекса при проведении камеральных проверок НДС. Сегодня закончим эту тему.


? Основание: п. 8.3 ст. 88 НК «представлена уточненная налоговая декларация по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации, в которой сумма налога уменьшена по сравнению с ранее представленной»
Требование: «представить первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений»
Комментарий: данное основание относится не ко всем уточненным налоговым декларациям, а только к тем которые поданы по истечении двух лет и сумма к оплате в них уменьшена. Документы и аналитические показатели налогового учета должны относиться к показателям, которые были изменены.

? Основание: п. 8.5 ст. 88 НК «декларация по НДС иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с п.4.6 ст.83 НК»
Требование: «представить документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в п.1ст.174.2 НК РФ, признается территория Российской Федерации, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг»
Комментарий: данное основание относится к иностранным организациям, которые оказывают услуги в электронной форме (к примеру, в интернете). Вправе затребовать любые документы или информацию, относительно места оказания услуг и самих услуг.

? Основание: п. 8.7 ст. 88 НК «декларация по НДС, в которой заявлены вычеты предусмотренные п.4.1. ст.171НК»
Требование: «представить документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа»
Комментарий: данное основание относится к Tax Free, когда розничный продавец имеет право на вычеты по товарам, проданным в розницу иностранным гражданам и вывезенным за границу. Документы запрашиваются только при наличии несоответствия данных

? Основание: п. 8.9 ст. 88 НК «декларация по НДС, в которой отражены операции с прослеживаемым товаром»
Требование: «счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий»
Комментарий: данное основание вводится с 1 июля 2021 года и относится к прослеживаемым товарам. Запросу подлежат только документы и только относительно прослеживаемых товаров и только в случае выявления несоответствий, указанных в пункте 8.7 ст. 88 НК РФ. Должны совпадать все три параметра.
 
Налоговый контроль предусматривает использование регламентных форм взаимодействия с налогоплательщиком.

Всяческие «информационные письма» и подобные «документы» не обязательны к исполнению. Точнее за неисполнение предписаний из данных «любовных писем» Налоговым Кодексом РФ не предусмотрено наказания. Заполнение документов регламентируется Приказом ФНС от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628. В нем, в разрезе данной темы, нас интересуют четыре приложения: № 4, 17, 20, 21.

? Приложение 4. Требование о представлении пояснений (1165050)
Обратить внимание на
: Примечание <3 > к заполнению строки «Указывается одно из оснований для направления настоящего Требования – абзац и пункт статьи 88 или 105.7 Кодекса или статьи 105.29 Кодекса

? Приложение 17. Требование о представлении документов (информации)(1165013).
Обратить внимание на:
«В соответствии <номер статьи> Налогового кодекса РФ
(основания для истребования документов (информации)

? Приложение 20. Поручение об истребовании документов (информации) (1165014)
Обратить внимание на:
«..в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля либо что в связи с наличием недоимки и задолженности по пеням и штрафам возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.» абз. 2 п.2 ст.93.1

? Приложение 21. «Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов»
Обратить внимание на
: « …определяет взаимодействие налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика …. в том числе документов (информации) относительно конкретной сделки»

☝️ При ответе на требование налогоплательщик должен осознавать границы своих действий:
Подпункты 10,11,12 пункта 1 статьи 21 НК РФ:
✅ требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков)
✅ не выполнять неправомерные акты и требования налогового органа, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, несоответствующие настоящему Кодексу и иным федеральным законам
✅ обжаловать в установленном порядке... действия (бездействие) должностных лиц
:heavy_plus_sign:Пункт 1 статьи 22: "получать .. информацию о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц"

? А так же границы действий налоговых органов:

⚡Пункт 7 статьи 88 НК РФ:
При проведении камеральной логовой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом

⚡Подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ:
? Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах
? Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
 
И так, что нужно знать при подготовке ответа на запрос налогового органа?


✅ границы применения норм НК РФ
✅ форма налогового контроля у налогоплательщика и его прямого контрагента
✅ каков статус налогоплательщика при налоговом контроле
✅ подразделение налогового органа, проводящее проверку
✅ какой налоговый орган инициатор Требования (Поручения)
✅ полномочия налогового органа инициатора
✅ имеется ли основание истребования документов (информации)
✅ основание истребования определяет предметный состав представляемых пояснений и документов (информации)

Все эти вопросы раскрыты в предыдущих публикациях, которые можно найти по сквозным ссылкам или через поиск «явные тайны». Но кроме этого, необходимо учитывать риски и меры по их предотвращению. Есть ряд вопросов, которые необходимо учитывать при формировании ответов на требования:

✔️ существо запроса (какие выявлены ошибки, нарушения, в каких операциях и с каким контрагентом, есть ли они в составе участников авто цепочек от информационного ресурса)
✔️ какова сторона налогоплательщика в спорной операции (Покупатель или Продавец)
✔️ установлен ли налогоплательщики его контрагент как участники «схемы», какова их ролевая характеристика по оценке налогового органа по месту учета
✔️ установлен ли налогоплательщик выгодоприобретателем, имеет ли признак системного применения «схемных» вычетов
✔️ согласован / не согласован налогоплательщик как выгодоприобретатель налоговым органом по месту учета

- От ответов на эти вопросы зависит поведенческая модель при ответе на требование. К примеру, если у вас декларация к возмещению, то желание занять жесткую позицию по представлению документов идет в разрез желанию получить возмещение из бюджета.

И напоследок. Представляем вам чек-лист, согласно которому можно отвечать на требование.

Чек-лист

1. Форма запроса соответствует Приказу ФНС @628
2а. Правовое основание (абзац, пункт, статья НК РФ) указано
2б. Мероприятие (форма) налогового контроля указано
3. Дата запроса находится в пределах установленных сроков
4. Лицо, направившее запрос, действует в рамках полномочий
5. Запрошенные документы идентифицированы (для сделок)
6. Перечень запрошенных документов (информации) соответствует п.2а, 2б, 4
7. Есть ссылка на поручение и копия приложена

? В случае отсутствия галочки рядом с любым пунктом, у вас появляется возможность ответить налоговому органу отказом.
 
Сверху Снизу