Признанные модельеры и музы Шанель: как белые эмигрантки в Экс экс веке меняли мир моды

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.698
Репутация
7.254
Реакции
20.043
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
Копировать ссылку
Гали Баженова (Фото DR)

Гали Баженова (Фото DR)

Эмигрантки, которые были вынуждены покинуть Российскую империю после 1917 года и начать совершенно новую жизнь за границей, брались за самую разнообразную работу. Некоторые из них добились настоящего успеха. Рассказываем о тех женщинах, которые посвятили себя модной индустрии и сумели стать одними из ее главных законодательниц, сотрудничая в том числе с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и Жанной Ланван

Княгиня Мария Павловна Романова

DR

Княгиня Мария Павловна Романова​

Почетное место в мире европейской моды начала Экс экс века заняла Мария Павловна Романова, внучка императора Александра II. Представительница царской семьи покинула Россию в 1918 году. Спустя некоторое время она перебралась в Париж, где, как и большинство эмигрантов, пыталась начать новую жизнь.
За рубежом Мария Павловна познакомилась со знаменитой Коко Шанель, которая на тот момент была возлюбленной ее брата, великого князя Дмитрия Павловича. Однажды дизайнер высказала недовольство дороговизной работы вышивальщиц, на что Романова ответила, что могла бы выполнить то же самое, но значительно дешевле. Шанель с радостью приняла помощь новой знакомой. «Меня охватил почти хмельной восторг. Как же я раньше не задумалась об этом? Ведь это единственное, что я умею делать», — Романова в своих мемуарах.
После нескольких успешных заказов Мария Павловна собственную вышивальную мастерскую под названием «Китмир». Китмир — сказочная собака в восточной мифологии, чье имя в том числе писали в письмах, чтобы уберечь их от пропажи. Также Романова эксклюзивный контракт с Коко Шанель на создание вышивки для ее коллекций. В мастерской «Китмира» 50 человек — все они были белоэмигрантками.
В 1925 году Романова участие в Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже, где удостоилась всеобщего признания — созданный ею «Китмир» получил почетную золотую медаль. Несмотря на успех, Дом моды приносил своей хозяйке все больше финансовых проблем и долгов. В 1928 году Романова продала свое детище французской фирме «Фитель и Ирель».

Мария Путятина

FPG·Hulton Archive·Getty Images

Мария Путятина​

Не меньшей популярностью в Европе пользовался модный дом «Шапка», основанный Марией Путятиной. Мария вышла замуж за представителя старинного аристократического рода, генерала Николая Путятина. После революции 1917 года супруги были вынуждены уехать, а в 1921-м обосновались в Париже.
За рубежом Путятина быстро нашла способ заработка: сначала активно помогала Марии Романовой с развитием дома «Китмир», а спустя некоторое время открыла еще и собственное дело. В начале 1920-х она модный дом «Шапка», специализировавшийся на создании головных уборов — от теплых беретов и вязаных шапок до изящных шляпок и вуалей. Бизнес Путятиной оказался настолько успешным, что вскоре она открыла филиал в Лондоне. Впрочем, с возрастом она отошла от дел, а свои последние дни в Русском доме престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа.

Ирина Романова

Ирина в наряде от IRFE·DR

Ирина Романова​

Племянница Николая II, княжна Ирина Александровна в 1919 году покинула Россию вместе со своим супругом, князем Феликсом Юсуповым. Обосновавшись в Париже, пара была вынуждена искать новый источник дохода, выбор пал на индустрию моды. В 1924 году Юсуповы создали Дом IRFE — в названии они соединили первые буквы своих имен.
Чета арендовала небольшое помещение и привлекла к работе над нарядами других белых эмигрантов. Презентация первой коллекции состоялась в отеле Ritz на Вандомской площади и имела ошеломительный успех. Бывшие аристократки в амплуа моделей и экзотичный стиль произвели неизгладимое впечатление на искушенную европейскую публику. Впоследствии на коллекции IRFE неоднократно внимание журналы Vogue, Paris Elegance и L'art et La Mode. «Оригинальность, утонченный вкус, скрупулезная работа и художественное чувство цвета позволили этому скромному ателье встать в один ряд с крупными Домами моды», — французские репортеры того времени.
В своих мемуарах Феликс Юсупов , что уже после первого показа семейный бизнес был «на крыльях успеха». В связи с этим был арендован сначала первый, а чуть позже и второй этаж сохранившегося до наших дней дома № 19 на улице Дюфо прямо по соседству с офисом Chanel в Париже. Спустя некоторое время география бизнеса расширилась: бутики IRFE были открыты в Лондоне и Берлине.
Модный Дом решил не ограничиваться одеждой и в 1925 году выпустил дебютную коллекцию ароматов, рассчитанных на женщин с разным оттенком волос: для блондинок, брюнеток, шатенок и обладательниц седины. IRFE стал брендом, который предложил выбирать парфюмерию таким особенным образом.
В 1920-х Дом Юсуповых был одним из наиболее популярных русских ателье за рубежом, однако даже это не помогло ему в годы экономического кризиса во Франции — в 1931 году IRFE был закрыт.

Валентина Санина-Шлее

DR

Валентина Санина-Шлее​

Почетное место в истории моды также заняла Валентина Санина-Шлее, которая внесла вклад в развитие кутюра в США. Модельер родилась и выросла в Киеве, однако точная дата ее рождения до сих пор неизвестна. Эта «таинственная эмигрантка», как ее журналисты The New York Times, неоднократно переписывала биографию, чтобы окружить себя ореолом загадочности. Менялась информация и о ее возрасте, и о происхождении.
Известно, что некоторое время дизайнер была музой певца Александра Вертинского, однако бурный роман был недолгим. Позже она вышла замуж за предпринимателя Георгия Шлее, вместе с которым покинула Российскую империю после революции 1917 года. Некоторое время пара жила в Афинах, Париже и Риме, а в 1923-м остановилась в Нью-Йорке. Именно здесь увлеченная шитьем Валентина Санина-Шлее основала свою первую небольшую мастерскую, а в 1928-м — модный бренд Valentina's Gowns («Платья Валентины»). На тот момент это было одно из немногих ателье высокой моды. В продвижении бизнеса модельеру помогали ее супруг и модный обозреватель и публицист Элеонор Ламберт — именно она считается основательницей Met Gala, Совета модельеров Америки и Недели моды в Нью-Йорке.
Бутик модного Дома располагался на Манхэттене. Одежду авторства Саниной-Шлее носили клиентки, о которых можно было мечтать — от представительниц семьи миллионеров Вандербильт до Кэтрин Хэпберн и Марлен Дитрих. Особую роль дизайнер сыграла в создании имиджа своей близкой подруги Греты Гарбо, но их отношения навсегда испортились из-за продолжительного романа кинозвезды с Григорием Шлее. Также Санина-Шлее активно сотрудничала с Голливудом: она создала костюмы для фильмов «Восторг идиота» и «Филадельфийская история».
Особенностью коллекций Valentina's Gowns был лаконичный силуэт, преимущественно черно-белая палитра и минимум декора. И хотя наряды стоили очень дорого, уже за первый год существования Valentina's Gowns продажи достигли огромных по тем временам $90 000.
Однако в 1957-м Валентина Санина-Шлее закрыла свой модный дом. Сегодня некоторые сохранившиеся наряды ее авторства хранятся в Центре костюма в Метрополитен-музее.

Варвара Каринская

DR

Варвара Каринская​

Еще одну революцию в мире моды произвела Варвара Каринская (в девичестве Жмудская), получившая всемирное признание благодаря своим костюмам для балета и кино. Дизайнер родилась в Харькове в 1886 году и с самого детства увлекалась вышиванием. В 1915-м она переехала жить в Москву вместе с мужем, юристом Николаем Каринским. Здесь Каринская свой первый светский салон и начала активно заниматься швейным делом. После революции она развелась с мужем и вернулась в родной город, но спустя несколько лет снова приехала в Москву, где вышла замуж во второй раз и открыла ателье и школу вышивания.
Школу советские власти вскоре национализировали. Не найдя возможности заниматься любимым делом, Каринская решила покинуть страну под предлогом организации за рубежом выставки советской вышивки. Получив разрешение на выезд, она отправилась в Европу, где смогла в полной мере проявить свой талант. Она создавала театральные костюмы и декорации по эскизам Пабло Пикассо, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Жана Кокто и разрабатывала костюмы для знаменитых «Русских сезонов» Дягилева.
Не менее судьбоносным стало знакомство со знаменитым хореографом Джорджем Баланчиным — их творческий тандем вошел в историю мирового балета. По разным подсчетам, Каринская костюмы для примерно 70 спектаклей хореографа, в том числе для «Щелкунчика», «Блестящего аллегро» и «Шотландской симфонии». Сам Баланчин неоднократно восхищался своей соратницей и ее «Шекспиром балетного костюма».
В 1939 году Каринская переехала в Нью-Йорк, где создавала костюмы для бродвейских постановок и голливудских фильмов. В 1949 году она получила «Оскар» за костюмы для фильма «Жанна д'Арк» с Ингрид Бергман в главной роли. В 1953-м была вновь номинирована на главную кинопремию за костюмы к фильму-балету «Ханс Кристиан Андерсен».
В 1950-х Каринская представила миру одно из своих главных изобретений — новую технику создания балетной пачки. Дизайнер навсегда отказалась от металлических обручей и спиц, которые сковывали движения танцоров. Вместо этого она разработала удобную многослойную юбку из тюля, которая не только не мешала артистам, но и выглядела максимально легкой и невесомой.

Мэри Эристова-Шервашидзе

Мэри Эристова-Шервашидзе, модель дома Шанель, 1928 год, Париж·DR

Мэри Эристова-Шервашидзе​

Одной из наиболее известных манекенщиц начала Экс экс века была грузинская княжна Мэри Эристова-Шервашидзе. Она родилась в Тбилиси, но уже в юном возрасте переехала с семьей в Санкт-Петербург, где стала фрейлиной последней российской императрицы Александры Федоровны.
В 1919 году княжна Мэри за князя Георгия Эристова. Спустя два года пара эмигрировала в Константинополь, а потом — в Париж. В 1925 году княжна была приглашена в модный дом Chanel, где стала одной из наиболее ярких и известных моделей. Считается, что именно она первой представила публике легендарную нить жемчуга на шее — украшение, ставшее визитной карточкой стиля Коко Шанель.
«Хрупкая брюнетка Мэри Эристова олицетворяла тип красоты, модный в 1920-х годах. Ее лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет», — историк моды Александр Васильев в книге «Красота в изгнании».
Впрочем, сама княжна не планировала связывать свою жизнь с миром моды и при первой же возможности отказалась от работы манекенщицей: вместе с мужем они открыли ателье. В 1946 году Георгий умер, что стало тяжелым испытанием для Мэри. Спустя несколько лет она переехала в дом престарелых, где скончалась в 1986 году.

Екатерина Бобрикова

DR

Екатерина Бобрикова​

Екатерина Бобрикова, крестница императора Николая II, родилась в 1909 году. После революции вместе с родителями обосновалась в Париже. Семья испытывала финансовые сложности, из-за чего Екатерина была вынуждена искать работу уже в юном возрасте.
С 1927-го по 1934 год она работала манекенщицей в Lanvin — платья, представленные ею, популярностью у знаменитых клиенток, среди которых были американские актрисы Лилиан Гиш и Джанет Макдональд.
В 1936 году Бобрикова открыла собственное ателье под названием Katrin Parel. В числе его клиентов известная французская актриса Мишель Морган и певица Лиз Готи. Кроме того, мастера Katrin Parel над костюмами для фильмов, в частности, для драмы «Пасторальная симфония» (1946), получившей две награды Каннского кинофестиваля. Несмотря на это, в 1948 году Модный дом был закрыт.

Гали Баженова

DR

Гали Баженова​

Представительница знатной кабардинской семьи Хагундоковых Эльмисхан родилась в 1898 году в Санкт-Петербурге, где выросла и окончила Смольный институт. После революции Эльмисхан уехала в Европу, и в 1922-м осела в Париже. Здесь она начала работать манекенщицей и стала более известной как Гали Баженова.
Гали Баженова работала в Chanel и снималась для модных журналов — в том числе Vogue. Построив карьеру модели, в 1928 году она свой собственный дом моды «Эльмис», специализировавшийся на пошиве вечерних платьев и занимавшийся продажей духов модельера Поля Пуаре. Однако из-за сложной экономической ситуации Баженова была вынуждена закрыть ателье в 1932 году.
Впоследствии она отошла от мира моды и стала интерьерным декоратором, а позднее героически проявила себя в годы Второй Мировой войны. Баженова, в замужестве Ирэн де Люар, присоединилась к Сопротивлению, взяв на себя командование передвижным хирургическим госпиталем. На собственные деньги она 40 передвижных медицинских составов и лично за ранеными. Ее смелость были оценены по достоинству: Ирэн де Люар получила из рук Шарля де Голля высшую национальную награду Франции — орден Почетного Легиона.

 
Назад
Сверху Снизу