Премию - в расходы. Как не ошибиться?

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
27.659
Репутация
11.420
Реакции
60.986
RUB
50
Желание повысить собираемость налогов подвигает инспекции досконально проверять каждую статью расходов, заявленную предпринимателем в декларации по налогу на прибыль.


В таком случае важно знать о том, как доказать законность и обоснованность затрат.

По общему правилу, премии, выплаченные работникам, можно учесть в расходах по налогу на прибыль. Однако, чтобы у налогового органа не возникло к ним вопросов, стоит помнить о следующем:

✅ Возможность и основания выплаты премии должны быть согласованы с работником. Это нужно осуществить либо включением соответствующих положений непосредственно в трудовой договор, либо в дополнительное соглашение к нему. Отсутствие условия о возможности выплат каких-либо премий, установление только оплаты труда может свидетельствовать о формальной выплате премий

✅ На самом предприятии должны быть приняты локальные акты по вопросу выплаты премий. Этими документами могут быть положение об оплате труда работников (в части урегулирования премий); положение о премировании; приказы о начислении премий. Отсутствие таких документов также только укрепит сомнения налогового органа в реальности выплаты премий.

✅ Показатели для получения премий должны быть достижимыми. Установленные показатели, на основании которых выплачиваются премии, будут подробно проанализированы налоговым органом. Прежде всего это касается их фактического достижения. Например, если в качестве такого показателя для генерального директора предприятия указано отсутствие обоснованных претензий к качеству и срокам выполнения работ со стороны заказчика, то анализ затронет наличие/отсутствие претензий со стороны клиентов в связи с браком продукции. Наличие высокой доли брака в таком случае будет свидетельствовать о том, что показатели для выплаты премии не достигнуты и такая выплата является формальной. Для каждого работника могут быть установлены отдельные показатели выплаты премий в зависимости от его штатной должности.

✅ Разница в выплаченных суммах премий должна быть обоснованной. Градация сумм выплаченных премий в зависимости от штатной должности и должностных обязанностей вполне логична. Однако, она должна быть четко объяснена в локальных актах работодателя исходя из показателей, необходимых для выплаты премий. Например, размер премии у генерального директора предприятия выше, чем у рядового бухгалтера, т.к. показателей первого достичь сложнее.

✅ Размер премии не должен многократно превышать размер оклада. Данный признак дополнительно может свидетельствовать о формальном характере выплаты премий.

Если налоговый орган установит совокупность указанных выше отрицательных признаков взаимоотношений предприятия с работниками, то он с высокой долей вероятности сделает вывод о том, что выплаченные организацией своим работникам премии не соответствуют по критериям, основаниям и условиям тем, которые могут быть выплачены в соответствии с условиями заключенных трудовых договоров и действующих в локальных актов, что исключает возможность учитывать расходы на выплату указанных премий при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Какой же совет можно дать? Расходы по налогу на прибыль должны отвечать двум критериям: экономической целесообразности и задокументированности. Именно с целью доказывания соблюдения данных критериев налоговому органу, стоит не только должным образом оформлять выплату премий в организации, но также и вовремя (до окончания налоговой проверки) предоставлять эти документы инспекторам.
 
Сверху Снизу