Ежегодно злоумышленники превращают миллионы устройств по всему миру в «зомби-сети», чтобы использовать их для атак на корпорации, кражи персональных данных, парализации инфраструктуры и даже влияния на политические процессы.
Каждый смартфон, ноутбук или «умный» чайник может стать частью скрытой армии.
Рост числа IoT-устройств, недостаточная осведомленность пользователей и усложнение методов взлома делают ботнеты не просто инструментом хакеров, а глобальной угрозой, способной нанести ущерб в миллиарды долларов. В статье рассмотрим этапы создания ботнетов, а также угрозы, которые они несут цифровому и физическому миру.

Этапы создания ботнета
Ботнет — это сеть компьютеров, смартфонов или других устройств, зараженных вредоносным ПО и управляемых злоумышленником (часто называемым «бот-мастером»). Эти устройства, превращенные в «ботов», действуют скрытно: их владельцы могут даже не подозревать, что техника используется для незаконных операций. Ботнеты применяют для масштабных кибератак, например, DDoS-атак, рассылки спама, кражи данных или майнинга криптовалюты. Чем больше сеть, тем выше ее разрушительный потенциал.Жизненный цикл ботнета может состоять из нескольких этапов.
Разработка вредоносного ПО. На этом этапе злоумышленники создают или адаптируют вирус, способный скрытно внедряться в устройства, обходить защиту и подчиняться командам. Примеры: трояны, черви, эксплойты для уязвимых IoT-устройств.
Злоумышленники либо разрабатывают свое собственное вредоносное программное обеспечение, либо приобретают его на нелегальных форумах.
Чтобы ботнет функционировал должным образом, злоумышленнику необходимо захватить контроль над множеством устройств и поддерживать связь с ними через сервер управления (Command & Control, или C2).
Создание вредоносного ПО, способного перехватывать управление устройством жертвы, маскировать своё присутствие и взаимодействовать с C2, требует навыков программирования, глубокого понимания принципов сетевого взаимодействия и знаний о том, как инструменты информационной безопасности выявляют подобные угрозы. Поэтому покупка вредоносного ПО на подпольных форумах становится для злоумышленников более быстрым способом начать свои действия.
Заражение. Киберпреступники могут распространять вирус, используя разные способы: фишинг, спам, эксплуатация уязвимостей в ПО (например, устаревшие системы с бэкдорами), загрузка через пиратский софт или файлообменники.
Далее идет массовое заражение устройств через фишинговые рассылки, зараженные сайты или специально скомпрометированные приложения. После заражения устройство становится «ботом», подключаясь к C&C серверу и дожидаясь команд. Для управления ботнетом используется как централизованная схема, то есть один C&C сервер, так и децентрализованные подходы, например, P2P сети. Это позволяет ботнету действовать, даже если уничтожен основной управляющей центр.
Установка контроля. Настройка командного сервера (Command and Control), через который злоумышленник управляет ботами. Для маскировки часто используются легитимные сервисы (соцсети, облака) или распределенные сети (TOR, P2P).
«Инфицирование» жертв может осуществляться через фишинговые атаки и социальную инженерию, а также через эксплойты уязвимостей в ПО или устройствах, например, в роутерах или IoT-гаджетах. Источником заражения могут стать поддельные программы, такие как трояны в пиратском ПО.
Ботнеты управляются через C2-серверы (Command & Control) или P2P-модели.
В первом случае речь идет о централизованном управлении через зашифрованные каналы связи. Во втором случае – это децентрализованный обмен командами между зараженными устройствами, что усложняет обнаружение.
Формирование сети. На этом этапе создатель ботнета объединяет зараженные устройства в единую сеть. Чем больше устройств, тем мощнее ботнет. Часто используются устройства с слабой защитой: камеры, роутеры, умная техника.
Эскалация привилегий и скрытность. Злоумышленники отключают антивирусы на зараженных устройствах и собирают данные (пароли, IP-адреса) для новых атак. Злоумышленник может менять цели атак, приостанавливать действия, переключать IP-адреса, маскировать процессы и обновлять вредонос через C&C, чтобы избежать обнаружения.
Использование ботнета. Сеть устройств может:
- совершать DDoS-атаки, перегружать сервера трафиком;
- рассылать спама/фишинг;
- красть данные: собирать логины, банковскую информацию;
- майнить криптовалюту на чужих ресурсах;
- сдаваться в аренду другим хакерам.
Обслуживание ботнета включает мониторинг новых уязвимостей и обновление вредоносного кода, чтобы расширять охват. Операторы разрабатывают методы обхода защитных систем, таких как анализаторы трафика и EDR, и оперативно реагируют на блокировку C2-серверов, чтобы восстановить работу инфраструктуры.
Если ботнет работает по модели «as-a-service», злоумышленники сдают его в аренду, предоставляя клиентам доступ к консоли управления. В этом случае операторы не только поддерживают инфраструктуру, но и помогают пользователям настраивать атаки.
Разрушение ботнета. Сеть может быть разрушена из-за потери эффективности, исправления уязвимостей на устройствах или задержания киберпреступников.
Ботнеты теряют эффективность или разрушаются по нескольким причинам. Одним из ключевых факторов является отсутствие рентабельности, когда расходы на поддержание ботнета превышают получаемую прибыль. Еще одна распространенная причина — выявление и блокировка управляющих серверов специалистами по кибербезопасности или правоохранительными органами. Вредоносное ПО также может терять свою эффективность из-за недостаточной маскировки (обфускации), что делает его уязвимым для антивирусных программ. Дополнительно ботнет может быть разрушен в результате исправления уязвимостей в устройствах, которые использовались для заражения. Уголовное преследование организаторов сети и конкуренция между владельцами ботнетов также могут привести к их дестабилизации и исчезновению.
Известные ботнеты
Ботнеты создают киберпреступники, хакерские группировки, а иногда даже государственные структуры. Основные мотивы — финансовая выгода (например, кража данных, криптоджекинг, шантаж), политические цели (дестабилизация стран, кибершпионаж) или просто разрушение ради статуса в хакерском сообществе. Часто ботнеты сдаются в аренду через «киберпреступные сервисы» (HaaS — Hacking as a Service), что делает их доступными даже для неопытных злоумышленников.Mirai 2016
В 2016 году широкую известность получил ботнет Mirai. Его создали три молодых человека как часть мошенничества с Minecraft. Первоначальной целью парней было запустить схему вымогательства, выведя из строя серверы Minecraft, и начать шантаж. После того как исходный код Mirai был опубликован в сети, ботнет мутировал. Он атаковал IoT-устройства (камеры, роутеры), вызвав масштабные DDoS-атаки по всему миру. По данным
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, ФБР раскрыло личности создателей Mirai через метаданные вокруг их анонимных аккаунтов после обширного расследования. Одним из их самых больших вкладов стало создание IoT-приманки под названием WatchTower — цифровой ловушки для вирусов и хакеров.Emotet (2014–2021)
Банковский троян Emotet был впервые обнаружен исследователями безопасности в 2014 году. Emotet был разработан как банковское вредоносное ПО, которое пыталось проникнуть на компьютер и украсть конфиденциальную и личную информацию. В более поздних версиях программного обеспечения появились службы рассылки спама и доставки вредоносного ПО, включая другие банковские трояны. Со временем троян превратился в «ботнет-платформу» для распространения ransomware и кражи данных. Так, анализ атаки 2019 года на Лейк-Сити показал, что Emotet служил только первоначальным вектором заражения. После заражения Emotet загрузил другой банковский троян, известный как TrickBot, и программу-вымогатель Ryuk.С течением времени технологии создания ботнетов и навыки их разработчиков росли, поэтому современные ботнеты часто используют продвинутые алгоритмы скрытия действий бот-агента на инфицированном устройстве, маскируют и шифруют коммуникации с C&C. C&C при этом могут «прыгать» по интернету с домена на домен, а бот-агенты – искать их, используя технику Domain Generation Algorithm, – когда следующая точка, куда «перепрыгнет» ботмастер, определяется алгоритмом генерации псевдослучайных последовательностей доменных имен. Это существенно затрудняет борьбу с ботсетями путем блокирования или разделегирования доменных имен C&C. Иные параметры в схемах взаимодействия ботов с ботмастером также могут изменяться динамически, а множество наиболее современных ботнетов используют модель взаимодействия p2p – при такой организации коммуникаций команду от ботмастера достаточно принять хотя бы одному зараженному узлу, который распространит её известным ему иным ботам – и далее по всей «паутине».
Также современные так называемые «ботнеты» могут создаваться и управляться инструментами тестирования на проникновение, такими как мощные фреймворки Cobalt Strike, Brute Ratel C4 и Sliver. В силу куда более высокого профессионального уровня их разработчиков, сложностей при обнаружении они создают также кратно больше, поэтому пользуются популярностью среди злоумышленников.
Zeus (2007–2010)
Вирус Zeus Trojan, также известный как Zbot — один из самых печально известных вредоносного ПО, когда-либо созданных. Впервые обнаруженный в 2007 году, Zeus был разработан с целью кражи конфиденциальной информации, такой как банковские учетные данные и другие финансовые данные, а также личные данные. Zeus позволил злоумышленникам получить учетные данные пользователей финансовых систем и фактически украсть средства с банковских счетов миллионов людей. В ходе расследования ФБР преступной группировки Zeus из Восточной Европы следователи обнаружили кражу более 70 миллионов долларов и арестовали более 100 человек.Обычно ботнеты детектируют с помощью различных СЗИ или в результате анализа подозрительной активности устройства. Вредоносное ПО, связанное с ботнетом, подвергается глубокому анализу, что, в свою очередь, позволяет создать дополнительные способы его обнаружения, например, написать сигнатуры на трафик. Иногда ботнеты выявляются за счет использования ханипотов — специально уязвимых устройств, созданных для привлечения атакующего. Атрибуция ботнетов в целом не отличается от атрибуции других вредоносных программ.
Эти случаи показывают, как ботнеты эволюционируют от примитивных атак до глобальных угроз, способных парализовать целые отрасли. Защита от них требует не только технологий, но и осознанности пользователей.
Заключение
Создание ботнетов остается одной из ключевых угроз в цифровом мире, демонстрируя, как технологический прогресс может быть обращен против общества. Эти «армии зомби-устройств» не только нарушают личную безопасность пользователей, но и ставят под удар критическую инфраструктуру, экономику и даже политическую стабильность.Однако противостояние им возможно: регулярное обновление ПО, использование надежных средств защиты, цифровая грамотность и международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью способны значительно снизить риски.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация