ORM — Online Reputation Management. Управление репутацией: что важно знать о репутационном маркетинге?

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
27.040
Репутация
11.315
Реакции
60.597
RUB
50
Сегодня я расскажем вам про «ORM — Online Reputation Management. Управление репутацией: что важно знать о репутационном маркетинге?»


Давайте начистоту: интернет-имидж сегодня — это то, от чего напрямую зависит развитие любого бизнеса. И покупателю косметики и производителю ЖБИ одинаково важно, чтобы у компании, с которым он сотрудничает, была хорошая репутация. И это именно то, с чем работает ORM.

ORM — Online Reputation Management. Управление репутацией: что важно знать о репутационном маркетинге?


Разбираемся в аббревиатуре: подробное определение ORM


ORM расшифровывается как «online reputation management», а переводится как «управление репутацией в интернете». Собственно на этом все. ORM — это направление интернет-маркетинга, которое нацелено на работу с онлайн-репутацией. Оно используется для формирования положительного образа бренда, компании или персоны для того, чтобы вызвать доверие со стороны целевой аудитории.

Чтобы понять, почему это важно, достаточно вспомнить некоторые цифры:
  • 1 положительный отзыв увеличивает конверсию сайта на 10% (данные Bazaarvoice);
  • Только 3% пользователей готовы рассмотреть покупку товара в магазине, рейтинг которого менее 3-х звезд (данные BrightLocal);
  • 64% пользователей более лояльно относятся к продавцам и компаниям, которые отвечают на отзывы своих клиентов (данные HubSpot).
Все цифры говорят лишь об одном: на решение клиента или покупателя о покупке/заказе услуги/товара огромное влияние оказывает репутация конкретного магазина, компании, организации.

Почему необходимо работать с онлайн-репутацией?

Казалось бы, зачем работать над онлайн-репутацией, если можно изначально качественно предоставлять услуги и комфортные условия для клиентов, запуская тем самым естественный процесс формирования положительного имиджа? Но тут есть несколько подводных камней.

Во-первых, даже в идеальном товаре можно найти изъян. Фанаты iPhone удивятся, но миллионы пользователей недовольны этими телефонами. Точно также как и сотни тысяч девушек остались под плохим впечатлением от нашумевшего фена Dyson. Как бы вы не старались работать над своим продуктам, целевой потребитель все равно найдет, к чему придраться. Причем совершенно неважно, насколько серьезным будет изъян: заводской брак, некрасивый цвет или просто плохая упаковка. Важно, что он перерастет из личного недовольства в негативный отзыв, который подпортит репутацию бренда.

Во-вторых, пользователи активнее оставляют негативные отзывы. Так работает человеческая психология. Получение качественного товара или услуги, соответствующих заявленным характеристикам, воспринимается как само собой разумеющееся. Покупая хлеб в магазине никто не бежит расхваливать пекаря. Но при негативном опыте сотрудничества с брендом потребитель обязательно расскажет об этом. Это происходит из-за того, что человеку нужно высказаться, выплеснуть свое недовольство, снять напряжение. Вернемся к нашему хлебу. Если с ним все хорошо, вы просто сделаете бутерброд. Но если на нем окажется плесень, то скандала (или как минимум полного недоверия к магазину, где была куплен продукт) не миновать.

И в-третьих, актуальные статистические данные показывают, что как минимум 94% готовы отказаться от покупки товара или заказа услуги под влиянием негативного отзыва. Потребители прекрасно понимают, что далеко не весь позитив является достоверным. Поэтому в первую очередь они просматривают негативные отзывы о продукте, компании. И именно они оказывают на них решающее влияние.

Другими словами: если 5 клиентов похвалили ваш магазин, а 1 раскритиковал его в пух и прах, то большинство новых потенциальных покупателей будут верить последнему.

Основные цели ORM для бизнеса


Глобальная цель управления репутацией в интернете заключается в изменении тональности образа бренда в лучшую сторону. Микрозадачи, решаемые в рамках такого маркетинга, можно прописать следующим образом:
  • Изменение уже сформированного имиджа;
  • Создание имиджа с нуля;
  • Повышение лояльности активных клиентов;
  • Привлечение внимания новых клиентов;
  • Укрепление нужного статуса на рынке;
  • Предупреждение кризисных ситуаций или их серьезного влияния на компанию;
  • Отражение атаки конкурентов (черный пиар);
  • Ликвидация последствий некорректной работы или предоставления некачественных продуктов в прошлом.
Простой пример: доставка еды. В начале развития курьеры не успевали привозить все заказы вовремя, что повлекло за собой сотни негативных отзывов. Теперь в службе всё работает как часы, но негативные отзывы никуда не делись. Чтобы в дальнейшем прошлые недостатки не оказывали влияния на прибыль и развитие компании, необходимо проработать ее интернет-образ.

Сделать это можно только с помощью ORM. Также репутационный маркетинг будет актуален в случае, если компания подверглась черному пиару со стороны конкурентов или просто долгое время игнорировала свой имидж в интернете.

Составляющие ORM: мониторинг и отзывы


При формировании онлайн-имиджа решающую роль играют две основные составляющие ORM:
  1. Мониторинг;
  2. Публикация отзывов.
Рассмотрим каждую составляющую подробно.

Мониторинг онлайн-репутации в рамках ее управления

Под мониторингом понимается постоянное отслеживание всех упоминаний бренда, компании, персоны. Свое мнение об услугах и товарах пользователи могут оставлять не только на официальном сайте, но и на различных сторонних ресурсах:
  • Сайты-отзовики;
  • Форумы;
  • Отраслевые порталы;
  • Соцсети и т.д.
Одной из важнейших задач ORM является оперативное отслеживание всех упоминаний бренда для того, чтобы можно было быстро давать обратную реакцию, корректируя тем самым интернет-образ.

Мониторинг может быть как ручным, так и автоматическим. В первом случае собирается база сервисов, где наиболее вероятно могут оставлять свои комментарии потребители конкретного бренда. Их постоянно проверяет маркетолог. Плюс такого метода — точность обнаружения упоминаний (менеджер может найти отзыв о компании даже в том случае, если ее прямое название в нем не было обозначено — через описание, факты, историю заказа).

При автоматическом мониторинге поиск упоминаний производит специальная программа. При обнаружении целевого запроса она отправляет уведомление маркетологу. Минус такого мониторинга заключается в том, что далеко не всегда пользователи указывают название бренда, что может помешать эффективному поиску упоминаний.

Публикация отзывов для формирования нужного образа

Публикация отзывов представляет собой основу работы ORM-маркетологов. Она направлена на то, чтобы создать нужную тональность отношения к конкретному бренду, компании, персоне. В зависимости от ситуации, отзывы могут быть:
  • Самостоятельными. Это отдельное мнение, которое публикуется на отраслевых порталах, сайтах-отзовиках и других сервисах. Да, это нереальные отзывы. Но в них содержится реальная и достоверная информация о компании (просто без обозначения ее минусов и недостатков). Поэтому такие комментарии имеют полное право на свое существование в сети.
  • Ответными. Весь негатив важно обрабатывать. Происходит это, в первую очередь, через качественную обратную связь. Ответные (в том числе «партизанские») отзывы используются для улучшения тональности конкретного комментария и изменения того влияния, которое он может оказать на целевых клиентов.
Честно ли по отношению к потребителям менять онлайн-имидж с помощью отзывов? Ответ на этот вопрос остается открытым. Но давайте не забывать, что бизнес — это постоянная борьба. Если вы хотите выделиться на фоне конкурентов и действительно выйти на достойный уровень дохода, то нужно использовать маркетинг на максимум. В том числе — ORM.

Кроме того, отзывы в рамках управления репутацией не имеют ничего общего с ложью. Они действительно создаются искусственно. Но пишут их на основе достоверной информации о компании, делая акцент на ее плюсах и просто не упоминая недостатки. Вы же не считаете тексты, публикуемые на сайте самого бренда, нечестными? Точно также стоит относиться и к отзывам, публикуемым в рамках ORM.

В редких случаях вместо публикации новых отзывов для вытеснения негатива применяется полное удаление комментариев. Такой метод работы с интернет-образом используется только в случаях, когда в публикациях присутствует явно недостоверная информация, которую можно оспорить в администрации конкретного сайта или через суд.

Инструменты для выстраивания онлайн-имиджа


Многие ошибочно полагают, что ORM — это написанные под копирку и опубликованные на отзовиках комментарии. В действительности же управление репутацией куда более сложное и объемное. Вот лишь некоторые инструменты, которые используются в рамках создания положительного интернет-имиджа:
  • SERM. Направлен на изменение тональности образа компании или персоны в поисковых сетях. SERM объединяет копирайт, SEO-продвижение и публикацию отзывов для того, чтобы при поиске конкретного запроса (например, «компания Philips» или «Машины Chery») в ТОПе выдачи поисковика была только положительная информация об искомом продукте, бренде, персонаже.
  • Крауд-маркетинг. Подразумевает под собой создание скрытых рекомендацией, которые нативно продвигают услуги или товары конкретного бизнеса, вызывая доверие к нему со стороны целевой аудитории. Яркий пример — обзор кремов для лица, в котором пользователь якобы просто так рекомендует интернет-магазин косметики.
  • HM. Является частью крауд-маркетинга. Также направлен на создание скрытых рекомендаций, но отличается значительно более сложным алгоритмом. В данном случае рекомендация предоставляется последовательно в виде комментариев, в которых разыгрывается целый сценарий. Например, это выглядит так: 1-й пользователь рассказывает о какой-то проблеме -> 2-й пользователь солидарен с первым -> 3-й пользователь предоставляет решение проблемы первых двух.
  • Отзывы в социальных сетях. Отдельным направлением репутационного маркетинга является работа с социальными сетями. Именно здесь происходит основная часть обмена информацией между пользователями о тех или иных компаниях. В социальных сетях ORM также происходит по принципу «мониторинг + публикация отзывов». Работать здесь важно не только с личной страницей компании, персоны, но и с тематическими сообществами.
ORM гораздо сложнее и объемнее, чем может показаться на первый взгляд. При этом важно, что далеко не всегда при управлении репутацией используется весь комплекс инструментов. В некоторых случаях для создания нужного образа достаточно ограничиться SERM (очень часто это касается представителей B2B бизнеса, целевая аудитория которых в принципе отсутствует в социальных сетях).

В других — нужно использовать полный комплекс инструментов, дополнительно подключая традиционный маркетинг. Поэтому в работе с репутацией важно доверять экспертам.

Ключевые отличия ORM от SERM

Очень многие объединяют понятия SERM и ORM. Эти направления действительно относятся к одной отрасли маркетинга. Но не являются одним целым. SERM — это лишь составляющая ORM. Если под последней аббревиатурой понимается работа с репутацией в интернете в общем, то под первой — работа только в поисковых системах.

Сравните:
  • В рамках ORM специалисты постоянно мониторят общий образ бренда в интернете, ведут подсчет негативных и позитивных отзывов, разрабатывают стратегию для изменения тональности образа и т.д.
  • В рамках SERM маркетологи ищут и нейтрализуют негативную информацию о конкретном бренде, которая высвечивается поисковыми системами в ТОПе выдаче при его поиске. Из первых 20 страниц поисковиков вытесняется негатив — путем нейтрализации или замещения позитивом.
Говоря проще: ORM — общая работа над репутацией, а SERM — ее узкое направление.

Кому необходим репутационный маркетинг


Итак, какому именно бизнесу нужен ORM? Ответ прост — любому. Работать над своим имиджем нужно и в самом начале пути развития, когда клиентов толком нет, и уже собрав достаточную клиентскую базу. Теоретически, репутационный маркетинг можно проигнорировать полностью. Но в таком случае вы даете огромное преимущество конкурентам и обеспечиваете себе почти 100% вероятные проблемы с доверием ЦА в будущем.

Важно: Многие компании начинают работать с онлайн-образом в кризисные ситуации. В таких условиях создать нужный интернет-имидж становится гораздо сложнее. Чтобы не допускать серьезных проблем с репутацией, рекомендуется начинать работу с ней с самого основания компании.

Полезным ORM будет для:
  • Представителей B2C бизнеса;
  • Представителей B2B бизнеса;
  • Общественных деятелей;
  • Представителей власти;
  • Коммерческих сайтов;
  • Экспертов (врачи, репетиторы, риелторы) и не только.
Особенно актуальным подключение репутационного интернет-маркетинга будет, если вы:
  • Столкнулись с откровенно черным пиаром со стороны конкурентов;
  • При поиске своей компании, бренда, имени в поисковиках получаете в выдаче в первую очередь страницы с негативной информацией;
  • Вводите в ассортимент новый продукт, услугу;
  • Наблюдаете явное преобладание негативной информации о бренде/имени в интернете;
  • Столкнулись с кризисом и резким снижением уровня доверия целевой аудитории;
  • Заинтересованы в выстраивании сильного бренда, который будет ярко и выгодно выделяться на фоне конкурентов.
Подключать ORM можно на любом этапе развития бизнеса. Но чем раньше это сделать — тем меньше будет расходов. Причем касается это не только бюджета, но и времени. Создание нужной интернет-репутации занимает месяцы, а в особо трудных ситуациях — годы. Поэтому затягивать с комплексным репутационным маркетингом не стоит.

Плюсы и минусы ORM


При подключении ORM важно внимательно взвесить все «за» и «против» такого метода улучшения репутации в интернете. К первым относятся:
  • Возможность создания любой необходимой репутации продукта, бренда, личности;
  • Повышение уровня продаж за счет снижения силы влияния на целевую аудиторию негативных отзывов, комментариев;
  • Укрепление бренда и общей позиции на рынке;
  • Привлечение внимания целевой аудитории и расширение за счет этого клиентской базы;
  • Эффективная нейтрализация обоснованного и необоснованного негатива.
Еще одним плюсом ORM является возможность улучшения качества обслуживания, продукта, компании. Как это работает? Очень просто: комплексный репутационный маркетинг включает постоянный мониторинг всех упоминаний о бренде. Изучая негативные отзывы, маркетолог выносит из них основную информацию, которая в дальнейшем передается компании для проработки.

Есть у комплексного ORM и свои недостатки.

Первый и самый масштабный — объем работ. Улучшение репутации — это не один, не два и даже не десять сайтов.

Работа с интернет-репутацией подразумевает мониторинг и обработку упоминаний бренда на сотнях ресурсов. Естественно, выполнить ее самостоятельно практически нереально. Чтобы добиться действительно качественного результата и создать положительную, но при этом максимально естественную репутацию в сети, важно подключать команду маркетологов.

Второй минус — неодобрительное отношение пользователей к любым попыткам исправить ситуацию. Потребители не вникают в особенности рынка, конкуренции и бизнеса в целом и относятся к любому искусственному отзыву негативно, воспринимая его как обман. С таким минусом можно бороться только следующим образом:
  • Публикуйте отзывы с достоверной информацией;
  • Учитывайте язык целевой аудитории;
  • Доверяйте работу с отзывами ORM-маркетологам.
И третий минус заключается в длительности результата. Если не использовать SERM, то эффект улучшения репутации может оказаться вовсе незаметным на первый взгляд (т.к. в поисковой выдаче останется прежний образ). Если же работать с ORM комплексно, то на получение реально заметных результатов могут потребоваться месяцы.

Практические советы по ORM

Если вы заинтересовались собственной репутацией в интернете и готовы начать работу над ней, придерживайтесь следующей последовательности действий:
  • Поиск. Погуглите информацию о своем бизнесе, имени, бренде. Определите, в каком ключе представляет вас поисковик: позитивном или негативном. Перейдите по первым ссылкам и почитайте отзывы. Подсчитайте, какие из них преобладают (положительные или отрицательные).
  • Общение. Начните работу над репутацией с обычных ответов. Постарайтесь дать обратную связь всем пользователям, которые поделились своим негативным опытом сотрудничества с вами.
  • Работа над качеством. Проведите анализ негативных отзывов и улучшите качество предоставляемых товаров, услуг, чтобы исключить риск возникновения аналогичного недовольства у других клиентов.
А вот пытаться самостоятельно публиковать отзывы не стоит. Во-первых, это элементарно невозможно (все сервисы хорошо заточены на определение фейков, обойти актуальные алгоритмы анализа комментариев без сторонней помощи — почти нереально). А во-вторых при публикации отзывов крайне важно сохранить баланс между «улучшение репутации» и «поддержание доверия потребителей».

ORM — мощный репутационный инструмент. Но его эффективность зависит только от того, в чьих именно руках он находится. Попытки самостоятельного улучшения репутации могут в прямом смысле стать фатальными и привести к элементарной блокировке бренда, компании на сайтах-отзовиках и резкому снижению уровня доверия ЦА.

Поэтому если вы и заинтересованы в ORM, то изначально доверяйте такую работу опытным маркетологам, чтобы гарантированно получить результат и иметь возможность улучшать сам бизнес, а не его образ.


 
  • Теги
    online reputation management orm управление репутацией
  • Сверху Снизу