Большинство россиян, сталкиваясь с телефонными мошенниками, понимают обман на попытке злоумышленников выудить кодовое слово. Что происходит, если это слово назвать — знают единицы.
В редакцию Финансов Mail попала история жертвы, которая взяла кредит на два миллиона рублей и перевела эти деньги преступникам. Какие шаги предприняли мошенники и как себя обезопасить — редакция узнала у специалистов.
Анастасии (имя изменено по просьбе собеседника — прим.ред.) поступил звонок якобы от «
После на электронную почту Анастасии приходит письмо о том, что на ее имя поданы заявки на кредиты. Ее просят связаться по указанным контактам с «менеджером банка, который аккумулировал заявки на разные кредиты от ее имени».
Девушка пугается и звонит по указанным контактам, где ей говорят, что судя по всему это мошенники получили доступ к её персональным данным и подали от её имени заявки, решить проблему может только оперативная поддержка Банка России.
Дальше Анастасию «обрабатывают» уже от имени поддержки регулятора в Телеграм, ей отвечает «специалист», которая рассказывает, как «избежать проблем». Самый быстрый вариант из предложенных — подать заявку на идентичный самый крупный кредит, это якобы позволит опередить мошенников. Если такой кредит выдали, то больше уже не дадут. Девушка следует этому совету и оформляет займ на два миллиона рублей.
Банк очень быстро выдает Анастасии всю сумму наличными в отделении, после чего жертва по совету «эксперта» переводит деньги на «безопасный счёт». На следующее утро девушка решила проверить безопасный счёт и оказалось, что доступа к нему нет. Поддержка банка сказала, что это было не пополнение её счёта, а перевод на счёт третьего лица. После этого она обратилась в полицию, у нее приняли заявление и завели дело о мошенничестве.
Для Анастасии два миллиона — очень большая сумма: она получает в месяц около 70 тысяч рублей и выплачивает ипотеку за квартиру в Санкт-Петербурге.
Стоит отметить, что общение с мошенниками прерывалось на звонки родным и друзьям. Они утверждали ее в вере, что смс-код она дала мошенникам и теперь у нее могут забрать все. Но предупредить о том, что письмо о попытках взять кредит на ее имя — также дело рук мошенников — никто не смог.
Мошенники могут найти подход практически к любому человеку, используя различные тактики и техники, подстраиваясь под потенциальную жертву. Злоумышленники почти всегда безошибочно определяют, с кем разговаривают: с доверчивым или скептически настроенным человеком, с тревожным или спокойным, с рациональным или иррациональным и так далее, прокомментировал историю Дмитрий Ибрагимов, начальник Управления безопасности ГУ Банка России по ЦФО.
«И исходя из этого, они выбирают стиль коммуникации и тон разговора, а также вызывают определенные эмоции, чтобы было легче воздействовать на граждан. Чтобы не дать человеку опомниться и усилить переживаемые эмоции, злоумышленники торопят жертву и нагнетают обстановку. Под каждую аудиторию они подстраивают “подходящую” легенду», — добавил он.
В этой ситуации была применена многоступенчатая схема обмана, но как итог — привела к уже известной многим легенде про «безопасный» счет.
«Если посторонние сообщают о заказном письме, положите трубку. Свяжитесь с организацией, из которой якобы звонит человек, и уточните информацию. Ни в коем случае не сообщайте посторонним персональные данные, включая логины и пароли, а также коды из СМС», — советует Дмитрий Ибрагимов.
Если все-таки вам пришел код по смс, то следует сначала внимательно отнестись к тому, что вы готовитесь назвать собеседникам, добавляет Александра Шмигирилова — GR-директор ИБ-компании «Код безопасности».
«Именно чтобы не попасть в такую ситуацию необходимо внимательно прочитать текст смс, если это код для доступа в личный кабинет на Госуслугах, то это будет в смс написано. И в таком случае, если быть осторожным, то сразу возникнет вопрос — почему при получении письма на почте России (или еще каком-либо действии) нужен код от личного кабинета Госуслуг?», — отметила она.
Самое основное правило — никогда не предпринимать никаких действий второпях. «Если нет времени подумать, то лучше сказать — “давайте отложим этот разговор”, тем более если пользователю якобы звонят с почты для получения письма, добавила эксперт.
Очень часто, если речь идет о звонках от мошенников, в процессе разговора те апеллируют к необходимости сделать что-то быстро, именно для того, чтобы у пользователя не было времени остановиться и подумать, что происходит. Ведь если взять паузу и поразмышлять о происходящем, то сразу видны провалы в логике действий.
«Мошенники всегда пытаются выбить вас из равновесия — торопят, пугают, давят. Все, чтобы не дать вам времени подумать, посоветоваться с близкими, ведь их цель — ослабить бдительность, заполучить персональные данные и похитить средства», — соглашается Дмитрий Ибрагимов.
«Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на “защищенный” или “специальный” счет, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами», — добавил он.
Александра Шмигирилова добавляет, что для решения проблемы в личном кабинете Госуслуг надо обращаться именно в Госуслуги, а не по телефонам или ссылкам, которые приходят на почту. Необходимо вовлечь поддержку Госуслуг на официальном сайте, оставить заявление в службу безопасности и далее действовать по их указаниям.
Также она напоминает, что государственные структуры не используют для официального общения мессенджеры и социальные сети. «Это очередной “красный флаг”, что пользователь имеет дело с мошенниками. Для проверки необходимо точно узнать должность и ФИО сотрудника и перезвонить в организацию, где он работает. Если речь идет о государственной организации, которая действительно решает проблемы финансового характера, то такой звонок будет воспринят нормально и пользователя соединят с нужным сотрудником (телефон организации нужно посмотреть на ее официальном сайте). Если же такую помощь организация не оказывает, то пользователю об этом сообщат», — рассказывает специалист.
Но даже если до момента оформления «безопасного кредита» все шаги были проделаны и ничего не показалось подозрительным, на руках у потенциальной жертвы его деньги в наличном эквиваленте, то необходимо задуматься — если деньги так легко украсть со счета, то кто гарантирует, что рекомендуемый «безопасный» счет не будет такой же?
«Последний шанс сохранить деньги — просто оставить их в наличности, по крайней мере, на некоторое время. Даже если на имя пользователя взят кредит, то есть два пути: сразу погасить кредит, просто вернув деньги в тот же банк, или оставить наличные у себя», — добавляет специалист.
Необходимо задать себе вопросы:
— Даже если я положу деньги на «безопасный» счет, то что это изменит в ситуации с кредитами?
— Как долго придется держать деньги на этом счету прежде, чем идти закрывать кредиты?
— В каком банке этот «безопасный» счет открыт и как я буду им пользоваться при необходимости?
— Необходимо поразмыслить над ситуацией, задать все эти вопросы «сотруднику ЦБ», послушать его ответы и не торопиться относить куда-то свои деньги только потому, что незнакомый человек говорит, что надо сделать именно так.
Если же пользователь все-таки несет свои деньги в банк на «безопасный» счет, то обязательно нужно выяснить у сотрудника банка на какой счет они будут положены, и получить все официальные документы на этот счет. При этом важно не класть деньги через банкомат, резюмирует Александра Шмигирилова.
В редакцию Финансов Mail попала история жертвы, которая взяла кредит на два миллиона рублей и перевела эти деньги преступникам. Какие шаги предприняли мошенники и как себя обезопасить — редакция узнала у специалистов.
Вначале было слово. И слово это было «код»
Анастасии (имя изменено по просьбе собеседника — прим.ред.) поступил звонок якобы от «
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
», якобы по вопросу заказного письма на ее имя. Чтобы оформить доставку, необходимо назвать код из смс. Девушка эти цифры назвала, не задумываясь о том, что это доступ к ее Госуслугам.После на электронную почту Анастасии приходит письмо о том, что на ее имя поданы заявки на кредиты. Ее просят связаться по указанным контактам с «менеджером банка, который аккумулировал заявки на разные кредиты от ее имени».
Девушка пугается и звонит по указанным контактам, где ей говорят, что судя по всему это мошенники получили доступ к её персональным данным и подали от её имени заявки, решить проблему может только оперативная поддержка Банка России.
Дальше Анастасию «обрабатывают» уже от имени поддержки регулятора в Телеграм, ей отвечает «специалист», которая рассказывает, как «избежать проблем». Самый быстрый вариант из предложенных — подать заявку на идентичный самый крупный кредит, это якобы позволит опередить мошенников. Если такой кредит выдали, то больше уже не дадут. Девушка следует этому совету и оформляет займ на два миллиона рублей.
Банк очень быстро выдает Анастасии всю сумму наличными в отделении, после чего жертва по совету «эксперта» переводит деньги на «безопасный счёт». На следующее утро девушка решила проверить безопасный счёт и оказалось, что доступа к нему нет. Поддержка банка сказала, что это было не пополнение её счёта, а перевод на счёт третьего лица. После этого она обратилась в полицию, у нее приняли заявление и завели дело о мошенничестве.
Для Анастасии два миллиона — очень большая сумма: она получает в месяц около 70 тысяч рублей и выплачивает ипотеку за квартиру в Санкт-Петербурге.
Стоит отметить, что общение с мошенниками прерывалось на звонки родным и друзьям. Они утверждали ее в вере, что смс-код она дала мошенникам и теперь у нее могут забрать все. Но предупредить о том, что письмо о попытках взять кредит на ее имя — также дело рук мошенников — никто не смог.
Гении подхода
Мошенники могут найти подход практически к любому человеку, используя различные тактики и техники, подстраиваясь под потенциальную жертву. Злоумышленники почти всегда безошибочно определяют, с кем разговаривают: с доверчивым или скептически настроенным человеком, с тревожным или спокойным, с рациональным или иррациональным и так далее, прокомментировал историю Дмитрий Ибрагимов, начальник Управления безопасности ГУ Банка России по ЦФО.
«И исходя из этого, они выбирают стиль коммуникации и тон разговора, а также вызывают определенные эмоции, чтобы было легче воздействовать на граждан. Чтобы не дать человеку опомниться и усилить переживаемые эмоции, злоумышленники торопят жертву и нагнетают обстановку. Под каждую аудиторию они подстраивают “подходящую” легенду», — добавил он.
В этой ситуации была применена многоступенчатая схема обмана, но как итог — привела к уже известной многим легенде про «безопасный» счет.
«Если посторонние сообщают о заказном письме, положите трубку. Свяжитесь с организацией, из которой якобы звонит человек, и уточните информацию. Ни в коем случае не сообщайте посторонним персональные данные, включая логины и пароли, а также коды из СМС», — советует Дмитрий Ибрагимов.
Если все-таки вам пришел код по смс, то следует сначала внимательно отнестись к тому, что вы готовитесь назвать собеседникам, добавляет Александра Шмигирилова — GR-директор ИБ-компании «Код безопасности».
«Именно чтобы не попасть в такую ситуацию необходимо внимательно прочитать текст смс, если это код для доступа в личный кабинет на Госуслугах, то это будет в смс написано. И в таком случае, если быть осторожным, то сразу возникнет вопрос — почему при получении письма на почте России (или еще каком-либо действии) нужен код от личного кабинета Госуслуг?», — отметила она.
Самое основное правило — никогда не предпринимать никаких действий второпях. «Если нет времени подумать, то лучше сказать — “давайте отложим этот разговор”, тем более если пользователю якобы звонят с почты для получения письма, добавила эксперт.
Очень часто, если речь идет о звонках от мошенников, в процессе разговора те апеллируют к необходимости сделать что-то быстро, именно для того, чтобы у пользователя не было времени остановиться и подумать, что происходит. Ведь если взять паузу и поразмышлять о происходящем, то сразу видны провалы в логике действий.
Стратегия защиты
«Мошенники всегда пытаются выбить вас из равновесия — торопят, пугают, давят. Все, чтобы не дать вам времени подумать, посоветоваться с близкими, ведь их цель — ослабить бдительность, заполучить персональные данные и похитить средства», — соглашается Дмитрий Ибрагимов.
«Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят из Центробанка с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на “защищенный” или “специальный” счет, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами», — добавил он.
Александра Шмигирилова добавляет, что для решения проблемы в личном кабинете Госуслуг надо обращаться именно в Госуслуги, а не по телефонам или ссылкам, которые приходят на почту. Необходимо вовлечь поддержку Госуслуг на официальном сайте, оставить заявление в службу безопасности и далее действовать по их указаниям.
Также она напоминает, что государственные структуры не используют для официального общения мессенджеры и социальные сети. «Это очередной “красный флаг”, что пользователь имеет дело с мошенниками. Для проверки необходимо точно узнать должность и ФИО сотрудника и перезвонить в организацию, где он работает. Если речь идет о государственной организации, которая действительно решает проблемы финансового характера, то такой звонок будет воспринят нормально и пользователя соединят с нужным сотрудником (телефон организации нужно посмотреть на ее официальном сайте). Если же такую помощь организация не оказывает, то пользователю об этом сообщат», — рассказывает специалист.
«Безопасный нал» лучше оставить в банке
Но даже если до момента оформления «безопасного кредита» все шаги были проделаны и ничего не показалось подозрительным, на руках у потенциальной жертвы его деньги в наличном эквиваленте, то необходимо задуматься — если деньги так легко украсть со счета, то кто гарантирует, что рекомендуемый «безопасный» счет не будет такой же?
«Последний шанс сохранить деньги — просто оставить их в наличности, по крайней мере, на некоторое время. Даже если на имя пользователя взят кредит, то есть два пути: сразу погасить кредит, просто вернув деньги в тот же банк, или оставить наличные у себя», — добавляет специалист.
Необходимо задать себе вопросы:
— Даже если я положу деньги на «безопасный» счет, то что это изменит в ситуации с кредитами?
— Как долго придется держать деньги на этом счету прежде, чем идти закрывать кредиты?
— В каком банке этот «безопасный» счет открыт и как я буду им пользоваться при необходимости?
— Необходимо поразмыслить над ситуацией, задать все эти вопросы «сотруднику ЦБ», послушать его ответы и не торопиться относить куда-то свои деньги только потому, что незнакомый человек говорит, что надо сделать именно так.
Если же пользователь все-таки несет свои деньги в банк на «безопасный» счет, то обязательно нужно выяснить у сотрудника банка на какой счет они будут положены, и получить все официальные документы на этот счет. При этом важно не класть деньги через банкомат, резюмирует Александра Шмигирилова.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация