Основные виды и методы учета доходов и расходов

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.775
Репутация
11.595
Реакции
61.687
RUB
50
Любые методы учета доходов и расходов организации влияют на то, как увидят итоговый результат собственник, руководитель, главбух, налоговая и остальные проверяющие органы.


Для каждого из них важен свой показатель. В статье узнаете, что считается доходами и расходами компании и как правильно вести их учет.

36368713_mmWF3R9M1h8tPgqXp3LpmHNTOtCq00JpAK09S8jgmYc.jpg

Что составляет доходы и расходы предприятия

Основные категории в бухгалтерии – это:
  • доходы,
  • расходы.
Каждая из них отражается в бухгалтерском и налоговом учете.

Что такое доходы предприятия

В экономике доходами называют деньги, которые поступили на счета или в кассу предприятия и иное имущество, которое поступило в счет погашения долгов контрагентами. Такие операции приводят к росту прибыли и капитала фирмы.

Для бизнеса понятие дохода раскрывается следующими законами:
  • Налоговым кодексом РФ,
  • главой о доходах Положения о бухучете.
Компании ведут бизнес по одному или нескольким направлениям, поэтому доходы делятся на:
  • выручку;
  • прочие доходы.
Первая зависит от того, какую работу ведет организация.

В разных сферах выручку приносят:
  • продажа покупной продукции — для магазина;
  • реализация товаров своего производства — для промышленного предприятия;
  • косметические услуги – для салона красоты.
К прочим доходам относятся поступления из других источников, за исключением выручки.

Они могут выражаться:
  • арендными платежами в пользу предприятия,
  • процентами по вкладам,
  • прибылью от продаж основных средств,
  • дивидендами,
  • подарками.
К доходам не причисляют средства, которые не входят в собственность компании и не включаются в отчет о прибыли и убытке:
  • обязательные платежи в пользу фирмы от остальных юридических лиц, ИП — налоги с продажи, акцизы, НДС или экспортные пошлины;
  • предварительные оплаты;
  • задатки и авансы;
  • средства, оставленные в залог;
  • погашенные партнерами займы и кредиты.

Что считается расходами компании

Расходами в экономике предприятия называются затраты, которые снижают финансовые показатели и уменьшают выгоду.

В зависимости от направления бизнеса, виды расходов делятся на:
  • покупку сырья, материалов, товаров для перепродажи;
  • оплату энергоресурсов;
  • ремонт промышленного и офисного оборудования;
  • транспортировку;
  • рекламу и маркетинг.
А также:
  • арендные и коммунальные платежи;
  • налоги, взносы и сборы;
  • хозяйственные, представительские и чрезвычайные издержки.
Прочие расходы:
  • платежи за сдачу в аренду основных активов компании;
  • части уставного капитала других предприятий;
  • проценты, уплаченные за кредиты и займы;
  • штрафы, пени и неустойки за нарушение законов и договоров;
  • средства, переданные на благотворительность.
В налоговом учете существуют расходы таких видов:
  • связанные с основным производственным направлением и продажами;
  • внереализационные, не учитываемые в основном производстве.

Способы учета расходов и доходов

Каждая компания применяет один из двух способов по учету доходов и расходов –кассовый и метод начисления. В первом случае они принимаются организацией сразу после возникновения. Тогда же в доход вносят авансы за отгрузку или выполнение услуги, которые произведут позднее.

Датой получения дохода считается день, когда:
  • деньги зачислены на счет или переданы в кассу организации;
  • выполненная работа и услуга, полученное имущественное право отразились на балансе фирмы;
  • задолженность перед компанией списана другим способом.
С учетом расходов ситуация другая. Авансы и предоплаты не учитываются на балансе, пока выполнение работ или отгрузка товаров не будут оприходованы.

Кассовый учет надо сменить на метод начисления, если предельная выручка больше нормы, фирма перешла на доверительное управление или стала простым товариществом.

Часто в бухгалтерии доход и расход признают в момент передачи права собственности или образования долга. Компания применяет метод начисления, а прибыли и убытки признают независимо от прихода или расхода.

У способа имеется 2 вида исчисления:
  • по дате подписания соглашения,
  • по точному времени выполнения договора.

Доходы, расходы и налогообложение

Каждый из методов в налоговом учете доходов и расходов нужен для расчета налогооблагаемой прибыли и других сборов для компаний на спецрежиме. В бухучете предприятия отражают каждую хозяйственную операцию. Для налогового учета доходов и расходов разработан список уплаченных и полученных денег или имущества, рассматривать которые в налогооблагаемой базе нельзя.

Прибыль предприятия относится к финансовой выгоде, выраженной в денежной или имущественной форме. Для налогового метода доходы разделили на реализационные, внереализационные и не подлежащие налогообложению.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, каждый расход надо подтверждать первичным документом:
  • квитанцией,
  • накладной,
  • актом приема передачи.
Расходы также делят на связанные и не связанные с выпуском и продажей продукции.

Налоговую прибыль рассчитывают отдельно и отражают в соответствующих регистрах. Для объекта налогообложения ее вычисляют методом начисления доходов и уменьшения их суммы на размер доходов.

Принципы налогового и бухгалтерского учета

В учете доходов и расходов бухгалтерия предприятий применяет следующие принципы:
  • объективности, когда каждую операцию отражают методом непрерывной фиксации на рублевых счетах;
  • двойной записи, когда изменения пассива и актива одновременно заносят на дебет первого и кредит второго счета на основании первичных документов;
  • начисления, согласно которому сведения отражают в учете методом начисления, то есть, когда операция совершилась;
  • соответствия, когда расход компании соотносят с доходом.
В налоговом учете пользуются такими принципами по учету доходов и расходов:
  • непрерывным, когда работу фирмы отслеживают в налоговой с момента регистрации до даты закрытия;
  • временным, с применением кассового способа и метода начислений;
  • последовательным, если для некоторых предприятий учет по видам доходов и расходов ведется плавно, от предыдущего налогового цикла к следующему;
  • обоснованным признанием доходов и расходов, когда предпринимателю надо рассчитать их, а затем обосновать траты в соответствии с законами;
  • равномерного признания доходов и расходов, которые помогают постепенно распределить траты.

Последовательность учета доходов и расходов

Чтобы вести учет доходов и расходов и правильно управлять ими, следует придерживаться следующего порядка действий:
  1. Составить список статей, в которых отражены постоянные виды доходов и расходов.
  2. Укрупнить их объединением похожих статей.
  3. Создать из них группы, численность которых должна быть меньше, чем статей. Нормальный показатель – 5–7 категорий.
  4. Распределить операции по списку статей.
  5. Доработать структуру, если некоторым доходам и расходам не нашлось места в категориях.
  6. Создать раздел «Прочее», если таких статей немного.
Теперь можно разделить финансовые потоки по следующим видам:
  • операционным,
  • финансовым,
  • инвестиционным.
Когда в структуре доходов и расходов не осталось неучтенных статей, надо составить отчет о движении средств. Он поможет понять, на какие доходы живет фирма, каких расходов можно избежать, и отследить остатки денег на счетах.

Автоматизация учета

Часто доходы и расходы, сформированные кассовым способом, отличаются от расчетов, сделанных методом начисления. Избежать ошибок поможет автоматизация учета. Многие бухгалтеры работают в программе 1C.


 
  • Теги
    автоматизация учета учет доходов учет расходов
  • Сверху Снизу