Страховщики не хотят давать скидки по ОСАГО за прохождение добровольного техосмотра при его отмене. Лишь некоторые рассматривают эту возможность в рамках тарифного коридора. Такая реакция последовала на предложения ГИБДД
В ГИБДД предложили страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. О такой идее сообщил глава Госавтоинспекции Михаил Черников в своем видеообращении, в котором рассказал об инициативе МВД по отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов. Документ уже отправлен на рассмотрение кабинета министров.
«МВД считает возможным разработать меры стимулирования автомобилистов к добровольному прохождению техосмотра», — заявил Михаил Черников. — Такими мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога, а также снижение стоимости полиса ОСАГО».
Между тем опрошенные Autonews.ru страховые компании выступили против скидок. Эксперты в свою очередь не исключили, что стоимость полисов ОСАГО только повысится для тех, у кого нет диагностических карт.
Страховщики не считают техосмотр влияющим на риски фактором
В Российском союзе страховщиков (РСА) предположили, что некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор.
«Такая возможность уже существует. Но РСА не фиксирует существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью автовладельца: в среднем на 2 млн ДТП приходится 2 тыс. аварий с технически неисправными автомобилями. И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно техническая неисправность стала причиной ДТП. То есть аварий по причине технической неисправности автомобиля — меньше 0,1%», — уточнили Autonews.ru в РСА.
В свою очередь директор департамента анализа и моделирования ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев отметил, что в компании не наблюдают статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра.
«Поэтому мы не видим и возможности давать скидку за прохождение техосмотра», — сказали в «Росгосстрахе»
Страховщики уверены, что при исключении диагностической карты из списка необходимых документов, полисы ОСАГО приобретать станет существенно проще. Но в скидках за прохождение добровольного техосмотра они не видят смысла. (Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»)
Директор дирекции розничного страхования СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Пурсанов в беседе с Autonews.ru предположил, что при реализации идеи со скидками за прохождение техосмотра будет задействован механизм понижающих коэффициентов — по аналогии с «безаварийными» коэффициентами для водителей.
«Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определенных факторов: стажа водителя, возраста автомобиля и ряда других. При этом наличие диагностической карты на цену не влияет — без нее просто не получится заключить договор ОСАГО для автомобиля», — отметил Пурсанов.
В «Ингосстрахе» Autonews.ru рассказали, что компания исходит из объективных и измеримых параметров оценки страхователей. В случае с техосмотром, по словам представителей компании, нет данных о том, каким образом отсутствие или наличие диагностической карты сказывается на аварийности.
«Соответственно, добровольный характер прохождения техосмотра со стороны водителя, безусловно, говорит о его добросовестности, которую, в то же время, невозможно оценить и чей «вес» в оценке риска сложно посчитать», — объяснил руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
В компании «АльфаСтрахование» выступили категорически против скидок. Чтобы страховой тариф зависел от любого фактора, необходимо сначала математически выявить высокую корреляцию этого фактора и страхового случая, объяснил директор департамента обязательных видов страхования Денис Макаров.
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определенных факторов: стажа водителя, возраста автомобиля и ряда других. (Фото: Global Look Press)
«В данном конкретном случае для формирования статистики влияния фактора неисправности автомобиля или мотоцикла необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой в том числе получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью транспортного средства любого из участников аварии и наступившим ДТП. Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу и потом строить математическую модель, для тарификации фактора», — заявил Autonews.ru Макаров.
По его словам, поскольку это невозможно ни технически, ни экономически и, в настоящее время, нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности транспортных средств, то введение подобных скидок невозможно.
Цена полиса не будет зависеть от техосмотра
Как пояснили в «Ингосстрахе», одна из главных целей разработки законов по либерализации ОСАГО, к которой относится и инициатива с отменой прохождения техосмотра, — индивидуализировать предложение под конкретного водителя, исходя из анализа наиболее вероятных рисков для автовладельца.
«Страховая компания не располагает статистическими данными, которые бы показывали повышение степени риска в зависимости от отсутствия диагностической карты. Поэтому, на наш взгляд, не совсем логично говорить о том, что добровольность прохождения техосмотра может повлиять на стоимость полиса», — считает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Скидки не убедят водителей проходить техосмотр
В том, что страховые компании будут предлагать скидки за техосмотр, усомнился юрист в области автострахования Илья Афанасьев. При этом он считает, что у страховщиков даже при всем желании не будет возможности сделать достаточную скидку, поскольку большинство водителей по-прежнему будет пользоваться услугами «серых» станций техобслуживания. Соответственно у страховщиков просто не будет возможностей предоставить существенный дисконт.
Скорее всего страховщики повысят тариф для тех, у кого нет техосмотра и оставят прежние цены для тех, у кого он есть. (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)
«Начиная с запуска системы ОСАГО, эта услуга не дешевела. Не произойдет это и сейчас. Идея отменить техосмотр — здравая. На этом и стоит остановиться. Зачем эти полумеры в виде добровольной проверки? Большинство автомобилистов хорошо следят за своими машинами. Да, это делают не все. У кого-то дворники не работают, кто-то ездит с треснутым лобовым стеклом, у кого-то шаровая хрустит. Но основная масса водителей покупает автомобили, чтобы на них безопасно передвигаться. И техосмотр — это атавизм», — считает Афанасьев.
Эксперт напомнил, что после отмены системы государственного техосмотра не последовала вала ДТП из-за неисправных автомобилей.
«Никакой скидкой проходить техосмотр водителей не загнать. Гарантия дилера — 3 года, приезжать на техосмотр нужно с 4 лет. Но водители обслуживают машины сами и содержат их в хорошем состоянии доступными им способами. Кто-то так и ездит к дилеру, кто-то — на знакомые СТО, а кто-то даже самостоятельно. Страховщики это знают, и я не верю, что они будут снижать цены на ОСАГО при наличии диагностической карты. Скорее они повысят тариф для тех, у кого нет техосмотра и оставят прежние цены для тех, у кого он есть», — подытожил Афанасьев.
Пунктов техосмотра просто не останется
Представители отрасли, с которыми поговорил Autonews.ru считают, что вскоре пункты техосмотра просто станут не нужны. «Это скорее психологический ход — пунктам техосмотра намекают, чтобы мы не отчаивались. Но это все равно бесполезно. Даже я, как владелец бизнеса, считаю правильным отказ от этого направления, — сказал генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
Представители отрасли, с которыми поговорил Autonews.ru считают, что вскоре пункты техосмотра просто станут не нужны. (Фото: Егор Алеев / ТАСС)
В свою очередь директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев возмутился тем, что сначала пункты техосмотра обязали подготовиться к новым правилам и фотофиксации к 1 марта 2021 года, а потом реформу отменили.
«Сначала пришло распоряжение: обеспечить доступность пунктов техосмотра, мы закупили оборудование, обучили сотрудников. Почему мы должны отвечать за то, что МВД не может справиться с серыми пунктами? Сейчас водители проезжают к нам на неисправных машинах, у них там кузов оторван от шасси, а нас просят быть лояльнее, потому что, якобы, техосмотр уже отменили», — раскритиковал обсуждаемые изменения Рогачев.
Autonews.ru также направил запрос в Центробанк, курирующий отрасль автострахования. Там заявили, что данная инициатива МВД не поступала в Банк России.
В ГИБДД предложили страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. О такой идее сообщил глава Госавтоинспекции Михаил Черников в своем видеообращении, в котором рассказал об инициативе МВД по отмене обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов. Документ уже отправлен на рассмотрение кабинета министров.
«МВД считает возможным разработать меры стимулирования автомобилистов к добровольному прохождению техосмотра», — заявил Михаил Черников. — Такими мерами могли бы стать понижение ставки транспортного налога, а также снижение стоимости полиса ОСАГО».
Между тем опрошенные Autonews.ru страховые компании выступили против скидок. Эксперты в свою очередь не исключили, что стоимость полисов ОСАГО только повысится для тех, у кого нет диагностических карт.
Страховщики не считают техосмотр влияющим на риски фактором
В Российском союзе страховщиков (РСА) предположили, что некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор.
«Такая возможность уже существует. Но РСА не фиксирует существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью автовладельца: в среднем на 2 млн ДТП приходится 2 тыс. аварий с технически неисправными автомобилями. И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно техническая неисправность стала причиной ДТП. То есть аварий по причине технической неисправности автомобиля — меньше 0,1%», — уточнили Autonews.ru в РСА.
В свою очередь директор департамента анализа и моделирования ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев отметил, что в компании не наблюдают статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра.
«Поэтому мы не видим и возможности давать скидку за прохождение техосмотра», — сказали в «Росгосстрахе»
Страховщики уверены, что при исключении диагностической карты из списка необходимых документов, полисы ОСАГО приобретать станет существенно проще. Но в скидках за прохождение добровольного техосмотра они не видят смысла. (Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»)
Директор дирекции розничного страхования СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Пурсанов в беседе с Autonews.ru предположил, что при реализации идеи со скидками за прохождение техосмотра будет задействован механизм понижающих коэффициентов — по аналогии с «безаварийными» коэффициентами для водителей.
«Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определенных факторов: стажа водителя, возраста автомобиля и ряда других. При этом наличие диагностической карты на цену не влияет — без нее просто не получится заключить договор ОСАГО для автомобиля», — отметил Пурсанов.
В «Ингосстрахе» Autonews.ru рассказали, что компания исходит из объективных и измеримых параметров оценки страхователей. В случае с техосмотром, по словам представителей компании, нет данных о том, каким образом отсутствие или наличие диагностической карты сказывается на аварийности.
«Соответственно, добровольный характер прохождения техосмотра со стороны водителя, безусловно, говорит о его добросовестности, которую, в то же время, невозможно оценить и чей «вес» в оценке риска сложно посчитать», — объяснил руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
В компании «АльфаСтрахование» выступили категорически против скидок. Чтобы страховой тариф зависел от любого фактора, необходимо сначала математически выявить высокую корреляцию этого фактора и страхового случая, объяснил директор департамента обязательных видов страхования Денис Макаров.
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается на основе определенных факторов: стажа водителя, возраста автомобиля и ряда других. (Фото: Global Look Press)
«В данном конкретном случае для формирования статистики влияния фактора неисправности автомобиля или мотоцикла необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой в том числе получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью транспортного средства любого из участников аварии и наступившим ДТП. Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу и потом строить математическую модель, для тарификации фактора», — заявил Autonews.ru Макаров.
По его словам, поскольку это невозможно ни технически, ни экономически и, в настоящее время, нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности транспортных средств, то введение подобных скидок невозможно.
Цена полиса не будет зависеть от техосмотра
Как пояснили в «Ингосстрахе», одна из главных целей разработки законов по либерализации ОСАГО, к которой относится и инициатива с отменой прохождения техосмотра, — индивидуализировать предложение под конкретного водителя, исходя из анализа наиболее вероятных рисков для автовладельца.
«Страховая компания не располагает статистическими данными, которые бы показывали повышение степени риска в зависимости от отсутствия диагностической карты. Поэтому, на наш взгляд, не совсем логично говорить о том, что добровольность прохождения техосмотра может повлиять на стоимость полиса», — считает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.
Скидки не убедят водителей проходить техосмотр
В том, что страховые компании будут предлагать скидки за техосмотр, усомнился юрист в области автострахования Илья Афанасьев. При этом он считает, что у страховщиков даже при всем желании не будет возможности сделать достаточную скидку, поскольку большинство водителей по-прежнему будет пользоваться услугами «серых» станций техобслуживания. Соответственно у страховщиков просто не будет возможностей предоставить существенный дисконт.
Скорее всего страховщики повысят тариф для тех, у кого нет техосмотра и оставят прежние цены для тех, у кого он есть. (Фото: Донат Сорокин / ТАСС)
«Начиная с запуска системы ОСАГО, эта услуга не дешевела. Не произойдет это и сейчас. Идея отменить техосмотр — здравая. На этом и стоит остановиться. Зачем эти полумеры в виде добровольной проверки? Большинство автомобилистов хорошо следят за своими машинами. Да, это делают не все. У кого-то дворники не работают, кто-то ездит с треснутым лобовым стеклом, у кого-то шаровая хрустит. Но основная масса водителей покупает автомобили, чтобы на них безопасно передвигаться. И техосмотр — это атавизм», — считает Афанасьев.
Эксперт напомнил, что после отмены системы государственного техосмотра не последовала вала ДТП из-за неисправных автомобилей.
«Никакой скидкой проходить техосмотр водителей не загнать. Гарантия дилера — 3 года, приезжать на техосмотр нужно с 4 лет. Но водители обслуживают машины сами и содержат их в хорошем состоянии доступными им способами. Кто-то так и ездит к дилеру, кто-то — на знакомые СТО, а кто-то даже самостоятельно. Страховщики это знают, и я не верю, что они будут снижать цены на ОСАГО при наличии диагностической карты. Скорее они повысят тариф для тех, у кого нет техосмотра и оставят прежние цены для тех, у кого он есть», — подытожил Афанасьев.
Пунктов техосмотра просто не останется
Представители отрасли, с которыми поговорил Autonews.ru считают, что вскоре пункты техосмотра просто станут не нужны. «Это скорее психологический ход — пунктам техосмотра намекают, чтобы мы не отчаивались. Но это все равно бесполезно. Даже я, как владелец бизнеса, считаю правильным отказ от этого направления, — сказал генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко.
Представители отрасли, с которыми поговорил Autonews.ru считают, что вскоре пункты техосмотра просто станут не нужны. (Фото: Егор Алеев / ТАСС)
В свою очередь директор ООО «ПТО 878 БАМ» Олег Рогачев возмутился тем, что сначала пункты техосмотра обязали подготовиться к новым правилам и фотофиксации к 1 марта 2021 года, а потом реформу отменили.
«Сначала пришло распоряжение: обеспечить доступность пунктов техосмотра, мы закупили оборудование, обучили сотрудников. Почему мы должны отвечать за то, что МВД не может справиться с серыми пунктами? Сейчас водители проезжают к нам на неисправных машинах, у них там кузов оторван от шасси, а нас просят быть лояльнее, потому что, якобы, техосмотр уже отменили», — раскритиковал обсуждаемые изменения Рогачев.
Autonews.ru также направил запрос в Центробанк, курирующий отрасль автострахования. Там заявили, что данная инициатива МВД не поступала в Банк России.