Порядок обращения потребителя к финансовому уполномоченному

Marat_1162

Стаж на ФС с 2014 г
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
25/3/16
Сообщения
4.649
Репутация
9.166
Реакции
22.743
RUB
0
Депозит
3 500 рублей
Сделок через гаранта
4


Для разрешения некоторых споров потребителю финансовых услуг до подачи иска в суд следует обратиться к финансовому уполномоченному. Обращение должно соответствовать установленным требованиям, в частности к нему необходимо приложить копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии). Направить обращение можно в письменной или электронной форме.

Условия обращения к финансовому уполномоченному

По некоторым категориям споров законодательством установлен обязательный досудебный порядок их урегулирования. В этом случае обращение в суд возможно только после соблюдения досудебного порядка (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ).
Должность финансового уполномоченного (уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг) учреждена для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к определенным финансовым организациям (ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).



Справка. Финансовые услуги и финансовые организации

К финансовым услугам, в отношении которых при соблюдении определенных условий применяется досудебный порядок урегулирования споров финансовым уполномоченным, относятся услуги, которые оказывают следующие финансовые организации (ст. 1, ч. 1, 2 ст. 28, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ):

1) страховые организации (за исключением осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
2) микрофинансовые организации;
3) кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды;
4) иные финансовые организации, организовавшие взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе.
По общему правилу обращение к финансовому уполномоченному в рамках досудебного урегулирования спора является обязательным и может быть рассмотрено им, если соблюдены, в частности, следующие условия (ч. 4 ст. 3 ГПК РФ; ч. 1 - 3 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 29, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ):



• требование заявлено к финансовым организациям, включенным в соответствующий реестр (если для них взаимодействие с финансовым уполномоченным является обязательным) или в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с уполномоченным добровольно. Сведения о таких организациях размещаются на официальных сайтах Банка России и финансового уполномоченного;



• размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб. либо если требования вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения в рамках ОСАГО.



При этом финансовый уполномоченный не рассматривает, в частности, требования по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды. Указанные требования могут быть заявлены в судебном порядке без направления обращения финансовому уполномоченному (ч. 3 ст. 15, п. 8 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).



Справка. Обращения, не подлежащие рассмотрению финансовым уполномоченным

Финансовый уполномоченный также не рассматривает, в частности, следующие обращения (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ):

1) если в суде, третейском суде имеется либо рассмотрено дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
2) находящиеся в процессе урегулирования с помощью процедуры медиации;
3) по которым имеется решение финансового уполномоченного или соглашение, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
4) в отношении финансовых организаций, у которых отозвана (аннулирована) лицензия, которые исключены из реестра финансовых организаций соответствующего вида или которые находятся в процессе ликвидации, ликвидированы, прекратили свое существование или были признаны фактически прекратившими свою деятельность;
5) по вопросам, связанным с банкротством юридических и физических лиц;
6) по вопросам, связанным с трудовыми, семейными, административными, налоговыми правоотношениями, а также обращения о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренных законодательством РФ;
7) направленные повторно по тому же предмету и по тем же основаниям, что и обращение, ранее принятое финансовым уполномоченным к рассмотрению;
8) содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу финансового уполномоченного или иных лиц;
9) текст которых не поддается прочтению.
Финансовый уполномоченный рассматривает обращения, соответствующие установленным требованиям, если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен финансовым уполномоченным на основании заявления потребителя финансовых услуг и документов, подтверждающих уважительность этих причин (ч. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).



Направить обращение финансовому уполномоченному может потребитель финансовых услуг - физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ; абз. 3 преамбулы к Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1).



Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, потребитель финансовых услуг должен направить в соответствующую финансовую организацию заявление (претензию) в письменной или электронной форме (ч. 1 ст. 16, п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).



Направить обращение финансовому уполномоченному потребитель финансовых услуг может только после того, как получит ответ финансовой организации, или если не получит ответ по истечении установленных сроков (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).



Справка. Срок рассмотрения заявления финансовой организацией

Финансовая организация обязана рассмотреть заявление потребителя финансовых услуг и направить ему мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ):

• в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления - если указанное заявление направлено в электронной форме и со дня нарушения прав потребителя финансовых услуг прошло не более 180 дней;
• в течение 30 дней со дня получения заявления - в иных случаях.
Ответ на заявление направляется по адресу электронной почты потребителя финансовых услуг, а при его отсутствии - по почтовому адресу (ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).
Порядок направления обращения финансовому уполномоченному

Направить обращение финансовому уполномоченному можно в письменной или электронной форме. Оно должно включать в себя, в частности, следующие сведения (ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ):

1) ваши фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии), дату и место рождения, место жительства, почтовый адрес и иные контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты - при наличии), а в случае, если обращение направляется в электронной форме, - адрес электронной почты;

2) наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;

3) сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);

4) сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ее ответа, а также о способах разрешения спора, использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному;

5) дату направления обращения.

К обращению следует приложить, в частности (ч. 4, 6 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ):

1) копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии);

2) имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу спора;

3) копию документа, подтверждающего полномочия законного представителя (если обращение направляется законным представителем потребителя финансовых услуг).

Обращение на бумажном носителе подписывается потребителем финансовых услуг собственноручной подписью (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

Обращение в письменной форме может быть направлено, в частности, по почте, через МФЦ, заключивший соглашение о взаимодействии со службой обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Обращение в электронной форме потребитель финансовых услуг вправе направить, в частности, через личный кабинет на официальном сайте финансового уполномоченного или Единый портал госуслуг (ч. 5 ст. 16, ч. 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

По общему правилу принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

Порядок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным

Финансовый уполномоченный в течение трех рабочих дней со дня поступления обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного уведомляет потребителя финансовых услуг о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в его принятии в письменной или электронной форме. При этом указанный отказ должен быть мотивирован (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

Обращение рассматривается в заочной форме на основании представленных документов. Финансовый уполномоченный вправе по ходатайству сторон либо по своей инициативе принять решение об очном рассмотрении обращения, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

По общему правилу решение по обращению должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи обращения финансовому уполномоченному (п. 1 ч. 8 ст. 20 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

До принятия решения финансовый уполномоченный вправе направить финансовой организации свои предложения об урегулировании спора. Если в ходе рассмотрения спора между потребителем и финансовой организацией достигнуто соглашение, решение по обращению финансовым уполномоченным не принимается (ч. 1, 3 ст. 21 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный может принять решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении, которое вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.

В течение одного рабочего дня со дня принятия решение направляется (передается) потребителю. При отсутствии фактической возможности направить решение в форме электронного документа, а также по ходатайству потребителя финансовых услуг решение вручается ему на бумажном носителе или направляется на почтовый адрес, указанный в обращении (ч. 2, 3 ст. 22, ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в решении, за исключением случаев приостановления исполнения решения (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

Если решение или соглашение не исполняется финансовой организацией, финансовый уполномоченный выдает потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом (ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

Если потребитель финансовых услуг не согласен со вступившим в силу решением финансового уполномоченного, он вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу решения обратиться в суд с исковым заявлением к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении. Копия обращения в суд подлежит направлению финансовому уполномоченному.

Также обратиться в суд потребитель финансовых услуг вправе в случае непринятия финансовым уполномоченным решения по обращению по истечении установленного срока или прекращения финансовым уполномоченным рассмотрения обращения (ч. 2 ст. 15, ч. 1, 3 ст. 25 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2021)
 
Последнее редактирование:
Сверху Снизу