Рекорд ценою в жизнь. Катастрофа советского стратостата "Осоавиахим-1"⁠⁠

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
53.920
Репутация
62.195
Реакции
275.495
RUB
0


Подготовка к полёту Осоавиахим-1

В 1930 году несколько инженеров Ленинградского отделения ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) решают спроектировать новый стратостат для покорения рекордных для того времени высот. С этого момента Советский Союз вступает в гонку по освоению стратосферы. Но, как это обычно бывает, из-за финансовых трудностей, реальные действия по воплощению идеи начались только в 1932 году. Главным конструктором проекта назначили Андрея Богдановича Васенко, а стратостату дали имя “Осоавиахим-1”.

Ход строительства сопровождался множеством проблем. Так, например, из-за частой смены руководства проект был лишён ясности и всяческих перспектив. Сам опытный образец переделывался три раза. И только благодаря настойчивости, упорству и любви ленинградских научно-технических работников к своему изделию стратостат был построен. В июне 1933 года оболочка "Осоавиахим-1" была доведена в объёме до 24 940 м³. Затем в августе того же года стратостат был представлен комиссии Гражданского воздушного флота, которая, несмотря на дефект люка кабины, допустила летательный аппарат к эксплуатации. Для проведения научных опытов и наблюдений изделие "ОАХ-1" оснастили лучшими на то время приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории.

Старт "Осоавиахима-1" был назначен на 30 сентября 1933 года. Однако по причине неблагоприятных метеоусловий полёт был отложен до весны 1934 года. Научную аппаратуру демонтировали и отправили в Ленинград, а оболочку "Осоавиахим-1" сложили и убрали в чехол. Помимо «Осавиахим-1» в Союзе существовал другой аэростат – "СССР-1" который незадолго до этого достиг отметки в 19 000 метров. И вдруг его экипаж делает новое заявление, согласно которому "СССР-1" готовится повторить полёт в стратосферу зимой, не дожидаясь наступления тепла.

Это побуждает руководство "Осоавиахим-1" к решительным действиям. 28 января 1934 года стратостат доставлен к месту старта в Кунцево. Полёт было решено посвятить XVII съезду компартии, который проходил в те дни в Москве, о чём члены экипажа дали ряд интервью и выступили по радио. 30 января 1934 года с 8:00 до 9:00 была проведена предполётная подготовка "Осоавиахим-1" в ходе которой было осуществлено взвешивание аэростата. В результате стало возможным поднять полётный потолок до 20 500 метров.

Экипаж аэростата состоял из трёх человек: командира экипажа Павла Фёдоровича Федосеенко, бортинженера Андрея Богдановича Васенко и научного сотрудника Ильи Давыдовича Усыскина. В 9 часов утра «Осоавиахим-1» поднялся в воздух. Это был первый в истории воздухоплавания зимний полёт стратостата. С другой стороны, командир экипажа Павел Федосеенко высказывал опасения в связи с тем, что полёт выполнялся зимой. По его мнению, это было слишком рискованно.



Первые минуты стратостат поднимался со скоростью, не превышающей 3 м/с. Этот факт очень хорошо сказывался на ведении всех научных наблюдений.

Из записей бортинженера Васенко А.Г.

– "Взлёт в 9 ч. 04 м".
– "В 9.07 вошли в облака".
– "В 9.15 высота 2.000 метров".

В течение следующего часа полёт проходил штатно. Аэростат продолжал набор высоты. Экипаж работал, брал образцы воздуха и проводил различные опыты.

– "В 10.10 оболочка выполнилась полностью. Берем пробу воздуха. Температура внутри +4 градуса, альтиметр 19.500, время – 10.15".

Через 1ч.15мин. после взлёта экипаж во главе с Павлом Федосеенко на аэростате "Осоавиахим-1" побил прошлый рекорд, установленный на "СССР-1". Несмотря на выявленную неполадку – сбои поглотителя углекислоты и влаги, набор высоты был продолжен.

– "Говорит „Сириус“! У микрофона командир стратостата Федосеенко. Штурмуем высоты двадцатого километра".
– "Говорит „Сириус"! Время сейчас 11:16. Высота по альтиметру 20 500 метров".

В этот момент "Осоавиахим-1" установил новый мировой рекорд.

К 12ч.15.мин. стратостат поднимается на высоту 22 000 метров. На бору всё спокойно. Никаких признаков тревоги среди экипажа нет.

Ещё через 18 минут стратостат начинает спускаться.

– "Пошли вниз".
– "Альтиметр – 21 500 метров".
– "Идём вниз. 13ч.51мин".
– "Стратостат вновь от разогрева выполнился. 13ч.47мин".
– "Едим шоколад. Павел Федосеенко".
– "Вновь идём вверх. Альтиметр – 21 500".

Идёт неравная борьба пилотов с непрекращающимся разогревом газа.

– "14ч.01мин. Давление внутри гондолы без изменений. Настроение бодрое, едим шоколад и яблоки".
– "14ч.24мин. Альтиметр – 21 200 метров".
– "21 150 метров. Работает приёмник. Вас не слышно. Отвечайте".
– "14ч.36мин. медленно спускаемся. Принимаем радио с земли".
– "15ч.15мин. Идём вниз. Настроение бодрое. Медленно идём на спуск".
– "15ч.28мин. альтиметр – 17 000. Идём вниз. Альтиметр отстаёт".

Выше были приведены записи бортинженера Андрея Васенко и научного сотрудника Ильи Усыкина. Сама связь с пилотами была потеряна еще в районе полудня. О том, что происходило на борту стратостата последние 5 часов, специалисты узнают позже.



Диаграмма полёта стратостата "Осавиахим-1"

"Осоавиахим-1" столкнулся с землёй примерно в 16ч.23мин. Покорёженная гондола стратостата была обнаружена в 17 часов в 16 км от станции Кадошкино Московско-Казанской железной дороги около деревни Потиж-Острог Инсарского района Мордовской автономной области (сейчас — деревня Усыскино Яндовищенского сельского поселения Инсарского района Республики Мордовия). Полёт завершился катастрофой.

Всё оборудование, находившееся на стратостате, было уничтожено, а трое членов экипажа погибли. За несколько минут до гибели Васенко записал в бортовом журнале:

– "Альтиметр 13 400 м. Время 16:05. Идём вниз. Солнце ярко светит в гондолу. Красота неза…".
– "16:13,5 Альтиметр 12 000 м".



Комиссия на месте падения гондолы "Осоавиахим-1"

Расследование проводилось на основе изучения бортжурнала и показаний приборов. Это позволило установить, что в 12:33 стратостат достиг рекордной высоты – 22 000 метров и продержался на этой высоте около двенадцати минут, после чего начал плавное снижение. Экипаж около 3-х минут держал клапан открытым, но прогретый солнечными лучами стратостат опускался гораздо медленнее положенного. Спустя час, несмотря на то, что пилоты выпустили значительное количество газа из оболочки, стратостат всё ещё находился на высоте около 18 000 метров.

Близился вечер. Световой день подходил к концу, и возникла опасность, что после заката резкое снижение обогрева аэростата Солнцем может привести к быстрому снижению подъёмной силы газа в оболочке. До этого момента изделие снижалось со скоростью 1 м/с. Скорость хоть и была медленной, но в пределах расчётов. На высоте 14 300 метров пилоты взяли очередную пробу воздуха за бортом. Скорость снижения продолжала увеличиваться. Пропорционально нарастанию скорости охлаждался и газ в оболочке шара.



Стратонавты "Осоавиахим-1": командир экипажа Федосеенко П.В., бортинженер Васенко А.Г., научный сотрудник Усыскин И.Д.

На высоте 12 000 метров температуры газа и наружного воздуха практически сравнялись, вследствие чего подъёмная сила стратостата резко упала. Для того, чтобы спастись, экипажу необходимо было сбросить более 700 килограммов балласта. Но у них было лишь 420 килограммов, даже включая аварийный. Но даже его экипаж сбросить не успел. Отказали все приборы. Скорость снижения к этому моменту составляла уже более 15 м/с и продолжала расти. Гондола с огромной силой тянула за собой шар стратостата, и на высоте 1,5-2 километра от земли стропы оборвались.

В течении последних 10 секунд падения экипаж находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о корпус и приборы. Находясь в таких условиях, выбраться наружу и воспользоваться парашютом было просто невозможно.

Сыграло роль и то, что конструкция гондолы не предусматривала аварийного сброса крышки, открыть которую изнутри было возможно. Если бы даже экипаж смог подобраться к этой крышке, люк можно было бы открыть, только если открутить 12 фиксирующих болтов. Напомним , что именно с дефектом люка кабины комиссия всё-таки допустила стратостат к полётам.





Памятник Стратонавтам в селе Усыскино, близ которого упал стратостат

Все члены экипажа «Осавиахим-1» были посмертно награждены орденами Ленина (впервые в СССР — посмертно). Урны с прахом героев были захоронены в Кремлёвской стене лично К. Е. Ворошиловым, И. В. Сталиным и В. М. Молотовым. А на месте падения стратостата был поставлен обелиск и установлен памятник в Саранске.









 
Сверху Снизу