Делимся кейсами, делаем обзор ниш, обозреваем новости ecom.
В 2023 году объем онлайн-продаж товаров в РФ вырос на 45% до 8,26 трлн рублей. Несмотря на стабильный рост, рынок потихоньку видоизменяется. Рассмотрим несколько устойчивых трендов, которые показывают нам, в какую сторону движется рынок и в какую сторону нужно двигаться екомам, чтобы поймать попутный ветер.
При этом 63% всех опрошенных изучают товар перед тем как купить. По данным Яндекса, в среднем покупатели заходят на 4–6 площадок перед покупкой. В основном для них важны: широкий ассортимент, привлекательные цены и скидки, удобная доставка, доверие к магазину.
Хотя, как мы знаем, большинство заказов приходятся на универсальные маркетплейсы - Ozon и Wildberries… Всего 12,9% опрошенных заявляют, что покупают ТОЛЬКО на маркетплейсах. Конечно, многое зависит от категории. Недорогая одежда популярнее на маркетплейсе, а лекарства в розничных интернет-магазинах.
В общем и целом, большинство потребители совмещают разные каналы покупок. То есть, они омниканальны.
А раз большинство покупателей омниканальны, то и задача е-коммерсов — быть везде, использовать максимум каналов продаж, чтобы пользователь легко мог его найти ваш бизнес.
В частности, эксперты наблюдают растущий интерес покупателей к покупкам в социальных сетях и классифайдах.
Магазины развивают сайты и мобильные приложения, интегрируют свои интернет-магазины в мессенджеры.
Почему, собственно, выбирают нишевые маркетплейсы?
38% заходят в нишевые МП из-за большого выбора внутри самой категории.
31% из-за более выгодных цен, 30% из-за высокого качества товаров и привычного процесса совершения заказа .
Клиенты приходят на нишевые площадки за: коллекционными товарами; товарами, требующими особой экспертизы; товарами, ориентированными на определенные потребности или физические особенности.
Покупатели уже привыкли к онлайн-покупкам, в том числе к покупкам на Wb и Ozon. Но проблема таких универсальных маркетплейсов в том, что им там не хватает сервиса и экспертизы, которые есть на нишевых площадках.
В пример можно привести ВсеИнструменты или тот же Леруа Мерлен. В большинстве своём все товары есть и на Ozon, но тут решает большой выбор внутри категории и экспертность площадки — статьи, подсказки, карточки заточены под специфику товара и тд.
Конечно, это не значит, что все покупатели резко перенесут все свои покупки на нишевые маркетплейсы. Но, безусловно, они перенесут туда часть своих покупок, где они готовы платить немного больше за сервис, ассортимент и экспертизу нишевого маркетплейса.
Вот, что говорит о нишевых маркетплейсах Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce”
Как будут дальше развиваться нишевые маркетплейсы?
Есть два варианта.
Первый - трансформация в универсальный маркетплейс. Так, кстати, и получилось с Amazon, который сначала продавал книги, а затем постепенно пополнял ассортимент из других категорий.
Но в наших реалиях этот вариант маловероятен. Сейчас очень много барьеров для такого перехода. Слишком высока конкуренция среди универсальных маркетплейсов, нужны большие ресурсы для доработки платформы и тд.
Поэтому более вероятно, что нишевые мп пойдут по пути наименьшего сопротивления - по второму пути.
Второй вариант - расширение сегмента с помощью категорий, вписывающихся в бизнес-модель площадки, а также выход в новые регионы.
И раз уж говорим про регионы…
За год заметно снизилась доля первой тройки: доля Москвы снизилась на 1,7%; Московской области на 1,5%, Санкт-Петербурга — 0,9%.
В первой десятке выросла доля Краснодарского края, в 2022 году она составляла 4,7% и Ростовской области в 2022 г. — 2,6%, в ряде других регионов доля также увеличилась в среднем на 0,3%-0,5% в общем объёме онлайн-продаж.
Также появился широкий ассортимент товаров, сроки доставки снижены, цены товаров снижены - покупатель получает товар по московским ценам без доплаты за “доставку до региона”, которая бывает в офлайн-магазинах.
Что это значит?
Нужно всячески наращивать свое присутствие в регионах и расширять географию продаж. Настраивать рекламу на регионы, заходить на местные нишевые маркетплейсы и тд.
Другими словами, покупателям все меньше нужно, чтобы товар как можно скорее приехал к входной двери. Кстати, этот тренд отмечается не только в РФ, но и вообще по всему миру. Исследование Wunderman Thompson показывает, что в среднее время ожидание заказа покупателем равняется 2,15 дням.
Тут показатели разнятся в зависимости от категории:
Как видно, доставка прямо сегодня — не всем подходит. Бывает, что нет времени принять доставку в день заказа или нет средств для оплаты при получении.
Задерживать, разумеется, тоже не нужно. Главное держать баланс. Два дня – самый оптимальный вариант.
Тот же СДЭК продолжает экспансию в регионах. В 2023 году в РФ было открыто 774 новых офисов. При этом фокус компании направлен на масштабирование онлайн-продаж, запуск быстрой гиперлокальной доставки и тд.
Поведение покупателей меняется, а площадки адаптируются под поведение пользователей, это касается в том числе и доставки.
В 2023 году объем онлайн-продаж товаров в РФ вырос на 45% до 8,26 трлн рублей. Несмотря на стабильный рост, рынок потихоньку видоизменяется. Рассмотрим несколько устойчивых трендов, которые показывают нам, в какую сторону движется рынок и в какую сторону нужно двигаться екомам, чтобы поймать попутный ветер.
1. Омниканальность
Согласно исследованию Яндекс.реклама и Aquarelle Research 25% потребителей покупают хотя бы одну категорию товаров только в интернете, 46% чередуют онлайн и офлайн, а 29% предпочитают по старинке ходить в магазины.При этом 63% всех опрошенных изучают товар перед тем как купить. По данным Яндекса, в среднем покупатели заходят на 4–6 площадок перед покупкой. В основном для них важны: широкий ассортимент, привлекательные цены и скидки, удобная доставка, доверие к магазину.
Хотя, как мы знаем, большинство заказов приходятся на универсальные маркетплейсы - Ozon и Wildberries… Всего 12,9% опрошенных заявляют, что покупают ТОЛЬКО на маркетплейсах. Конечно, многое зависит от категории. Недорогая одежда популярнее на маркетплейсе, а лекарства в розничных интернет-магазинах.
В общем и целом, большинство потребители совмещают разные каналы покупок. То есть, они омниканальны.
А раз большинство покупателей омниканальны, то и задача е-коммерсов — быть везде, использовать максимум каналов продаж, чтобы пользователь легко мог его найти ваш бизнес.
В частности, эксперты наблюдают растущий интерес покупателей к покупкам в социальных сетях и классифайдах.
Магазины развивают сайты и мобильные приложения, интегрируют свои интернет-магазины в мессенджеры.
2. Развитие нишевых маркетплейсов
Последние пару лет все чаще обсуждаются нишевые маркетплейсы. Этот сегмент растет достаточно бодро. Согласно исследованию Tinkoff eCommerce в ближайшие 2 года он может достигнуть 1 трлн рублей.Почему, собственно, выбирают нишевые маркетплейсы?
38% заходят в нишевые МП из-за большого выбора внутри самой категории.
31% из-за более выгодных цен, 30% из-за высокого качества товаров и привычного процесса совершения заказа .
Важный момент.
Половина покупателей скорее выберут совершить дорогостоящую или редкую покупку на нишевом маркетплейсе, а не на универсальном.
Клиенты приходят на нишевые площадки за: коллекционными товарами; товарами, требующими особой экспертизы; товарами, ориентированными на определенные потребности или физические особенности.
Покупатели уже привыкли к онлайн-покупкам, в том числе к покупкам на Wb и Ozon. Но проблема таких универсальных маркетплейсов в том, что им там не хватает сервиса и экспертизы, которые есть на нишевых площадках.
В пример можно привести ВсеИнструменты или тот же Леруа Мерлен. В большинстве своём все товары есть и на Ozon, но тут решает большой выбор внутри категории и экспертность площадки — статьи, подсказки, карточки заточены под специфику товара и тд.
Конечно, это не значит, что все покупатели резко перенесут все свои покупки на нишевые маркетплейсы. Но, безусловно, они перенесут туда часть своих покупок, где они готовы платить немного больше за сервис, ассортимент и экспертизу нишевого маркетплейса.
Вот, что говорит о нишевых маркетплейсах Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce”
Нишевые площадки не конкуренты универсальным маркетплейсам, но их совершенно точно нужно использовать для увеличения продаж и поиска новых покупателей. Они могут предложить то, чего нет у больших игроков: глубокую экспертизу в категории, высокую прибыльность, аудиторию, мотивированную на покупку, а не просто блуждающую по просторам интернета. В эпоху запредельной конкуренции нишевые маркетплейсы могут стать тем самым глотком свежего воздуха для селлеров.
Как будут дальше развиваться нишевые маркетплейсы?
Есть два варианта.
Первый - трансформация в универсальный маркетплейс. Так, кстати, и получилось с Amazon, который сначала продавал книги, а затем постепенно пополнял ассортимент из других категорий.
Но в наших реалиях этот вариант маловероятен. Сейчас очень много барьеров для такого перехода. Слишком высока конкуренция среди универсальных маркетплейсов, нужны большие ресурсы для доработки платформы и тд.
Поэтому более вероятно, что нишевые мп пойдут по пути наименьшего сопротивления - по второму пути.
Второй вариант - расширение сегмента с помощью категорий, вписывающихся в бизнес-модель площадки, а также выход в новые регионы.
И раз уж говорим про регионы…
3. Рост онлайн-заказов в регионах
Сегодня доля онлайн-покупок в Москве снижается (не количество, а именно доля). Это связано с тем, что ecommerce активно развивается в регионах:- По данным АКИТ в 2023 году 52% всех продаж в интернете обеспечивают 10 регионов страны.
- В этот топ сегодня входят Москва, её доля в по-прежнему самая высокая — 17,7%,
- Московская область — 9,2%,
- Санкт-Петербург — 6,1%,
- Краснодарский край — 5,3%,
- Ростовская область — 3%,
- Свердловская область — 2,6%, Нижегородская область 2,2%,
- Самарская область — 2%,
- Республика Татарстан и Краснояркий край — 1,9% и 1,8% соответственно.
За год заметно снизилась доля первой тройки: доля Москвы снизилась на 1,7%; Московской области на 1,5%, Санкт-Петербурга — 0,9%.
В первой десятке выросла доля Краснодарского края, в 2022 году она составляла 4,7% и Ростовской области в 2022 г. — 2,6%, в ряде других регионов доля также увеличилась в среднем на 0,3%-0,5% в общем объёме онлайн-продаж.
Связан рост в регионах с развитием логистики по всей стране и ПВЗ.
Также появился широкий ассортимент товаров, сроки доставки снижены, цены товаров снижены - покупатель получает товар по московским ценам без доплаты за “доставку до региона”, которая бывает в офлайн-магазинах.
Что это значит?
Нужно всячески наращивать свое присутствие в регионах и расширять географию продаж. Настраивать рекламу на регионы, заходить на местные нишевые маркетплейсы и тд.
4. Трансформация покупательского поведения
Исследователи из Data Insight сообщают, что потребители поменяли выработали новое поведение во время покупок. Сегодня потребители постепенно перепрограммируют свой мозг на краткосрочное планирование покупок. То есть не “прямо здесь и сейчас”, а “чуть позже”.Покупатель не думает, что бы ему сейчас купить такого, чтобы вечером съесть или надеть. Он думает, что бы ему сейчас заказать такого, что он завтра заберёт и вечером съест или наденет
Другими словами, покупателям все меньше нужно, чтобы товар как можно скорее приехал к входной двери. Кстати, этот тренд отмечается не только в РФ, но и вообще по всему миру. Исследование Wunderman Thompson показывает, что в среднее время ожидание заказа покупателем равняется 2,15 дням.
Тут показатели разнятся в зависимости от категории:
- Еда — 1,23
- Здоровье — 1,59
- Алкоголь — 1,63
- Бытовая техника — 2,22
- Красота и уход — 2,24
- Электроника — 2,42
- Одежда — 2,57
Как видно, доставка прямо сегодня — не всем подходит. Бывает, что нет времени принять доставку в день заказа или нет средств для оплаты при получении.
Задерживать, разумеется, тоже не нужно. Главное держать баланс. Два дня – самый оптимальный вариант.
Как эти тренды влияют на рынок?
Например, тренд на омниканальность приводит к развитию новых каналов продаж, развиваются новые сервисы, которые помогают сделать покупки такими же комфортными как и в привычных местах покупки. Те же интеграции интернет-магазинов в мессенджерах. В частности Telegram, аудитория которого растет из года в год.Развитие инфраструктуры маркетплейсов подстегивает общий рост рынка ecom и рынка логистики в регионах.
Тот же СДЭК продолжает экспансию в регионах. В 2023 году в РФ было открыто 774 новых офисов. При этом фокус компании направлен на масштабирование онлайн-продаж, запуск быстрой гиперлокальной доставки и тд.
Поведение покупателей меняется, а площадки адаптируются под поведение пользователей, это касается в том числе и доставки.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация