Новости «Ситуация ухудшалась каждую минуту». В Казахстан на машине: личный опыт

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.900
Репутация
62.390
Реакции
277.090
RUB
0
2200 километров пути, 10 часов на границе и полная неопределенность. Мы поговорили с человеком, который смог уехать в Казахстан на автомобиле

756644642493802.jpg


Фото: Autonews.ru

После объявления частичной мобилизации на территории России многие решили сменить место проживания и уехать за рубеж. Помимо Грузии и Армении, традиционно популярных у россиян в последние месяцы, в центре внимания оказался Казахстан. По данным МВД республики, с 21 по 27 сентября границу преодолели почти 100 тыс. человек. В их числе оказался и читатель Autonews.ru Вадим (имя изменено). Мы поговорили с ним и приводим рассказ о путешествии полностью, с незначительными правками.
[H2]Гонка до границы[/H2]

Нас трое — друзья детства, знакомы уже больше 20 лет. Уезжать не хотели, долго думали и сомневались, но в воскресенье (25 сентября. — Autonews.ru) трезво взвесили все за и против — и решили выдвигаться. Уже тогда с границ начинали поступать тревожные новости о растущих очередях, так что затягивать было нельзя. Собрали вещи и выехали из Москвы в ночь, не теряя времени на сон. Как выяснилось впоследствии, это было очень правильное решение.
Выбор именно автомобильного маршрута оказался по сути вынужденным: авиабилетов на ближайшие дни почти не осталось, а те, что были, стоили уже сумасшедших денег. Кроме того, наличие собственного транспорта давало нам свободу маневра в выборе погранперехода. Например, у тех, кто прилетел самолетом в Самару, вариантов особо не было: брать такси, двигаться в направлении границы, доезжать до хвоста очереди, а дальше идти пешком. Знакомый воспользовался таким способом и успешно попал в Казахстан, но за день ему пришлось пройти около 30 километров с тяжелым рюкзаком за спиной.
Изначально мы тоже планировали преодолевать границу как можно западнее — в районе Волгограда, Саратова или той же Самары. Но вскоре стало понятно, что стратегию надо менять: еще одни знакомые, которые поехали через Саратов и встали в очередь на погранпереходе в деревне Озинки еще в субботу, к утру понедельника продвинулись только наполовину. Аналогичные сигналы поступали и с других направлений на западе Казахстана: сотни машин, ожидание от нескольких часов до пары суток. Тогда это казалось очень большим сроком.
Нам повезло поехать именно втроем: пока один рулит, второй отдыхает, а третий постоянно мониторит каналы и чаты в телеграме, где появляется оперативная информация. Принцип здесь простой: пока на границе все хорошо, оттуда не поступает никаких новостей. Но как только машин начинает скапливаться много, а ожидание затягивается, стоящие в очереди создают чат для внутренней координации, а заодно для обмена новостями с «внешним миром». И от того, насколько хорошо вы ориентируетесь в этом потоке, зависит успех всего мероприятия.
К середине дня понедельника, когда мы доехали до Самары, стало окончательно понятно: по эту сторону Урала ловить нечего. Ситуация ухудшалась буквально каждую минуту, сообщений о многодневном ожидании становилось все больше — хотя в целом ситуация не шла ни в какое сравнение с коллапсом в Верхнем Ларсе (на границе России и Грузии. — Autonews.ru). Более того, стремительно портилась обстановка даже в Орске, где на момент нашего старта (меньше суток назад!) народ переходил границу чуть ли не за полчаса.
Решили двигаться еще восточнее — через Уфу как минимум до Челябинска, останавливаясь только на дозаправки. Вокруг аномально часто встречались машины с московскими и питерскими номерами: до границы шла чуть ли не гонка, в которой опережение каждого экипажа означало экономию 10-15 минут на КПП. Надо сказать, что дороги по большей части оказались хорошими: откровенно разбитые участки на всем маршруте до Уфы и дальше можно пересчитать по пальцам. Ближе к Челябинску хлебнули адреналина, попав под снег на перевале в районе Златоуста и Миасса: к нулевой температуре и белым хлопьям с неба мы были не готовы, но все обошлось, несмотря на летнюю резину.


756644644377231.jpg


Фото: Autonews.ru


Впрочем, главный вопрос оставался без ответа: где пересекать границу? Челябинск уже тоже перестал быть интересным вариантом — на погранпереходе в Троицке, согласно информации из телеграма, уже выстроилась очередь в несколько километров. Значит, Курган. Оттуда в Казахстан есть сразу три дороги — на довольно крупный город Петропавловск (его мы отмели почти сразу как раз из-за размера), а также через два крохотных пункта, которые в обычное время практически не используются.
Привлекательно выглядел маршрут через Звериноголовское: те, кто им пользовался, сообщали об ожидании от трех до шести часов. Но вскоре появилась информация о мобильном посте ФСБ за 20 км до КПП: бояться нам вроде нечего, но лишний раз решили не рисковать. Финально остановили выбор на деревне Воскресенское: по последним данным, очередь там составляла всего 30 машин, пусть и двигалась крайне медленно.
[H2]Приграничная медитация[/H2]
Ранним утром 27 сентября, после 2200 километров пути и 30 часов езды в режиме нон-стоп, мы, наконец, добираемся до погранперехода. Очереди действительно почти нет: всего 30 с небольшим автомобилей. Москвы и Санкт-Петербурга уже почти не найти — в основном здесь Уфа, Челябинск, Екатеринбург и так далее. Неожиданно было встретить несколько автомобилей такси, которые стояли на границе вместе со всеми. Дело в том, что этот КПП не обслуживает пешеходов, так что просто доехать, а потом пройти не получится — только на машине. Но для достижения цели все средства хороши. А еще в Казахстан стремятся не только мужчины: например, прямо за нами в очереди стоял кроссовер Toyota с двумя девушками.
Однако общаться с соседями и слушать их истории не располагает погода: на улице около двух градусов тепла и пронизывающий ветер, поэтому все сидят по машинам и просто ждут. Похоже, что здесь (как, наверное, и везде) не обходится без хитрых «схем»: иногда мимо колонны проезжают машины, возле КПП происходит какое-то движение, а потом они едут обратно. Но о массовом протаскивании людей за деньги или продаже мест в очереди речи точно не идет.


756644646204542.jpg


Фото: Autonews.ru


Казалось бы, 30 автомобилей — это совсем немного, но ожидание растягивается надолго. На территорию российского погранперехода запускают всего по три машины, с каждой из них пограничники работают по 15-20 минут. Поэтому свой черед мы ждем целых 10 часов. Кажется, что за это время можно сойти с ума от безделья, но ожидание дается неожиданно легко — вымотанные дорогой, мы больше спим, чем скучаем. Оптимизма добавляет тот факт, что обратно никого не разворачивают, да и один из пограничников успевает успокоить: «Паспорта есть? Ну и все, значит пройдете».
Наконец наступает наш черед. Паркуемся на специальной площадке под навесом, идем на паспортный контроль, отвечаем на стандартные вопросы, получаем штампы. Дальше становится понятно, почему процедура занимает столько времени: досмотр автомобиля и вещей ведется максимально тщательно. Сотрудники погранслужбы просят выгрузить всю поклажу, заглядывают в каждый отсек машины, требуют предъявить содержимое сумок и рюкзаков.
Однако вопросов, связанных с мобилизацией, никто не задает — все происходит буднично и корректно, просто очень внимательно. Хотя спокойствие это мнимое: водителя машины, стоящей перед нами, задерживают для дополнительной проверки. Позже он рассказывает, что имя и фамилия совпали с человеком, который подлежит призыву, и уточнение личности заняло еще почти час. То есть как минимум к 27 сентября на границе уже точно были списки тех, кому выезд из страны запрещен.
На казахской стороне все динамичнее, хотя досмотр тут тоже весьма подробный. Пограничники тоже не задают каких-то специфических вопросов — цель визита, куда направляемся, долго ли собираемся находиться в стране. Получая не менее стандартные ответы, героически прячут улыбки и ставят штампы — квест пройден.


756644649456651.jpg


Фото: Autonews.ru


Оглядываясь назад, можно сказать, что нам невероятно повезло. Мы верно решили, что раз конечная цель все равно Астана, и в любом случае нужно ехать на восток, нет большой разницы, двигаться по России или по Казахстану — а часы, потраченные на дорогу, наверняка отобьются меньшим ожиданием на границе.
А еще мы угадали со временем. Сейчас, когда пишется этот текст, прошло несколько дней с момента въезда, и ситуация на КПП радикально ухудшилась. По большому счету, погранпереходы теперь делятся на две категории — «быстрые» и «медленные». В первом случае ожидание занимает около трех суток, во втором может растянуться даже на неделю. Что будет дальше, не знает никто.
[H2]Официально[/H2]
В дополнение к рассказу Вадима Autonews.ru приводит официальную информацию, которая появлялась относительно ситуации на российско-казахстанской границе в последние дни.
В Астраханской области, где расположен популярный у туристов погранпереход Караузек, власти сначала ввели режим повышенной готовности, а затем решили развернуть пункт мобилизации прямо на границе. «В пункте пропуска начали сверять документы выезжающих с федеральным реестром подлежащих мобилизации и не выпускать граждан, подходящих под критерии призыва, не имеющих права на отсрочку от частичной мобилизации или разрешения на выезд от военного комиссариата. В ближайшие дни на границе с Казахстаном будет развернут временный пункт частичной мобилизации с выдачей повесток», — предупреждают власти.


756644643111707.jpg


Фото: Autonews.ru


Тем временем в самом Казахстане разворачивают штабы по регулированию потоков мигрантов, чтобы стабилизировать ситуацию и помочь россиянам освоиться на новом месте, а на границе планируется создать «зеленые коридоры» для казахских жителей, которым сейчас приходится стоять в общей очереди с россиянами на протяжении тех же нескольких суток.








 
Сверху Снизу