Почти 2,5 млн автомобилистов решили отказаться от страховки или выбрали поддельные полисы ОСАГО
За первые три квартала 2015 г. количество проданных полисов ОСАГО по сравнению с тем же периодом 2014 г. сократилось на 8%, или на 2,48 млн договоров, следует из статистики Российского союза автостраховщиков (РСА, см. график). Именно столько автомобилистов отказались от обязательного автострахования, считают эксперты.
Тенденцию обеспечивают два фактора: снижение числа проданных автомобилей и рост числа фальшивых полисов, уверен президент РСА Игорь Юргенс. По данным РСА, в России продается 42 млн полисов ОСАГО в год и около 1 млн – поддельные.
Снижение количества договоров вызвано в первую очередь сокращением автопарка и отказом клиентов от продления договоров ОСАГО, говорит представитель Центробанка: это может объясняться как отказом от вождения автомобиля, в том числе второго автомобиля в семье, так и использованием поддельных полисов ОСАГО. Кроме того, по мнению представителя ЦБ, нельзя исключать, что в целях экономии люди прекращают пользоваться автомобилем в ежедневном режиме, особенно в осенне-зимний период, и предпочитают покупать так называемый сезонный полис.
Сильнее всего – на 830 000 договоров – сделки за девять месяцев сократились у лидера рынка ОСАГО, «Росгосстраха», на него приходится почти 40% продаж.
«Росгосстрах» отражает рыночную тенденцию проникновения ОСАГО, считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров: 2,5 млн человек просто не стали страховаться, потому что выросли тарифы и упали доходы, сокращение продаж автомобилей не имеет к этому никакого отношения. В числе отказавшихся от ОСАГО много закрывшихся юридических лиц: их машины простаивают, ожидая продажи, полагает он.
В сентябре торговля автомобилями сократилась на 28,6%, но автопарк не уменьшился, поддерживает Макарова исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: «По итогам первого полугодия, несмотря на программу утилизации и выбытие автомобилей, автопарк вырос на 1%, по итогам девяти месяцев рост составил чуть более процента». По итогам 2015 г. он ожидает роста автопарка легковых автомобилей примерно на 2%. Парк грузовых автомобилей также не сократился, указывает Удалов, люди просто пытаются сэкономить на ОСАГО.
Реальные доходы россиян, по данным Росстата, за девять месяцев упали на 3,3%, а средняя зарплата – на 9,0% до 29 300 руб. А тарифы на ОСАГО, 15 лет остававшиеся неизменными, за последний год повышались дважды. Последний раз тарифы выросли в апреле – и сразу на 60%. Помимо роста тарифов, ЦБ скорректировал территориальные коэффициенты, и в некоторых регионах (Камчатский край, Республики Адыгея, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Мурманская, Амурская, Воронежская, Ульяновская, Курганская и Челябинская области) ОСАГО стало дороже, чем в Москве. В Москве годовой полис ОСАГО водителю со стажем более трех лет для автомобиля мощностью 101–120 л. с. старше двух лет (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora или Granta) в среднем обходится в 9000 руб.
«Мы видим падение ОСАГО в регионах, в некоторых из них люди в принципе отказываются от использования личного транспорта из-за дороговизны его содержания», – говорит гендиректор «Зетта страхования» Игорь Фатьянов.
В «РЕСО-гарантии» (второе место по продаже ОСАГО. – «Ведомости») договоров по сравнению с тремя кварталами прошлого года стало больше на 2,8% – за счет продаж в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах – падение на 7,3%, подтверждает тенденцию заместитель гендиректора компании Игорь Иванов. Также выросла доля договоров с небольшим периодом использования автомобиля (квартал, полгода), замечает он: люди пытаются рассрочить платеж, снизить нагрузку на семейный бюджет, а потом, как правило, доплачивают до годового полиса.
Некоторые граждане также пытаются отсрочить покупку закончившегося полиса – до зарплаты, до более удобного случая, подхватывает гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров: они рискуют получить штраф, но не имеют возможности прямо сейчас купить полис.
Чем выше стоимость полиса ОСАГО, тем выгоднее незаконная деятельность по его подделке и сбыту, продолжает Маркаров: за девять месяцев «Росгосстрах» направил 65 заявлений в правоохранительные органы по фактам реализации поддельных полисов, по результатам рассмотрения которых полиция возбудила 22 уголовных дела и привлекла к ответственности по обвинению в совершении мошенничества 11 человек.
Юргенс сообщил, что РСА уже достиг договоренности с ГИБДД о пилотном проекте – с помощью той же камеры автоматической фиксации, которая следит за нарушениями правил дорожного движения, будет проверяться и наличие полиса ОСАГО.
Покупая подделку, автомобилисты сами себя наказывают, предупреждает Юргенс: они остаются без покрытия финансовых потерь при ДТП, рискуют получить штраф за отсутствие полиса от ГИБДД (800 руб. – «Ведомости») и потерять свою страховую историю, потому что отсутствие полиса обнуляет накопленные скидки за безаварийную езду.
За первые три квартала 2015 г. количество проданных полисов ОСАГО по сравнению с тем же периодом 2014 г. сократилось на 8%, или на 2,48 млн договоров, следует из статистики Российского союза автостраховщиков (РСА, см. график). Именно столько автомобилистов отказались от обязательного автострахования, считают эксперты.
Тенденцию обеспечивают два фактора: снижение числа проданных автомобилей и рост числа фальшивых полисов, уверен президент РСА Игорь Юргенс. По данным РСА, в России продается 42 млн полисов ОСАГО в год и около 1 млн – поддельные.
Снижение количества договоров вызвано в первую очередь сокращением автопарка и отказом клиентов от продления договоров ОСАГО, говорит представитель Центробанка: это может объясняться как отказом от вождения автомобиля, в том числе второго автомобиля в семье, так и использованием поддельных полисов ОСАГО. Кроме того, по мнению представителя ЦБ, нельзя исключать, что в целях экономии люди прекращают пользоваться автомобилем в ежедневном режиме, особенно в осенне-зимний период, и предпочитают покупать так называемый сезонный полис.
«Росгосстрах» отражает рыночную тенденцию проникновения ОСАГО, считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров: 2,5 млн человек просто не стали страховаться, потому что выросли тарифы и упали доходы, сокращение продаж автомобилей не имеет к этому никакого отношения. В числе отказавшихся от ОСАГО много закрывшихся юридических лиц: их машины простаивают, ожидая продажи, полагает он.
В сентябре торговля автомобилями сократилась на 28,6%, но автопарк не уменьшился, поддерживает Макарова исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов: «По итогам первого полугодия, несмотря на программу утилизации и выбытие автомобилей, автопарк вырос на 1%, по итогам девяти месяцев рост составил чуть более процента». По итогам 2015 г. он ожидает роста автопарка легковых автомобилей примерно на 2%. Парк грузовых автомобилей также не сократился, указывает Удалов, люди просто пытаются сэкономить на ОСАГО.
Реальные доходы россиян, по данным Росстата, за девять месяцев упали на 3,3%, а средняя зарплата – на 9,0% до 29 300 руб. А тарифы на ОСАГО, 15 лет остававшиеся неизменными, за последний год повышались дважды. Последний раз тарифы выросли в апреле – и сразу на 60%. Помимо роста тарифов, ЦБ скорректировал территориальные коэффициенты, и в некоторых регионах (Камчатский край, Республики Адыгея, Мордовия, Чувашия, Марий Эл, Мурманская, Амурская, Воронежская, Ульяновская, Курганская и Челябинская области) ОСАГО стало дороже, чем в Москве. В Москве годовой полис ОСАГО водителю со стажем более трех лет для автомобиля мощностью 101–120 л. с. старше двух лет (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora или Granta) в среднем обходится в 9000 руб.
«Мы видим падение ОСАГО в регионах, в некоторых из них люди в принципе отказываются от использования личного транспорта из-за дороговизны его содержания», – говорит гендиректор «Зетта страхования» Игорь Фатьянов.
В «РЕСО-гарантии» (второе место по продаже ОСАГО. – «Ведомости») договоров по сравнению с тремя кварталами прошлого года стало больше на 2,8% – за счет продаж в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах – падение на 7,3%, подтверждает тенденцию заместитель гендиректора компании Игорь Иванов. Также выросла доля договоров с небольшим периодом использования автомобиля (квартал, полгода), замечает он: люди пытаются рассрочить платеж, снизить нагрузку на семейный бюджет, а потом, как правило, доплачивают до годового полиса.
Некоторые граждане также пытаются отсрочить покупку закончившегося полиса – до зарплаты, до более удобного случая, подхватывает гендиректор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров: они рискуют получить штраф, но не имеют возможности прямо сейчас купить полис.
Чем выше стоимость полиса ОСАГО, тем выгоднее незаконная деятельность по его подделке и сбыту, продолжает Маркаров: за девять месяцев «Росгосстрах» направил 65 заявлений в правоохранительные органы по фактам реализации поддельных полисов, по результатам рассмотрения которых полиция возбудила 22 уголовных дела и привлекла к ответственности по обвинению в совершении мошенничества 11 человек.
Юргенс сообщил, что РСА уже достиг договоренности с ГИБДД о пилотном проекте – с помощью той же камеры автоматической фиксации, которая следит за нарушениями правил дорожного движения, будет проверяться и наличие полиса ОСАГО.
Покупая подделку, автомобилисты сами себя наказывают, предупреждает Юргенс: они остаются без покрытия финансовых потерь при ДТП, рискуют получить штраф за отсутствие полиса от ГИБДД (800 руб. – «Ведомости») и потерять свою страховую историю, потому что отсутствие полиса обнуляет накопленные скидки за безаварийную езду.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Последнее редактирование модератором: