Страховщики предупредили о рисках оформления ДТП по европротоколу и подаче заявления в электронном виде. Автоюристы рассказали, как пользоваться нововведением
Фото: Shutterstock
Российский союз автостраховщиков провел 4 июля пресс-конференцию, которую посвятили 20-летию действия обязательного страхования автогражданской ответственности в России — ОСАГО. Одной из ключевых тем стало введение с 15 июля возможности урегулирования страховых случаев
В РСА сразу предупредили: «Новая схема чревата мошенничеством». Автоюристы, напротив, видят в ней способ для страховщиков сэкономить на выплатах клиентам.
Как пояснил на пресс-конференции глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, новая схема уже отрабатывается страховыми компаниями в течение последних девяти месяцев. От клиентов может потребоваться не только заполненное в электронном виде заявление с требованием возместить ущерб, но и фотографии с места ДТП.
Кроме того, в процессе такого электронного общения между страховой компанией и клиентом последнего все равно пригласят на физическую оценку ущерба, причиненного автомобилю. То есть получить от страховой деньги или направление на ремонт без личного общения хотя бы с оценщиком будет невозможно.
С 1 января 2025 года страховые компании обяжут работать не только через «Госуслуги», но и предоставить возможность электронного урегулирования ущерба в своих мобильных приложениях или на сайтах. По словам Уфимцева, лидеры рынка предоставят такие возможности своим клиентам в добровольном порядке заранее: или прямо с 15 июля 2023 года, или немногим позже.
В любом случае речь идет о
По словам Уфимцева, в Российском союзе автостраховщиков надеются на то, что нововведение не приведет к росту случаев мошенничества со страховкой, но предупреждают о такой возможности. Вариантов, по его мнению, может быть два.
Оба начинаются со сторонних сайтов — то есть с сайтов не «Госуслуг» и не страховых компаний.
В первом случае водителя уговаривают подписать согласие на передачу права требовать возмещение по ОСАГО третьему лицу, после чего уже профессиональные юристы требуют со страховой компании деньги за ремонт. При этом, с одной стороны, водитель получает от юристов меньшую сумму, нежели последние через суд получают от страховой компании. А с другой стороны, компенсировать возросшие затраты по ОСАГО страховщики вынуждены повышением тарифов в конкретном регионе в рамках предусмотренного законом
Второе опасение, высказанное Уфимцевым, связано с тем, что в интернете, опять же, могут появиться сайты-агрегаторы, призывающие водителей заполнять у них формы подачи электронных обращений к страховым компаниям по ОСАГО. Эти сайты могут требовать данные банковских карт под предлогом того, что на эти счета страховые компании станут переводить положенные суммы компенсаций. Взамен со счетов мошенники станут уводить деньги, воспользовавшись доверчивостью граждан, предоставивших данные.
По словам Уфимцева, важно донести до автовладельцев, что новый способ урегулирования выплат по ОСАГО должен осуществляться исключительно одним из трех способов: через «Госуслуги», в мобильном приложении страховой компании или на сайте страховщика. Это стравит потерпевшего в дорожной аварии в зависимость от страховой компании, отмечают автоюристы.
Так, юрист Сергей Беляков заявил Autonews.ru, что в целом он поддерживает идею электронного оформления, но видит целый ряд сложностей.
Во-первых, многие водители-мужчины после выдвижения идеи о вручении электронных повесток о призыве в армию через «Госуслуги» перестали пользоваться данным сервисом.
Во-вторых, сам сервис может «зависать», а значит, отказываться от физической подачи документов полностью не стоит.
В-третьих, Беляков не видит удобства в том, что при электронном оформлении пострадавшего в ДТП могут просто поставить перед фактом о дате осмотра его машины в неудобное для него время.
Кроме того, по мнению Белякова, электронное оформление ущерба по ОСАГО страховщики могут использовать как способ убедить пострадавшего согласиться не на направление в автосервис на ремонт, а на материальное возмещение, что для страховой компании обойдется дешевле. На ремонт при этом выплаченных денег может не хватить.
С Беляковым в целом согласен и автомобильный юрист Илья Афанасьев. По его мнению, страховщики могут использовать нововведение в законе как способ побыстрее уговорить клиента согласиться на выплаты в денежном выражении, а не на направление на автосервис.
«Получая доступ к банковским реквизитам, страховая компания будет пытаться перевести деньги за ущерб в ДТП пострадавшему сразу, а не отправлять его на сервис», — говорит Афанасьев.
Беляков соглашается: «На сайте или в приложении легко не заметить по умолчанию проставленную «галочку» о том, что вы соглашаетесь получить деньги сразу, а не быть направлены в ремонт».
Беляков и Афанасьев сходятся по нескольким важным пунктам.
Первый касается того, что оформление в электронном виде нужно делать исключительно через сервис «Госуслуги».
По словам Уфимцева, внутренние сервисы страховых компаний станут привлекательнее за счет большего количества опций. Но юристы видят в официальном обращении через единый государственный портал одно существенное преимущество: сам факт обращения, а также весь проходящий документооборот фиксируются. Иными словами, у страховой компании не будет возможности сделать вид, что обращения не было, отмечают и Беляков, и Афанасьев.
По словам Афанасьева, при попытке оформить страховой случай в электронном виде крайне важно правильно сделать фотографии.
«Приложения фиксируют дату, когда сделана фотография, и геолокацию. Но это может работать некорректно. Советую не лениться, отойти подальше и сделать фотографию таким образом, чтобы было видно не только расположение машин и их повреждения, но и место ДТП с узнаваемыми объектами, например с табличкой с названием улицы и номера дома», — говорит Афанасьев.
Беляков настаивает на том, что до сих пор надежнее подавать заявления в бумажном виде и получать в ответ уведомления об их принятии.
«Мне до сих пор попадаются клиенты, которые подали заявление в страховую, но даже не сфотографировали то, что в нем написано», — говорит юрист.
При этом, по словам Белякова, но стоит так уж бояться сайтов, где клиенту предлагается обратиться к автоюристу и заполнить первичное заявление на компенсацию по европротоколу в электронном виде, даже если это не сайт страховой компании и не «Госуслуги».
По словам юриста, шанс, что ваши банковские реквизиты «уведут», существует и у страховых компаний, о чем свидетельствуют утечки у лидеров IT-отрасли в России. А жалобы страховщиков на то, что автоюристы требуют повышенных выплат по ОСАГО, разбиваются о тезис о том, что автоюрист не смог бы выиграть в суде дело, если бы страховые компании изначально не занижали свои выплаты.
Фото: Shutterstock
Российский союз автостраховщиков провел 4 июля пресс-конференцию, которую посвятили 20-летию действия обязательного страхования автогражданской ответственности в России — ОСАГО. Одной из ключевых тем стало введение с 15 июля возможности урегулирования страховых случаев
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
— через сервис «Госуслуги» или в приложении страховых компаний.В РСА сразу предупредили: «Новая схема чревата мошенничеством». Автоюристы, напротив, видят в ней способ для страховщиков сэкономить на выплатах клиентам.
Как будет действовать схема
Согласно закону с 15 июля в России подать заявление о возмещении ущерба от аварии по ОСАГО можно будет в электронном виде. Для этого достаточно будет заполнить соответствующее обращение в сервисе «Госуслуги», на сайте или в приложении. В итоге страховая компания получает соответствующее уведомление от клиента и в электронном виде ведет с ним общение, направленное на урегулирование убытков.Как пояснил на пресс-конференции глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев, новая схема уже отрабатывается страховыми компаниями в течение последних девяти месяцев. От клиентов может потребоваться не только заполненное в электронном виде заявление с требованием возместить ущерб, но и фотографии с места ДТП.
Кроме того, в процессе такого электронного общения между страховой компанией и клиентом последнего все равно пригласят на физическую оценку ущерба, причиненного автомобилю. То есть получить от страховой деньги или направление на ремонт без личного общения хотя бы с оценщиком будет невозможно.
С 1 января 2025 года страховые компании обяжут работать не только через «Госуслуги», но и предоставить возможность электронного урегулирования ущерба в своих мобильных приложениях или на сайтах. По словам Уфимцева, лидеры рынка предоставят такие возможности своим клиентам в добровольном порядке заранее: или прямо с 15 июля 2023 года, или немногим позже.
В любом случае речь идет о
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
: процедуре, когда участники ДТП оформляют его самостоятельно без участия сотрудников ГИБДД. Это можно сделать и сейчас, но не в электронном, а в письменном виде, после чего потерпевший относит заполненную бумагу в страховую компанию.В РСА предупреждают о мошенничестве
По словам Уфимцева, в Российском союзе автостраховщиков надеются на то, что нововведение не приведет к росту случаев мошенничества со страховкой, но предупреждают о такой возможности. Вариантов, по его мнению, может быть два.
Оба начинаются со сторонних сайтов — то есть с сайтов не «Госуслуг» и не страховых компаний.
В первом случае водителя уговаривают подписать согласие на передачу права требовать возмещение по ОСАГО третьему лицу, после чего уже профессиональные юристы требуют со страховой компании деньги за ремонт. При этом, с одной стороны, водитель получает от юристов меньшую сумму, нежели последние через суд получают от страховой компании. А с другой стороны, компенсировать возросшие затраты по ОСАГО страховщики вынуждены повышением тарифов в конкретном регионе в рамках предусмотренного законом
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Второе опасение, высказанное Уфимцевым, связано с тем, что в интернете, опять же, могут появиться сайты-агрегаторы, призывающие водителей заполнять у них формы подачи электронных обращений к страховым компаниям по ОСАГО. Эти сайты могут требовать данные банковских карт под предлогом того, что на эти счета страховые компании станут переводить положенные суммы компенсаций. Взамен со счетов мошенники станут уводить деньги, воспользовавшись доверчивостью граждан, предоставивших данные.
Автоюристы видят иные риски для автовладельцев
По словам Уфимцева, важно донести до автовладельцев, что новый способ урегулирования выплат по ОСАГО должен осуществляться исключительно одним из трех способов: через «Госуслуги», в мобильном приложении страховой компании или на сайте страховщика. Это стравит потерпевшего в дорожной аварии в зависимость от страховой компании, отмечают автоюристы.
Так, юрист Сергей Беляков заявил Autonews.ru, что в целом он поддерживает идею электронного оформления, но видит целый ряд сложностей.
Во-первых, многие водители-мужчины после выдвижения идеи о вручении электронных повесток о призыве в армию через «Госуслуги» перестали пользоваться данным сервисом.
Во-вторых, сам сервис может «зависать», а значит, отказываться от физической подачи документов полностью не стоит.
В-третьих, Беляков не видит удобства в том, что при электронном оформлении пострадавшего в ДТП могут просто поставить перед фактом о дате осмотра его машины в неудобное для него время.
Кроме того, по мнению Белякова, электронное оформление ущерба по ОСАГО страховщики могут использовать как способ убедить пострадавшего согласиться не на направление в автосервис на ремонт, а на материальное возмещение, что для страховой компании обойдется дешевле. На ремонт при этом выплаченных денег может не хватить.
С Беляковым в целом согласен и автомобильный юрист Илья Афанасьев. По его мнению, страховщики могут использовать нововведение в законе как способ побыстрее уговорить клиента согласиться на выплаты в денежном выражении, а не на направление на автосервис.
«Получая доступ к банковским реквизитам, страховая компания будет пытаться перевести деньги за ущерб в ДТП пострадавшему сразу, а не отправлять его на сервис», — говорит Афанасьев.
Беляков соглашается: «На сайте или в приложении легко не заметить по умолчанию проставленную «галочку» о том, что вы соглашаетесь получить деньги сразу, а не быть направлены в ремонт».
Что советуют юристы
Беляков и Афанасьев сходятся по нескольким важным пунктам.
Первый касается того, что оформление в электронном виде нужно делать исключительно через сервис «Госуслуги».
По словам Уфимцева, внутренние сервисы страховых компаний станут привлекательнее за счет большего количества опций. Но юристы видят в официальном обращении через единый государственный портал одно существенное преимущество: сам факт обращения, а также весь проходящий документооборот фиксируются. Иными словами, у страховой компании не будет возможности сделать вид, что обращения не было, отмечают и Беляков, и Афанасьев.
По словам Афанасьева, при попытке оформить страховой случай в электронном виде крайне важно правильно сделать фотографии.
«Приложения фиксируют дату, когда сделана фотография, и геолокацию. Но это может работать некорректно. Советую не лениться, отойти подальше и сделать фотографию таким образом, чтобы было видно не только расположение машин и их повреждения, но и место ДТП с узнаваемыми объектами, например с табличкой с названием улицы и номера дома», — говорит Афанасьев.
Беляков настаивает на том, что до сих пор надежнее подавать заявления в бумажном виде и получать в ответ уведомления об их принятии.
«Мне до сих пор попадаются клиенты, которые подали заявление в страховую, но даже не сфотографировали то, что в нем написано», — говорит юрист.
При этом, по словам Белякова, но стоит так уж бояться сайтов, где клиенту предлагается обратиться к автоюристу и заполнить первичное заявление на компенсацию по европротоколу в электронном виде, даже если это не сайт страховой компании и не «Госуслуги».
По словам юриста, шанс, что ваши банковские реквизиты «уведут», существует и у страховых компаний, о чем свидетельствуют утечки у лидеров IT-отрасли в России. А жалобы страховщиков на то, что автоюристы требуют повышенных выплат по ОСАГО, разбиваются о тезис о том, что автоюрист не смог бы выиграть в суде дело, если бы страховые компании изначально не занижали свои выплаты.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация