В 2023 году розничная торговая компания X5 Group много
По мнению представителей компании, он во многом превосходит классический.
Эксперты рассказывают, что такое обратный франчайзинг и о каких нюансах нужно знать как франчайзи, так и франчайзеру перед тем, как попробовать себя в этом направлении.
Кто-то говорит, что обратный франчайзинг оптимален для начинающих предпринимателей. Кто-то шутит, что при нем партнер становится уборщицей с расширенным функционалом. Однако многие считают, что у него есть шансы стать таким же популярным форматом ведения бизнеса, как и прямой франчайзинг. Поэтому считаем, что стоит разобраться в его нюансах: как партнеру, так и франчайзеру.
Низкий уровень ответственности. Прямой франчайзинг предполагает свободное «плавание». То есть партнер по проверенной модели строит бизнес с нуля. Очевидно, что если у партнёра нет опыта, он будет допускать ошибки, а это всегда риск для прибыли. В обратном франчайзинге вероятность допустить ошибку минимальна. Все процессы, совершаемые партнером, контролируются франчайзером через специальную систему. В случае промаха владелец франшизы сразу приходит партнеру на помощь и исправляет ситуацию.
Налаженный сбыт. Вместе с отлаженным процессом поставок франчайзер внедряет в открытой партнером точке и систему привлечения клиентов. Кроме того, что этот процесс в обратном франчайзинге упрощен (каждая новая точка является стопроцентной копией остальных, а значит, ее будут посещать все те постоянные клиенты, для которых она ближе по месторасположению), франчайзер берет на себя проведение всех промоакций и рекламных кампаний. Это облегчает партнеру жизнь.
Тотальный контроль. Если партнер захочет добавить в работу торговой точки что-то свое, то с вероятностью 99% у него это не получится. Потому что абсолютное большинство владельцев обратных франшиз придерживается принципа «Не изобретай уже изобретенный велосипед». Кроме того, чтобы минимизировать риски, франчайзеры контролируют каждый шаг партнеров. Это может стать препятствием для развития предпринимателя.
Низкая выручка. Точнее, низкий процент с этой выручки. По системе обратного франчайзинга партнер получает процент от выручки торговой точки, которой он управляет. Как правило, это до 30%. С них он должен оплатить аренду помещения, выплатить зарплату сотрудникам и в некоторых случаях роялти. Вся остальная прибыль идет в головной офис.
Риски банкротства. Если в прямом франчайзинге есть риск, что торговая точка пойдет ко дну в случае ошибки партнера, то в обратном всегда существует риск, что в случае ошибки франчайзера на дно пойдет вся сеть. Второй вариант выглядит страшнее, так как последствия этой ошибки исправить будет сложнее.
Однако обратный франчайзинг потенциально может быть интересен тем, кто хочет масштабировать свой бизнес. Рассмотрим плюсы и минусы этой модели бизнеса для владельцев.
Отсутствие рисков. При продаже прямой франшизы ее владелец не застрахован от ряда рисков, связанных с человеческим фактором. Ведь партнер может, хоть и с некоторыми ограничениями, влиять на развитие своей торговой точки, франчайзер никогда не может быть уверен, что все пойдет хорошо и точку не придется закрыть спустя некоторое время. В случае обратного франчайзинга основатель застрахован от подобных рисков.
Высокая доходность. Если рассматривать обратный франчайзинг как способ привлечения финансов, он, на наш взгляд, хорош. Партнер платит франчайзеру не только паушальный взнос и роялти, но и бо́льший процент от выручки своей торговой точки.
Большие затраты. В отличие от прямого франчайзинга, в обратном большинство финансовых затрат лежит на плечах франчайзера. Поэтому, если предприниматель не готов постоянно вкладываться в развитие партнерских точек, данный формат масштабирования ему вряд ли подойдет.
Нехватка человеческого ресурса. Возможность контролировать каждый шаг партнеров имеет обратную сторону медали. Франчайзеру приходится тратить огромное количество времени на регулярные проверки или обучать помощников, которых первое время тоже следует постоянно проверять.
Подходит не для каждого бизнеса. Масштабирование в формате обратного франчайзинга хорошо подходит предпринимателям, чей бизнес сфокусирован на реализации товара. Например, в торговле одеждой, продуктами, техникой, в ресторанном бизнесе (в отдельных случаях). В сфере услуг же, где 98% успеха бизнеса зависит от людей на местах, такой формат масштабирования, конечно же, неэффективен.
Главная мысль — обратный франчайзинг подходит далеко не для каждого человека: продает тот франшизу или покупает. Все зависит от стартовых возможностей и планов на будущее. Так что перед выбором формата масштабирования и заключением договора нужно взвесить все «за» и против», тщательно изучив нюансы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
о таком формате предпринимательства, как обратный франчайзинг. По мнению представителей компании, он во многом превосходит классический.
Эксперты рассказывают, что такое обратный франчайзинг и о каких нюансах нужно знать как франчайзи, так и франчайзеру перед тем, как попробовать себя в этом направлении.
Что такое обратный франчайзинг
Обратный франчайзинг — формат предпринимательской деятельности, при котором партнер ведет бизнес, находясь «под крылом» владельца бренда. В отличие от прямого франчайзинга, где покупатель становится совладельцем торговой марки и может сам руководить открытой им торговой точкой, при обратном партнер занимает роль управляющего и действует строго под руководством франчайзера.Модель ведения бизнеса по обратной франшизе предполагает, что партнер платит паушальный взнос и все, что от него требуется потом — следить за порядком на месте.
Кто-то говорит, что обратный франчайзинг оптимален для начинающих предпринимателей. Кто-то шутит, что при нем партнер становится уборщицей с расширенным функционалом. Однако многие считают, что у него есть шансы стать таким же популярным форматом ведения бизнеса, как и прямой франчайзинг. Поэтому считаем, что стоит разобраться в его нюансах: как партнеру, так и франчайзеру.
Франчайзинг для партнера
На наш взгляд, больше отклика обратный франчайзинг может вызвать у начинающих предпринимателей или тех, кто решил сменить сферу деятельности. И вот по каким причинам:Плюсы
Низкий порог входа. При приобретении прямой франшизы на партнера ложится большая финансовая нагрузка. Помимо оплаты паушального взноса и роялти, он должен регулярно закупать товар (или продукты, если это кофейня или ресторан), регулярно вкладываться в рекламу и многое другое. В обратном франчайзинге такого необъятного списка расходов нет. От партнера требуется только внести паушальный взнос, найти помещение и закупить оборудование. Все остальное, включая траты на рекламу, лежит на франчайзере.Низкий уровень ответственности. Прямой франчайзинг предполагает свободное «плавание». То есть партнер по проверенной модели строит бизнес с нуля. Очевидно, что если у партнёра нет опыта, он будет допускать ошибки, а это всегда риск для прибыли. В обратном франчайзинге вероятность допустить ошибку минимальна. Все процессы, совершаемые партнером, контролируются франчайзером через специальную систему. В случае промаха владелец франшизы сразу приходит партнеру на помощь и исправляет ситуацию.
Налаженный сбыт. Вместе с отлаженным процессом поставок франчайзер внедряет в открытой партнером точке и систему привлечения клиентов. Кроме того, что этот процесс в обратном франчайзинге упрощен (каждая новая точка является стопроцентной копией остальных, а значит, ее будут посещать все те постоянные клиенты, для которых она ближе по месторасположению), франчайзер берет на себя проведение всех промоакций и рекламных кампаний. Это облегчает партнеру жизнь.
Минусы
Но, как и в любом виде бизнеса, в обратном франчайзинге есть и ряд минусов. Поэтому перед заключением соответствующих соглашений партнеру следует учитывать нюансы.Тотальный контроль. Если партнер захочет добавить в работу торговой точки что-то свое, то с вероятностью 99% у него это не получится. Потому что абсолютное большинство владельцев обратных франшиз придерживается принципа «Не изобретай уже изобретенный велосипед». Кроме того, чтобы минимизировать риски, франчайзеры контролируют каждый шаг партнеров. Это может стать препятствием для развития предпринимателя.
Низкая выручка. Точнее, низкий процент с этой выручки. По системе обратного франчайзинга партнер получает процент от выручки торговой точки, которой он управляет. Как правило, это до 30%. С них он должен оплатить аренду помещения, выплатить зарплату сотрудникам и в некоторых случаях роялти. Вся остальная прибыль идет в головной офис.
Риски банкротства. Если в прямом франчайзинге есть риск, что торговая точка пойдет ко дну в случае ошибки партнера, то в обратном всегда существует риск, что в случае ошибки франчайзера на дно пойдет вся сеть. Второй вариант выглядит страшнее, так как последствия этой ошибки исправить будет сложнее.
Франчайзинг для владельца
На данный момент обратных франшиз в России не так много, потому что для всех понятней и привычней система прямого франчайзинга, когда партнер просто покупает право на пользование брендом и его бизнес-моделью и развивает свое дело автономно, согласовывая с головным офисом ключевые моменты.Однако обратный франчайзинг потенциально может быть интересен тем, кто хочет масштабировать свой бизнес. Рассмотрим плюсы и минусы этой модели бизнеса для владельцев.
Плюсы
Можно построить свою «империю». Мы говорили выше, что формат обратного франчайзинга предполагает полный контроль деятельности партнера со стороны франчайзера. Это дает возможность последнему выстроить рабочие процессы во всех торговых точках, опираясь исключительно на свои видение и опыт. Продавая франшизу партнерам, он просто масштабирует свой бизнес, постепенно охватывая все большую территорию.Отсутствие рисков. При продаже прямой франшизы ее владелец не застрахован от ряда рисков, связанных с человеческим фактором. Ведь партнер может, хоть и с некоторыми ограничениями, влиять на развитие своей торговой точки, франчайзер никогда не может быть уверен, что все пойдет хорошо и точку не придется закрыть спустя некоторое время. В случае обратного франчайзинга основатель застрахован от подобных рисков.
Высокая доходность. Если рассматривать обратный франчайзинг как способ привлечения финансов, он, на наш взгляд, хорош. Партнер платит франчайзеру не только паушальный взнос и роялти, но и бо́льший процент от выручки своей торговой точки.
Минусы
Однако, масштабируя свой бизнес по системе обратного франчайзинга, предприниматель должен учитывать, что во многом он уступает прямому франчайзингу. Например, уже на первых этапах можно столкнуться со сложностями.Большие затраты. В отличие от прямого франчайзинга, в обратном большинство финансовых затрат лежит на плечах франчайзера. Поэтому, если предприниматель не готов постоянно вкладываться в развитие партнерских точек, данный формат масштабирования ему вряд ли подойдет.
Нехватка человеческого ресурса. Возможность контролировать каждый шаг партнеров имеет обратную сторону медали. Франчайзеру приходится тратить огромное количество времени на регулярные проверки или обучать помощников, которых первое время тоже следует постоянно проверять.
Подходит не для каждого бизнеса. Масштабирование в формате обратного франчайзинга хорошо подходит предпринимателям, чей бизнес сфокусирован на реализации товара. Например, в торговле одеждой, продуктами, техникой, в ресторанном бизнесе (в отдельных случаях). В сфере услуг же, где 98% успеха бизнеса зависит от людей на местах, такой формат масштабирования, конечно же, неэффективен.
Главная мысль — обратный франчайзинг подходит далеко не для каждого человека: продает тот франшизу или покупает. Все зависит от стартовых возможностей и планов на будущее. Так что перед выбором формата масштабирования и заключением договора нужно взвесить все «за» и против», тщательно изучив нюансы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация