Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Дисклеймер: я не мастер по ремонту, не дилер, а просто увлеченный часовой темой человек.
Собственно, стоимость часов разных топ марок всегда поражает воображение. И под дорогими часами стоит понимать часы от 1 миллиона рублей (хотя сейчас наверное еще дороже).
Сразу еще один дисклеймер: я не буду касаться дорогих микробрендов, потому что мало что знаю про них, и разных уникальных штучных экземляров, типа harry winston opus и так далее. Они заслуживают отдельного поста. Так что речь про масс маркет.
И последний дисклеймер: по заветам Хокинга я сведу к минимуму использование специализированных терминов, так что уважаемые маньяки и профессионалы не ждите много слов платина, мост, шатон, колесо, ангренаж и так далее Пост познавательно-развлекательный.
И сразу отсеку один вопрос - все дорогие часы механические. Это одна из заморочек этого мира и ниже вы поймете почему. Так что если вы напишете "какого хрена, кварц все равно точнее, удобнее и жить с ним проще" - да и еще раз да я сам отказался от механики в пользу кварца и счастлив. Но владельцы примеров из поста нас с вами не поймут и не оценят.
Плюс, стоит понимать что этот мир много ближе к ювелирке, соответственно в нем действуют законы ювелирки.
Собственно стоимость часов складывается из 4 составляющих:
1. Мануфактурность
2. Качество обработки
3. Технологичность
4. Маркетинг
Мануфактурность
Мир дорогих часов - это мир коллекционеров и зачастую писькомерства. Поэтому в нем действуют немного другие законы. Естественно, что breguet за 1500000 рублей будут показывать такое же время, как и смартфон или касио за 5000, тут выделиться не получится Поэтому первый столп - мануфактурность. Что это такое? Чем больше деталей и комплектующих сделано в пределах одной фабрики, тем это ценнее. При этом я говорю не о корпусах и браслетах, а о механизме. Откуда пошло это веяние я сказать не могу, потому что издавна в швейцарии были отдельные компании которые делали корпуса и отдельные компании по механизмам и все были довольны. Отчасти это конечно связано с патентами и секретами каждой компании, которые они не хотели бы раскрывать.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в этом механизме 703 детали. Конечно не все они сделаны в пределах фабрики Patek Philippe или женевского кантона, но достаточно большая часть.
А теперь о размере этих деталек. диаметр механизма 37 миллиметров:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
То есть, для того чтобы быть максимально мануфактурными, нам нужно оборудовать производство. Поставить большое количество станков, которые будут изготавливать все эти мелкие детали из кусков металла с огромной точностью (о ней мы поговорим потом).
На видео пример мануфактурной фабрики брайтлинг (они конечно в ценовом сегменте ниже, но суть примерно та же).
Таким образом, мы в вами вложились в набор высокоточных станков. А некоторые компании даже винты себе сами делают (боюсь напутать кто именно, может другие любители подскажут).
И тут мы имеем первое отличие от массовых часов: у той же swatch group (swatch tissot longines certina и еще миллион брендов) есть огромное количество специализированных фабрик, на одних делают механизмы, на других детали, на третьих циферблаты и так далее. И их продукция начинает стоить дешевле для компании.
Дальше нам на мануфактуру нужны люди. Это тоже отдельный квест. Профессия часовщика вымирает, найти новых специалистов все сложнее, а их стоимость все выше. Представьте, какой склад ума и жизни надо иметь, чтобы всю жизнь с лупой в глазу собирать эти миниатюрные произведения искусства с минимальными допусками. Как раз видео как собирается тот самый механизм из 703 деталей:
А производительность труда таких товарищей невелика. Например на фабрике Audemars Piguet трудится около 50 человек, которые обеспечивают практически полный мануфактурный цикл производства. Полностью ручная сборка. Они за год сделают несколько тысяч часов на весь мир. А все вложения в оборудование и людей надо окупать. Поэтому получаем штучное производство с огромной себестоимостью.
И вот такие милые стальные(!!!) часы от них стоят около 40-45 тысяч евро. Стальные. Золотые еще дороже.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Из этого кстати проистекает одно неочевидное неудобство: если нужно обслужить мануфактурные часы, то скорее всего (не всегда, но часто), это смогут сделать только на заводе-изготовителе. Стоить это будет для нас с вами крайне нескромных цифр (для владельцев таких часов понятно цифры скромные), но и времени занимает от полугода. Есть истории ремонтов длиной в несколько лет. Ну и учитывая аспекты налогового законодательства, скорее всего придется самостоятельно их везти на фабрику, потому что при возврате из ремонта почтой или курьерами вас попросят уплатить пошлину. Хотя кто в здравом уме отправит часы стоимостью с премиальную машину почтой или каким-нибудь dhl?
Качество обработки
И вот тут мы погружаемся в мир ювелирки. Вообще качество обработки можно разделить на 2 направления: технологичное и декоративное.
Начнем с технологичного, тут все проще Хоть дорогие часы это ювелирка, они остаются часами. И покупатели ОЧЕНЬ обеспокоены вопросами точности хода. Хронометрическим стандартом считается уход не более чем на -1/+6 секунд в день, но топовые марки выставляют для своих творении еще более строгие рамки, например -2/+2 у ролекс или -3/+2 для женевского клейма. Механизм часов это история про подвижные части, соответственно про люфты и прочие отклонения от стандартов. Чем точнее мы обработаем каждую деталь и чем меньше на ней будут допуски, тем точнее будут идти часы. И тут помимо вложений в очень точные станки из части про мануфактурность у нас появляется необходимость полировки ВСЕГО. А я слабо себе представляю как отполировать каждый зубчик шестеренки размером чуть больше зернышка. А это необходимо сделать. Так что мы получаем еще одно удорожание процесса производства и выбраковку. А весь брак оплачивает покупатель
А теперь переходим к миру ювелирки. Вот тут начинаются самые коварные заморочки сообщества. Потому что всегда остается пространство для субъективного восприятия и в жизни эти аспекты вообще не важны!
1. Использование драгоценных металлов и камней. На этом этапе нет ничего интересного. Сделали корпус из золота или платины, получили удорожание выходных часов. Добавили камни - получили еще большее удорожание. Тут скорее интересный факт в том, что камни используются недорогие, а цена прибавляется как за камни средней цены. Геммологи думаю смогут про это рассказать лучше и подробнее меня
2. Художественная обработка корпуса. Эта история складывается из нескольких частей: качество сатинирования, качество полировки и четкость граней.
С сатинированием (это матовое покрытие, фактически шлифовка) все достаточно просто - чем тоньше зерно и оно равномернее, тем его сложнее сделать и тем больше оно ценится.
С четкостью граней ценятся максимально резкие переходы и грани, с минимальным радиусом скругления. Тут опять мы приходим к тому, что это достаточно сложно и дорого сделать. Фото таких граней сейчас к сожалению не найду, на фото полировки сможете их увидеть.
Полировка Это самое сладкое. Люди помешаны на полировке, готовы ломать копья и грызть глотки в спорах о ее качестве. Вообще, есть понятие зеркальной или черной полировки. Черной она называется потому что если смотреть на нее под углом в 90 градусов, то поверхность будет казаться черной, не будет никаких бликов и лишних отражений. Термин не из часового мира, а из металлообработки, насколько мне известно. Также полировку любят проверять отражением текста, там не должно быть искажений
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Часы на фото не из топ лиги, но в нижней части видна такая полировка. Также хорошо видны грани на корпусе. И действительно дорогие часы так отполированы на всех полированных деталях. Достигается это опять же ручным и очень высококвалифицированным трудом, плюс процесс небыстрый.
А теперь самый необычный и смешной факт про полировку - если часы носить, все это великолепие придет в негодность очень, нет, ОЧЕНЬ быстро. полированная сталь, а особенно полированные драгметаллы царапаются о воздух. Поэтому еще очень дорогие часы не носят, а хранят в шкатулке или иногда очень редко надевают на какие-то мероприятия. Плюс, восстановить полировку такого качества вне заводских условий практически невозможно. А часы со следами повторной полировки в этом мире коллекционеров вообще фу, некомильфо и сразу дешевле.
3. Художественная отделка циферблата.
Циферблат это лицо часов, поэтому его отделке уделяют огромное внимание. Даже создание простого градиента требует порядка 10 операций: и напыления разных металлов и специальной обработки и дополнительной шлифовки и так далее. Но в мире дорогих часов все еще интереснее:
Есть техника гильоше, которая пришла по-моему из производства денег (могу ошибаться). Это рисование тонких непрерывных изогнутых линий. Собственно все узоры на купюрах это гильоше. в оформлении часовых циферблатов это делается или станками или вручную на дорогих марках, как пример audemar piguet выше: все эти квадратики сделаны в технике гильоше и практически целиком вручную. Этот труд ценится и высоко оплачивается.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Собственно линии на голубом фоне гильоше и есть
Некоторые марки идут еще дальше и превращают циферблаты в сделанные вручную произведения искусства:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Это сделанная вручную в единственном экземпляре мозаика, фактически произведение искусства.
Ну и вишенкой на торте та же зеркальная полировка меток и стрелок, желательно и с обратной стороны.
На отделке циферблата начинается настоящее сумасшествие: люди при выборе часов изучают все это с лупой(!!!) и ищут изъяны. и не дай бог что-то найдут. Это скандал, производитель испортился и вообще. Поэтому таким вещам уделяется тоже огромное внимание.
На видео ниже очень интересный пример такого часового коллекционера: они рассматривают часы под микроскопом (!!!). Но, это видео очень интересно тем, какое внимание и какой труд заложены в отделку циферблата
Кстати в видео также неплохо видно что такое та самая полировка
Еще оно интересно тем, что хорошо показана обработка механизма, и мы как раз можем перейти к ней.
3. Обработка механизма. Еще один нюанс, который не влияет на качество и точность хода часов это художественная обработка механизма. Он часто выставляется напоказ, люди платят много денег и хотят видеть красоту. На заглавном к посту фото механизм Lange sohne, на мой взгляд они лучшие в качестве обработки механизмов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
А это калибр Ролекс, с минимальной визуальной обработкой, но с одной из лучших технологических обработок деталей, у них поразительно точные часы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
А это дешевый и простой механизм сейко можно сказать вообще без обработки. Сравните разницу
Тем же женевским клеймом прописана необходимость финишной обработки всех видимых деталей механизма, например. А желательно еще и невидимых. И мы приходим к тому, что каждую деталь, каждый винтик надо: отполировать в то же зеркало, снять фаску на углах, отполировать фаску, украсить узорами каждую из них. Те самые полосы и кружочки и есть узоры и они очень ценятся. Все это делается почти вручную и проверяется вручную.
И мы опять получаем удорожание производства, еще один раунд выбраковки и возросшую себестоимость.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация