«Пит-стоп», «Перехват», скрытое патрулирование: как ГИБДД ловит беспредельщиков

Поддерживаете такие методы ГИБДД?

  • В борьбе за безопасность на дорогах хороши любые методы!

    Голосов: 2 100.0%
  • Нет! Это ещё один способ слежки за простыми гражданами!

    Голосов: 0 0.0%

  • Всего проголосовало
    2

AlexV

В теневом с 2008 г.
Команда форума
Модератор
Private Club
Старожил
Migalki Club
Регистрация
18/1/18
Сообщения
3.152
Репутация
8.597
Реакции
6.783
RUB
0
Депозит
1 000 рублей
Сделок через гаранта
5
Сотрудников ГИБДД на дорогах осталось мало, но это не значит, что за порядком следят только камеры. Просто вместо выборочных проверок полицейские сегодня чаще используют более точечные схемы контроля и современные технологии — электронику, спецоперации и скрытое патрулирование. Вместе с юристом и действующими сотрудниками ГИБДД рассказываем, как это работает.

431cc089d9884aecb2113bcd2f9ac659.jpg

Система «Пит-стоп» против лихачей​

Необычная система с использованием дорожных камер, которая называется «Пит-стоп», работает в Москве уже несколько лет. Её придумали, чтобы бороться с лихачами, которые грубо нарушают скоростные лимиты — на 60 км/ч и более. На менее тяжкие проступки этот комплекс не срабатывает — с ними разбираются обычные камеры в автоматическом режиме.

Работает «Пит-стоп» так. Полицейские занимают позицию в 200–300 метрах от дорожной камеры и подключаются к комплексу при помощи планшета. Если под устройством проедет слишком быстрый водитель, камера зафиксирует нарушение и оповестит патруль. Получив данные о госномере, марке и модели автомобиля, инспекторы уже самостоятельно вылавливают нарушителя из потока. Даже если водитель успеет притормозить, доказательства нарушения будут у инспекторов на руках.

Если протокол составляет инспектор ГИБДД на дороге, а не удалённо при обработке фотоматериалов, то последствия для нарушителя оказываются куда серьёзнее, чем банальный штраф. Ведь если превышение на 60–80 км/ч фиксирует камера, дело ограничивается штрафом в 2–2,5 тысячи рублей, а при превышении более чем 80 км/ч — 5000 рублей. И даже при повторных инцидентах дальше денежного наказания дело не идёт. Но если водителя задерживает инспектор, нарушителю грозит лишение прав через суд: от 4 до 6 месяцев за лишние 60–80 км/ч и на 6 месяцев за 80 км/ч и более.

И в этом случае уже не имеет значения, кто именно сидел за рулём — сам владелец, на которого зарегистрирована машина, или кто-то другой. Протокол составят именно на задержанного нарушителя, а значит, собственник штрафов получать не будет.

Работает «Пит-стоп» обычно в период с ранней весны до поздней осени. В Госавтоинспекции объясняют, что камеры в это время лучше распознают происходящее на дорогах. Но есть и другой нюанс: летом нарушителей значительно больше, чем зимой, и тратить силы на подобные дежурства в зимний период нет смысла. На запрос о том, сколько экипажей работает по такой схеме, в ГИБДД отвечать не стали, сославшись на профессиональную тайну.

При этом адвокат Сергей Радько считает систему «Пит-стоп» бесполезной. Он напомнил, что за прошлый и текущий сезоны таким способом поймали всего 200 водителей. «Это очень мало. А сидеть и ждать, когда под камерой проедет один нарушитель — неэффективно. Куда логичнее создать отдельную базу злостных лихачей, которые регулярно получают штрафы за превышения скорости от 60 км/ч, и отслеживать по камерам конкретно их передвижения», — считает эксперт.

Скрытое патрулирование против угонов и нарушений ПДД​

В ГИБДД умеют хорошо маскироваться. Например, инспекторы часто осуществляют скрытое патрулирование в гражданских автомобилях без опознавательных знаков. Причём делают это как в движении, так и статично, обосновавшись в импровизированном пункте наблюдения. А «маскировка» лишает водителей возможности предупредить друг друга о патруле. Обычно скрытое патрулирование применяют в местах, где автомобилисты часто нарушают ПДД — инспекторы называют их «аварийно-опасными».

Работает это так. Инспекторы паркуются в районе, где водители, к примеру, часто выезжают на встречную полосу для обгона под запрещающий знак, или случайно — если трасса слишком узкая. Актуальный пример — серпантины в районе Большого Сочи, где легко отвлечься и наехать на отделяющую встречку сплошную полосу одним колесом. Нарушение полицейские снимают на камеру или на мобильный телефон, а потом передают картинку экипажам, которые дежурят дальше по трассе. Те останавливают автомобилистов и составляют протоколы.

Задержанный водитель может не согласиться с инспектором, вернуться на место нарушения или потребовать видеозапись. В таком случае на подмогу обычно приезжает экипаж, снявший нарушение. Если на записи всё очевидно, то спорить бесполезно — на водителя составят протокол, опротестовать который допускается только в суде. И никакой сертификат на оборудование не нужен — суд принимает к рассмотрению любой материал, который может служить доказательством нарушения. А само по себе скрытое патрулирование .

По такому же принципу инспекторы вправе ездить на обычной с виду машине без спецзнаков и мигалок по городу. В Москве, например, такую схему используют для поиска угнанных автомобилей. «Напарник ведёт автомобиль, а я сижу рядом с планшетом или ноутбуком, — рассказал Журналу Авто.ру один из столичных инспекторов. — В пути я забиваю госномера машины, которая мне покажется подозрительной. Например, водитель может странно себя вести, или на такую модель есть ориентировка на угон или перевозку наркотиков. Если окажется, что машина в розыске или на ней висит много неоплаченных штрафов, мы передаём эти данные другим патрулям, а сами продолжаем наблюдение. Но можем и сами потребовать у водителя остановиться — всё зависит от ситуации».

Кстати, инспектор волен обратить внимание не только на подозрительную машину, но и на поведение людей в ней. «Если окажется, что по салону прыгают дети без специальных кресел — об этом мы также сообщаем инспекторам на пути, нарушителям выпишут штрафы», — объяснил один из сотрудников ГИБДД.

Спецоперации против тонировки и пьяных водителей​

«Облавы» на дорогах никогда не бывают спонтанными: занимая позицию для дежурства, инспекторы ГИБДД выполняют распоряжения руководства. «Просто так встать там, где нам заблагорассудится, не получится. С утра или перед ночным дежурством проходит развод: каждому наряду ставят задачу и распределяют по точкам. Все мы привязаны к своим районам и округам, поэтому уже хорошо знаем свою территорию», — объяснил Журналу Авто.ру инспектор.

Места дислокации выбирают в зависимости от задач, но некоторые хитрости тут есть. Операцию «Пешеход», очевидно, можно провести только у перехода. А если объявляют рейды «Нетрезвый водитель», «Угон» или «Тонировка», то посты выстраиваются у выездов из города и на основных магистралях так, чтобы просеивать весь поток и лишить автомобилистов возможности спрятаться или свернуть на прилегающие улицы.

«Иногда нарушители, увидев нас на пути, начинают резко тормозить, пытаются съехать во дворы или просто спрятаться за каким-нибудь грузовиком. Но мы это хорошо видим, — рассказал инспектор ГИБДД. — Тогда мы точно остановим машину для проверки. А если водитель попробует уехать, начнём преследование».

Рейды и спецоперации ГИБДД проводит постоянно, но в праздничные дни и новогодние выходные наряды работают в усиленном режиме. «В сезон корпоративов мы ловим гораздо больше пьяных за рулём, чем обычно. Люди приезжают в рестораны на машинах, выпивают и не хотят оставлять машину. Ещё и набирают пьяных коллег с собой — это типичный пример. Сейчас таких мероприятий стало меньше, но пьяными ездят всё равно. Есть и другие тематические рейды. Весной, например, это тонировка или грязные номера», — делятся полицейские.

Особые рейды против должников и машин без регистрации​

Специальные рейды ГИБДД обычно организует после резонансных событий вроде ДТП с участием знаменитостей или автомобилистов с вопиющим количеством штрафов. Так, после недавней аварии на машине с прекращённой регистрацией начались поиски незарегистрированных автомобилей. Как отчитались в пресс-службе Управления столичного ГИБДД, за три месяца 2021 года инспекторы составили 1623 протокола за такие нарушения. Это на 60% больше, чем за этот же период 2020-го.

Также ГИБДД регулярно объединяется с судебными приставами, чтобы отловить неплательщиков штрафов. Сами приставы не имеют права останавливать автомобили, поэтому всегда дежурят вместе с инспекторами. Должников ловят по-разному: злостных отслеживают при помощи камер, остальных — просто просеивая поток.

Вот как это работает. Водителей останавливают, инспекторы проверяют документы, после чего передают их приставам. Если у водителя есть серьёзные долги, приставы могут наложить арест на автомобиль прямо на месте. Машины таких должников эвакуируют на спецстоянки до погашения задолженности, а если денег нет, то автомобиль продают с аукциона. В случае незначительного долга приставы выписывают представление о необходимости закрыть его в течение пяти дней, иначе к штрафу прибавится ещё и дополнительный сбор. В Москве за первые три месяца 2021 года составили 170 тысяч протоколов за неоплату штрафов ГИБДД.

«Перехват» против угонов и перевозки наркотиков​

В случае более серьёзных нарушений уголовного характера полиция объявляет план «Перехват». «Например, в дежурную часть поступает информация о перевозке Орудия или наркотиков, тогда объявляется "Перехват" и информацию передают на все посты в городе в районе предполагаемого преступления. Участвуют в такой операции не только инспекторы ГИБДД, но и, например, ППС или Росгвардия», — объяснил один из инспекторов ГИБДД.
При поиске угнанного автомобиля план «Перехват» объявляют только тогда, когда есть возможность задержать преступника по горячим следам, добавляет юрист «Московского профсоюза полиции» Игорь Гришаков. «Это оперативное мероприятие, то есть правонарушение должно было случиться считанные минуты назад. Например, водитель припарковался у магазина, вернулся, а машины нет. Данные о марке, модели, цвете и госномерах автомобиля получает центральный пункт ГИБДД. Оттуда информация передаётся по всем постам в районе, где пропал автомобиль. Получив её, инспекторы ГИБДД встают на так называемые посты закрытия — выезды из районов. У каждого подразделения есть своя подведомственная территория, где они следят за порядком. Там они останавливают для проверки подходящие под описание автомобили», — рассказал эксперт.
По словам Гришакова, специалисты в центральном управлении также просматривают записи с камер в районе стоянки машины и передают инспекторам на дороге данные о направлении движения машины. «До 2000-х годов всё делали вручную. Сейчас камер очень много, и это очень полезно для розыска», — говорит юрист.

Информаторы в магазинах и на заправках против пьяных​

У инспекторов ГИБДД есть даже особые договорённости с сотрудниками местных магазинов и алкомаркетов. «Если на такую точку кто-то приехал нетрезвым, закупился алкоголем и планирует уезжать, мне из такого магазина позвонят. Также поступают и на некоторых местных АЗС», — поделился секретом один из инспекторов.
Такая схема похожа на сговор, но юрист Гришаков не видит в ней ничего плохого, особенно если сотрудники магазина сами пытались удержать пьяного от поездки. «Например, охранник в магазине должен остановить пьяного от попытки сесть за руль, а не специально ждать, когда он уедет, и после этого сообщить в ГИБДД», — поясняет эксперт.

Куда звонить, если увидел нарушение или пьяного водителя​

Оставим в стороне морально-понятийный аспект. Грубые нарушения опасны для всех, и сообщить о неадекватном водителе — это нормально. И в ГИБДД обязаны отреагировать, если по телефону «112» сообщают, что видели, например, как пьяный садится за руль. При этом звонящий обязан представиться и оставить свои контакты — такая практика убережёт от ложных доносов. Но даже если подозрение не оправдается, информатору ничего не грозит.
«Человеку может просто показаться. Такой звонок не официальное заявление в полицию, когда человек несёт ответственность за ложный донос, — уточнил Гришаков. — Инспекторы должны будут принять меры для обнаружения автомобиля и проверки водителя. Но если, например, окажется, что звонивший регулярно отправляет такие жалобы и на одного и того же человека, это уже можно расценить как личную неприязнь. Именно поэтому заявитель должен оставить свои контакты. Автомобилист, которого, например, целый день проверяли, продували по прихоти недруга, может обратиться в суд и взыскать моральный вред, репутационные и прочие потери».
Точно также водители могут по телефону сообщить о других нарушениях, но наказать их инспекторы вправе только в случае, если обнаружат водителя и лично зафиксируют нарушение. Например, пожаловаться, что машина слишком быстро проехала мимо, не получится. А вот видеозапись какого-то очевидного нарушения помочь может — отделы ГИБДД и суды часто приобщают к делам даже записи из соцсетей.
 
Все рейдовые мероприятия носят точечный характер. Да, разовая акция поможет поймать несколько бахусов и встречек. Но это только лишь условно говоря раз в месяц и на определенной территории. Все это малоэффективно. СМИ сами же заранее предупреждают о рейдах, показушные репортажи и прочее. В областях и краях работы для гаи непочатый край. Необходимо увеличивать штат сотрудников, так намного эффективней на мой взгляд.
 
  • Теги
    гибдд перехват угон
  • Сверху Снизу