ГосдумаДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрацияпроект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), подготовленный правительством РФ. Документ вносит, пожалуй, самые заметные за последние десять лет изменения в регулирование дорожного движения. Опрошенные РАПСИ эксперты считают, что новый закон может радикально повлиять на ситуацию на российских дорогах.
На основании предоставленных экспертами данных объясняем в 7 пунктах о причинах и последствиях важнейших поправок в КоАП.
1. Профилактика правонарушений
Штрафы за нарушения правил не менялись в течение последних 11 лет. За это время количество нарушений на российских дорогах стремительно выросло. Прослеживается взаимосвязь между инфляционным обесцениванием штрафа и пропорциональным увеличением числа нарушений ПДД, которые он регулирует.
Только с 2018 года количество постановлений о назначении штрафов выросло на 85%. Сегодня минимальный размер равен среднему бургеру/шаурме – 300 рублей. Значительная доля нарушений предусматривает штраф в размере 500 рублей. Таким образом, штрафы отчасти утратили свою общественную полезность в качестве ограничивающей меры, стимулирующей избегать нарушения. Нынешние поправки призваны проиндексировать произошедшие за 10 лет изменения на дорогах.
2. Грузовой транспорт
Самым значимым изменением эксперты называют ограничение проезда грузовых транспортных средств в городах. Увеличение их числа на неприспособленных для машин такого размера, веса и объема дорогах в последние годы стало узловой проблемой, провоцирующей рост пробок, и, как следствие, ДТП, разрушение дорожного покрытия и ухудшение качества воздуха.
Присутствие в городе грузового транспорта сводит на нет все усилия местных властей и урбанистов по регулированию автопотоков в соответствии с рабочими ритмами жителей. На грузовой транспорт они не распространяются, что вкупе с размером грузовиков перманентно грозит коллапсом.
Поправки изменяют «стоимость» транзитного проезда грузовиков в неположенном месте с 500 до 5 000 рублей. Эта мера должна сделать подобные правонарушения попросту экономически нецелесообразными, что заметно повлияет на стратегию перевозчиков и крайне позитивно скажется на жизни горожан.
Помимо уменьшения пробок и загрязнения окружающей среды, эта мера окажет заметное позитивное воздействие на состояние дорожного покрытия. Эксперты отмечают, что одной из главных причин ускоренного разрушения асфальта и образования выбоин являлось именно несоблюдение весового режима грузовым транспортом. Увеличение размера штрафа в т. ч. позволит более оперативно ликвидировать нанесенный им ущерб.
3. Общественная безопасность
Этот пункт является самым очевидным: поскольку за 11 лет штраф как угроза для нарушителей обесценился, пропорционально выросло число нарушений. Эта тенденция наблюдается всегда и везде, однако за последние года она приобрела не просто угрожающий, а критический масштаб.
В частности, в 2023 году по статье 12.9 КоАП (превышение скорости) возбуждено 181,7 миллиона административных дел, что на 20,4% больше, чем в 2022 году, и на 35% больше, чем в 2021 году. При этом нарушения скоростного режима составляют более 75% от общего количества нарушений – т.е. в сопоставимых пропорциях увеличивается и общее число ПДД.
Также в прошлом году по части 4 и 5 статьи 12.15 КоАП (выезд на встречную полосу) возбуждено 841,4 тысячи административных дел, что на 23,9% больше, чем в 2022 году, и на 22,9% больше, чем в 2021 году.
Важно правильно сформулировать суть изменений в КоАП: штрафы не увеличены, они только фактически индексированы с учетом инфляции за 11 лет. И в реальности в большинстве случаев выросли меньше, чем за это время цены практически любых продуктов, которыми пользуются автомобилисты.
Эта индексация позволит не только оказать более серьезное превентивное воздействие на нарушителей, но предоставит средства для обновления инфраструктуры, обеспечивающей безопасность движения.
4. Борьба с пьянством за рулем
В России продолжается системная работа по борьбе с пьянством за рулем. Продолжительное время казалось, что эта проблема превращается в анахронизм, постепенно исчезает с ростом общей культуры автовладельцев. Количество подобных правонарушений снижалось год от года ускоренными темпами.
Однако в прошлом году прозвенел крайне тревожный сигнал: в 2023 году по сравнению со среднегодовыми значениями за предшествующие пять лет темпы снижения количества ДТП с участием нетрезвых водителей замедлились практически в 2 раза (с 6,2% до 3,5%), а темпы снижения количества погибших в ДТП с участием нетрезвых водителей замедлились более чем в 2 раза (с 6,5% до 2,9%). Все чаще можно услышать об инцидентах, в которых от безответственных пьяных водителей пострадали ни в чем не повинные люди, ожидавшие автобус на остановке или переходившие дорогу.
В этой связи увеличение в полтора раза штрафов за управление транспортным средством в состоянии опьянения выглядит минимально необходимой мерой. Если ситуация последнего года начнет приобретать характер тенденции, очевидно, что дальнейшее ужесточение мер воздействия в этом направлении будет продолжено.
5. Приближение к мировым стандартам
Российская система штрафов за нарушения ПДД остается одной из самых снисходительных по отношению к своим гражданам в мире. Например, в Великобритании за езду без страховки (аналог отечественного ОСАГО) придется заплатить до 2 500 фунтов стерлингов (примерно 320 000 рублей). В Италии же за нарушение разрешенной скорости на 10 км/ч придется отдать 700 евро, т.е. почти 75 000 рублей.
6. Корректировка льгот
Анализ практики оплаты штрафов за правонарушения ПДД показал, что большинство автовладельцев нуждаются в увеличении сроков на льготный период, когда внести оплату за правонарушение можно со скидкой. Надо заметить, что в 2023 году со скидкой было оплачено более 90% от всех назначенных штрафов за правонарушения в области дорожного движения.
В то же время недопустимо, чтобы скидка делала штраф несущественным для нарушителя, позволяя ему снисходительнее относиться к своим обязанностям, держа в уме такую индульгенцию.
Эксперты высоко оценивают найденный компромисс: сохранить скидку, но на уровне 25% от стоимости штрафа, и при этом удовлетворить общественный запрос – увеличить срок на его оплату по льготной цене до 30 дней, вместо 20. С учетом того, что, судя по социологическим исследованиям, срок скидки имеет большее значение для автовладельцев, чем ее размер, это изменение означает, что общий размер льгот только увеличится.
7. Развитие электронных сервисов
Эксперты поделились с РАПСИ важной статистикой, свидетельствующей о том, что порядка 40% от всего объема «льготных» штрафов оплачивается посредством портала Госуслуг. Каждый год их число заметно растет. Около 60% всех штрафов за нарушение ПДД оплачивается с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), являющейся частью инфраструктуры электронного правительства.
Прирост траффика по данному направлению за период 2022-2023 гг. составил 23%. Помимо доверия к отечественным сервисам и заметного улучшения удобства автовладельцев, это позволило снизить нагрузку на должностных лиц полиции и судей.
В то же время столь стремительный прирост пользователей явно перегружает сервисы. Растет себестоимость взыскания штрафов из-за нагрузки на электронную инфраструктуру и необходимость ее немедленного развития. Таким образом, новые поправки в КоАП направлены в т. ч. и на эволюционное усовершенствование электронных сервисов, что должно способствовать не только повышению комфорта автовладельцев, но и общегосударственному IT-развитию.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация